На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    ✩✩✩✩✩   История - оружие мощнее термоядерной бомбы .... !           И сегодня тоже , в рамках навязанной лживой  исто...МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ...
  • Алексей
    Некорректно писать об Язычниках и ссылаться на Ветхий завет тем паче, что в начале было не слово, а мысль.Язычник
  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник

ЯЗЫЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ СОХРАНИЛИСЬ В РУССКОМ ЗАСТОЛЬЕ

Какие языческие традиции сохранились в русском застолье

   Русское застолье всегда было наполнено сакральным смыслом: стол – был алтарем, с которого вкушали каравай, символизирующий в древности солнце.

Магическая скатерть и отгоняющая бесов медь

     Очень важным было то, в каком порядке рассаживали за столом членов семьи – в будни и гостей – в праздники. Под алтарь, в «красный угол», садился глава семьи, вокруг него в соответствии с приближенностью и старшинством рассаживали мужчин, а напротив них, ближе к печи садились женщины.
      Во время праздничной трапезы стол покрывался скатертью, которая обладала магическими свойствами – она как бы отделяла мир живых и мир потусторонний. В некоторых селах Белоруссии под скатерть – специально для умерших хозяйки подкладывали столовые приборы, в других местах верили, что положенная под нее монета сохранит семью от бедности, очевидно, откупаясь таким образом от нечистой силы. Суеверие это живо и до сих пор во многих селах России.

     На стол в будние дни ставили деревянную и глиняную посуду, а в праздники – медную. Особенностью пира было появления на столе большой братины, которая должна была объединить гостей и хозяев в одну общность. Ее пускали по кругу так же, как делали это на княжеских пирах Древней Руси, где она символизировала общее дело и общую веру.

     Самой меди тоже придавали особое значение – считалось, что она выгоняет из дома злых духов, и чем больше в доме праздничной посуды, тем реже его посещают беды.

Первый глоток и первый кусок – мужчинам

Застолье начиналось либо с песни или гимна величания  (славления), либо с молитвы (в поздние христианские времена). Затем, если трапеза была праздничной, гостям подавали по чарке напитка, причем делал это сам хозяин, одаривая при этом гостей поклонами; кланялась им и хозяйка. Затем выносили братины с пивом или медовухой, которые символизировали одну «долю» сидящих за столом.

Начинать трапезу должен самый старший мужчина: обычно это был хозяин дома или гость, превосходящий хозяина по знатности. Первый кусок и первый глоток чего-либо был необыкновенно важен – он нес опасность ( а вдруг отравлено?) и одновременно необыкновенную благодать, поэтому в культуре древних славян поедание первого куска или плода или фрукта всегда несло определенный смысл. Даже первый глоток из только что наполненной водой бадьи был сакральным – если из него первым пил мужчина, то вода должна была стать «сладкой», а первое ведро из колодца женщина на сносях вообще выливала на землю, чтобы «быстро разродиться». С заговорами ели первые в году огурцы, грибы, первое после отела коровы молоко обязательно давали пить всем членам семьи и при этом считали – сколько человек попробует это молоко, столько и молока будет у коровы.
Первый кусок на трапезе часто имел смысл жертвы домашним духам помошникам, что бы они помогали  а не вредили.

Все зависело от хлеба

Много внимания уделяли разрезанию каравая, с которым на Руси отношения были особые. Во время застолья хлеб можно было только резать, причем для этой цели предназначался особый нож. Резать хлеб доверяли хозяину, делать он это должен был «с головы», то есть с того края каравая, который был приподнят. В некоторых селениях на западе Белоруси для того, чтобы отрезать хлеб каждому члену семьи и каждому гостью, хозяин должен был выйти на улицу, встать перед солнцем или перед тем местом «куда оно зашло». Очевидно, это был отголосок поклонения славян солнцу и перенесение части его свойств на круглый каравай (А. Б. Страхов «Культ хлеба у восточных славян»).

В других местах, хлеб резали дома, на столе, предварительно освятив его (Перуницей) трижды тупой стороной ножа, после чего хозяин резал его на ломти и раздавал пирующим. Не позволялось резать каравай молодым парням и девкам. Хлеб резали непременно «на себя» и сверху каравая, снизу резать было нельзя, так как «низ» ассоциировался со смертью.

Если хлеб падал на пол, его поднимали и целовали, как бы извиняясь, и молились, а если падал нож, считалось, что это к беде.
С разделением хлеба и его поеданием были связаны различные суеверия, многие из которых живы и до сих пор. Например, считалось, что горбушку хлеба следует отдавать молоденьким девочкам, девушкам, «чтобы грудь росла» (И. А. Морозов «Обычаи, верования, магия, связанные с началом и завершением трапезы»).

А во время свадьбы молодую жену кормили горбушками, если хотели, чтобы у нее родился сын, и ломтями хлеба из середины каравая, если хотели, чтобы родилась девочка. Точно так же поступали и во время беременности, придавая форме каравая сакральный смысл и разделяя его на мужские и женские части.
Застолье могло длиться долго – кушанья сменялись плясками и играми, после которых все шли к столу и угощались.

«Разгонное блюдо» – пиру конец

Конец застолья был не менее важен, чем начало. Гости были обязаны съесть и выпить все, что хозяева выставили, иначе еду по поверьям «доедали» ночью бесы.

Пир завершался «разгонным» блюдом и «разгонной» песней. В качестве блюда подавали кисель, кутью, пшенную кашу, каравай или курник и даже вареную свеклу. В некоторых случаях «разгонное» блюдо символизировало жертву Богам, которая соединяла пирующих еще раз, так же как братина. Это мог быть жареный поросенок, бык, гусь или курица; его куски раздавались гостям «с собой», а его разрезание доверялось мужчинам.

В конце трапезы «на дорожку» или «на постельку» хозяин потчевал гостей чаркой вина или браги. Женщины начинали петь выпроваживающие песни, которые сопровождались пожеланиями приятной обратной дороги и сетованиями хозяев о том, что все уже съедено-выпито.

Источник

Картина дня

наверх