На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    Сами себя опровергаете !  ???    «таких Богов» - и тут же – «по разным Религиозным конфессиям» « огромное множество»...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    «А рабом человек» - АБРАКАДАБРА ! Человек не может быть рабом , человек это сотворец бога ! А людей делают р...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    Мозг никак не может быть калькулятором, он управляет всеми 12-ю системами…» - Это лишь подтверждает что мозг примитив...10 мифов о язычестве

Ярь. Весеннее равноденствие.

Наши предки славяне были солнцепоклонниками и поэтому самые сокровенные праздники у них связаны с этим небесным светилом. В "Велесовой книге" сказано:

"...Яко  идут с трех концов  Святы (праздники),  откуда Святы  приходят до нас. И то Свято первый – Коляда,  и другой Ярь  и Красная Гора, и Овсень  великий и малый.  И идут те святы  яко ж муж идущий от города до села огнищанского, и кием (посохом)  землю меряет. Грядет  от нас до них и от них до нас…"

Мы видим что особо нашими предками выделены четыре праздника.

Первый Коляда - День бога Коляды.  Этот праздник отмечался на день зимнего солнцестояния, само название говорит об этом,  ведь "Кол" это малый круг (в отличии от "ХОРО" - большой круг) и его численное значение равно единице (кол), то есть это начало нового молодого солнца.

Второй праздник Ярь. День бога Яра (Ярилы).  Этот праздник отмечался в день весеннего равноденствия, когда оплодотворяющая землю мужская энергия "Яр"  изливалась от нашего светила (отсюда и Яровые культуры,  то есть посаженные весной) на землю с особой силой.

Третий праздник "Красная Гора". День бога Хорса. "Красная гора" говорит о том что солнце находится в своей самой высшей точке (на горе), то есть это день летнего солнцестояния. Солнечный круг сейчас максимален, то есть он есть "Хоро" (отсюда и Хоромы, и Хор, и хоровод).

Четвертый праздник Овсень. День бога Овсеня. Отмечался в день осеннего равноденствия, когда солнечный свет осенялся (затемнялся, прикрывался). Тогда уже был собран урожай и начиналась подготовка к зиме.

С принятием на Руси христианства,  упоминать имена древних Богов было запрещено и праздник   весеннего равноденствия(начало астрономической весны) в разных регионах в народе стал назывался по разному. У одних он стал  Комоедицей, это от того что просыпавшимся от зимней спячки медведям (Комам) славяне оставляли в лесу угощения - испеченные блины. Отсюда пошло и выражение Первый блин Комам (медведям). В других местностях он стал зваться  Масленница или  Сырный. Это от того что в это время происходил отел коров, коз, овец и скотоводы получали первое самое жирное молоко, которое называлось молозиво. Из него делали самое лучшее масло и сыры.  Но как бы праздник не назывался, его объединяло одно - везде сохранились  древние ведические съедобные символы солнца, непременно использующиеся в ритуалах, это блины и ватрушки. Так же сохранился сценарий  обряда сжигания  соломенного чучела надоевшей Зимы.

Как уже было сказано в ведические времена этот праздник отмечался в одно и тоже время, в дни весеннего равноденствия 21-22 марта по современному календарю. С принятием христианства Масленница стала попадать на христианский Великий пост, когда нельзя есть жирную и молочную пищу. Что противоречило самой сути праздника и его стали отмечать перед самым постом, а так как христианский пост наступает в зависимости от лунного календаря в разное время, то и Масленица стала отмечаться каждый год в разные числа, что абсолютно не верно (ведь она по своей сути должна быть привязана к солнцу, а не к луне).

  А в дни весеннего равноденствия  в христианстве отмечают  праздник   почтения памяти сорока мучеников Севастийских (отмечается 22 марта, а по старому стилю – 9 марта, а в исламе в это время празднуют Навруз).

Но наш народ не забыл что 22 марта это прежде всего солнечный праздник, что  в этот день зима кончается, а весна начинается.  День с ночью меряется – равняется (наступает равноденствие) и назвали этот  день по своему Сороки или Жаворонками (куликами, тетёрками). Также называли печенье в виде птиц или солнца, выпекавшиеся к этому празднику.

В народе этот день всегда считался днем встречи весны, одним из самых больших праздников в году. Крестьяне говорили, что «на Сороки день с ночью меряется, зима кончается, весна начинается». А предвестниками весны были жаворонки.

На Руси к этому дню хозяйки выпекали из теста печенье в виде птиц. Для этого использовали упругое, хорошо вымешанное тесто, а в качестве смазки применяли сладкий крепкий чай. Печенье давали ребятне, приговаривая: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Детвора залезала на крыши, привязывала «жаворонков» к шестам и зазывала птиц скорей прилетать и приносить весну. Затем выпечку крошили и раскидывали по сторонам. (В других регионах ребятня съедала, головы от выпеченых фигур, а тела отдавали скоту, что бы был хороший приплод).

У молодежи в этот день были свои забавы и игры. Они собирались на танцы. Сначала девушки исполняли обряд замыкания зимы и размыкания весны. Они разрывали сорок веревочек или разламывали сорок палочек. Это действие, по мнению наших предков, разрывало путы злых духов, сковывающих землю зимой, и способствовало наступлению весны. Затем начинались массовые гулянья.

Приметы

  • На Сороки день с ночью мерится, равняется.
  • Во что Сороки, во то и Петровки.
  • Если заморозки продержатся сорок дней, то летом будет тепло.
  • Мороз, случившийся 22 марта обещает урожай, в особенности проса.
  • Какая погода на Сороки, такой она будет еще сорок дней.
  • Слышится гром – к голодному году.
  • Теплый ветер сулит дождливое лето.
  • Галки и сороки встречаются в большом количестве, значит, скоро будет тепло.
  • Чайка прилетела — скоро лед пойдет, весна начнется, жаворонок прилетел — к теплу, зяблик — к стуже.

И так Ярь (Жаворонки, Сороки,  Комоедица,  МасленицаСырный) это солнечный праздник наших древних славянских предков, он должен всегда оставаться на своем месте (это день весеннего равноденствия) и нужно ежегодно весело отмечать его всеми желающими чтить традиции своих древних предков.

А для примера мы рассмотрим как отмечали этот праздник древние болгары-помаки, на основе информации изложенной  в "Ведах Словена" (С. Веркович)   изданных в середине 19 века.  И так:

ЛИЧЕНЬ ДЕНЬ. СЫРНЫЙ -ДЕНЬ.

(На Руси этот праздник, как мы видели назывался Масленница, когда  в пищу в основном употребляли молочные продукты, сыры, творог, масло  и пекли блины. В это время также   поминали  умерших родственников.  До принятия христианства этот древний праздник отмечался  на день весеннего равноденствия т.е. 22 марта по современному   стилю)

      Когда наши деды праздновали Сырный-день, семь девушек отправлялись на гору, где  паслись стада всего села, для этого все собирались на горе в одном месте, а девушки пели следующую песню:

Песня 1.

     Вот наступил  личень день Сырный -день, и  вместе с этим днём идёт Сыр - Бог, а с Богом  Гора Юда-чабанка. Сошли они  на гору, туда,  где Нюня удалец,  пасёт  своё стадо. Там и  Сыр Бог был   в пещере и   Гора Юда  на горе, и  в десной руке у неё золотая свирель, а в шуйце (левой) золотой посох, и молодцу слово  она говорит:«Слушай, Нюня - чабан , -три года  ты  стадо  пасёшь, а стадо ведь уменьшается!»   И  Нюня заплакал,  что стадо не плодится,  а только уменьшается, и милость  он просит и  Богу мольбою молится, обращается к Богу, чтоб когда  тот будет службу служить и пить студёную воду,  то водой с реки, чтоб прыснул на его стадо, чтоб  оно расплодилось. Но Бог мольбы не слушает,   рассердился он  и разгневался,  едва слово проговорил:  «Ой,  Гора Юда,  три года Нюня как  на этой горе  пасёт стадо,   нынче же мой личень день, Сырный –день. Вышли Юды Самовилы  на ту гору и нашли  чабана Нюню,  попросили у него молодое ягня, а  он им не дал,  просили свежего молока, и  того не дал! И Юды жертву мне не воздают, и свежее молоко не пьют, нет больше Сырнаго - дня. Свежее молоко не сырили, и  не  брали в гору зеленую».  Пошли тогда  Юды Самовилы  на поле и там другого молодца нашли,  что пасёт стадо в триста овец и Юды ему говорят: «Ой, ли удал молодец- чабан,  знаешь ли ты, или не знаешь? По утру будет личень день, Сырный –день. Для Бога мы жертву воздаем,  и  тебя мольбою мы молим, чтоб дал нам молодое ягня и  свежего молока. Сыро Бога мы попросим  чтоб расплодил  он твое стадо.  Триста овец теперь пасёшь ты,  а будешь три тысячи пасти.» Младой чабан ответ держит: «Ой, Юды самовилы,  у меня  лишь одно молодое  ягня, и его для жертвы отдаю-отпускаю я,  в личень день,  да Сырный -день, чтоб пошли вы  на гору,  да во пещеру, а я остаюсь на поле,  и  для Бога жертву не  воздаю, не для меня тот личень день. Когда старец меня послал, чтоб пас его  стадо,  то клятвою меня заклинал.  Что когда будет личень день, да  Сырный -день,  чтоб  молодого ягня  я в жертву принес,  а если  то не сотворю  то свежее молоко не ссырю,  и уменьшится сильно стадо мое,  и тогда не быть  мне  млад чабаном.»  И я пригоню молодого ягня, хотя одно оно в стаде,  но за одного Бог девять даст». Юды  на это соглашались  и  чабан просил милости, чтоб на стадо воды прыснули  и  чтоб оно стало  в три тысячи!  А  вот Нюня этого не сделал и на горе жертву не воздал, а  убежал с горы и не быть Нюне ведь чабаном. И  говорят ему: «Ты, Нюня, милости проси,  повыйди на гору, во пещеру,  где Юды Самовилы, по утру будут личень день,  да Сырный  день справлять. Три года стадо у него  не плодится,  а лишь уменьшается. А если бы   дал молодого ягня,   то стадо расплодилось бы. Было три тысячи, а стало бы  триста тысяч!» Ответ держит чабан  Нюня: «Беги, Юда, убегай, вытащу я лютую стрелу,  и стрельну прям тебе  в сердце, уже и так стадо уменьшилось,  а ты ещё   берешь молодого ягня.» Рассердилась Гора Юда, разгневалась,  и не пошла во пещеру,  а играла в золотую свирель, и бросила золотой посох,  и его  стадо   рассыпалось.  И чабан Нюня заплакал и  ей в ответ   говорит :«Сгони Юда, стадо,   я поймаю молодого ягня,  и надою свежего молока.»  А Юда в ответ и говорит: «Даёшь ты мне, или не даёшь,  но стадо уже рассыпалось, и счастье  будет другому чабану - Кароне.»  И подошла Гора Юда,  к нему и говорит:«Бог в помощь, чабан Карона!  По утру будет личень день  Сырный -день, дашь ли ты мне молодого ягня,?»  Ответил  ей чабан Карона:«Эй, Юда Самовила, дам тебе молодое ягня, и дам двенадцать овнов,  пятнистых,  ты за меня жертву воздай, чтоб плодилось  мое стадо.» Чабан Карона  погнал двенадцать овнов,  на гору , а с ним пошла Гора Юда, и когда они дошли  то Гора  прокричала: «Ой, тятя , Сыр Боже, встречай чабана Карону, что гонит молодого ягня.  и двенадцать овнов, и  несёт  свежее молоко,  а чабана Нюню накажи, пас он своё стадо, малым числом,  и мне не дал молодого ягня! Рассердилась,  я и  бросила золотой посох  и стадо его рассеялось, разбежалось. Потом сходила  я на поле,  где стадо  пасёт чабан Карона и он  дал мне молодого ягня  а ещё и овнов пятнистых. А теперь мольбою я  тятя  молю, плоди его стадо.» Сыр Бог в ответ и говорит: «Ой, ты, дева, Гора Юда, что тут рядить, да говорить! Как ты сказала так и будет»  И вот  прошел  Сыров день  и  чабан Карона на поле,   пасёт сильное стадо,  три недели стадо пасёт, и стадо его расплодилось, сколько деревьев на горе, столько у него  и ягнят.  Сошел  он на дол в  город, да нанял триста чабанов, чтобы пасли  свое стадо.  Слывёт, Карона, славится,  царём стал он на земле. Ой, Сыр Боже, родной наш  Боже!

 

НА СЫРНЫЙ-день.

(от другого певца)

 

     В селе Кочн, сто лет тому назад (от середины 19 века), на Ярилин -день семь девушек ходили на гору, к некой пещере, и воздавали в жертву для Бога одного ягнёнка, после того одна из них тайком уходила в пещеру и оставляла чашу, наполненную водой, а когда выходила из пещеры, пела следующую песню:

Песня 1.

      Как крикнет  Дева Юда Самовила :«Пойдите, девы, подружки, спуститесь вы на дол, в пещеру. Днесь сходил сюда Сыр Бог, а с ним Гора Юда  со свирелью в руке. Встречает  Бог удальцов чабанов, и  их пытает: «Послушайте, три удальца, знаете ли вы, или  не знаете ? Днесь у меня ведь личень день  Сырный -день,  а вы жертву не воздаете, стадо ваше  теперь уменьшится». Три молодца ответ держат: «Мы тебе жертву, Боже, воздаем, и наши сёстры на горе, в пещере, тебе жертву  воздают». Засмеялся им  в ответ Сыр Бог и с Горой Юдой,  вошел во пещеру,  и заиграла Гора Юда и поёт, и  точит студёную воду с кладенца, чтоб Богу службу служить,  и ему мольбою молится, чтоб как выпьет  он студёной воды, то  в чаше пусть  оставит немного.  Бог  мольбу их услыхал, и оставил студёной воды, а сам на небеса  упорхнул. «Войдите вы в пещеру, и  скорее чашу найдите!» Услышали это девченки, и вошли они в пещеру, ищут золотую чашу, да не нашли   и тогда вошла Юда Самовила  и  села у бел кладенца под деревом, а там  золотая чаша, и  она им чашу подаёт,  а в ней  студёная вода,  которую оставил  Сыр Бог.

 

     После этого, семь  девушек входили в пещеру, и, когда одна из них находила чашу,  то уходили они  к сельскому стаду, напевая следующую песню:

Песня 2.

      Три брата чабана! Где же вы, где. Заприте стадо, чтоб не паслось  оно по горе. Сыр Бог подарочек послал, в дар золотую чашу, а в ней студёная вода. С нами идёт Гора Юда, и  несёт золотую чашу. Водой вспрыснёт  она на стадо,  и оно расплодится. Как услыхали три брата, чабана,  да заперли стадо, чтоб не паслось оно  по горе. Отобрали девять овнов, пятнистих,  дождались  семи девчат. И в жертву воздают девять овнов, и мольбою молятся: «Гора Юда самавила, сыграй, Юда в свирель,  и собери  стадо,  да  подои  свежего молока, чтобы наполнить ведерца. Золотую руку в ведёрочки, опусти,  чтоб  створожить свежий творог,  и  угости ты подружек.  Те подружки наши сёстры  и  вспрысни  студёной водой на стадо,  чтоб  оно расплодилось, а  тебя, Юда мы славим, да прославим!

     

        Когда приходили к стаду, одна из девушек, которая несла чашу и свирель, входила в стадо, и опрыскивала его водой из чашы и доила овец;  другие же пели следующую песню:

 

 

Песня 3.

  Заиграй, Гора Юда Самавила насвиреле,  чтоб гора вся ожила. Игру  твою услышали птицы и собрались на горе, и  больше уже они  не порхают,  а слушают как она играет и поёт. И собралось стадо, и  не пасется больше  по горе,  и тогда Гора Юда,  оставила  свирель, вынула золотую чашу, и  водой  прыснула   на стадо  и говорила: «Три брата -главные чабаны, стадо ваше три тысячи,  а через год будет  триста тысяч!» Речь , ещё  она не промолвила,  как поставила ведёрочки,  и  доила стадо. Свежее молоко в вёдра льется , и  ссырила  она творог . Да кликнула же подружек, чтоб угощением угостить.  Три дня Юда была  на горе и  ушла. И вот три брата стадо всё пасут, и ещё года не минуло, как их стадо расплодилось, и стало  триста тысяч!  И  они всё жертву воздают, когда наступит  Личень день,  да Сырный –день да Ярилин день,  и  соберутся девочки, родные сёстры, принесут  белые калачи, а на   калачах свежий творог,  и ставят они  это на трапезу  и угощаются.

А вот  какие старинные обряды были  на  Весеннее Равноденствие на Севере Руси (по материалам "Северной сказки"):

Старинные обряды Комоедицы

Вот Комоедица — неделя празднования, весенних забав до мартовского излома Солнца. В глубь веков уходит особое чествование в это время могучего Велеса. Помимо всего прочего, это звериный Бог — Хозяин. Воплощается Велес в это время в медведя.

Важно на этом праздничном старинном обряде чтить Велеса танцами. Одетые в медвежьи шкуры танцоры изображают появления Хозяина Лесов на общем празднике. Не всегда одевались в медвежью шкуру — можно было малицу выворотить мехом наружу. Маску не одевали, потому как надеть маску — значит натянуть личину навьи. Чтобы сделать лицо неузнаваемым, по- другому поступали. В Лешуконском районе для этого закрывали лицо белым платком. Есть свидетельство, что в деревне Русома на Вашке ряженые медведями ходили по домам и танцевали «медвежью пляску». При этом приговаривали:
 

— Медвежья пляска не порато баска.
Баска, не баска, а трясёмся.

В Лешуконском и Каргопольском краю пекли обрядовое печенье «козульки», в виде фигурок животных и, по некоторым рассказам, на праздник наряжались козой.

В некоторых деревнях Лешуконского (Ценогоры, Селище) и Холмогорского (Ракула, Курья, Мякурье) районов на Комоедицу в середине деревни жгли костер, в который бросали бочки, туеса со смолой и солому. В деревне Ильино Холмогорского района ребята, когда костер (по-местному — маяк) разгорится, кричали:
 

—Прощай, Мара-Марушка,
На весну редьки хвост,
Побежала на погост!

Весенние забавы, сожжение соломы на костре, сопровождалось присловьями, похожими на это, в которых Масленица (она же Мара, Морена, Марушка) с прибаутками отправлялась на тот свет. Но,  сожжение Масленицы не так часто проводилось на Севере, если сравнивать с югом.

Старинные обряды встречи Весны

Встреча Весны-Лёли, следовавшей за Комоедицей и приходившейся на излом Солнца, включала в себя новые весенние забавы. На Севере вот как веселились: катались на лошадях вдоль деревни или вокруг нее, катались с гор, угощались блинами. В отличие от южных славян, говорят, никогда не проводили кулачные бои и конные ристалища, старинные обряды на другое нацеливались.

 

Много было старинных обрядов для молодожёнов. А как же! Ведь Ярило и Лёля спускались в то время к людям!

Так, при катании на лошадях парни усаживали понравившихся им девушек на колени. В деревнях на Вашке парни украшали коней, на которых катались, лентами, взятыми из повязок девушек. Повсюду рассказывают, как делали ледяные горы и с них катались все от мала до велика. В мезенских деревнях при этом особое значение придавалось катанию молодоженов — молодых пар, живущих вместе не больше года. При катании с гор с молодоженов снимали шапки и трясли ими в воздухе (отсюда и само название обычая — «трясти шапки») до тех пор, пока молодуха не поцелует мужа. Потом молодые кланялись окружающим и скатывались вместе на санках.

В некоторых деревнях скатывались на шкурах животного. Например, в селе Кимжа Мезенского района рассказывали так: «Мужа приведут к горке, посадят на шкуру. Он шапкой трясет. Жену его выкликают. Она кланяется по сторонам; потом мужа поцелует, и он ее катит с горки».

Вот ещё обычаи с молодоженами в селе Койнас Лешуконского района. Здесь в день излома Солнца жители деревни рядились охотниками и ловили молодок сетями, потом их отдавали молодым мужьям за выкуп. Наряжались не только охотниками, но и медведем, рыбаком, лешим («оденутся в черное, рожки сделают»).

В деревнях Северной Двины также существовал обычай для молодоженов скатываться с горки, но несколько в иной форме и под другим названием. В Холмогорском районе обычай с молодоженами называли «горку мазать»: «первогодние молодые, «горку мазали». Подманят молодых, ножку им подставят, они падают».

 

 

Среди весенних забав были и шуточные женитьбы. Жители из села Кулой так сказывают:

— Рядились бывало: мужики — бабой, бабы — мужиками. Лошадь сделают, приведут — она все равно как лошадь... Вот как зайдут с лошадью, так все молодцы в сторону. Просто боялись. Когда лошадь выйдет, маскированные женятся... Им песни поют; они не открываются — лица не открывают. И ты не знаешь, за кого ты замуж вышла... Иная раз пять за праздник женится. Ее опевают. Бывало на Кулой-горе, я видела, так очередь выстраивалась тех, кого женят. Поженят — они уедут, следующих... Потом разнарядятся — люди ведь. Михеевы сыновья хорошо лошадью наряжались...

В гнезде деревень под названием Ракула Холмогорского района главное значение в подобных старинных обрядах придавалось выкупам: «Если денежки заплатишь, хорошо скатишься, а то санки из-под тебя вытащат. Сходные обычаи с молодоженами назывались «солить рыжики на зиму». Как мы теперь понимаем, этот весенний праздник — чествование молодожёнов, в противовес Коляде, который больше являлся праздником неженатой молодёжи.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх