На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 815 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей
    Некорректно писать об Язычниках и ссылаться на Ветхий завет тем паче, что в начале было не слово, а мысль.Язычник
  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник
  • Рауф Растов
    Замечательная статья! Спасибо автору!Иван Чай пробужда...

Что нужно читать детям?

В сети можно найти предостаточно обсуждений того, какие художественные книги стоит прочитать. Предлагается множество вариантов списков для обязательного прочтения. Полнейшее несовпадение их является следствием отсутствия предварительного обсуждения целей отбора, а это, в свою очередь указывает на отсутствие понимания, зачем вообще нужно читать книги.

Людей, читавших огромное количество книг, повстречать гораздо легче, чем тех, кто может оценить достоинства той или иной книги для развития души человека. Обычно дело не идёт дальше выражения собственных чувств или односложных категоричных оценок в отношении последней прочитанной книги.

Чтение книг — это не приятное времяпрепровождение или развлечение, а средство развития личности, обогащение жизненным опытом. Но для многих взрослых — это, к сожалению, именно первое. Или повод для выставления себя в глазах окружающих утончённым ценителем литературных изысков.

А сейчас, внимание, — самое основное.

Важнейший смысл и главное назначение чтения художественной литературы состоит в познании человеческой души, чужой и своей, в познании своей души в будущем, в познании души противоположного пола с тем, чтобы, однажды встретив, узнать человека, с которым можно построить прочную семью, родить и воспитать хороших детей.

Книга даёт знание жизни. Знать жизнь — это значит, знать людей в их разнообразии и непостоянстве, в их низости и величии. Можно, и не читая книг, знать жизнь, но книги «сокращают нам опыты быстротекущей жизни» (А.С.Пушкин. «Борис Годунов»).

Огромное множество книг требуют для своего полного понимания жизненного опыта и зрелости. Но, несмотря на это, самые важные книги должны быть прочитаны уже приблизительно к 20 годам, т.е. к началу самостоятельной жизни. Дальше жизни учит сама жизнь.

Действительно, когда начинается работа и семья, чтение художественной литературы заканчивается, т.к. читать становится уже некогда.

Следующая пора погружения в чтение приходит, когда дети вырастают, т.е. годам к 40-50, когда идёт переосмысление прожитой части жизни, и когда ещё можно что-то подправить.

Читает человек и в старости, но это чтение уже почти не сказывается на его повседневных делах и судьбе, оно лишь меняет его отношение к прожитому.

Итак, до 20 лет должны быть прочитаны самые важные книги, но для этого к 10 годам должна быть привита любовь к чтению и вкус к хорошим книгам вопреки соблазнам телевидения и компьютерных игр. К 10 годам заканчивается чтение книг родителями. Дальше они выступают лишь как советчики и собеседники. Но это тоже требует приложения душевных сил и творчества.

Говорят, что «чтобы стать мудрым, надо прочитать 10 книг, но чтобы найти эти 10, надо прочитать тысячи». При этом умалчивается, что после того, как наконец найдены эти десять, надо бы вычистить из головы те тысячи. Но это невозможно, поэтому детям нужно давать только те лучшие 10.

Людям свойственно с теплотой вспоминать свои детские годы.

Но идеализация виденного в детстве препятствует критическому переосмыслению всего, что было. Это касается и книг.

Чаще люди читают своим детям то, что им самим читали в детстве, или вообще полагаются на пометку «детское» и считают, что подойдёт всё. Однако последнее не верно. Мир книг столь же разнообразен, как и мир людей.

Среди окружающих людей мало тех, кому мы действительно можем доверять, чьё виденье мира близко к нашему, и чьи советы, поэтому, окажутся нам полезными. Точно также и среди пишущих много тех, кто оставил нам не более чем духовные продукты своей жизнедеятельности.

Детей нужно беречь от влияния людей, чьё миропонимание нам чуждо, потому что, хотя дети и вырастут, но они с нами на всю жизнь.

Поэтому: важнейшая задача каждого взрослого — переосмыслив прочитанное, вычистить свою книжную полку от лишнего и дополнить недостающим, и это духовное наследство передать детям.

«Детство нуждается в истинах бесспорных и освящённых веками» (Карем Раш).

Дети, как и любые читатели, болеют за главных героев книги, поэтому главные действующие лица должны быть такими, какими вы хотите видеть ваших детей.

В жизни добро и зло часто переплетены, но в книгах, которые читаются детям, они на первых порах должны быть разделены.

Детям нужно всесторонне и разнообразно показывать, главным образом, те примеры действий, которые должны лечь в основу их стереотипа поведения.

Неправильное можно показывать только, когда оно кругом обставлено табличками «это плохо», и когда оно соответствует уровню понимания ребёнка.

И делать это надо вовремя: до того, как ребёнок с плохим в жизни встретится самостоятельно, не зная, хорошее это или плохое. Иначе он может заразиться пороком на десятки лет.

Духовным развитием детей родители усиленно занимаются до школы, а потом почему-то перестают. То ли охладевают к занятиям с детьми, то ли полагаются на школу, то ли теряются перед сложностью задачи. А в подростковом возрасте ребёнок также нуждается в духовной опеке.

Каждая правильно подобранная и донесённая до души ребёнка книга вносит свой вклад в оберегание его от неправильного выбора других книг, друзей и даже жизненного пути.

Старание по духовной опеке детей закономерно приводит к тому, что в одних семьях с детьми всё благополучно, а в других — одни беды.

Перед тем, как что-то читать детям, надо это прочитать самому и оценить, что за образы лягут в память маленькому человеку и будут определять его дальнейшее мировосприятие.

Родительская цензура должна касаться вообще всего, что относится к духовной жизни детей: книг, мультфильмов, фильмов, игр, мест гулянья, выбора школы, друзей, собственной речи и обсуждаемых при ребёнке тем.

Крайне серьёзное внимание следует уделять также рисункам в книгах. Маленькие дети всегда любят листать книги, которые им только что читали взрослые.

Итак, книг — море безбрежное, а надо что-то выбирать.

Несложно отбросить худшее, сложно отделить нехорошее.

Несложно увидеть хорошее, сложно в нём выделить лучшее.

Читать неплохое-нехорошее нежелательно, т.к. оно, забирая у детей силы, отбивает интерес к книгам.

Возможности для чтения детям и детьми не безграничны, поэтому должно быть отобрано только лучшее.

Как же быть?

Лучшие книги для детей проще отбирать, когда известны образцы.

Лучшее — это образец и всё то, что на него похоже. Например:

Русские потешки и всё, что на них по напеву и смыслу похоже. Потешки — это познание явлений окружающего мира с любовью.

Если перечислять писателей или поэтов, то это должны быть те, у кого хорошо всё. Таких авторов очень мало. Можно, конечно, советовать правильные книги тех, у кого есть и неправильные книги, но читающий, доверившись автору, может начать читать и то, что читать не стоит.

Например, детям народников советуем следующих авторов:

Сутеев и всё, что на него похоже;

Николай Носов и всё, что на него похоже;

Юлия Никонова и всё, что на неё похоже;

Пушкин — весь (несмотря на кажущуюся сложность, дети его очень любят).

Прекрасен Твардовский.

Почти полностью можно доверять перечням книг, составленным в советские годы.

И так далее.

Хороший пример в сети: «Детская электронная библиотека КП», http://flashsait.com/

Любопытен опыт обоснования подхода к выбору книг для православных детей: http://rusk.ru/st.php?idar=105042

ОСНОВНОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК БЕЗУПРЕЧНЫХ АВТОРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАРОДНИКОВ ДО 10 ЛЕТ

Русские потешки,
УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич,
СУТЕЕВ Владимир Григорьевич,
НИКОНОВА Юлия Николаевна,
БИАНКИ Виталий Валентинович,
СЛАДКОВ Николай Иванович,
БЕРЕСТОВ Валентин Дмитриевич,
БЛАГИНИНА Елена Александровна,
ВОРОНКОВА Любовь Фёдоровна,
ОСЕЕВА Валентина Александровна,
ЕРШОВ Пётр Петрович,
КАТАЕВ Валентин Петрович,
ВОЛКОВ Александр Мелентьевич,
НОСОВ Николай Николаевич,
КРЫЛОВ Иван Андреевич,
БАЖОВ Павел Петрович,
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич,
ПУШКИН Александр Сергеевич,
Астрид ЛИНДГРЕН («Рассмус Бродяга», «Мы на острове Сальткрока», «Пеппи-длинный чулок», «Малыш и Карлсон»; Линдгрен — единственный зарубежный автор, которого мы можем советовать для чтения нашим детям).

Не советуем:
Сказки Андерсена — нездоровое чтение, усиливает меланхолию, читать в микродозах;
Маршак — многое хорошо, но есть бесполезное;
Лев Толстой для детей плох тем, что его язык не вполне соответствует русской речи.

После 10 лет у ребёнка много чтения по школе, поэтому стоит говорить не об авторах, а об отдельных произведениях, которые стоит прочитать детям народников.

Составляя список для более старшего возраста, с одной стороны, следует учитывать пол, а с другой, начинать наполнять сознание гражданским содержанием.

В настоящее время подходящий список нами пока не составлен, но в нём обязательно должны быть:
Алексей Максимович ГОРЬКИЙ «Детство», «В людях»,
Михаил Александрович ШОЛОХОВ «Поднятая целина», постарше — «Донские рассказы», «Тихий Дон»,
Павел Петрович БАЖОВ «Сказы» (поздние произведения),
Иван Антонович ЕФРЕМОВ «Час быка», «Лезвие бритвы».

ЧЁРНЫЙ СПИСОК АВТОРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ НАРОДНИКОВ (Самые часто встречающиеся из повсеместно рекомендуемых списков)

Корней Чуковский — забыть;
Григорий Остер — сжечь;
Генрих Сапгир — это не стихи;
Джон Толкиен,
Джоан Роулинг,
Братья Б. и А. Стругацкие,
Михаил Зощенко.

Люди, близкие нам духовно, обычно принимают приведённое здесь деление без дополнительных пояснений. Других написанное, особенно чёрный список, заставляет задуматься, и они понимают, что у них с давних пор было ощущение, что это не то, но идти против культа, созданного вокруг этих авторов, бессмысленно.

Если же всё это вызывает у вас решительное неприятие, значит, это не для вас. Скорее всего, вы — не народник. Идите своей дорогой.

Константин Сибаров

От ред.

В качестве иллюстрации к чёрному списку Авторов можно привести Муху-цокотуху, написанную иудеем Корнеем Чуковским, который дружил с основателем сионизма Жаботинским:

А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.

Основное деяние Паука в сказке – это убийство Мухи. И вот, автор придал сей трагической сцене следующие черты:

1. совершается акт насилия.
2. мучение живой и находящейся в сознании жертвы представляется в виде длительного процесса.
3. применяется острое режущее орудие.
4. насильник действует хладнокровно, наслаждаясь мучениями жертвы.
5. вампиризм: пьётся кровь закалаемой, но ещё живой жертвы.

Обычно, в традиционной сказке, герой выручает героиню до того, как злодей приступит к исполнению своих мрачных замыслов, потому что правила сказочного жанра ориентированы на защиту добра и на ограничение зла, и, конечно же, ни в какой нормальной сказке не может быть вампиризма.

Некоторые исследователи находят в этой сказке зашифрованные масонские и религиозные ритуалы. А ведь, наверное, нет такого советского ребёнка, который не познакомился бы с этой сказкой. Причём знакомство было столь близкое, что несколько строк (обычно первые шесть-восемь) накрепко врезались в детскую память, как некая несмываемая печать. И начертана на этой печати явно не безобидная сказка о победе добра над злом.

Материалы на эту тему:

Книга «Сказ о Ясном Соколе. Прошлое и настоящее»

Толстой о влиянии религии на детскую душу

Недетские сказки. Стихи и проза

Недетские сказки. Маша и медведь

Источник

Картина дня

наверх