На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Холодок
    Вот видите, Малик, Вы очень слабо себе представляете того, кого называете Богом, таких Богов по разным Религиозным ко...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    Дьявол- это кто, что из себя представляет? - Это Господь - бог адамитов - их создатель(Бытие , гл.2) !          Бог о...10 мифов о язычестве
  • Валерий Холодок
    А рабом человек может чувствовать себя до тех пор, пока он не изживёт в себе животные инстинкты и не поймёт основные ...10 мифов о язычестве

Умершие селения: Растесс

Умершие селения: Растесс

Название его происходит от Растесу или рассеку лесов первобытной Сибирской дороги… первые сего места жители были Российские переведенцы для удобности проезжающим на Сибирь, а ныне причислены к отчинам господ Строгановых…

Академик Иван Лепехин, 1771-й год о Растессе

Когда мне впервые попалось на глаза название этой деревни, даже не поверила, что населенный пункт находится в России — название очень выбивается из привычных уху Васильевок, Петровок, Ивановок, и прочих подобных топонимов, которых в каждой области не по одному десятку. Растесс явно выбивается из этого ряда: И. Лепехин помог немного расставить все по местам и мало-мальски объяснил происхождение названия заброшенного ныне селения. Растесс стоял на берегу речки Кырья, которая сегодня протекает по ненаселенной местности, среди таежных холмов Свердловской области. Всего 60-70 лет назад это была вполне себе процветающая деревня, а сейчас… ну, чистым полем это назвать сложно, скорее, в наше время это болотистая местность с кочками и пересохшими руслами ручьев.

Причина появления Растесса: Бабиновский тракт

Растесс появился в XVI веке. Изначально целью строения поселения было обслуживание Бабиновского тракта: на тот момент он являлся единственной дорогой, которая соединяла две части России: Тобольскую губернию и европейскую территорию. По сути, это был своеобразный перевалочный пункт, где ямщики могли спокойно поменять упряжку и отдохнуть, где останавливались путники и всегда можно было найти место для теплого ночлега. Кроме того, в деревне жил служивый люд, в задачу которого входило не только содержание тракта в надлежащем состоянии, но и его защита от лихих людей. Так продолжалось довольно долго: строились новые дороги в сторону Сибири, расположенные немного южнее, Растесс обрастал новыми строениями. Так, в деревне появилась собственная православная церковь с приходской школой и “штаб” волостного правления, и даже метеостанция! К XIX веку Растесс вырос не только территориально: значительно повысился уровень благосостояния населения, так как неподалеку от населенного пункта были обнаружены золотые и платиновые прииски. Об этом можно судить по сохранившимся остаткам местного кладбища: многие надгробия выполнены из мрамора, а такое “удовольствие” во все времена стоило довольно дорого.

Так что же представлял собой Бабиновский тракт? Эту дорогу открыли в 1597 году, и назвали в честь посадского человека из Соликамска — Артемия Бабинова. До этого времени через Урал существовал другой маршрут, — Чердынская дорога, но с 1598 года Бабиновский тракт заменил и ее.

Строительство стартовало в 1595 году. Всего два года понадобилось Артемию Бабинову, чтобы организовать прокладку 250 верст пути: а это и расчистка местности от леса, и сопутствующее обустройство прокладываемого пути, и, помимо того, наведение мостов через встречающиеся реки, коих в той местности немало. Все это производилось силами самого Бабинова, двух предоставленных ему целовальников и 40-ка крестьян.

На заметку: целовальник — должностное лицо в Русском государстве, выбиравшееся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных, финансовых и полицейских обязанностей. Избранный человек клялся честно исполнять свои обязанности и в подтверждение клятвы целовал крест, откуда и происходит название.

Уже в 1957 году по тракту отправились отбывать наказание угличане, обвиненные в убийстве царевича Дмитрия. Для охраны дороги были построены несколько караулов, в том числе и тот, что находился в Растессе. Из них до наших дней не дожил только он.

Почти двести лет Бабиновский тракт был единственной дорогой, по которой можно было попасть из Европы в Азию, и сыграл огромную роль в освоении Сибири. Взять, к примеру, ту же почту: сейчас есть десятки вариантов ее доставки, хоть авиа, хоть по железной дороге. Тогда — только этот тракт. По нему везли не только почту, но и деньги, передавали указы из столицы. Путешественники, послы и крестьяне, уходившие вглубь Сибири в поисках лучшей жизни на свободной земле, тоже были вынуждены передвигаться по творению Бабинова и его подчиненных.

Свое огромное значение дорога утратила только в 1735 году, а в 1763 была закрыта официально.

Удивительно, но современное состояние Бабиновского тракта местами можно оценивать, как вполне удовлетворительное. Однако — только местами: на некоторых участках и следов не осталось. В 2015 году группа квадроциклистов пыталась преодолеть полный маршрут тракта, и выяснила, что полностью уничтожен только участок Кырья-Растесс, и проехать там на колесной технике просто нереально. А в остальном — нет предела возможностям внедорожников. Подготовленный для бездорожья транспорт спокойно пройдет по всему тракту.

Куда они ушли?

И вот — ХХ век. Примерно в 50-х годах население Растесса насчитывало около 500 человек. Деревня была вполне живой: несмотря на то, что Бабиновская дорога отслужила свое, налаженный быт людей никуда не исчез, однако возможности для заработка и, соответственно, содержания семьи, значительно уменьшились. В связи с этим жители были вынуждены искать подработку в соседних селениях, но, как вы понимаете, там дела обстояли не намного лучше. Аналог нынешнего вахтового метода: неделя на заработках, и один выходной дома. Впрочем, такая ситуация тоже сохранялась недолго: в скором времени неподалеку от Растесса появилось вольное поселение, основанное заключенными, и надолго оставлять собственный дом стало опасно. Новые соседи между делом раскапывали растесское кладбище, надеясь отыскать в старых могилах клады с золотом, и частенько заглядывали в пустующие дома Растесса, в отсутствие хозяев вытаскивая оттуда все ценное.

А дальше история делится на две ветки — официальную, и аномальную. Обратимся к первой.

Она гласит, что примерно в 70-х годах прошлого века произошло массовое “переселение народов” из Растесса в другие города. Этому способствовала и вышеупомянутая колония-поселение, и отсутствие стабильного заработка, и отсутствие в поселке образовательного учреждения — единственная школа закрылась из-за малого количества детей. Медпункт и магазин закончили точно так же, и в итоге деревня осталась один на один с недружелюбными соседями и недружелюбной же к человеку тайгой. В таких условиях готовы жить разве что староверы, но вряд ли Растесс населяли именно они, а потому народ собрал скудные пожитки и уехал, куда глаза глядят. Вроде все логично: какая нужда оставаться там, где нет не то что перспектив, а и минимальных условий для жизни?

Но не всех устроила официальная версия, а потому отсутствие в Растессе людей быстро обросло кучей легенд, по одной из которых все они исчезли в один момент, оставив нехитрые пожитки и домашних животных.

Согласно второй версии, обитатели соседней деревни заметили, что к ним давно никто не приходил из Растесса, да и в других поселках знакомых давно не видно. Тогда, собрав и наспех вооружив (мало ли что) небольшую делегацию из крепких мужиков, соседи отправились в Растесс на разведку. На первый взгляд поселок выглядел, как обычно: дома все на месте — то есть ни пожара, ни другого бедствия не было, во дворах разгуливают куры и утки, а с ними вместе — более крупные домашние животные. Коровы, овцы и другие выглядели измученными, — создавалось впечатление, что их несколько дней не доили и не кормили. Разведчики прошлись по всему Растессу — и не нашли абсолютно никого, ни единой живой души. Их поразило состояние домов: во многих были открыты ставни, а столы были накрыты, словно семья вот-вот собиралась обедать. Деревенское кладбище было практически полностью разорено: у гостей сложилось впечатление, что покойники ушли вместе с живыми.

И куда же они могли деться? Первое, что пришло на ум — происки соседей из колонии-поселения, но эта версия не подтвердилась абсолютно ничем. Кровь, следы борьбы и разграбления — ничего этого не было. Но зато вспомнились детали последних бесед с растессовцами: многие из пропавших людей были весьма обеспокоены непонятным светом с неба, а одна из семей так и вовсе рассказывала о регулярных встречах с разного рода нечистью — то русалки мерещатся, то леший закружит, а то и вовсе НЛО над огородом круги наматывает. Обычно к такого рода историям и сами растессовцы, и их соседи относились довольно скептически, но любили вечерами попугать друг друга историями о пугающем ночном шепоте, да и нечисть вниманием не обходили — до сих пор вокруг этих мест ходят слухи о неопознанных летающих объектах, и бушующей нечистой силе. В итоге поселок приобрел соответствующую славу, и в сторону Растесса тонкой струйкой потянулись исследователи аномальных зон, уфологи, эзотерики и прочая соответствующая братия, включая обычных туристов. Местные были не в восторге от такого внимания, и часто отказывались сопровождать жаждущих ознакомиться с призрачной жизнью Растесса, к тому же в распоряжении проводника оставалась только та самая старая дорога, которая успела обрасти невероятным количеством суеверий, и имела нехорошую славу.

Сейчас сложно найти место, где стояла некогда заселенная и живая деревня: на месте изб осталось несколько разбросанных в траве бревен, да еще пара чугунных плит с эпитафиями и мраморный камень. Негусто.

Говорят, что ежегодно в России умирает более трех тысяч деревень. Тридцать тысяч населенных пунктов за десять лет. Но эта статистика, какой бы печальной ни была, вполне привычна.

Другое дело, что в разных точках планеты и в разное время — в Канаде (1930, деревня эскимосов), Индии (сразу несколько пустынных селений) и других местах повторяется легенда, очень похожая на растессовскую — жили себе люди, и вдруг исчезли, а в их домах все осталось так, словно они вышли на минутку. Один из пермских исследователей, побывавших в Растессе, говорил следующее:

Туда никогда не удается доехать с первого раза. Сколько раз мы ни пытались, всегда происходят какие-то проблемы: либо ломается машина, либо резко портится погода, начинается гроза на всю ночь, и мы застреваем. Однажды сломались две машины и началась жуткая гроза, с двух до шести утра были молнии, зарницы. Там рядом находятся горы и получается, что молния бьет как будто рядом с тобой… Само место такое, что ты, когда идешь по нему, чувствуешь, как будто на тебя кто-то постоянно смотрит, хотя и понимаешь, что никого нет, что там все давно брошено.

Конечно, правдивее всего выглядит именно официальная версия. Но неофициальную невозможно ни доказать, ни опровергнуть, поэтому я предпочту оставить маленький шанс в ее пользу. Как знать, может, Растесс продолжает жить в другой реальности, и в тот момент, когда наша оказывается в непосредственной близости с тем, другим миром, мы можем чувствовать присутствие обитателей умершего селения.

Источник

Картина дня

наверх