На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Березин
    История умирает в месте с языком. А русский язык исковеркан до не узнаваемости. А началось при Петре. Не нужна была г...МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ...
  • Малик Гумеров
    ✩✩✩✩✩   История - оружие мощнее термоядерной бомбы .... !           И сегодня тоже , в рамках навязанной лживой  исто...МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ...
  • Алексей
    Некорректно писать об Язычниках и ссылаться на Ветхий завет тем паче, что в начале было не слово, а мысль.Язычник

Славянские узоры в Египте

В чём особенность египетской вышивки из музея искусств Востока Оксфордского университета? В египетских экспонатах  и структура построения композиции, и узорообразующие знаки, и образы поразительно похожи на  узорочье Русского Севера, где оно обычно украшает праздничные обрядовые полотенца, свадебные подзоры на кровать, узорные пояса, подолы и оплечья рубах.

Узорное наследие  прабабушек

Многие горожане уверены, что жители малых деревень обделены культурной жизнью и живут на обочине цивилизации.  Но с  тех пор как мы переехали из города в деревню прадедов на берегу Северной Двины, - всё самое интересное  в моей жизни только началось.  У меня появилась «машина времени» - старинный ткацкий стан и я начала осваивать ткачество. А для того чтобы ткать я рассматривала старинные образцы и    фотографировала  сохранившееся  наследие  наших далёких прабабушек, живших в позапрошлом веке. Что за узоры  передали нам прабабушки,  из какой глубины веков эти знаки, какую мысль  вложили в них?  Долго я искала ответы на эти не простые вопросы. 
               Узорные вещи на Русском Севере бережно хранят в заветных сундуках и передают от матери к дочери из рук в руки как драгоценности. Старшие наставницы строго  следили за сохранением искони, чтоб никакая ошибка или произвольное  искажение не вкрались в работы  молодых рукодельниц. Создавая новое,  узор берут со старых предметов, благодаря чему он передаётся без изменений веками.
           Ученым  известно, что древнейшие находки предметов с геометрическими  орнаментами  датируются многими тысячами лет до нашей эры.
           И вот как-то в ленте новостей встретились  снимки древних полуистлевших тканей с очень  знакомыми  геометрическими орнаментами, но не нашими -  из Египта.  Всё собрание старинной вышивки оказалось опубликованным  на сайте музея искусств Востока Оксфордского университета.  В начале 20 века английский египтолог Перси Ньюберри собрал в Каире более 1000 фрагментов  древних вышивок и передал в дар музею Ашмолиан (музей искусств Востока) своё собрание. Коллекция представляет собой  части одежды и узорных тканей разного назначения и разной степени сохранности.  В 1984 году Музей впервые открыл для изучения эту коллекцию вышивок. В результате исследования  проведенного  радиоуглеродным методом   выяснено, что  время происхождения тканей покрывает период от 400 - 1500 лет  нашей эры.
          Мы  решили выяснить для себя историческое  место нашей родовой деревни  в контексте мировой культуры и провели  первичное исследование, сопоставив снимки.  
               В  египетских экспонатах многое показалось очень знакомым: и структура построения композиции, и узорообразующие знаки, и образы, и даже верхние каёмочки  праставок. Всё это узорочье широко известно у нас на Русском Севере и обычно украшает  праздничные обрядовые полотенца, свадебные подзоры на кровать, узорные пояса, подолы и оплечья рубах.  
              О различиях нужно сказать следующее: наши узоры выполнены нитями красного цвета в технике браного ткачества на домашнем ткацком стане. Египетские узоры  вышиты шёлковой нитью  синего, зелёного, коричневого, редко красного цвета. Но в обоих случаях использовалась льняная ткань полотняного переплетения. 
       Всем, кто по роду своей работы или  личного интереса, исследует нашу русскую и египетскую историю, традиционную народную культуру, ткани, знаковые системы передачи информации предлагаю познакомиться  с узорным наследием северных великорусов и египетским узорочьем  коллекции Перси Ньюберри из Ашмолиан музея.
         С интересом и благодарностью приму к сведению ваши мнения, гипотезы, встречные исследования на эту тему.
  
     

 

 
 


                      

Какие выводы из этого можно сделать? За ответом мы обратились к начальнику ОНИР Смольного института Российской Академии Образования, кандидату культурологи, действительному члену Петровской Академии науки и искусств, члену Русского Географического общества, уважаемому исследователю русской народной культуры Павлу Ивановичу Кутенкову: «Каким образом оценивать обнаруженные идентичности и близкую родственность узорочья египетских и северных великорусских тканей, выявленную в ходе первичных исследований? Наша позиция здесь состоит в следующем. Мы признаём возникновение каких-либо идентичных единичных знаков в каждой культуре, у каждого народа – самостоятельно. Это очевидные явления. Вместе с тем, обнаруженные идентичности и схожести столь точны по мелочам и столь множественны по количеству обнаруженных явлений, что в совокупности со способами получения узоров, цвета узоров, ткани носителя узоров – всё вместе указывают на их возникновение из единого истока. По нашим данным ими могут быть древнейшие славяно-арийские культурные корни. При этом наибольшая древность узорочья сохранена в тканях Русского Севера».

Выводы

Первичные исследования открыли ранее неизвестное родство узорочья восточных славян, в частности северных великорусов, и древнего и средневекового Египта, что служит прямым указанием на древнейшие истоки обеих культур.

Необходимы дальнейшие исследования узорных египетских тканей и тканей народной культуры восточных славян. Целесообразно вести исследование с использованием собраний тканей государственных музеев России, Египта, Сирии, Ирана и других стран, где могут находиться объекты исследования.

 

Автор: Филиппова Галина Николаевна, 2019 г.

Источник

Картина дня

наверх