На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 815 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник
  • Рауф Растов
    Замечательная статья! Спасибо автору!Иван Чай пробужда...
  • Валерий Василенко
    Кипрей растет повсеместно-  собирайте и делайте чай сами.  Технологию посмотрите в интернете, там ничего сложного, но...Иван Чай пробужда...

Восстания волхвов. Часть первая

Восстания волхвов. Часть первая.

Учителя и целители, пророки и заклинатели стихий — волхвы языческой Руси были весьма многогранными личностями. О них сохранилось очень мало сведений, поскольку все они уничтожались в процессе христианизации. Те, что остались в церковных летописях, вряд ли могут считаться объективными: бесопоклонники, служившие идолам и склонявшие к этому же наивные души дикарей, априори не могли быть положительными персонажами. Но так ли это?
Благодаря поучениям христиан, направленным на искоренение язычества, почти все волхвы и их последователи остались безымянными. Но даже та скудная информация, которую удается извлечь из монастырских летописей, прошедших сквозь цензурное сито, позволяет создать образ волхва тех времен. На редких миниатюрах он изображается в длинной светлой одежде, с вышитым оплечьем. На новгородской миниатюре волхв носит длинные волосы, но безбород. Полагаю, что большинство представителей этого сословия все же могли похвастать длинными бородами, за исключением женщин, которые тоже упоминались в этом качестве.
Это отдельная категория, одинаково близкая и князю, и простому крестьянину, к которой и тот, и другой шли за советом и подсказкой. Не исключено, что в небольших селениях мнение волхва могло считаться превыше княжеского. Полагаю, что и в крупных городах правители прислушивались к его советам. Он следил за соблюдением обрядов, за состоянием святилищ, проводил праздники. Кроме прочего, волхв ведал свойства трав и составлял снадобья от болезней, наблюдал звезды и мог делать по ним прогнозы на будущее. Многое знали волхвы, потому правители или приглашали их к себе, чтобы те обучали юных княжичей, или же отдавали наследников мудрецам. Крещение Руси стало для них темным временем, изменившим привычный уклад жизни. Что с ними стало после этого события?

После крещения волхвы не исчезли, и на княжьем престоле даже сидел один из них. Речь о правнуке печально известного князя Владимира — Всеславе Брячиславиче. Современники прозвали его Всеславом Вещим, или Чародеем. Люди поговаривали, что родился он от волхвования, в сорочке, да к тому же на теле метку особую имеет: "Се язвено навяжи на нь, да носить е до живота своего". Сейчас эту фразу трактуют двояко: либо у князя было родимое пятно, которое он прятал под повязкой, либо он родился "в рубашке", и носил ее кусочек как оберег. "Слово о полку Игореве" повествует о трех дарах, которыми наградили волхвы своего ученика: предсказание, морок и оборачивание волком, туром и соколом. Он был полоцким князем, подчинившим Прибалтику и успешно бравшим дань с первых литовских князей. Также он ходил на Новгород и Псков — по одной из версий, высказанных историками, причиной эти набегов была месть своему прадеду за разрушенный в 980 году Полоцк. Не вдаваясь в исторические подробности, коих немало, скажу лишь, что во всех многочисленных отрядах Всеслава всегда были языческие волхвы. Вместе с тем, в период его правления строились и христианские церкви, так что это весьма неоднозначная личность.

Немногим ранее, в 1024 году, именно волхвы подняли восстание против новой веры. Поводом послужила засуха в Суздальской земле, и последовавший за ней неурожай.
В се же лето въсташа волъсви в Суждали, избиваху старшую чадь къ дыяволю наущенью и беснованью гаголяще яко си держать гобино. Бе мятежь великъ и голод по всеи тои стране. Идоша по Волзи вси людье в Болгары и привезоша жито и тако ожиша. Слышав же Ярославъ волхвы приде Суздалю изъимавъ волхвы расточи, а другым показны, рек сице: «Бог наводить по грехомь на куюждю землю гладом или мором ли ведромь ли иною казнью, а человекъ не весть ничтоже.
Ярослав, прозванный Мудрым, подавил всплеск народного недовольства, так как оказался в нужное время в нужном месте: он направлялся в Суздаль за данью. Официально пока что нет верной трактовки события: некоторые историки расценили его, как доказательство существования на Руси феодального общества, а их оппоненты склоняются к традиционному.

Одновременно с походами Всеслава Чародея волхвы противились насаждению новой веры по всей Руси. Восстания вспыхивали то в одном месте, то в другом. Примерно с 1071 года Новгород, Ярославль, Белоозеро и даже Киев — во всех этих городах нашлись недовольные, которые вверили свои жизни древним богам и их служителям. Все попытки что-то изменить заканчивались неудачей. Собственно, как и в любой борьбе за власть, последнее слово осталось за сильнейшим. Я не буду идеализировать волхвов, они люди, статус которых веками пользовался неоспоримым авторитетом; а тут их сдвинули, как сейчас говорят — вывели из зоны комфорта. Естественно, они пытались бороться за свое благополучие. Не удалось.


Из перечисленных наиболее известно новгородское восстание, усмиренное Глебом Святославичем. Летопись говорит так: "Вълхв въстал при Глебе (Святославиче, внуке Ярослава Мудрого)… Глаголашеть бо людьм, творяся акы бог и мъногы прельсти – мало не вьсего града… И бысть мятежь в граде и вьси яша ему веру и хотяху побити епископа… И разделишася надъвое: кънязь бо Глеб и дружина его сташа у епископа, а людие вьси идоша за вълхва...". То есть конфликтующих сторон две: Глеб с дружиной, и безымянный волхв… с остальным населением Новгорода. Можно представить силу духа славян, и через столько лет не смирившихся с навязанной религией. Но без идейного вдохновителя, без вожака наши люди редко могут что-то довести до конца. Глеб убил волхва. Лишившееся предводителя воинство разбрелось по домам. Летописцы воздали хвалу князю, назвав его героем.

Новгородцы утихли, но не простили: в скором времени Глебу пришлось бежать от их гнева. Князь погиб в 1788 году, убитый чудью.
Продолжение следует.

Источник

Картина дня

наверх