На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    ✩✩✩✩✩   История - оружие мощнее термоядерной бомбы .... !           И сегодня тоже , в рамках навязанной лживой  исто...МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ...
  • Алексей
    Некорректно писать об Язычниках и ссылаться на Ветхий завет тем паче, что в начале было не слово, а мысль.Язычник
  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник

В каких случаях на Руси мужиков заставляли жениться

Несмотря на патриархальный уклад жизни, некоторые мужчины на Руси не спешили связывать себя брачными узами и хотели подольше насладиться свободой, однако это получалось не всегда. Часто обстоятельства складывались так, что мужчине приходилось идти под венец, и причем, не всегда с любимой женщиной.

«По залету»

Одной из причин, по которой мужчине на Руси приходилось жениться на немилой невесте – это ее тайное совращение и наступившая беременность. Надо уточнить, что беременность как причина к браку вряд ли была повсеместно распространена в языческие времена, когда женщине часто приходилось оставаться один на одни со своей проблемой и со своей родней. Исключением могли быть княжеские или воеводские дочери, племянницы, сестры, дочери богатых людей – женитьба на таких девицах была желанна для большинства мужчин, даже если б они были чуть красивее кочерги.

После крещения Руси жениться мужчину на совращенной девушке заставляло давление морали, нажим крестьянской общины и родни совращенной девицы, особенно в случае её беременности.

Крепостных за людей не считали

Во времена крепостного права, когда помещик имел право распоряжаться крестьянами, как ему угодно, согласия на женитьбу вообще никто не спрашивал. Часто бывало так, что дворовых крепостных приводили к помещику, выстраивали по росту и записывали парами, а потом передавали список священнику для совершения обряда венчания.

Писатель Александр Николаевич Радищев писал о насильственных браках крепостных и сокрушался о том, что таким образом крепостные, фактически друг друга ненавидя, «властью господина... ...влеклись на казнь».

Путешественница из Германии Фанни Тарнов, посетившая Россию в начале XVII века, писала в дневнике, что русская знать женила дворовых людей, исходя из «эстетических побуждений», не принимая во внимания их чувства, из-за чего среди дворни нередки были супружеские измены.

Лишь бы размножались

В те времена власть российская думала только пользе государства и приумножении народа, а не о том, чтобы ее поданные были счастливы.

Некоторые владельцы крепостных пытались подсластить пилюлю, и давали за крепостными девушками приданого, кто по два, кто по пять рублей – так поступал, например, астраханский губернатор Артемий Петрович Волынский, пользовавшийся сперва сам молодой крепостной, а затем выдававший ее замуж с "приданым", т.е нередко беременной.

В других местах невышедших замуж до 20 лет девушек переводили на тяжелые работы, а родителей — штрафовали. Так поступали известный русский философ и публицист князь Михаил Михайлович Щербатов и граф Николай Петрович Шереметев, а граф Александр Васильевич Суворов снизил брачный возраст девушек до 15 лет (Наталья Львовна Пушкарева «Частная жизнь русской женщины XVII века»).

Так что родители девицы шли на любые ухищрения, чтобы отдать её замуж. Нередки были ситуации, когда девушка завлекала понравившегося ей парня на сеновал или в шалаш, а в самый ответственный момент туда же заявлялась ее родня, чтобы засвидетельствовать таким образом акт разврата и заставить парня жениться.

Из-за бедности

Частенько жениться мужчину заставляла крайняя бедность семьи, либо обстоятельства, в результате которых он становился бедняком – война, эпидемия, голод. В таком случае ему ничего не оставалось, как пойти в примаки – то есть жениться на женщине, девушке или даже на вдове с детьми из более зажиточного семейства, в котором не хватало мужчин (рабочих рук), но в которой было большое хозяйство. Иногда это помогало выжить и родителям «жениха», который мог отсылать им еду или деньги.

В этом случае, участь «жениха» оговаривалась заранее: часто по прошествии нескольких лет работы на семью жены он мог отделиться с женой или после смерти тестя стать полноправным владельцем всего хозяйства; в других случаях ему принадлежала только некая часть хозяйства. Договорные письма были распространены в центре России на в северных регионах они часто защищали примака от покушений на его собственность других членов семьи и тщательным образом оговаривали все подробности, – об этом с своём труде «Обычное право крепостной деревни России» писал в XX веке историк В. А, Александров.

Женитьба как способ избежать армии

Еще одна причина, которая заставляла мужчину жениться на нелюбимой женщине – это нежелание идти в армию. Поскольку служили раньше по 25 лет, мало у кого из крестьян возникало желание отрываться от родного дома и обрекать себя на вечное «солдатство». Жизнь в деревне была привычна, и хотя могла таить в себе опасности в виде барского самодурства, это было все же лучше муштры и войны. К тому же семья лишалась кормильца, рабочих рук, и потому родители частенько договаривались с зажиточным соседом, чтобы женить сына на засидевшейся в девках некрасивой дочери или на вдове с детьми с тем, чтобы сосед заплатил за рекрута откуп, и тот остался бы дома, а в армию за него пошел другой.

Боялись отцовского проклятья

Заставить жениться сына мог ВСЕГДА отец — по соображениям сохранения или преумножения богатства. Такое бывало и среди зажиточных крепостных, которые стали появляться на рубеже XVII – XIX веков, случалось подобное и среди знати. Ослушаться отца было равносильно проклятью и изгнанию из отчего дома, как и лишению наследства.

Например, император Петр I, несмотря на то, что указом запретил венчать несогласных, с собственным сыном обошелся строго – женил царевича Алексея на немецкой принцессе Шарлотте Кристине, несмотря на то, что невеста была протестанткой. Очевидно, Петр намеревался извлечь из брака сына дипломатическую выгоду.

Если сын противился родительской воле и не соглашался идти под венец с «денежным мешком», родитель мог лишить его наследства, а то и вовсе — проклясть, что в те времена было поистине страшным делом. Проклятый сын превращался в изгоя, полностью лишенного поддержки семьи, а часто и всей крестьянской общины, и мог искать лучшей доли только вдали от отчего дома.

Как относились к безбрачию в прошлые времена

Безбрачие в крестьянской среде не приветствовалось. Наличие семьи, как считали в Московском государстве много столетий подряд, — это признак порядочности и зрелости личности. Мнение неженатых мужчин не учитывали ни в семье, ни на сходе. А старым девам нельзя было присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом. Зато незамужних женщин активно задействовали в погребальных обрядах.

Брак на Руси — это институт личный, церковный, общественный и экономический

В крестьянской среде к безбрачию относились крайне отрицательно. Многие молодые люди торопились вступить в брак, парню это давало влиятельность на сходе, уважение в сообществе. А девушке — защищенность, возможность реализовать главную задачу — рождение и воспитание детей. Мешкать с выбором пары было рискованно. Сельские девушки в 20-23 года считались засидевшимися в девках, их шансы выйти замуж были гораздо меньшими в сравнении с подругами 14-17 лет.



Семейное чаепитие.

Обязательность вступления в брак диктовалась экономическими условиями сельской жизни. Как отмечает историк права Н.С. Нижник, крестьянское хозяйство могло функционировать полноценно, если в нем принимает участие и мужчина, и женщина. В обязанности хозяйки входило обслуживание членов семьи (шить одежду, кормить), уход за скотом, жатва. Мужские задачи — это заготовка дров, возведение и обслуживание построек, полевые работы. Только так могло сформироваться полноценное хозяйство, способное развиваться и приносить доход.

Брак рассматривался не только как личный институт, но и как хозяйственная сделка. При выборе жениха обращали внимание на престижность его семьи и уровень достатка. При выборе невесты важными критериями были физическое здоровье и трудолюбие, так как молодая хозяйка переходила во двор семьи мужа, где и должна была трудиться под руководством большака и большухи (свекра и свекрови).

Нередко девушки со слабым здоровьем, если семья располагала достатком выше среднего, решались отказаться от замужества. Такой трудный выбор в пользу маргинального положения в обществе объяснялся страхом перед долей молодой снохи, которой предстояло быть в полном подчинении от членов новой семьи.

Родительское благословение перед свадьбой.

Для заключения брака взаимная симпатия жениха и невесты была желательной, но не обязательной. Это решение принималось с учетом многих факторов, главенствующим из которых была благосклонность родителей. Церковь не одобряла браки между людьми с большой разницей в возрасте, а также состоящих в родственной связи. Девственность невесты не была обязательным условием для вступления в брак, как пишет историк и правовед Н. Тарусина. Но семье мог быть назначен штраф, если было установлено, что девушка замуж пошла нечиста.

Что могло помешать созданию семьи

Причины, препятствующие вступлению в брак — это значительные физические изъяны (хромота, уродство), болезненность, глухота. Но нередко случалось, что и привлекательным здоровым людям было сложно найти пару. Так происходило из-за переборчивости, когда девушка отказывала женихам, считая их недостойными (при полном попустительстве этому отца невесты! и не иначе). А между тем время играло не в ее пользу, да и потенциальные женихи начинали думать, что попытки посвататься тщетны. И постепенно девушка становилась так называемой перестаркой, жениться на которой было вовсе не престижно, ну если она не была чрезмерно богата. Для таких срока вступления в брак не существовало

Свадебное гулянье.

Также причиной безбрачия крестьяне считали порчу, неправильно проведенный обряд при рождении, слабоумие родителей. Еще одна помеха создать семью — это слухи односельчан о скрытых недостатках (или подозрениях о них).

«Холостой — полчеловека»
Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте после 30 лет. Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.

Не было зазорным среди односельчан в шутливой форме предположить, почему невесты его обошли вниманием, бесцеремонно перечисляя догадки о физических изъянах.

«Старая девка — семейная язва»
Многие сельские девушки, не смотря на сложности семейной жизни, предпочитали выйти замуж за парня с недостатками, но без промедлений. Пугала участь заработать репутацию излишне переборчивой невесты, которая тратит драгоценное время впустую. Каждый лишний год, проведенный в девичестве, делал реальнее перспективу стать вековухой (перестаркой, домовухой, браковкой).

Такая репутация снижала вероятность удачного замужества, так как считалось зазорным звать замуж перестарку. На такое решались лишь те парни, которые и сами имели изъяны — плохой род, физические недостатки, бедность. Можно было выйти за вдовца, но зачастую девушки их побаивались, так как считалось, что преждевременная смерть жены наступала не без помощи мужа или все всем виною родовое проклятие.

Старых дев особо не притесняли в отчем доме, иногда они даже занимали роль большухи в доме, если демонстрировали ловкость и предусмотрительность в хозяйственных делах. Но в случае неурядиц или имущественных споров решение принималось вовсе не в интересах вековух. Их жалобы в суде и на сельском сходе всерьез не воспринимались.

Отношение крестьянского сообщества к старым девам было неоднозначное — их боялись, уважали за сексуальное воздержание и осуждали за противодействие привычному укладу жизни.

Строго воспрещалось старым девам принимать роды, участвовать в свадебных обрядах. Но вековухи были важным элементом других ритуальных действ. Например, наряду с вдовами и пожилыми женщинами старые девы принимали активное участие в ритуале опахивания — суть его в том, чтобы не дать проникнуть в селение опасным для скота инфекционным заболеваниям. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села. Считалось, что это надежная защита от падежа скота. Также вековухи нередко становились знахарками, их помощь была востребована на погребальных обрядах.

А смерть самой старой девы оформлялась, как свадьба, пишет историк З. Мухина. Таким образом односельчане помогали выполнить прижизненную женскую задачу в символической форме. Могли даже выбрать суженого для супружеской жизни на том свете.

Источник

Картина дня

наверх