На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 821 подписчик

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    «Парадокс Эйнштейна — Подольского « - Наука ее природы не знает !!! А Эйнштейн тоже , придерживался понятия – что ра...10 мифов о язычестве
  • Надежда Яблокова
    Не уподобляйтесь украинцам и "не копайте море ложками", как они. Всё о выходцах Атлантиды описано у Эдгара Кейси и та...Сотворение нашими...
  • Валерий Холодок
    Доброго утра, Малик. Понятно. Только что ж Вы так нервничаете, так эмоционально выражаете свои мысли, что не видите о...10 мифов о язычестве

День Дивы-Додолы Перуницы

 

  22-24 июля в стародавнии времена наши предки праздновали День Богини Перуницы. Перуница -(Дита (кельт), Dzydzilelya (польск.), Циця, Циза, Дидилия, Дзифилия, Додоле/Дудуле (болг.), Додилаш/Дудулейка/Додолице (серб.-хорв.), Пеперуда/Перперуна (серб.), Перыня, Перуница,)— Богиня грозы, молнии, дождя, весны, кормления детей. Супруга и помощница Бога Перуна. Также у славян Дива-Додола почиталась богиней лета, как времени года и лета человеческой жизни - молодости.

       С особенной любовью покровительствовала Додола молоденьким девицам, их забавам, песням, играм и причудам: гаданьям, верованьям - всем девичьим тайнам и секретам. К ней могли обращаться  только женщины-жрицы. В старину был обычай - в засушливое лето водить по деревне молоденькую девушку-сироту, увенчанную травами и цветами. Ее называли Додолой. У каждой избы участники шествия выстраивались в ряд, пели и танцевали. С ними танцевала и Додола. Хозяйка дома, взяв полное ведро воды, обливала ее - этим обрядом испрашивали у небес дождя.

     В народном календаре этот праздник сохранился как день Офимьи Стожарницы и отмечался 24 июля по современному календарю (11 июля по старому стилю). В это время появляются первые стога в поле. Стоит жаркая погода. Страдно-грозовая пора. Сияние Стожар предвещает хорошую охоту на медведя. Если солнечно — к урожаю зерновых культур. Так же считалось, если много комаров — готовь короб на ягоды. Много мошек — готовь по грибы лукошек. Если в этот день дождь — хороший улов рыбы. К хорошему лову, также гром. Глухой гром в этот день — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню. Этот день считается женским праздником.

    По Словарю В.И.Даля, стожар, стожарь в северных говорах — «шест, втыкаемый твердо в землю, посреди стога, чтоб он не клонился. Стожары — целый ряд таких шестов или долгих кольев, для скирды сена или хлеба». В рязанских и калужских селениях так назывался «плетень, огорожа вокруг стога» [Даль. Словарь, 4; 335]. Кроме того, Стожары — это русское название созвездия Плеяд, а где-то — Большой Медведицы, причем русскими людьми, рассматривавшими небесный свод как некий таинственный, магический текст, написанный с помощью звезд и светил, Полярная звезда (в Ведах сохранилось её название  как звезды  Тары), находящаяся недалеко от Большой Медведицы, представлялась стожаром, то есть колом, шестом, вокруг которого ходит лось или лошадь на приколе.

Празднование Дня Перуницы Болгарами-Помаками.

   В 19 веке Стефан И. Веркович издал два тома  «Вед Словена» (в 1874г. и 1881г.). В них вошли сокральные  песни Болгар-помаков, которые он  собрал в Родопских горах. Это богатое сокровище памятника  древней славянской народной культуры представляющее собрание обрядных песен, собраных из уст Помаков - или мусульманских Болгар (Волгар). Они собраны по базарам Македонии и Фракии. Одна из этих песен посвящена празднованию Дня посвященного Богине Перунице  и называется празднование Изоч дня.

 

 

  Когда долго не было дождя, сельская управа старейшин собирала девушек, и наряжали венками одну девочку-сироту, которая жила без отца и матери,  и водили её по селу и пели следующую песню:

 

        Песня.

     Ой, Боже, Перун, Слава тебе, Боже, на земле! На Изоч -день свой ясный дворец отомкни,  и Солнце ясное  в небеса ты пусти, чтоб  Солнце   взошло над  землею, да осветило всю долину и поле зарею. Ясная заря, над  нашим городом вставала и нивы с пшеницей нагревала, малое время три недели. Поле зазеленело  и  пшеница уже поспела.

Да вот рассердился тут Даждь Бог, разгневался, что девушки не вышли  поводить по селу девченочку-сироту,  которая  живет без отца  и без матери. Не  одели её,  не убрали, и венки для неё не собрали, и  не ведут  её  от двора ко двору, требу совершая ту.  Да дары ей не дают, студёную воду на неё не льют.

И вот когда девы добром не стали водить сироту, то Бог   разгневался и частой росою  теперь не росит долину ту. И ещё беду он сотворил, пообещал, что лишь когда  три года, минуются то только тогда он росой оросит! Пшеница тут вся повяла,  да повысыхала. И  к тебе Боже мольбой молимся, чтобы замкнул, примкнул ты дворец, и  три дня Солнце чтоб спало  и  не грело.  Да что бы  умилостивился и Даждь Бог, и  отмыкал бел кладенец, где у него облака и тучи. От кладенца воды он тогда бы попил,  и  росою  поле оросил. 

И потом когда дойдёт к нам Небесная Юда самовила,  которая в десной (правой) руке золотой серп носила, а в шуйце (левой) хлебные колосья хранила,  мы тебе Боже, жертву в коле (круге) воздадим, белую пшницу  принесём и отдадим. Да песню, Боже, тебе споём, чтоб жертва тебя достигла и на поле дождем всегда снисходила. Девченочки на поле песней тебе славу славят! Но петь девы ещё не пели как   сам Перун Бог  посылал глашотая,  и  крикнул тот решенье Богов подтверждая:«Ой, Солнце, ясное где же ты, где! Придержи ясные зори, чтобы не грели они землю, а то  поле пересохло, колосья все попадали. Рассердился тогда  Даждь Бог, что греешь ты малое время, три недели, и  кладенец он затворил, прогнал он всё облака,  да тучи,  и  воду он не пил и дождь  тогда не росил». Ещё глашотай это не сказал, как услышало ясно Солнце,  и  зори попридержало,   и заходило во дворец,  и тут  ест,  и тут  пьёт,  а потом   заходит в спаленку,  где его любезная ждет и  три дня  Солнце спит и к нам не идет. Но Даждь Бог с этим не соглашался,  и не отмыкал бел кладенец, только пуще  ещё возмущался. 

Повышли тут девченочки на поле и  ломят руки белые  плачут кликают, но их мольбы Боги не слышат! Тогда выходил старый боярин, и  звезде Стожаре он жертву воздает,  и её мальбой молит и поет: «Звезда ясная, светишь ты да высоко,  на небесах и видишь далеко, скажи   кто грех сотворил, против Богов?»  И тут звезда прокричала: «Стар боярин, мой клятвенник,  что мольбою молешься,  и что мне жертву воздаешь? Никто грех не сотворил! В вашем граде обычай был:  что когда Бог разгневается,  и не расит часту росу  то собираются тут  сразу девочки и находят  сироту. Приоденут её  уберут,  и венками нарядят  и   деву со двора во двор ведут. Там дарами её даруют, студёной водой поливают  с  головы  и до ног обливают. Вот этим  и жертвуют  для Бога! И  Бог сжалится, и  отомкнёт бел кладенец, и напьются тут облака,  и тучи, и заросит частая раса.  А  девы  на это не соглашались, с того Бог  и разгневался.  Тогда вот беду и  сотворил три месяца  уже рос не росил.  Иди же, старый боярин девченочек, собери и  обряд  сей древний проведи. Пусть водой сироту  поливают, а она тряхнёт да потрясёт,  словно малая Перуница  и к Богу с мольбой обратится: «Ой, Боже Даждь Бог, смилуйся надо мной, пожалей, осталась я одна, без матери, без отца и хожу я по городу, от двора  до двора,  и меня дарами дарят, из посуды  студёной водой крапят,  полей Боже, крупным дождём, да  частой росой»  Так пропоёт девченочка,  и богу она пожалится, попечалится , то тут  же заросит крупный дождик, часта раса упадет и к вам Небесная Юда самовила придет,  в десной руке  у ней серп золотой ,  а в шуйце хлебных колосьев сноп витой.»  Речь звезда не промолвила, как на небесах скрылася да  облаком укрылася. Стар боярин в большом граде, собрал девченочек и  нашел он сироту , а приодел её сам царь , чтоб  все увидели её красоту . Девчата её  цветами убрали  и младу невесту ходить по дворам послали и стали её  там поливать  с головы до ног обливать. Встряхнулася  девченочка, будто малая  Додола-Пеперица, и  к Богу с мольбой  она  должна обратится. Запела дева, и  все  завикали,  а царь  с царицей  ей  три монеты  даровали. На голову, да на шею их прицепили и двери дворца отворили.  И вот пошла  она от двора ко двору,  песню припеваючи ту. И Бог  её песни внимал, и  бел кладенец отмыкал , чтоб  облака и тучи  напились студёнай воды,  и крупным дождём достигли земли. Колосья   чтоб наливались и все  Небесную Юду, встречать собирались.  В десной руке у ней  серп золотой,  а в  левой  сноп колосьев витой. Она  их   на голову сироте возлагала,  и девчонок всех на жатву собирала, чтоб на поле они выходили, и белу  пшеницу  косили. Речь  им  Небесная Юда рекла,  зарок  поручила, передала, чтоб когда с поля вернутся они,   то  Перуну требы принесли. 

Картина дня

наверх