ГОЙ – ВЭ, РУСКОЛАНЬ гл.1.2

––––– 6 –––––

Ты добр и чист, душа светла.

Но тянется ко всем уж жало зла.

*****

Плывет, лучист и чист, небесною дорогой

Ярило-солнце, Бог, среди мерцающих чертогов;

В Свастичном рукаве привход его порогов.

Там дверь бесценная: Мидгард-земля,

Любовью к чадам трем озарена:

То Месяц брат и Леля, младшая его сестра,

А Фата дочь приемная Луна она,

Молва о ней тяжелая идет:

В свой срок её конец фатальный ждет…

Ночь, звезды, черный мир пространств бездонных.

Слетелось к Леле полчище кощеев темных.

Рычат, скулят!

Костяшки лап и рук

Уперлись в скалы, горы; пики и вершины!

Всем верховодит Чернобог с оскалом рта звериным:

«Перевернем им жизнь, чтоб стал удел – чужбина!..»

Раскачивают, крушат…Треск раздался вдруг!

И град камней! Громады глыб – вокруг!

Огромные куски, обломки и руины.

И каменные черные потоки и лавины.

И понеслись сквозь тьму гранитные махины!

Распались реки – в бездну пролились.

Оборвалась несчастной Лели27 жизнь.

Во мгле – громад крутящихся-несущихся, мерцанье.

К Мидгард-земле шаров летящих полыханье.

Путь – в океаны, на материки.

Но более других, могучи, велики,

В пучине Внутреннего моря скрылись сонной.

Бесчисленные водные полки

Обрушились в морскую глубь. И встали волны!

И, пенные, на острова пошли!

Малютки-островки под них легли.

На скуфи – камнепад! Пожары – темной ночью!

Был крепким сон – иным не разомкнуть уж очи…

Настал рассвет. В себя арийцы не придут,

Сокрушены бедой внезапной и жестокой.

Богини Жаля и Горюня28 слезы льют –

Дождит…Дорога скорбным душам – в Сваргу:

Там Велес Бог с Йогиней их встречают

В Хоромах светлых путеводный клуб вручают

И в Ирий светлый наставленьем провожают.

Где Мара 29 мерность их телес меняет,

Но грешников Разводит Яма-Бог30

Теперь они где Пекельный порог.

––––– 7 –––––

Под толщу вод земля Даария легла…

Судьба живущих над Землей взошла.

*****

Правитель умирал, не перенес напасти, старый.

Даария сокрушена! И с нею – Арий…

Однажды вел со Спасом ночью разговор.

С утра собрал князей и воевод, старейшин,

Сел на тахте; суров и властен взор:

«В тяжелый час мне, братья, нечем вас утешить.

Но мы должны не плакать, а решать:

Как дальше жить? Судьбу какую нам избрать?

Мы видим: где наш дом, вода подняться скоро может.

Уже не остановится она! На то – веленье Божье.

Зальет все островки. Потом исчезнут острова.

Нам не избавиться от этого проклятья!

Морская там, где мы живем, подымится трава.

Деваться некуда: нам надо уходить отсюда, братья!..

С Богами вел беседу мудрый Спас.

Заветы их узнаете сейчас.

Я буду вам вещать – с умом пусть каждый внемлет…

У нас один лишь выход: на другую землю!

Обиду Вашу слышал на Богов: «средь бед

Они нас бросили в ту ночь; теперь опять бросают».

Так знайте же: для нас Богов завет –

Славян ждет на Большой земле Судьба Большая!

И надо им самим ее творить!..

Не в стороне – в горниле жизни жить.

Даария – дар Божий, дар арийцам, дар славянам –

Тысячелетьями от мира скрыта океаном!

В тепле, уюте… Нацией ленивых стать?..

Непросто будет на другой земле, чужой и дикой,

Где тьма врагов. Но стяг там надо высоко поднять!

Навечно встать! И выстоять! И стать страной Великой!..

Пока ваш путь – в Зеленый край31…Но передышка – там.

Край за Рипейскими горами32 станет домом вам».

––––– 8 –––––

Был – друг; вершили все вдвоем…

Забыл все – лютым стал врагом!

Похоронили Ария. Теперь Правитель – Орий…

Арийцы с океаном, так уж повелось, – в раздоре.

Вода все прибывает, островки

Под волнами очередные исчезают.

Судьбы не повернуть!.. Как пух легки,

Глупцов лишь вьются мысли. А Правитель – все решает.

Все не решится породниться с новым краем…

Князь готов Винитарх, к себе вдруг князя антов Буса пригласил

С ним с детства он по братски ведь дружил.

Как будто одолев мужской неловкий трепет,

С сестрой просил приехать – девой Лебедь…

В лесу – роскошный пир! Стоят столы.

Кружится вертел. В кувшинах и брага и сурья33.

Гот чашу поднял: «Памяти милы

Дни встреч с тобой, вождем огня и бури.

Но миг настал расстаться. Он – велит:

Уходит наш народ на материк! За это – тост мой!»

Осушили чаши. Бус – спокойно:

Но не было Правителя указа».

« Я сам себе указ и князь.

Ведь не возможно больше ждать?

Давно все поняли: переселенье неизбежно!

Вода лишь будет прибывать и прибывать.

Нам никогда уж не вернуться к жизни прежней…»

За часом – час…За чашей – чаша…Вот

Устал – позвал в лес прогуляться гот.

«Я все откладывал. Я долго не решался.

Ну, понимаешь ли, как молодой стеснялся.

Теперь нет времени! Пришла пора!

Я – сед. Но сердце бьется так же пылко-страстно.

А кто в том виноват? Твоя сестра!..

Ты вздрогнул? Побледнел? В глазах – укор.

Не бойся! Здраво я сужу, поверь.

Скажу тебе все напрямую я теперь.

Да, я давно пленен твоей сестрой. Но знаю:

Она меня любить не может, молодая;

Увянет, сникнет от моих седин…

Я знаю и другое: верно любит, нежно –

Всем сердцем! – Лебедь мой орел – мой сын!

И он ей мил…Хочу я одного:

Сестру твою –женою сына моего».

«Уходит ваш народ – куда? Какие дали – ваши?

И буду я весь век молиться о сестре пропавшей?»

«А ей как будет без него? Она в тоске о нем, а он о ней.

И ничего не знают! Но ведь – любовь!..Давай мы так решим:

Сама пусть скажет Лебедь – с кем лететь мечтает.

Ты все – сестре. Я сыну – все. Мы все – для них!»

«Ну, что ж, согласен. Спросим молодых…»

Они ответили! И в тот же день похмелье –

В лесу оборотилось свадебным весельем…

Плечо – к плечу. Глаз солнечный задор.

Княжна-славянка рядом с Рондевером готом.

Счастливы! Лишь друг на друга – взор…

Вдруг потускнел: Как будто сквозь века узрели злое что-то34

Князь готов поднял тост: «Пусть никогда

Народы наши не сведет вражда…».....

Сведет в перерожденье, и через века

На Северном Кавказе столкнет их вновь судьба

И там с враждой придет для них беда!

––––– 9 –––––

Стезю судьбы – не повернуть!

Она была – переселенья путь.

*****

Нет добрых перемен… Отбросив все сомненья,

Князь Орий возгласил стране – переселенье.

Большие острова и островки – Где жизнь, пришли в движенье.

Забот хватает Всем. Гарбам – ремонт. Коням копыта подбивают.

Коров, овец готовят в путь. Дороги нелегки –

Всего не заберешь, что важно, отбирают.

Увязывают скарб, в кули кладут.

Забот довольно бабам: солят да пекут.

Мученье – с дорогим, обжитым расставаться.

В слезах к святым могилам – с предками прощаться.

Склонился Орий перед прахом Ария-отца:

«Отец, Прости! И дед. И прадед. И прапрадед. Вы все простите!

Вы были памятью веков. Теперь конец. Вы в этих водах спите –

Они веками будут ваши кости полоскать,

Точить, и разъедать, и размывать.

Как знать, быть может, через тьму тысячелетий,

Когда уму подвластно будет все на свете,

Славяне властелинами глубин –

Крутых небесных и морских бездонных – станут,

Тогда до тайны Даарийских гор-долин

Они своей сыновней верностью достанут.

Прочтут на камне надпись о тебе… Прощай!

Наш путь, как ты нам указал, – в Зеленый край».

*****

Могучий край! Земля прямых, бесстрашных, дерзких –

До океана возлегла – от гор Рипейских.

Одета вся бескрайними зелеными лесами.

К ней Перешеек Каменный ведет –

От скал Даарии, возвысясь над волнами…

Дорогою кремнистой, покинув отчий дом,

Идут арийцы, едут… День за днем…

На Меру Капище в безлюдье умирает.

Над храмом Лады тучи хмуро проплывают.

Поднялись племена с обжитых мест.

За родом – род… Снялись родимичи, поляне,

Дреговичи, борусы, русы, саки, северяне;

Сарматы, скифы – храп коней окрест.

Уходят хорвы, сербы, чехи, ляхи, славутяне35.

На лодиях уплыли анты, киммерийцы и древляне –

Великая Протока36 скрыла их в тумане…

Дни… Месяцы… Кто жил тут, все забыл…

Тишь. Пусто над Даарией. Лишь сирый ряд могил…

В путь – новояры; воевода Кий уводит племя.

В гарбе отец сидит, насупясь; Орий гладит темя

В раздумье: как теперь там люди будут жить?

Ушли все племена. Где поселились в Южном крае?

Не оборвется ль вековая нить?

Та, что держал в руках своих Правитель.

Орий знает: Не завершится курс славянского пути!

Ему в тысячелетия идти…

––––– 10 –––––

Не сказка он – Богами дан

Славянам остров был Буян.

*****

Давно – другая жизнь, земля другая…И Душу не тревожит

Быль-память о былом. А время новых множит

Обрядов и обычаев число.

Что было, поросло быльем, ушло!

Давно своим стал Южный край. Родились тут, женились.

Всем хорошо тут. Сытно и тепло…

На юге гор Рипейских многие селились –

Пожить здесь, осмотреться, переждать.

Чтобы потом получше землю поискать.

Князь Орий – здесь. Своим он родом точно правит.

Других уж – не наставит, непокорных – не заставит.

В горах осели племена? Иль где-то по лесам?

Иль вслед за антами на лодиях уплыли

Великою Протокой. К берегам

Здесь, в крае, собственного внутреннего моря37.

Или в иных просторах скуфи возвели.

Куда потопа воды не дошли.

Как горьких слез потоки, реки бедной Лели

Пролились в бездну, влагою поля Мидгард-земли одели.

Лишь птицам горя нет. Стада зверей

Теперь гуляют средь долин небесных-чистых.

И оказалось множество людей

Под сенью, без окон-дверей, жилищ ирийских.

Пустынный, спал средь мутных вод простор,

Что выжило, на все взирало с гор…

Судьбу искать в местах неведомых непросто.

Большой, как материк, нашли славяне остров…

Рубили лес, сплавляли; скуфи возвели.

Весь изучили, полюбили, заселили.

Копали огороды, к ним полив вели.

Охотниками стали, на зверей в леса ходили.

На острове, родным им ставшем, бед не зная, жили…

Над буйным половодьем, в буйстве леса,

И был он островом Буяном наречен как тот повеса.

Сосед – Аримия38, страна, что не скупится

Плодить бессчетно узкоглазых, желтолицых;

Улыбку хитрую в дыму укрыл кальян.

Отвагой прямодушных славен будь, Буян!..

Живут на острове поляне и древляне,

Хусты, хоропы, кивереччи, русы, северяне;

Гуцулов племена, борусов, волынян;

Там кучи, сведы, винды, лютичи, боилы, мазовшане;

Летавы, эсты, селы и суоми39… Всех привечай

Чья жизнь – твоя теперь, Зеленый край.

*****

Зов памяти… Даарию…Укрыли воды ледяные.

Арийцев скуфи, пращуров надгробья, Капища святые.

Взывают к нам: «Мы – есть! Найдите нас, потомки молодые!..»

В.Чернышов

 

Источник ➝

День Бога Велеса

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

24 февраля по народному календарю празднуется день Власия, но традиция данного дня имеет ведические корни. Когда-то он назывался день Бога Велеса. (Волос, Вели (гер), Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Вала (инд.), Беленус или Бели(кельт.), Бербаш (дословно”медвежья голова” –скифск. ) Ас-ирис(егип., то есть бог Ас Ирийский, ирий по древне руски рай)). Его священное дерево тополь.

Образное значение имени бога: "Веле" — Вельми (Великое), "С" — Слово (Мудрость, воплощённая в вибрациях звука). Единый образ: «Великое Слово (Мудрость, воплощённая в вибрациях звука)». Образы буквиц: В — Веды (Ведание), Е — Есмь (Осознание Божественного Присутствия), Л — Люди, С - Слово (Мудрость, воплощённая в вибрациях звука). Объединённый образ: «Ведающее Слово, ниспосланное Свыше людям о важности осознания Божественного Присутствия Всевышнего Прародителя везде, всегда и во всём».

Велес бог покровитель пастушества, богатства, облаков, мудрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, целительства, вестник богов, проводник умерших душ (встречает и сопровождает души умерших и нарождаемых людей). Он главный судья человеческих душ на посмертном Суде(в Бояновом гимне есть такая строка „Велеса нам не избежать”).

Бог Велес олицетворяет так же единое информационное поле из которого каждый Человек может постараться взять то, что пожелает. Однако, следует помнить, что человек получает всегда ровно столько, сколько заслуживает, насколько он развил свои способности. Именно поэтому Бога Велеса и ассоциируют с богатством, так как он океан потенциала и каждый подобравший ключ  может взять для себя всё, что заслуживает.

В Ведические времена основным богатством считалось зерно и крупный рогатый скот, по поголовью которого судили о зажиточности хозяина. Вероятно, по этой причине символизм Бога Велеса и связан с Быком. Его ещё называют «скотий Бог», покровитель крупного рогатого скота, приносящий богатство и достаток в дома наши. А так как информационное поле  - это кладезь опыта многих поколений Предков, то ещё Бога Велеса называют хранителем и вместилищем Мудрости.

По одним источникам он муж богини Макоши, по скандинавской версии муж Даны, а по персидской версии муж Сиды –Изиды (но скорее всего это просто разные имена одной и той же богини у разных народов).

День Бога Велеса

Все традиции празднования этого дня сохранились в народном (и частично в христианском) календаре, даже название дня осталось созвучным. Власий как и Велес почитался покровителем домашних животных: «Власьев день — коровий праздник». Не отмечая этой даты, хозяин имел неосторожность навлечь на своих животных различные беды. Давали домашним животным в этот день лучшие корма, ухаживали за ними. Начинались скотские базары — торги. Наступали Власьевские морозы, и поскольку их считали последними из сильных, то говорили: «Власий, сшиби рог с зимы». В течение 3 дней выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева, говоря, что тронутые морозом семена дают лучший урожай. Выносили на мороз также лен и пряжу, чтобы иметь чистые, ровные и белые нитки и мотки. На Украине давно приметили: зима должна закончиться сильной ночной метелицей, чтобы снег позабивался в каждую щелку. Про такую метель говорят: «Зима дитя ищет».

"Власьевские утренники подошли, держи ухо востро", "Семь крутых утренников: три до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия", "Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги".

Картинка 10 из 3225
Так откуда же пошла традиция празднования этого дня? Наши предки считали что в былые времена боги жили на нашей земле и учили людей разным наукам и ремеслам. "Дочь Дыеву (Диву), которая от дочери Наховы (Луны), царя Пресеченьска, сватали за Посейдона (Бога Дона) и Ангенора и Велосу, также приятна (она). Велос же поял женою Сиду („Изида – Дана-Макошь- Яга”; поял- был женат на ней). Ангенор же ушел в Вивинию (Венедию-Европа) и поял жену именем Тоур (Тару?) и сотворил град и нарек Тоур, и родил от Тоур Кадма (Бог любви Кама?)”-- толковая Палея Синод сп.№210 л. 557. Так же согласно словаря "MaterVerborum ", Дива была отдана замуж за Перуна, а Посейдон (Дон) был отвергнут (и женился на Роси).

Велеса славяне соотносят с золотом, а Перуна с оружием. Он Бог-покровитель всех скотоводов и животноводов, а также Родовой Покровитель западных славян - Скоттов (шотландцев это Скифы сколоты потомки боярина Скотеня , см. «Велесову книгу»), поэтому и говорили они всем испокон веков, что : "Велесъ скотiй Богъ" (бог людей, а не домашних животных, которых в древности именовали словом животина). Переселившись на британские острова, древние Роды Славян-Скоттов назвали все обжитые провинции - Землей Скоттов - Scotland (Шотландией), а в честь своего Родового Бога-Покровителя Велеса они назвали земли с лучшими пастбищами его именем - Wales (Уэльс, т.е. Велес). Велес является Богом-Покровителем и Управителем Небесного Чертога Волка во Сварожьем Круге, который расположен рядом с Небесным Рубежом, разделяющим Миры Света и Тьмы, поэтому Вышние Боги доверили Велесу быть верховным Хранителем Небесных Врат Междумирья. Эти Небесные Врата находятся на Золотом Пути Духовного Развития, который ведет в Небесный Асгард, а также в Небесный Вырий и в Светлые Чертоги Волхаллы.

Бог Велес всегда олицетворяет всестороннюю заботливость, кропотливое созидательное трудолюбие, честность и решительность, стойкость, постоянство и хозяйскую мудрость, способность отвечать за все свои деяния, сказанные слова и совершенные поступки. Бог Велес, охраняя Небесные Врата Междумирья, пропускает во Сваргу Пречистую Души только тех усопших, кто не щадил своей жизни во защиту Родов своих, во защиту земель Отцов и Дедов, во защиту древней Веры; которые усердно и созидательно трудились для процветания своих Родов и которые от чистого сердца выполняли два Великих Принципа: Свято чтить Богов и Предков своих и жить по Совести в гармонии с Матерью-Природой.

Боян в «Слове о полку Игореве» назван Велесовым внуком , поэтому Велес является прародителем многих славянских родов. Его имя связано со словами: велеть, воля, владение, власть, великий. Велес есть олицетворение хозяйской мудрости. В древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя (поэтому скифы и звали его Бербаш- медвежья голова). Он был покровителем охотничьей добычи. Это в его честь волхвы надевали медвежьи маски на головы, а на себя звериные шкуры, чтобы уподобиться принявшему образ медведя Велесу и исполняли ритуальные танцы, служа требы богам. В прежние времена на Святки и на Масленицу отмечали комоедицы - праздник пробуждения медведя, или Велесовы дни славянского ведического календаря. С почитанием Велеса, или Волоса, у славян связано возникновение и самого слова «волхв», однокоренного со словом «волохатый». Обычно оно переводится как волосатый, косматый, кудлатый. А вот в древности «волохатый» означало - почитаемый богом Волосом, не подлежащий убиению. В бронзовом веке, в пору пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем домашних животных и богом богатства. В древнем Киеве кумир его стоял на Подоле, в нижней части города, и пользовался величайшим почитанием наших далеких праотцев-славян. А в Москве на склоне Боровицкого холма лежал Камень Велеса, к нему матери больных младенцев приносили «для обретения крепкого здоровья и исцеления от различных недугов» (И.М.Снегирев «Русская старина»). «Приплыл» тот камень в незапамятные времена к холму Боровицкому по Москве реке, после чего и явилось здесь святилище бога Велеса (сей камень убран в 19 веке по приказу императора Николая Павловича).

Чествовали бога в самом начале недели: День Велеса - понедельник. Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что о Волосе упоминается еще в договоре вещего Олега с греками. Именем Волоса, так же как и Перуновым именем, «клялися россияне в верности, имея к нему особое уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства». В древности в память о Велесе существовал такой обычай: первую борозду по весне проводил медведь, запряженный вместо лошади в соху: это обеспечивало щедрый урожай. Когда же наступала хлебная жатва, жницы отправлялись в поле с песнями. Одна из них, захватив рукою пучок колосьев, закручивала их на корню, а потом заламывала в сторону: «завивала Волосу бородку». Этот закрут оставался в поле несжатым до следующей пахоты. Кое-где завивают Волосу бородку и по сей день, только иногда называют его Житным дедом. Бога Велеса в древности воображали в виде красивого молодого человека, облаченного в шкуру наружу мехом, перехваченную широким кожаным поясом - «чересом». На поясе висел калита - кожаный кошель. В калите Велес хранил земные блага, а в чересе - духовные.

Спускаясь на землю, Велес бродил от дома к дому, жалуя людей своими дарами, особенно вступаясь за бедных и сирых (не отсюда ли пословица: «За сиротою - бог с калитою» - в том значении, что бедняков бог порою наделяет высокими духовными качествами и талантами). На небесах Велес пас свои неисчислимые стада, варил небесный мед, разводил пчел и занимался разными ремеслами. Если небесным кователем-кузнецом был Перун (или Сварог), давший людям навыки в обращении с огнем, то Велес научил их ремеслам. Был Велес не только звездным пастухом, но также покровителем путешественников, музыкантов и певцов. Велес слыл также великим врачевателем, силе которого подчинялись травы. О том, сколь огромное уважение питали наши предки к Велесу, говорит стародавний обычай цедить рождественское пиво через шерсть, а гадая на суженого, девушки не только лили воск, но и сжигали охапку сена или клок шерсти, по игре теней пророча будущее. К числу древнейших относится и гадание по брошенной в огонь бараньей шкуре - непременно с шерстью на ней. Волхвы бросали в пламень кости, вытаскивали их еще не обгорелыми и толковали огненные пятна на них как волю бога. Все это - следы поклонения Велесу-Волосу.

Считается также, что Велес - прародитель великанов: волотов, велетов, ведь слово «ве-лий» означает большой, великий. Вообще этот бог был особенно благосклонен к богатырям и всем людям, наделенным высоким ростом, большой физической силой. Также он владелец нечитанной книги земли, которая иначе зовется Совесть (СОвместная ВЕСТЬ получаемая от богов и предков) или Чистое Поле, а по современному-- «энергоинформационное поле земли». Имя Велеса-Волоса доныне сохранилось в славянских землях в таких названиях, как Велесова гора, Волосова долина. В средние века, с приходом христианства, Велес соединился в народном сознании со святым Власием - покровителем домашнего скота. Его день отмечался до революции 11 февраля по старому календарю, а после принятия нового календаря стал праздноваться 24-го февраля (из-за сдвига дней в календарях).

Мифы.

Еще в незапамятные времена, до того как посетить нашу землю, бог Велес пастушествовал в небесах. Он гонял по синему своду стада облаков, играл на свирели, которую некогда изладили для него сыновья бога ветра Стрибога, и распевал песни о великих деяниях, кои дано свершить богам и людям. А у громовержца Перуна, небесного владыки, была красавица-жена – богиня Дива. Она оставалась вечно юной красавицей. Ее золотоцветные волосы были убраны жемчугами, одежда изукрашена богатым шитьем и драгоценностями. Велес тоже любил красавицу Диву. Чуть, бывало, повеет теплом, чуть вылетят из райского сада Ирия жаворонки, неся на землю весну, начинает хмель любви бродить в теле небесного бога-пастуха! Не в радость ему мирная жизнь, не в радость небесные красоты. Хочется потешить буйную плоть! Не в силах с собой справиться, Велес улучил миг, когда Перун отвернется, и похитил красавицу Диву. Что тут содеялось в небесах! Черные грозовые тучи - передовое воинство Перуна - стремглав понеслись к жилищу Велеса, чтобы испепелить его молниями, убить громами. Но тот заиграл на чародейной свирели братьев-ветров - и на пути Перуна встала неодолимая стена встречного ветра. Стрибог сурово бранил своих легкомысленных сыновей, давших в руки Велеса такое сильное оружие. А Велес наслаждался своей безнаказанностью и смеялся над обманутым громовником. А между тем Дива, задумала украсть эту свирель. Она подольстилась к Велесу, начала петь для него, танцевать. Ах, каким теплом повеяло в это время на земле и в сердце влюбленного бога! Но когда Велес уснул, разнеженный, Дива схватила волшебную свирель и с такой силой отбросила ее прочь, что свирель улетела на землю и рассыпалась на тысячи обломков. Из них, между прочим, выросли тростник и камыш, из которых люди с тех пор и начали делать свирели да простенькие дудочки. В то же мгновение ветры перестали слушать Велеса и склонились перед молниями Перуна. И Громовержец прорвавшись к похитителю потребовал от Велеса чтобы он удалился в изгнание на землю. Велес и сам понял, что совершил непростительную глупость по отношению к своему брату Перуну, и раскаявшись отправился к людям обучать их землю обрабатывать и скот водить. Увидав, как жестоко наказан Велес, добросердечная Дива горько заплакала, и слезы ее теплым дождем пролились на землю. Растаяли остатки снега, зазеленели травы в полях и лугах, оделись листвою леса, а кое-где расцвели синие, точно небеса, цветочки. Это были слезы Дивы по Велесу, которого она жалела, и ни как не могла забыть. С тех пор цветы эти и называются - незабудки. Пожалел суровый Перун красавицу-жену и дал ей слово простить и Велеса. Но не сразу, а пока пусть поживет на земле. А Велес чтобы не искушать Диву которая все это время смотрела вниз, на землю, и любовалась им, принял образ медведя (В скифском варианте легенды у него была только голова медвежья, а тело человеческое, и скифы его прозывали Бер-баш, медвежья башка. Волхвы, которым покровительствовал Велес, в знак этого надевали на свою голову маску медведя). С тех пор так оно и повелось, лето Велес проводил на земле, в лесу, в образе медведя, украдкой помогая людям пасти их стада и оберегая коровушек от диких зверей: недаром зовется он «скотьим богом», покровителем пастухов. Все это время стада облаков в беспорядке бродят по синим небесным пастбищам - именно поэтому летом куда больше облаков, чем зимой. Осенью, когда птицы улетают в теплый Ирий-сад, они уносят с собою Велеса, вновь принявшего свой обычный облик. В это время подлинные медведи залегают в берлоги на зимнюю спячку….

Существуют и другие мифы объясняющие отправку Велеса на землю. Например древние сибирские предания так гласят об этом: -- Велес, в молодости был очень озорным юношей, любителем всяческих шуток и проделок. Когда его кормилица Матушка Зимун отпускала небесных коров пастись на просторах Сварги Пречистой и возвращалась в свои хоромы, Велес, обернувшись волком, гонялся за ними и загонял их в Тёмную Пустошь. Вечером, когда Зимун выходила встречать небесных коров, то их нигде не было, и тогда все в Небесном Чертоге отправлялись на их поиски. Велес вместе со всеми шел искать небесных коров и первым находил их в Тёмной Пустоши. За что получал похвалу от своей кормилицы Матушки Зимун. Так продолжалось очень долго, пока Перун, летавший орлом по Сварге Пречистой, случайно не увидел Велеса в образе волка загоняющего небесных коров в Тёмную Пустошь. Кормилица Зимун в наказание за озорство, попросила Перуна отправить его младшего брата Велеса на Землю, чтобы тот помогал людям в течении трех лет. И если после этого срока люди будут благодарить и славить Велеса за его благие деяния, то ему будет разрешено вернуться в Сваргу Пречистую. Перун выполнил просьбу Зимун, отправив Велеса на Землю, где он помогал людям и делился с ними Небесной Мудростью. А когда по прошествии трех лет Слава о Велесе достигла Сварги Пречистой, Перун вернул его обратно к Матушке Зимун.
По другой версии, то же из озорства, Велес угонял в Мрачную Пустошь летающие корабли богов (Звездолеты), и Сварог с Ладой матушкой отправили его на землю к людям, чтоб он остепенился.

На 24 февраля по современному календарю (11 по старому, не путать!!!!) ещё во второй половине 19 века в селах у болгар-помаков праздновали Велесов день. Стефан Веркович в своей книге «Веда Словена» (1871 года издания) пишет: «Когда то веровали, что это был Бог покровитель скотоводов, и прославляли его сотворяя Коло (круг). Рано утром в этот Велесов день в каждом селе, староста посылал трех девушек ходить по селу и извещать о празднике сельчан специальной песней. Когда девушки допевали эту горную песню и обходили все село, то старый староста собирал девять молодых пар и этих трех дев и все шли они на то место, где были собраны вместе коровы с этого села. Когда шли, то девы также пели песни. Достигнув того места, где были волы и коровы, староста доставал «Ясную книгу» (Свод древних вед), и начинал читать святые гимны богам, чтобы усмирить коров.

«Ой, Боже ли мой, Велес бог,

Жива Юда (богиня) ведь нас учила,

Да как петь эту ясную книгу говорила,

Да как петь её, да всё потом записать,

Как кошарами нашими заправлять…

Усмирив коров, потом ждали, когда солнце взошедшее на небесах, обогреет всех по воле Велеса бога, и тогда юные девы заклинания закликают и свои ясные главы, (а также и старосту) белыми венками позлаченными увивают. После этогосотворяли коло (круг) и требу в круге воздавали и Велесу Богу гимны пропевали:

«Боже мой все сущий,

Свет во тьму несущий,

Сияньем озаряющий.

Миры нам сотворяющий

Древними звездами ты сияешь,

Кривду к нам не допускаешь…

Боже мой, Велес Бог, просим тебя, Боже,

Ты с небес на эту землю снизойди,

И нас от темных чар освободи

Да будем мы со тобою во едине

и ныне и присно и от круга до круга

тако было, тако еси, тако будет».

К угощенью тебя приглашаем,

гимнами славы к себе призываем:

«К нам на трапезу Боже приди.

И венки чудесные ты принеси,

И кто свидится с тобою до зари

Тому ты белый венок и подари,

Да чтоб нарядил он им свою кошару,

Чтобы плодились волы, да коровы на славу,

От одного же тысяча, а от тысячи три тысячи

А кто кошару не украсит свою,

у того приплода не будет в этом году!»

Когда все угощались, к трапезе присаживался и староста украшенный венками, а после еды, кто-нибудь один снимал все венки говоря при этом следующий гимн:

«Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе!!

Да будь ты славен на Мидгард земле,

По весям нашим твой личень-день идет,

Этот Велесов – день нам счастье несет!

Тебя боже угощают, и почитают,

Златую трапезу тебе накрывают.

Давай, же Боже нам белые венки,

чтоб дома и кошары украсили мы.

И богатство и счастье к нам всем придет

Приплод от одного да тысячу нам принесет,

Да чтобы нам в полях было что собирать,

А в садах плоды чтоб могли мы сорвать.

И пресное молоко коровье доить,

и тебя при этом Боже хвалить»

Каждый из присутствующих брал по венку, и потом шли туда, где находился скот, и украшали коров и пели следующий гимн:

«Боже ты наш, живой и сущий

Свет и счастье в дома нам несущий

твой личень- день, в нашем селе.

Мольбою молимся мы тебе,

Чтоб десную (правую) руку ты на коров поднял,

И благословление плодится им на три года дал,

И да будет у них от ста да тысяча телят,

А от тысячи да три тысячи пусть они наплодят.

Ой, ты Боже наш, да ты живой и сущий,

Услышь нашу мольбу, ведь ты всемогущий!

Пусть будет тебе личень день да весь год,

А нам во всех наших делах будет приплод

И тебе жертву мы в коле воздаем,

требные дары через огонь подаем.

Гой, гой о Боже наш всесущный,

Живой, великий и всемогущий!

Наряженный староста оставался на месте проведения ритуала, а юноши и девушки отгоняли коров в село и праздник продолжался уже там. В этот день обязательно украшали венками так же и свои жилища, пекли печенье, пироги и пышки в виде фигурок животных и жертвовали их Богу Велесу, часть пышек ели сами и кормили своих детей, а другую часть раздавали нищим. Одну пресную пышку сушили и оставляли на целый год и если какая животина заболевала, то ей в еду добавляли крошки от этой Велесовой пышки в качестве лекарства.

Поздравляем всех с Праздником! Ведь как говорили наши предки если "Велеса нам не избежать", так давайте его прославлять!

Популярное в

))}
Loading...
наверх