На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    Сами себя опровергаете !  ???    «таких Богов» - и тут же – «по разным Религиозным конфессиям» « огромное множество»...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    «А рабом человек» - АБРАКАДАБРА ! Человек не может быть рабом , человек это сотворец бога ! А людей делают р...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    Мозг никак не может быть калькулятором, он управляет всеми 12-ю системами…» - Это лишь подтверждает что мозг примитив...10 мифов о язычестве

Образ райских цветов — сардоникс

Образ райских цветов — сардоникс

Одна из самых красивых легенд, относящихся к происхождению этого камня, гласит, что образ минерала был “срисован” с цветов, растущих в Эдеме. Сам Сатана создал его по их образу и подобию, надеясь на то, что в будущем люди возжелают этот самоцвет так же сильно, как некогда хотелось Еве обладать удивительной красоты цветами, и в человеческом мире верх возьмут такие качества, как ненависть, жестокость и алчность. Но расчет Сатаны оказался неверным: вместо того, чтобы сеять вокруг себя хаос, сардоникс стал для многих народов камнем, символизирующим удачу и счастье в чистом виде.

Перстни и камеи

На самом деле сардоникс — не отдельный минерал, а одна из многочисленных разновидностей сердолика, но на последнем я не буду сейчас заострять внимание, хотя он тоже весьма интересен. Сардоникс упоминается в Библии под именем “сардис”, — по мнению Плиния Старшего, это название было дано минералу в честь города Сарды (Лидия, Греция). Считается, что именно там его обнаружили впервые, но исследователи не исключают версию появления названия в Персии, откуда оно и пришло вместе с сардониксом. Мне больше по душе первый вариант, в пользу которого говорят многие факты. Так, с греческого имя камня переводится, как “сардийский камень”. В античные времена этот город славился своим рынком, на котором продавались драгоценные и полудрагоценные камни всех цветов радуги, и оттуда их развозили по всем уголкам мира, где многие образцы были в новинку, так как их видели там впервые. Та же участь постигла и сардоникс. Очень скоро он стал известен в большинстве стран, и практически в каждой из них его считали благородным камнем. Ценили его и “потребители”, и мастера, так как свойства и оттенки сардоникса поистине уникальны. Может, поэтому во множестве биографий сильных мира сего встречаются упоминания об изделиях из этого минерала?

Взять, к примеру, Птолемея — родоначальника знаменитой царской династии Египта, который в свое время был военачальником Александра Македонского. Именитый персонаж везде и всюду, даже в военных походах, таскал с собой кубок из сардоникса. Согласно преданию, Птолемей искренне верил в чудодейственную силу кубка, считал его сильнейшим из своих талисманов, способным защитить владельца от влияния яда в любом количестве. Кроме того, питье из этого кубка лишало Птолемея сомнительного удовольствия, коим было похмелье. Учитывая объемы античных возлияний, невольно начинаешь верить в волшебные свойства сардониксовой чаши, хотя злые языки говорят, что греки и римляне не пили вино в чистом виде, а употребляли его только сильно разбавленным. По идее, от такого напитка голова будет болеть еще сильнее, но Птолемей удачно избежал данной участи. Наследница его фамилии, царица Клеопатра, тоже не обделяла минерал вниманием — в ее ведении находилось множество украшений с этим камнем, и предпочитала хранить некоторые косметические средства в сосудах, искусно выточенных из сардоникса, в частности, порошок, на основе которого изготавливали пасту для подведения глаз.

Римляне облюбовали перстни с сардониксом, причем женщины их не особо уважали, а вот мужчины носили с удовольствием. Перстни использовались не только в качестве самостоятельного украшения, но и как полноценная печать. Ее уникальность заключалась в том, что к камню, обработанному особым образом, не прилипал ни сургуч, ни воск, поэтому ставить оттиск такой печатью — одно удовольствие. По крайней мере, мне так кажется. Подобные печатки-печати вошли в моду с легкой руки Сципиона Африканского, римского военачальника. Будучи не последней фигурой в кругах античной знати, Сципион легко привил своему окружению любовь к сардониксу, так как и сам, по примеру Птолемея, искренне считал, что камень обладает недюжинной магической силой.

Естественно, такая любовь населения к сардониксу не могла остаться незамеченной для асоциальных элементов, а подделка драгоценных и полудрагоценных камней во все времена была весьма прибыльным делом (особенно если присутствует доля удачи и руки растут, откуда требуется). Поэтому на рынке сардоникса стало в несколько раз больше, чем было добыто. Однако не стоит думать, что подделка давалась аферистам за здорово живешь — изготовить качественный “аналог” было не так-то просто. Для его создания брали несколько видов поделочного материала, которому и в базарный день цена была 50 рублей за ведро. Далее из каждого вида вытачивали пластину, и склеивали их между собой, имитируя структуру оригинального сардоникса. Но, судя по количеству подделок, обнаруженному археологами при раскопках в разных частях света, дело все-таки было достаточно прибыльным, и подделки были в ходу наряду с натуральным камнем.

После античного периода интерес к сардониксу как-то поутих, и следующий его виток пришелся на эпоху Возрождения. Учитывая необычную многослойную расцветку камня, и его невысокую стоимость, он стал настоящей находкой для ювелиров. Из сардоникса делали все, начиная от изысканных украшений и заканчивая вазами, статуэтками, чашами и множеством других предметов для украшения интерьера, в том числе — отделки мебели. Но главное, для чего сардоникс использовался во все времена — изготовление камей. Камея, по сути, представляет собой обычный барельеф, но со своей долей “необычности”: ее изготавливают из нескольких видов камней, создавая рисунок из более темного минерала на фоне из светлого. Сардоникс же позволяет изготавливать камеи из одного камня, за счет своей многослойности. Итогом становятся невероятно красивые изделия.

Оттенки и месторождения

Я уже упоминала, что сардоникс является разновидностью сердолика. Другими ближайшими родственниками этого минерала считаются оникс и агат, благодаря чему в литературе научного толкования его иногда называют ленточным агатом, или агатовым ониксом. Содержание кремния в сардониксе порой достигает 99%, остальная часть приходится на примеси вроде оксида железа, который и обеспечивает камню красно-оранжевые оттенки. Прочий спектр получается благодаря оксидам других металлов и кальцию. За счет подобного состава сардоникс в большинстве случаев не отличается прозрачностью, но изредка встречаются экземпляры, просматривающиеся вглубь примерно на 4 см, и это достаточно неплохой показатель. Что касается цветовой гаммы, то она весьма разнообразна, и в особенности покажется привлекательной людям, предпочитающим теплые оттенки. Здесь их множество — начиная от светлых, вроде бежевого и нежно-медового, продолжая более яркими желтыми, красными и оранжевыми, и заканчивая темно-коричневыми, вплоть до черного. Все их принято делить на “мужскую” и “женскую” группы. К первой относятся минералы с ярко выраженным полосатым рисунком: здесь более четкие линии и сочные цвета. Вторая группа по своему внешнему виду больше напоминает янтарь, так как представлена нежными оттенками с плавными переходами цвета.

Твердость сардоникса оставляет желать лучшего — примерно семь единиц по шкале Мооса, да и плотность невелика. Сложить одно с другим — и получаем кучу мелких царапок на изделии от контакта с чем-то более твердым, а то и сколы, и трещинки от удара. Словом, ни разу не алмаз. Но эти же показатели делают камень излюбленным материалом для начинающих резчиков, потому что сардоникс великолепно поддается обработке. Судите сами — его использовали с незапамятных времен, и мастерам тогда не были доступны технологии, которыми обладают современные ювелиры. Но даже в античности резчики ухитрялись создавать настоящие шедевры, которые дошли до наших дней и стали своеобразными свидетельствами искусства минувшего времени.

Конечно, поддельный сардоникс ваяют и сегодня, но в то же время ведется добыча натурального. Лучшие месторождения — в Индии и на Аравийском полуострове, в Южной Америке, Алжире, США и Египте. В России тоже есть свой кусочек сардоникса — на берегах Колымы.

Сардоникс в литотерапии

Не устану повторять фразу Олега Середина: “Мажетесь, мажетесь всякой дрянью, а мне вас лечи потом”. И неважно, что данный персонаж существует только на страницах книг — это не мешает ему изрекать умные мысли. И ведь действительно — что должно двигать человеком, чтобы он, почувствовав недомогание, принялся толочь иглы дикобраза и смешивать их в равных пропорциях с жареным подорожником? Но там хоть органические ингредиенты, а вот литотерапия по прежнему остается для меня тайной за семью печатями.

Изначально сардоникс, точнее, его порошок, образующийся в процессе изготовления различных поделок, нашел свое применение у знахарей в качестве кровоостанавливающего средства. Его измельчали буквально в муку, просеивали на предмет избавления от более крупных фракций и присыпали им рану. Использовали его и для лечения открытых переломов (видимо, гипс на его основе накладывали — другого варианта мой воспаленный мозг придумать не сумел). Словом, позиционируется данное средство в качестве отличного способа для ускорения регенерации тканей. Оно же лечит ЖКТ, щитовидку, и помогает восстановить иммунитет после затяжной болезни.

Литотерапевты уверены — если в течение длительного времени носить серьги с сардониксом, то можно избавиться от проблем со слухом, буквально используя украшение в качестве природной альтернативы слуховому аппарату. И, кстати, не будет лишним упомянуть о разделении “полномочий” между “мужскими” и “женскими” камнями. Считается, что они оказывают на организм разное влияние. Первые применяются для заживления ран, как внешних, так и внутренних вроде язвы желудка, вторые зарекомендовали себя в качестве тонизирующего средства, и для лечения женских болезней.

Популярен сардоникс и среди оккультной братии, которая с радостью берет его с собой в качестве спутника в астральных путешествиях. Минерал обостряет восприятие тонкого мира, способствует усилению способностей к ясновидению, а его яркие представители защищают своего обладателя от колдовского воздействия. Пригодится сардоникс и далекому от всех этих “штучек” человеку, не лишенному доли мистицизма, в качестве щита от порчи и сглаза. Люди с тонкой душевной организацией, чувствительные к критике и неудачам, оценят способность минерала создавать ощущение гармонии, которое помогает легче преодолеть временные неурядицы и не угодить в затяжную депрессию. Вообще, сардоникс способствует повышению самооценки и придает уверенности в себе, так что с таким помощником можно уверенно двигаться к цели, не боясь сделать шаг не в ту сторону — камень защитит от лже-товарищей, и добавит капельку удачи, которой иногда так не хватает для достижения желаемого. Популярен сардоникс и среди путешественников, так как с древних времен считается оберегом в дальней дороге.

Поклонники любовной магии оценят амурные свойства сардоникса: чтобы сделать имеющийся союз максимально долговечным и прочным, нужно поставить дома на видном месте шар из этого минерала. Считается, что он приносит в дом недостающую гармонию. Конечно, если самим ничего не предпринимать для укрепления отношений, то тут и сотня шаров не поможет, поэтому не стоит перекладывать все заботы на камень — он может только помочь, но не сделать всю работу за вас.

Самая знаменитая камея

Изображения на камеях всегда отличались разнообразием. Сейчас это в основном портреты “таинственных незнакомок”, но встречаются и пейзажи, и, что гораздо реже, парные портреты или сценки из мифов. С одним камнем работать гораздо удобнее, чем выпиливать несколько слоев из разных пластин и потом склеивать их воедино.

Самой знаменитой считается камея Гонзага (15,7х11,8 см), названная так по имени одного из ее владельцев, изготовленная в III веке до нашей эры. Исследователи склоняются к мысли, что на камее из трехслойного сардоникса изображен один из египетских правителей, Птолемей II Филадельф, вместе со своей сестрой-женой Арсиноей.

На переднем, красно-коричневом плане, изображен сам царь: неизвестный мастер весьма искусно вырезал его портрет, включая мельчайшие детали. Можно легко различить волосы, шлем, украшения в виде голов Фобоса и Медузы, плащ. Сразу за мужским профилем — женский, светлый, но чуть темнее лица царя. Искусство мастера пережило века — камея путешествовала от одного владельца к другому, каким-то чудом ухитрилась уцелеть, и теперь хранится в Эрмитаже.

Источник

Картина дня

наверх