На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Зайцев
    История Земли не может быть документально объяснена, в силу отсутствия самих документов, которые были утрачены по раз...Даария (Гиперборе...
  • Владимир Петров
    "Абсолютно все документальные источники славянских народов" - первые же слова антинаучный бред. Что за "документальны...Даария (Гиперборе...
  • Сергей Федотов
    Не, всё безусловно красиво и почитать приятно и интересно, круче этого читал только сказ про то, як древние укры точк...Даария (Гиперборе...

Обереги русичей: они появились раньше «вуду»

Обереги русичей: они появились раньше «вуду»

Русские ритуальные куклы-обереги – аналог общеизвестных «вуду». Разница между ними в том, что наши Берегини существовали за многие века до появления африканской религии. Каждая из русских фигурок имела собственный смысл, не являясь «безликим» колдовским атрибутом. Даже с приходом Христианства куколки-обереги не исчезли из домов предков, продолжая исполнять свою роль. Многие из них дошли до наших дней не только в качестве «фольклорной» детали, но и как действующие хранители семей.

Крупеничка

Данная кукла исторически символизировала семейный достаток и благополучие. Ведь в Древности в эти слова вкладывали несколько иной смысл, нежели теперь. Отличие Крупенички от прочих оберегов – предыстория возникновения. На сей счет даже существует не то сказка, не то быль…

«… Жила на свете княжна. Величали ее Крупеничкой. До того была девушка красивой, умной и работящей, что всяк ее любил. Но пришли на Русь татары, пожгли, разорили. А сама Крупеничка в числе прочих оказалась угнанной во полон басурманский.

Возжелал хан взять красавицу себе женой, но воспротивилась девица. Правитель в гневе отослал ее на работы непосильные, дабы погибла вскорости. Но заметила там Крупеничку баба-богомолица, сжалилась и помогла избежать смерти мучительной. Превратила она княжну в зерно гречишное, взяла за пазуху и перенесла к своему обиталищу, где посеяла в землю.

Выжило зернышко, в росток превратилось. Явился на месте сева кустик гречишный. Так вернулась Крупеничка в земли отеческие, а на Руси стали сеять гречиху….»

Чтобы изготовить эту куклу, брали небольшой мешочек отборной крупы. Наряжали его и хранили до следующей страды. Ставили на почетное место – в Красный Угол, подле икон. Именно из мешочка брались самые первые зерна для сева. Такая нехитрая манипуляция считалась гарантией пышного урожая.

Когда урожай зерновых бывал снят и высушен, готовилась новая Крупеничка, в том же мешочке. В годы голодные разрешалось использовать крупу в пищу. Позднее вышеуказанный обычай дополнился сестричками «кормилицы» – Горошинкой и Зернушкой. Первая наполнялась горохом, вторая – просом или пшеницей.

Младенец-Пеленашка

Этот оберег предназначался, как следует из названия, новорожденному. Делала его сама будущая мать на сносях. Потом укладывала в подготовленную колыбель – обжиться.

Материалом для Пеленашки служил лоскут из ношеной одежды домашнего производства. Это объяснялось предельно просто: ткань «впитывала» в себя взрослую энергетику и родовую память, служа надежной защитой кровному родственнику.

Пеленашки не бывали большого размера, лишь с ладошку малыша. При изготовлении куклы не пользовались ни иголками, ни ножом, дабы не поранить хранителя. Считалось, что оберег собирает в себе материнскую любовь, которая станет высшей защитой новорожденному.

Поверья гласят, что младенец особенно уязвим до обряда Крещения. Тогда-то и нужна самая мощная защита. Самым сильным оберегом становился Пеленашка, снабженный материнской любовью.

Если в дом (до таинства) приходили друзья или знакомые, Пеленашку укладывали в складки младенческого платка. Гостям, прежде чем смотреть на дитя, полагалось обратиться к оберегу со словами: «Ай, кукленок! До чего хорош!». После обряда Крещения куколку из колыбели удаляли и хранили рядом с крестильной распашонкой.

Кувадка

«Кувадами» звался особый обряд Костромы и Орла. С помощью древнего действа обеспечивалась защита роженице и ее приплоду. Считалось, что именно в минуты разрешения от бремени женщина и новорожденный особенно уязвимы к бесовским силам. Отец дитя присутствовал при священнодействии и участвовал.

В сенях бани оставляли полное яиц лукошко. Муж садился сверху, как наседка. Далее ему полагалось кричать, как роженице. Причем как можно громче, дабы злые духи услышали именно его крик, а не будущей матери, и слетелись к сильному мужчине. Куколки-Кувадки размещались там же, в сенях. Они были призваны обмануть, не подпустить духов к слабой роженице.

Чтобы вконец обдурить Зло, младенца никогда не выносили первым. Вместо него отцу «предъявляли» муляж – спеленатую Куваду. По поверью, дух сразу вселялся в подмену, после чего куклу отправляли в огонь.

Толстуха-Костромуха

Как следует из названия, родина куклы – Кострома. Толстую и упитанную фигурку считали «бабьей сущностью», в задачу которой входило сделать женщину «плодородной» и спасти от одиночества.

В семьях, где любили и желали детей, непременно была своя Костромуха. Ежели жена за год брака так и не забеременела, ей приносили такую куколку. Изготавливала оберег родственница.

Костромушки были нарядными, красивыми, демонстрировали богатство, сытость и благополучие. Их ноги делали тонкими, обутыми, тельце – толстеньким, а щечки – круглыми и румяными. Внутренность куколки набивали льном.

Костромушку ставили на виду, в хозяйской спальне. Если в семье появлялся младенец, ей говорили: «Детки пошли – иди играй!». Далее относили на бабью половину дома, где и оставляли. По традиции, малыши (обоих полов) до определенного возраста проживали в женской части.

Кубышка-Травница

Это – древнейший из оберегов. Внутрь куклы вкладывали целебные растения: мяту, чабрец, хмель, душицу и прочие. Клали их свежими, меняли раз в 2 года.

Прямое назначение такого приспособления – очищение воздуха в избе, а также защита от Зла. Размещали Кубышку, как правило, над колыбелью младенца. И даже позволяли детям играть с нею.

Если кто-то из домочадцев заболевал, Кубышку ставили подле ложа, предварительно мяли в ладонях и встряхивали. Второе назначение данного оберега – сохранить женское здоровье и красоту.

Десятирукая

Куколку эту принято было дарить девочкам, собравшимся замуж, и молодым хозяйкам. Ее прямое предназначение – помощь по хозяйству. Чтоб все спорилось, ладилось и «в руках горело». Десять рук все успеют!

Готовили Десятиручку изо льна или соломы, рядили, украшая красной нитью. Традиционное время сбора куклы – праздник Покрова. Именно тогда, когда полевые работы уже давно закончены, девки маются без дела. Оберег помещали на самом видном, светлом и удобном месте избы, где женщины обыкновенно работают.

Неразлучники

Оберег этот традиционно являлся свадебным подношением, символом новой семьи, крепкой и неразлучной. Кукла «Парочка» (второе название) считалась мощнейшей защитой, потому ее привязывали перед повозкой молодоженов.

Фигурку готовили в виде пары кукол и соединяли. У них была одна рука на двоих, символ брачных уз. Материалом служил единый лоскут ткани, рукой – цельная палочка.

Смысл Неразлучника – общее ВСЁ, и любые заботы, и горести, и радости. После рождения детей «Парочка» видоизменялась. На «плече» символично появлялись малыши в виде кисточек или петелек. Этот оберег был универсальным для семьи, служил символом добра, достатка, здоровья и благополучия. Его хранили всю жизнь в Красном Углу дома, передавая по наследству.

Источник

Картина дня

наверх