Александр Николаевич предлагает Вам запомнить сайт «Велемудр. Мир тесен.»
Вы хотите запомнить сайт «Велемудр. Мир тесен.»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ТВОРИТЬ С БОГАМИ ВОЕДИНЕ

Праздники славян

Бухгалтерские услуги

Бухгалтерские услуги -

Краснодар 8-909-446-58-90

Поиск по блогу

Последние комментарии

Вячеслав Лопунов
ММ
Николай Кочергин

Огонь Мироздания

Анимации огонь скачать

astralproection.ucoz.ru

astralproection.ucoz.ru Картами Таро восхищались, им верили, у них спрашивали совета. Самые известные психологи в своей работе обращались к этой загадочной колоде. Этот оракул расскажет тебе о том, что ты можешь ожидать от наступающего дня. Для этого тебе необходимо отпустить свои мысли, расслабиться, щелкнуть по одной из карт и ты получишь ответ. К этому раскладу необходимо обращаться на чаще одного раза в сутки!
astralproection.ucoz.ru

astralproection.ucoz.ru Кольцо рун Одина - самый простой способ гадания на рунах. Все что вам нужно - это всего лишь сформулировать какой-либо вопрос и взять наугад одну руну. Гадать этим способом можно не только в сложной ситуации, но и накануне Нового Года, Рождества или в день своего рождения. Ты можешь обратиться к гаданию даже ежедневно. Это своего рода ежедневный оракул - астрологический прогноз.
astralproection.ucoz.ru astralproection.ucoz.ru Горловая чакра находится в области голосового центра, в горле и отвечает за коммуникацию, осознание слов, вдохновение, правду, ментальную силу (силу мысли), выражение креативности (творчества), музыкальность. Ее цвет - голубой. Аромат: эвкалипт, камфара, мята, ромашка.
astralproection.ucoz.ru astralproection.ucoz.ruЭта великолепная мандала поднимает настроение, расслабляет и просто радует. Сядь удобнее, кликни на картинку и наслаждайся сменой форм и музыкой

Буквица

Святовит - Славянские Боги - Фотоальбомы - Сварожич

Люди

22109 пользователям нравится сайт welemudr.mirtesen.ru

Свеча-Живой огонь

Поиск по блогу

Последние комментарии

Вячеслав Лопунов
ММ
Николай Кочергин
Валерий Николаевич Савенков
Николай Чекалов
Сергей Моисеев
Валерий Николаевич Савенков
Дормидонт Евлампиевич
Околонаучное шарлотанство!
Дормидонт Евлампиевич Интервью с человеком, который ночевал в пирамиде
ywm51@mail.ru ульянов
ywm51@mail.ru ульянов

Внимание

Материалы публикуемые на сайте это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

Музыка - залог эволюции человека: Татьяна Черниговская

развернуть

Как искусство влияет на наш мозг, почему всех детей нужно учить музыке и чем те, кто умеет играть на инструментах, отличаются от остальных людей? Об этом рассказала профеcсор СПбГУ, доктор филологии и биологии, лицо и посол современной науки в Петербурге Татьяна Черниговская.

Мозг – это тоже искусство

Мне кажется, что мозг и то, что он делает, больше всего похоже на музыку, а точнее на джем-сейшн, джазовые импровизации. Все участники событий – нейроны или сгустки нейронов. У каждого есть свое место жительства, но когда им нужно выполнить задачу, они съезжаются вместе и начинается: у них нет партитуры, нет дирижера, они раньше даже никогда не встречались, но начинают играть вместе. Наш мозг – невероятный инструмент с миллиардом клавиш, который мы ничем не заслужили. Неприятность заключается в том, что на нем нужно учиться играть, на это уходит много времени и сил, а можно ведь так и не научиться.

Зачем нам нужно искусство

Юрий Михайлович Лотман был уверен, что необходимость искусства очевидна, так как оно дает возможность человеку пройти непроторенной дорогой, пережить не пережитое в реальном мире, то есть искусство – это вторая жизнь. Люди – это существа, которые живут как минимум в двух мирах. Первый – мир стульев, компьютеров, апельсинов и чашек, то есть материальный, а второй – знаковый. Откуда он взялся, почему вообще началось искусство, вот уже есть чашка, зачем ее рисовать? Ответ «чтобы запомнить» меня не устраивает. Зачем тысячи лет назад нужно было создавать театр? При чем второй мир может быть даже важнее материального – из-за него развязывались войны, например, на религиозной почве.

Музыка - залог эволюции человека: Татьяна Черниговская

Почему мы воспринимаем искусство по-разному

Людвиг Витгенштейн утверждает, что любой текст – музыкальный, живописный, скульптурный, литературный – это ковер, и тот, кто на него смотрит, вытаскивает из него свои нити, читает его по-своему. Такие сложные объекты как художественные произведения существуют только тогда, когда есть тот, кто смотрит на них и понимает их, осознает концепцию и может интерпретировать. Звуковая волна попадает в ухо, молекулы духов залетают в нос, все это только физические сигналы, но когда они добираются до мозга, то становятся музыкой, но только в том случае, если воспринимающий знает, что это такое, если он подготовлен. Если подготовки нет, происходит то, что все мы сто раз видели в Эрмитаже, когда, глядя на Матисса, люди с незамутненным сознанием говорят: «Ой, мой 4-летний сынок еще и не так рисует». Они просто не готовы, для них и Шостакович – это сумбур вместо музыки.

Искусство рождается из неправильного

Альфред Шнитке заметил: «Для образования жемчужины в раковине, лежащей на дне океана, нужна песчинка — что-то "неправильное", инородное. Совсем как в искусстве, где истинно великое часто рождается "не по правилам"». Если музыку пишет компьютер, то это не представляет никакого интереса, потому что он просто перебирает разные варианты, которые в него заложили.

У человека много языков: вербальный, математика, позы, жесты, выражения лиц, одежда. Музыка – один из сложнейших, подчиненный рациональной регламентации, но как бы совсем вне смысла. Она имеет свою семантику, но внесюжетную. «Это язык, где семантика вся случайная и осколочная, как будто человек управляет силами, которые ему не подчиняются», — замечает Шнитке. Это тоже важно: что это за силы, которые нам не подчиняются, кто вообще в доме хозяин? На этот вопрос ответа нет. Человек – словно ученик чародея, который использует магические формулы, не понимая, как они работают. Вероятно, с музыкой происходит что-то в этом духе.

Такие сложные объекты как художественные произведения существуют только тогда, когда есть тот, кто смотрит на них и понимает их, осознает концепцию и может интерпретировать

Шнитке говорит: «"Ошибка" или обращение с правилом на грани риска и есть та зона, где возникают и развиваются животворные элементы искусства» – вот в чем фокус. Когда меня спрашивают, кого я беру на работу, я отвечаю, что мне точно не нужны отличники, они мне совершенно неинтересны. Мне не нужен человек, который все выучил: во-первых, я сама уже все выучила, а во-вторых, у меня для этого уже есть компьютер, который все помнит. Мне нужен сотрудник, который думает необычным образом – троечник подходит, а еще лучше двоечник.

Обычно считается, что хорошо мыслит тот, кто мыслит логически. Это верно, но до некоторых пор: логика – хорошая вещь, но она может стать препятствием для нового знания. Если что-то не лезет в стандартную логику, то что с этим делать, выбрасывать? Если так, то нужно выбросить всю нашу цивилизацию, потому что все прорывы были сделаны вопреки жестким рамкам.

Музыка - залог эволюции человека: Татьяна Черниговская

Какое полушарие отвечает за музыку

Считается, что правополушарные – это художники, а левополушарные – математики. Раньше так думали ученые, но это давно прошло, но в этом по-прежнему уверены многие люди. Это не имеет никакого отношения к реальности, потому что есть много разных художеств и разных математик, скажем, изыскания ОБЭРИУТов – это чисто левополушарная деятельность. Правое полушарие отвечает за так называемые размытые множества, другой тип мышления и, конечно, когда речь идет о крупных прорывах, именно оно вступает в свои права. Компьютеры открытий не делают, они нам с этим только помогают.

Музыка и время

Что такое математика и музыка? Может, это действительно язык мозга? И что тогда происходит со временем? Я спрашивала у нескольких серьезных музыкантов о том, как у них обстоят дела с временем на сцене. От нескольких из них я услышала, что пока они идут от кулис к фортепьяно, то успевают проиграть в голове всю пьесу. Я говорю: «Так не может быть, она же большая. И неужели всегда?» Отвечают, что не всегда, но если она не проигрывается, значит концерт будет неудачным. У них со временем особые отношения, один очень здорово сказал: «Время для нас как желе, мы его можем сжимать, и оно может вдруг взрываться, приходить в полную форму».

Музыка и математика

Математика и музыка – очень похожие вещи. Для того, кто в состоянии понять формулы, они необыкновенно красивы и вызывают такие же эстетические восторженные чувства, какие у других – музыкальное произведение. Проводились такие эксперименты: люди обследовались в функционально-магнитно-резонансном томографе, и мозг математика демонстрировал схожую активность от созерцания прекрасных картин и изумительно выведенной теоремы. Это говорит о том, что в мозгу есть общие механизмы реакции на прекрасное – не на то, что в рамочке висит, а на красоту как таковую.

Музыка - залог эволюции человека: Татьяна Черниговская

Искусство как сон

Павел Флоренский писал: «Требуется мощный удар по нашему существу, внезапно исторгающий нас из самих же себя, или же – расшатанность и даже сумеречность сознания, всегда блуждающего у границы миров, но не владеющего умением и силою самостоятельно углубиться в тот или другой». Перевожу на русский язык: человек, совершающий творческий прорыв в науке или искусстве, находится в мутном состоянии, он не вполне в сознании, а где-то на грани. Конечно, нельзя забывать, что сон не снится, кому попало. Периодическую систему увидел Менделеев, а не его кухарка, так как ученому много лет пришлось мучиться, прежде чем таблице надоело и она решила ему явиться.

Как известно, Эйнштейн играл на скрипке и утверждал, что если бы не стал физиком, то был бы музыкантом, что видит жизнь в музыкальном аспекте. И это не было для него способом отдохнуть, это было важной частью его ментального и духовного пространства. Он говорил: «Интуиция – священный дар, разум – покорный слуга».


Музыка - залог эволюции человека: Татьяна Черниговская

Татьяна Черниговская: «Если тебе скучно жить — ты совсем дурак»

Когда говорят, что человеческий мозг – это алгоритм, мне интересно, какие алгоритмы могли создать произведения Боттичелли, Леонардо, Дюрера. Никакие! Если бы здесь сидели люди из Сколково, они бы сказали: «Бросьте, мы напишем вам программу, которая начнет Дюрера выдавать по восемь штук в секунду». Формально – да, действительно, это будет а-ля Дюрер, но любой человек, который хоть что-то понимает в искусстве, поймет, что это обман.

Искусство – загадочная вещь, оно отвечает на вопросы, которые еще не задали, и сильно опережает науку и реальные события. Например, импрессионисты объяснили нам, как происходит зрительное восприятие у человека за много десятилетий до того, как к этому подобрались ученые.

Музыка - залог эволюции человека: Татьяна Черниговская

Какой мозг у музыканта

У творцов действительно другие мозги: данные томографов показывают, что некоторые его части у них работают более активно, чем у остальных людей. Я уверена, что каждого маленького ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая изысканная настройка нейронной сети – и неважно, станет он профессионалом или нет. Музыка учит обращать внимание на детали: какой звук выше, а какой ниже, какой короче, а какой длиннее – это подготовка к чтению, письму, дальнейшей сложной когнитивной работе, в некотором смысле это инвестиция в свою старость. Известно, что люди, которые говорят больше, чем на одном языке, и те, кто занимается музыкой, отодвигают болезнь Альцгеймера на несколько лет. Если голову тренировать с детства, то память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью.

Когда человек играет на фортепиано, правая его рука выполняет одну работу, левая – совершенно другую, и это страшное напряжение мозга. И я еще ничего не говорю, про смыслы, эмоции, только про технику.


Если вы хотите сохранить свой ум в пристойном состоянии, то голова должна постоянно и тяжело работать

Доказано, что у людей, которые играют на скрипке, та часть мозга, которая отвечает за моторику руки со смычком, в два раза больше, чем та, которая отвечает за сторону, на которой держат инструмент. То есть мозг развивает те части, которые заняты делом. Если вы хотите сохранить свой ум в пристойном состоянии, то голова должна постоянно и тяжело работать. Обучение физически меняет мозг, влияет на качество нейронов, толщину коры, объем серого вещества. Музыка – это сложная когнитивная деятельность. Для мозга вообще никакого отдыха нет, только если ты совсем дурак, лежишь на диване, ешь гамбургеры и какую-нибудь дрянь смотришь. А во время музицирования происходят удивительные вещи, могут включаться гены, которые обычно бездействуют.


Музыка - залог эволюции человека: Татьяна Черниговская

Почему мы не понимаем других людей и как стать умнее?

Отрывок из книги Андрея Курпатова

Как прослушивание музыки тренирует мозг

Александр Пятигорский писал: «Мысль держится, пока мы не забываем ее держать». Думать вообще сложно, мысль так и норовит от тебя убежать. Год назад мы ездили к Далай Ламе и там нам предложили поучаствовать в сеансе медитации – для меня это был первый опыт. Сказали: «Думайте о точке у себя под носом». Оказалось, что сконцентрировать всего себя на чем-то – это очень трудно, меня все время куда-то уносило. Чтобы держать мысль, нужны огромные силы, как и для того, чтобы напряженно, внимательно слушать сложную музыку, ты все время начинаешь о чем-то думать, а нужно сконцентрироваться в одной точке. Музыка – это одно из самых важных человеческих умений, по-прежнему до конца не понятно, что это такое, и мы должны беречь ее, холить и лелеять.

По материалам лекции, прошедшей в октябре в Петербургской филармонии имени Шостаковича в рамках проекта «Музыка +».


Ключевые слова: Книги, Культура
Опубликовал Александр Николаевич , 02.12.2018 в 10:49
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Алексей Ёлкин
Алексей Ёлкин 2 декабря, в 13:49 Это всё, конечно правильно, но очень много талантливых людей, не имеющих слуха вообще.или довольствующихся четырьмя аккордами. Всё таки музыкальность - врождённая особенность. Текст скрыт развернуть
2
Виктор Шкуратов
Виктор Шкуратов 2 декабря, в 18:05 Залогов эволюции человека есть три. Музыка в их состав не попадает, так как стоит на 5 месте.
1. правильность;
2. минимизация донорских позиций;
3. неуязвимость.
Текст скрыт развернуть
3
Сергей Нелидов
Сергей Нелидов 3 декабря, в 04:41 Истоки жизни и её программ, смысл и сила скрыты в окружающих человека природных вибрациях. Главный посыл исходит из глубин Космоса. Всеобщий праздник жизни дарует нам Солнце. Тревожит океаны приливной волной и пробуждает людские мечты Луна. Мы затихаем и умиротворённо медитируем под шум дождя, плеск морских волн и низвергающихся водопадов. Зачарованно глядим на пламя костра. Восторгаемся мощью громыхающего грома и сверкающих молний. Преклоняемся перед красотой бездонного неба и зовущим светом мерцающих звёзд. Мечтающая мысль зовёт прислушаться к стуку сердца и создать метрономы новых ритмов существования. И вот здесь проявляются наиболее серьёзные эволюционные различия между людьми. Кто-то насыщался, высасывая мозг из кости животного, а его творческий соплеменник проделал в ней отверстия и засвистел птицей. Один натянул тетиву на прут и создал лук, а другой, умеющий слышать – приладил её как струну к грифу музыкального инструмента. Чем шире и глубже становилось чувственное мировосприятие, тем больше струн и труб требовалось для выражения душевных порывов через звуки. Так появляются рыдающая скрипка и воинственная волынка, гитара и шарманка. Вершиной торжествующих над сердцами людей полифонических созидателей чувств в итоге стали рояль, орган и, наконец, клавишные и струнные синтезаторы со всевозможными, воспроизводящими новые звуки, при-способлениями. Некоторые музыканты называют их иронично «при-мочками».
Первыми нашли способы создания призывных звуков мужские особи, с конкретной целью привлечь внимание чешуйчатых, панцирных, перьеносных, шерстистых и прочих замечательных девушек животного мира. Делалось это с риском для жизни. Как установили учёные на при-мере канареек, любовные ухаживания, сопровождающиеся песнопением, разрушают творческие отделы головного мозга самцов. Чем сильнее переживания, тем разрушительней последствия для мозга. И если бы не стволовые клетки, создающие новые нервные центры песнопения, то са-мец, завоевавший благосклонность самки, замолкал бы на всю оставшуюся жизнь, полностью теряя возможность к конкуренции на брачном рынке. А если спел свою единственную песню не той девушке? Страшно даже подумать!
В свете подобных данных не сомневаюсь, что все стучалки, пищалки, щипалки, пиликалки и прочие извергатели темпераментных звуков создавались мужчинами, инстинктивно оберегающими пылающий любовью мозг от разрушения. Музыкальные инструменты – это опосре-дованные предохранители и трансформаторы мужских творческих переживаний. Они также позволяют сформулировать свои чувства в конкретной мелодии, которую, кстати, можно не только повторить в нужный момент, но и подарить другому очаровательному объекту внимания. Тиражирование «песни души» в этом случае происходит без серьёзных для автора интеллектуальных стрессов. Такие действия в итоге позволили не только выжить творческим личностям, но и объединили их в создании туземных ансамблей песни и пляски, джаз- и рок-групп, а также союзов композиторов. Со временем, романтически настроенные пассионарии получили доступ к средствам коммуникативной информации. С этого времени стало возможным, выступив, например, по радио или телевидению, выбросив на рынок CD-альбом, спокойно пребывать в ожидании телефонного звонка отреагировавшей учащённым сердцебиением поклонницы. Естественный отбор из джунглей борьбы за выживание с удовольствием перебрался в комфорт конкурирующих творческих мастерских. Соответственно и дети стали рождаться у людей всё более талантливые. Так, в нескольких словах, выглядит, на мой взгляд, путь изобретательного мужчины к сердцу женщины и тайнам мирозданья.  
www.snelidov.ru
Текст скрыт развернуть
4
Вячеслав Лопунов
Вячеслав Лопунов 4 декабря, в 00:34 И даже ни чуточки не сомневаюсь! Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 4