На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 815 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей
    Некорректно писать об Язычниках и ссылаться на Ветхий завет тем паче, что в начале было не слово, а мысль.Язычник
  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник
  • Рауф Растов
    Замечательная статья! Спасибо автору!Иван Чай пробужда...

Караундж: обсерватория, святилище, или загон для скота?

Караундж: обсерватория, святилище, или загон для скота?

Весь мир знаком с британским Стоунхенджем. Люди не устают восхищаться скоплением мегалитов, а ученый мир по прежнему высказывает предположения о том, что это такое, и с чем его едят. Ничего не имею против Стоунхенджа, единственное, что немного коробит, так это забвение прочих подобных чудо-строений на его фоне. Отличный пример тому — Зорац-Карер, что на юге Армении.

Великанья стройка

Страна камней — так еще называют Армению. Они поют, предсказывают будущее и шепчут древние легенды тем, кто изъявил желание их слушать. Благодаря камням, закрывающим горизонт, у старожилов бытует байка — мол, и вовсе у Армении никакого горизонта нет. Зато есть каменные лабиринты и сады, на страже спокойствия которых уже несколько тысяч лет стоят окаменевшие воины-исполины.

Как водится, в ученом мире нет единого мнения ни о предназначении армянского Стоунхенджа (так часто называют Зорац-Карер), ни о точном возрасте менгиров. Сошлись только на том, что эти камни старше египетских пирамид, и им примерно 5000-7500 лет. Авторы постройки неизвестны — о них можно узнать только из старых легенд, окружающих Зорац-Карер. Одна из них гласит, что каменное воинство обязано своим появлением племени карликов, которое некогда обитало в здешних местах. Миниатюрные строители затеяли большой проект, но никак не могли его завершить — сил не хватало. Тогда карлики обратились за помощью к своим старшим братьям, великанам. Добродушные гиганты согласились помочь, и вскоре 223 каменных плиты высотой от 1,5 до 2,8 метра разместились на площади в 7 га. Вертикально установленные менгиры стояли в разном порядке: некоторые повторяли форму эллипса, иные “держались” относительно прямой линии, а третьи стали дольменами, выстроившимися буквами Т и П. Младшие родственники остались довольны результатами строительства. Однако это только первый вариант легенды.

Согласно второму варианту, мегалитический комплекс носит название Гошун-Даш, что в переводе — “войсковые камни”. Ни карлики, ни великаны к его созданию не имеют никакого отношения. Здесь, согласно легенде, нашел свой покой могучий военачальник, вместе со своими бойцами. Над могилой полководца установлен дольмен, а над его воинами — отдельные мегалиты, размер которых указывает на знатность павшего. Легенда ничем не подтверждена — мародеры, которые не поленились пролазить плато вдоль и поперек, очень надеялись найти богатое обмундирование, и вообще хоть какие-то признаки захоронения (на сегодняшний день обнаружено только одно). Искали долго, невзирая на опасность: каждый менгир весит не одну сотню килограмм (максимальный вес — около 8,5 тонн), и если бы хоть один сорвался, то похоронил бы горе-копателей.

Караундж

Караундж еще называют поющими камнями, и он тоже входит в состав армянского Стоунхенджа. Отличить “певцов” очень просто: 80 камней из 223 имеют круглые отверстия в верхней части. Они однозначно сотворены руками человека, но для чего древние сделали из менгиров увеличенную копию “куриного бога” — неизвестно. Вряд ли только для того, чтобы послушать музыку ветра, хотя он тот еще затейник — порой выводит такие мелодии, что маститым композиторам и не снилось. Но несколько тысяч лет назад у неизвестных творцов были, скорее всего, сугубо утилитарные цели, поэтому сверление огромных глыб только ради музыки кажется чем-то фантастическим. Тогда какова была эта цель? Исследователи разных стран строят разные гипотезы, и какой из них верить — каждый решает сам для себя.

Простую до неправдоподобности версию предложила исследовательница из США, Соня Коул. В своей книге “Неолитическая революция” она весьма убедительно доказала, что именно на территории нынешней Армении некогда начали культивировать пшеницу и ячмень, что делает ее родиной этих злаковых. К тому же Соня вывела теорию (и попыталась ее доказать), что в этой же местности впервые одомашнили овец и лошадей. Этакая родина скотоводства. Всем хороша гипотеза, да только поклонники легенд и сказаний напрочь отказываются с ней соглашаться. Судите сами: если принимать слова Сони за истину, то Караундж, по ее мнению, не что иное, как основа для загонов. То есть именно на менгиры крепился основной забор, а удивительные узоры из эллипсов и спиралей — всего лишь прочные опоры. А что касается Караунджа, то тут все еще проще — в отверстия продевались веревки, на которых скотоводы развешивали шкуры, служившие дополнением к ограде. По моему скромному мнению такая масштабная работа никак не могла быть проделана только ради того, чтобы содержать в таких “загонах” домашних животных. Как говорится, овчинка выделки не стоит.

Вторая теория имеет под собой сугубо эзотерическую почву. Согласно этой версии, скопление мегалитов на плато — не что иное, как некрополь и святилище в одном флаконе. Отверстия в камнях предназначались для общения с богами и духами павших: менгиры, наделенные голосом при помощи этих отверстий, ловили ветер и доносили слова богов до жрецов. Более того, эти же отверстия служили проводниками в мир мертвых, этакой лодкой Харона. Разница в том, что Харон перевозил бестелесных путников только в одну сторону, а менгиры пропускали их и обратно. Конечно, не постоянно, а только в случае опасности для живых потомков. До сих пор люди приходят в Караундж, чтобы испросить совета у поющих камней. Ветер на плато прекращается очень редко, поэтому камни всегда готовы побеседовать с тем, кто умеет слушать.

Выводы радиоастронома

Зорац-Карер не сумел надолго сохранить свою популярность. Конечно, местные прекрасно знакомы со всеми легендами, которые его окружают, но никакой всенародной славы скопление менгиров не получило. Природа не терпит пустоты, а потому бурьян и сорная трава постепенно завоевывали землю вокруг мегалитов. Но в 1994 году радиофизик, он же радиоастроном Парис Геруни основал на Зорац-Карер несколько экспедиций. Все они были посвящены исключительно изучению Караунджа.

Результатом исследований стало весьма необычное предположение: по мнению Геруни, Караундж не что иное, как древнейшая обсерватория. Ученого подняли на смех. Однако радиоастроном не сдался, и продолжил исследовать и доказывать. Очень много съемок проводилось во время солнцестояний и равноденствий, а также во время заката и восхода солнца. Геруни доказал, что 17 менгиров Караунджа предназначены именно для наблюдения за фазами Солнца и Луны.

Эта гипотеза подтвердилась еще одним, более солидным для научных кругов исследованием, которое проводило Королевское географическое общество Великобритании совместно с Оксфордским университетом. Ученые не только подтвердили догадку Геруни, но и предположили, что Караундж — одна из древнейших обсерваторий мира.

Путешествие на плато

От Зорац-Карера до ближайшего населенного пункта — всего несколько километров пути, так что при желании и сопутствующей хорошей погоде можно прогуляться пешком. Город Сисиан, недалеко от которого и расположен мегалитический комплекс, находится в паре сотен километров от Еревана. Местность на пути к менгирам весьма живописная, а население — раз, два и обчелся. Так что прогулку на плато можно назвать своего рода терапией — предполагаю, что немногие из нас могут похвастать частым и регулярным времяпрепровождением наедине с природой.

Несмотря на легенды, окружающие Зорац-Карер, которые должны вызывать какое-то благоговение у посетителей (ну или хотя бы уважение к древнему памятнику), и тут находятся вандалы-туристы, коим не лень расписывать менгиры собственными автографами. Помню, как подобное поразило меня в Лазаревском — вокруг местных дольменов были разбросаны банановые шкурки, бумажки от шоколадок и конфет, пустые пластиковые бутылки — словом, сплошная цивилизация. А на деревьях, растущих прямо над дольменами, наряду с красочными ленточками завязывались и обрывки целлофановых пакетов, и какие-то непонятного происхождения бечевки, и даже носки.

Лазаревское. Один из дольменов Свирского ущелья (состояние на 23.08.12), фото автора

Это кем надо быть, каким поросенком, чтобы так себя вести? Дело даже не в том, что работники должны следить за чистотой вокруг дольменов (а они физически не справляются — слишком большой поток посетителей), а в отношении самих туристов. Если ты свинья — сиди дома, не порти природу.

В Зорац-Карере нет никакой охраны. Видимо, этим любители “оставить о себе память” и пользуются. Полагаю, что если бы за подобное варварство накладывали какие-то денежные штрафы (желательно весомые для среднего кошелька, тысяч этак на 500 рублей), то и желание рисовать на памятниках древности резко поубавилось. Но увы — таких законов нет, а если и есть — никто их не придерживается, и не следит за их исполнением.

Если вдруг решите посетить армянский Стоунхендж — и думать забудьте про автографы. Никакой помощи от предков вы за это не получите, а карму себе попортите. А для собственно общения с праотцами требуется всего-то найти мегалиты под номерами 60, 62 и 63. Считается, что именно у них сохранилась волшебная сила, и менгиры помогут осуществить заветную мечту. Для этого нужно посетить их на восходе или закате солнца, и прошептать в отверстие просьбу. Если повезет, то услышите мелодичный ответ — настроение, которое навеет тихая мелодия, и будет ответом на ваш вопрос. Если же Караундж промолчал — не беда. Значит, помощь вам не требуется, и озвученная проблема решится вашими собственными силами.

Источник

Картина дня

наверх