На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 812 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Холодок
    Здравствуйте все. Следует так же принять во внимание существование "Тибетской книги Мёртвых" https://оракулполнойлуны...СЛАВЯНСКАЯ КНИГА ...
  • Анатолий
    Что за мир такой "Мир вечной вражды и бойни злых великанов Етум Хейн" ?СЛАВЯНСКАЯ КНИГА ...
  • Валерий Холодок
    Здравствуйте, тезка. Как-то, на мой взгляд, Вы очень расплывчато выразили своё мнение: видите ли, во Вселенной сущест...СЛАВЯНСКАЯ КНИГА ...

Значение животных у славян. Часть первая: Бык, Корова, Лошадь

Значение животных у славян. Часть первая: Бык, Корова, Лошадь

    В одной из статей я затрагивала растительную символику в узорах славянской вышивки. Сегодня хочу рассказать о животных, стилизованные изображения которых мастерицы умело вплетали в вышитые изображения на одежде.
    Сакральный смысл имело почти каждое животное, вне зависимости от того, было ли оно одомашнено, или носилось по лесам в вольном полете. Некоторые боги и демоны отождествлялись с животными, или умели в них оборачиваться. Постепенно исконные языческие поверья слились с более поздними, появившимися с приходом христианства. В итоге появилась весьма интересная смесь, вобравшая в себя смысл символов из обеих составляющих.

Корова, бык

    Одни из наиболее почитаемых животных. Воплощение силы Земли, достатка и плодородия. Скорее всего, это просто логический вывод предков — если в доме есть корова, значит, есть молоко, масло, творог, сметана, сыр; и значит, семья не будет голодной. Краюха хлеба и кувшин жирного молока — и сыт на пол-дня. Проверено. В летнее время первые блюда просто не лезли — и так жарко, а тут еще и горячий суп. Но вот молоко с какой-нибудь мучной вкуснятиной уходило на "ура". У многих народов мир держится на трех быках: например, сербы в основу ставили быков четырех мастей — белой, красной, черной и соловой (желто-золотистой с белой кисточкой на хвосте).
    Культ быка очень древний. Животное жертвенное — его мясо часто использовалось в обрядах. После крещения появился ритуал, в котором жертвенного быка закалывали на Ильин день, и впоследствии хранили его косточку. По преданию, она приносила удачу во многих аспектах жизни славянина: от удачи в простой рыбалке до глобального счастья в рамках одной семьи. Точная дата появления ритуала неизвестна, но сохранились записи историка из Византии, некоего Прокопия Кесарийского: он в своих заметках оставил о нем воспоминание, и указал, что жертвы посвящались богу-громовержцу славян. Христианский Илья-пророк перенял все черты Перуна, поэтому можно сделать соответствующий вывод. Облик быка принимали мелкие духи — хранители скрытых сокровищ и небольших водоемов.
    Если бык принадлежал грозному богу, и не отличался мягким нравом, то корова была его полной противоположностью. Тепло и уют, покой в доме, ощущение защищенности — все это приравнивалось к священному животному. Недаром славяне считали, что самым безопасным местом будет то, на которое легла корова. Кормилицу оберегали, как могли — и от злых людей, и от враждебной нечисти. Старались не резать ее на мясо — это считалось плохим знаком. А если корова переживала своих хозяев, то оплакивала усопших не хуже любого человека. Это животное имеет большое значение в свадебном ритуале славян: помимо остального приданого, молодая жена приводила в дом к мужу корову или телку, а их рога считались сильнейшим оберегом от злых сил. Взять хотя бы кику — двурогий головной убор был не только символом замужней женщины, но и ее защитой от болезней и сглаза.
    Кроме Земли, эти животные были связаны со стихией Воды: считалось, что дождь — это молоко коров, которые пасутся вместе с быками на небесных пастбищах. С этим связано множество примет: так, если во время дойки молоко сильно вспенивалось, то в скором времени пойдет не менее сильный дождь. То же сулило подпрыгивание коров на пути с пастбища домой, особенно, если они поднимали головы и мычали, выкликая таким образом своих сородичей в небесах.
    Удой повышали водой: обливали скотину и пастуха заговоренной водой, или гнали на выпас в росу. Воде жертвовали и первое молоко раздоенной телки: выливали его в реку или ручей.
    Одно из существенных магических различий коровы и быка — в последнем не может затаиться злой дух. Если в селе замечали костлявую, тощую корову черной масти — быть беде, значит, пришла Коровья смерть, несущая мор всей крупной скотине. В корову же перекидываются ведьмы.

Лошадь

    Это еще одно животное, пользовавшееся заслуженным почетом. Как и корову, лошадь можно было счесть кормилицей: зачастую именно она тянула плуг в полях, чтобы человек мог посеять хлеб.
    В некоторых мифах славянских народов сказано, что солнце через небосвод тянут кони. Отсюда и традиционное украшение избы — солярные символы и конек на крыше.
    Основной смысл лошади как символа — проводник между мирами. В былинах конь дает богатырю мудрые советы, помогает преодолеть препятствия и сопровождает на протяжении всего приключения, при необходимости идя за ним и в Навь. А еще конь мог предсказать судьбу, поэтому волхвы часто пользовались этим его умением, широко применяя лошадиную "помощь" в обрядах.
    Конь связан и с громовержцем: Перун ездил верхом, а Илья-пророк — в колеснице, запряженной лошадьми. Гром у славян был не чем иным, как топотом копыт божественного скакуна. Но есть у животного и темная сторона: злые силы часто имели в облике лошадиные черты — уши, копыта или хвост. А если появилось подозрение на то, что во дворе шалит нечисть, то ее можно было рассмотреть, надев конский хомут — особенно часто удавалось разглядеть домовых, овинников и прочую "одомашненную" нечисть.

Картина дня

наверх