На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 815 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник
  • Рауф Растов
    Замечательная статья! Спасибо автору!Иван Чай пробужда...
  • Валерий Василенко
    Кипрей растет повсеместно-  собирайте и делайте чай сами.  Технологию посмотрите в интернете, там ничего сложного, но...Иван Чай пробужда...

Что мы знаем о Кощее Бессмертном

Кощей или Кащей? Сразу вспоминается фильм - сказка с названием "Кащей Бессмертный (то есть бес смертный)", но современные филологи рекомендуют писать "Кощей", как более правильный вариант.

Когда мне в детстве бабушка Лена рассказывала сказки, то я всегда думал, почему Кощея так все ненавидят? Понятно, что он враг добрых героев, таких как Иван-царевич и его желание разбить Кощею яйцо тоже вполне логично, тем более он его невесту украл. Но вот чем он не угодил той же Бабе-Яге? Если в сказке нет Кощея, эта старушка воплощение зла, готова сожрать хоть Василису, хоть Ивашку; но как только появляется в сказании Кащей, то она того кто на бой с ним идет и накормит, и напоет, и в баньке попарит. Ощущение, что Кощей иноземный захватчик и наша доблестная нечисть готова объединиться с положительными героями для общей победы. И действительно, есть такая былина "Кощей-богатырь". Суть в ней такова, был богатырь самый сильный на Руси, освобождал он с товарищами людей из плена. Товарищи же его и предали. Заточили богатыря в подземелье и сковали цепями. Постепенно стал забывать богатырь, кто он и откуда, называть себя Кощеем стал, что значит "тощий, худой". Обиду только помнил он. Удалось ему освободится и захватить власть над теми кто его поработил. Собрал он войско из них и двинулся на Русь.

Находил я сведения, что Кощей сын Чернобога, а то и сам это Чернобог. Но Кощей это восточнославянский персонаж, а Чернобог бог балтийских славян, так что тут я считаю чистой воды выдумка их родство. Чернобогу еще приписывают отцовство над Вием и Горынычем.

Читал я и такую легенду про языческих богов. Якобы был Кощей пленником Морены (Мары) в Подземном царстве и случайно его выпустил на волю Дажьбог. Кощей обещал Дажьбогу, что простит его за то три раза. Дажьбог рассказал о том Морене. Она пригласила его к себе во дворец и околдовала его, влюбился он в нее без памяти. Только кроме Дажьбога, заключила Морена в тайне союз с Кощеем. Но Сварог узнав о том прогневался на нее и прогнал. Ушла она к Кощею, а Дажьбог все еще под чарами отправился ее искать. Когда нашел, трижды бился он с Кощеем и трижды проиграл. Но Кощей ему прощал это. Лишь на четвертый он побив Дажьбога приковал его к скале. Спасла Дажьбога другая богиня Жива, которая придала ему силы и победила Морену. От побежденной и обидевшейся на Кощея Морены, за то что не пришел ей на помощь он, узнал Дажьбог где смерть его спрятана. Нашел он ее на Мировом Древе в сундуке, в зайце, в утке, в яйце и сломал иглу. Только вместе с Кощеем погибла и земля вся, пришлось богам все заново восстанавливать. По смыслу легенда похожа на переосмысленную сказку про Ивана-царевича и похищенную Василису. Только девушек в легенде Кощей не похищал, она сама пришла, да и заколдован был тот кто ее искал, а не как в сказке похищенная Василиса.

Есть еще версия, что Кощей раньше был не кем иным, как Карачуном, злым богом, которому посвящена самая длинная ночь в году. В эту ночь выходил он из подземного царства пытаясь заморозить как можно больше людей и животных.

Слово "кощей" упоминается и в "Слове о полку Игореве". Оно связано с половецким ханом Кончаком, когда Игоря берут в плен он садится в "седло кощеево", самого хана Кончака называют "кощеем поганым".

Ну и самое на мой взгляд неожиданное, некий английский историк религии, живший на рубеже XIX и ХХ веков, Джеймс Джордж Фрезер, сравнивает Кощея с библейским Самсоном. В своем труде "Фольклор в Ветхом Завете" он сравнивает этих двух героев, и говорит о перемене двух ролей злодея и жертвы. В частности он говорит, что если про Самсона писали филистимляне то он был бы как раз злодеем, а Далила бы была невинной жертвой. А общее Фрезер приметил вот что, и Кощей и Самсон вожди своего народа, у обоих есть чудесная сила и их нельзя победить обычным способом, Самсон похищает филистимлянку Далилу и берет ее в жены и Кощей похищает девушек из другого народа, Самсон открывает секрет своей силы женщине и Кощей часто рассказывает как его убить похищенным девушкам, Кощей и Самсон попадает в плен и освобождаются благодаря своей силе.

Ну а что думаете вы по этому поводу?

Источник

Картина дня

наверх