На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    Сами себя опровергаете !  ???    «таких Богов» - и тут же – «по разным Религиозным конфессиям» « огромное множество»...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    «А рабом человек» - АБРАКАДАБРА ! Человек не может быть рабом , человек это сотворец бога ! А людей делают р...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    Мозг никак не может быть калькулятором, он управляет всеми 12-ю системами…» - Это лишь подтверждает что мозг примитив...10 мифов о язычестве

Сказка исцеляет

«В некотором царстве, в некотором государстве…» — помните, как в детстве, по вечерам, с этих слов начиналось наше путешествие в сказочный мир. И мы, забравшись с ногами на диван, прильнув к маме или бабушке, почти не дыша, чтобы ничего не пропустить, слушали…

И вместе с Гердой пытались растопить ледяное сердце Кая; вместе с Золушкой мечтали поехать на бал и с нетерпением ждали появления Крестной; вместе с героиней сказки «Аленький цветочек» старались полюбить чудище косматое и страшное. А понравившуюся сказку просили рассказать еще и еще раз.

Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры…

А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.

Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.) Значит, именно эта сказка и именно сейчас помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше.

Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками.

Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.

Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных” вещах? — размышляет один из авторов метода. — Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные” законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки — это и „пустяки” и „несерьезность”, однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному” восприятию мира».

До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.

Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день. Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках. Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека тоже живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся.Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями,за семью замками.

Может быть, пришла пора дать ему проявиться? Освободить творческое начало и посмотреть на мир по-новому? Неважно, сколько нам лет, потому что мы, как дети, тоже ждем чуда. Мы верим, что кто-то мудрый подскажет, как научиться преодолевать трудности и разрешать конфликты; как стать счастливым, нужным, найти верных друзей и помощников. А ответ, как и тысячу лет назад, может дать сказка.

Источник

В качестве примера:

Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Фильм “Двенадцать месяцев”, как и все лучшие народные сказки, несёт в себе важные нравственные идеи, ведёт зрителя в мир добрых, подлинно человеческих отношений, где нет места злобе, предательству, где сама природа дружит с честными и готовыми на самопожертвование героями. Сказка тесно связана с фольклором, и пронизана глубоким смыслом, который умело скрыт в её втором смысловым ряде.

Два ролика: видеообзор и сама сказка:

Каждый герой наделён своим собственным внутренним миром, которому предстоит раскрыться в полной мере. Однако во всём фильме мы не услышим никаких имён, персонажи здесь носят собирательный характер и олицетворяют собой нечто большее, чем может показаться на первый взгляд.Волшебное и реальное, фантастическое и обыкновенное переплетаются в этих образах, делая их очень яркими и запоминающимися.

Раскрытие образов второго смыслового ряда

Падчерица

В лучших народных традициях показан образ главной героини фильма – Падчерицы. Здесь, как и всегда в народных сказках, главный герой – человек добрый, смелый, честный, трудолюбивый и поэтому сильный.

Образ истинно народный, поэтичный, воплощающий мечту народа о справедливости и счастье.

У Падчерицы особое отношение к природе. С первых минут фильма мы видим, как она может понимать язык зверей. Казалось бы, обычный элемент сказочного повествования, но в то же время автор подчёркиваетеё духовную связь с природой.

skazka dvenadcat mesyacev 1 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Несмотря на сильный мороз, она любуется красотой зимнего леса.

Природой отчасти в сказке выступают и Братья-месяцы. При первой встрече с падчерицей они делятся своим мнением о ней между собой. Ценят её добрую душу и заботу о природе, они чувствуют её любовь ко всему окружающему.

Её сердце наполняется благоговением к природе, девушка искренне радуется чуду и наслаждается им, когда собирает подснежники. Недаром в трудную минуту ей на выручку приходит сама природа.

К Братьям-месяцам Падчерица проявляет огромное уважение, ещё даже не зная, кого она повстречала. Этот персонаж является символом доброго человека, живущего по совести и в ладу с природой, уважающего других и готового на самопожертвование. Явно положительный герой, которому хочется сопереживать на протяжении всего фильма. Эталон нравственных качеств.

Мачеха и её Дочь

При изображении отрицательных героев вступает в силу сатира. Мачеха и её Дочь выступают в фильме носителями зла, бесчеловечности – явная противоположность Падчерице. Жадность, стремление поживиться за чужой счет, лицемерие, подлость – эти их качества и делает автор предметом сатирического изображения. Он сознательно усиливает эти черты характера, доводит до абсурда, вызывая тем самым у  зрителя неприязнь к этим героям.

Отрицательные герои готовы на всё, думая лишь о своём собственном благополучии. Они не упускают случая соврать или побраниться. А если ложь всё-таки всплывает, то стараются всеми силами переложить вину друг на друга.

skazka dvenadcat mesyacev 2 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

У таких людей отсутствует нравственная составляющая, совесть. Их мир зиждется на материальных благах, и только в этом они видят счастье.Падчерице напротив – чужды меркантильные интересы.

На протяжении всего фильма с Мачехой и её Дочкой бок о бок следуют жадность и зависть к добрым людям. Они готовы пойти на самые бесчеловечные деяния, чтобы унизить, оболгать и погубить честного человека. Как правило, действуют исподтишка и не чураются предательства.

Солдат

В начале фильма мы знакомимся с одним из важнейших персонажей – Солдатом. Этот образ также является собирательным и представляет в сказке символ русского народа.

Автор, благодаря введению в сказку таких персонажей как Падчерица, Солдат и Мачеха с Дочкой, демонстрирует нам социальную составляющую нашего общества. Мачеха с Дочкой – низшая прослойка общества, безнравственная, подлая и бесчеловечная, 5% самых непорядочных людей согласно закону нормального распределения. Падчерица – символ высоконравственных, сильных, смелых, добрых людей в народе. Солдат – символизирует народ в целом.

skazka dvenadcat mesyacev 3 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

В фильме чётко прослеживается мысль о том, что русский народ всячески поддерживает таких добрых, положительных людей, которых олицетворяет Падчерица. Народ отзывчив и готов на самопожертвование, как и Падчерица. В первую очередь он действует по совести и разумению, по нравственным законам. Даже под угрозой смерти, несмотря на приказы вышестоящего руководства, русский народ думает не о себе, а о благополучии других. Фактически Падчерица и Солдат символизируют одно целое, единое – настоящую русскую душу, русский дух, дух народный.

Солдат (народ) скромный и великодушный. Когда выпадает возможность загадать желание, он хочет всего лишь погреться у костра. И это своё желание он разделит на всех своих спутников, пригласив погреться к костру Королеву и её Учителя.

Королева

В том же сатирическом ключе, что и Мачеха с Дочкой, даются образы Королевы и её придворных. Не безобидна капризная, взбалмошная Королева. Она привыкла распоряжаться судьбами людей, командовать, повелевать.

В фильме хорошо просматривается вся сложность этого характера: в ней уживаются ум и способность разбираться в людях, проявляя при этом злобу, сарказм, бесчеловечность по отношению к ним.

Отсутствие родителей у Королевы символизирует отсутствие воспитания, и как следствие – нравственного корня. Её поведение бестактно, отсутствуют хорошие манеры.

skazka dvenadcat mesyacev 4 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Народ знает о безнравственности Королевы, видит, но сочувствует ей. Её самомнение и раздутое эго выливаются в стремление к абсолютной власти, даже над природой. Автор сказки показывает всю нелепость и нелогичность умозаключений этого персонажа.

Следующий эпизод иллюстрирует реакцию народа на подобные выходки.

Испорченная всеобщим поклонением и отсутствием воспитания, Королева впервые задумывается над своим поведением, столкнувшись с Падчерицей и старым Солдатом.

Когда Королева со своим окружением попадает в непростую ситуацию, которую она же сама и заварила, обнажается её беззащитность и несамостоятельность. С лицемеров в её окружении спадают маски, и те разбегаются.Таким образом, они бросают на верную смерть Королеву и оставшихся.

С Королевой остаются люди, наделённые такими качествами как преданность и честь, даже несмотря на то, что с ними обходились ранее плохо и бесчеловечно.

Иностранные послы

Стоит обратить внимание на таких второстепенных персонажей, как Послы иностранных держав: посол Восточных стран и посол Западных стран. Всё время они подхалимничали и лебезили перед Королевой, но стоило ей оказаться в беде, как тут же они показали свои истинные лица, бросив Королеву на произвол судьбы.

Учитель

Вспомним ещё одного второстепенного персонажа – Учителя Королевы. Он олицетворяет науку. Учитель всё время борется со своей боязливостью и покорностью. Но автор сказки реабилитирует образ Учителя ближе к концу фильма, вселяя надежду на то, что наука всё-таки будет действовать в первую очередь во благо народа.

Братья-месяцы

Самыми загадочными и волшебными персонажами во всем фильме являются Братья-месяцы. Их образ очень сложный, многогранный. Двенадцать месяцев в фильме олицетворяют собой сразу несколько символов.

skazka dvenadcat mesyacev 5 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Первый символ – это народнопоэтическая стихия… Братья-месяцы – носители русского фольклора, русской самобытности и нравственности, культурного наследия русского народа.

Второй символ, который олицетворяют Братья-месяцы – это образ природы. Январь не одобряет поступок человека в виде срубленных деревьев. Природа ощущает и замечает вмешательство человека как положительное (случай с Падчерицей), так и отрицательное.

Люди мало задумываются над последствиями своих действий в природе, однако она в свою очередь всегда заботится о человеке.

И третий, самый важный символ Братьев-месяцев в сказке – образ предков, праотцов, наших корней. Каждый следующий месяц старше предыдущего. Несмотря на то, что они называют друг друга братьями, их главная роль – продемонстрировать зрителю образную картину сменяющихся друг за другом поколений. Каждое их слово наполнено глубокой мудростью. Они видят всех людей насквозь, смотрят в их душу.

При первой встрече Солдата с Падчерицей мы узнаем важное, основополагающее предание о Братьях-месяцах.

Выходит, что встреча с Братьями-месяцами – это явление необычное. И любой желающий не сможет с ними встретиться вот так просто. Встреча с ними – это чудо, фактически, приход к познанию себя и своих корней, познанию природы, мудрости и знаний предков. Это можно назвать такими словами как просветление, самоосознание.

Месяцы утверждают, что путь ко встрече с ними непростой, заповедный. И здесь же ими даётся подсказка зрителям: Падчерица пришла к ним по самому короткому пути, а многие идут по длинному. Очевидно, что короткий путь к познанию себя, своих корней, предков и родительской благодати – это быть таким, как Падчерица: добрым, ответственным, жить в ладу с совестью и уважая законы природы.

Вспоминаем слова Солдата. Если дед солдата также встречался с Братьями-месяцами, то это значит, что русский народ не только в настоящем, но и в прошлом обладал всеми вышеупомянутыми качествами, понимал основу своего я, был всегда наделён глубоким самосознанием и самоидентичностью.

Месяцы просят не показывать никому дорожку к ним. Даётся намёк на то, что каждый человек должен прийти к познанию себя самостоятельно.

Одно из ключевых мест в сказке занимает волшебное колечко, подаренное Братьями-месяцами Падчерице при встрече с ними. Колечко это обладает особой силой, силой опеки предков и символизирует память своих корней, своей истории. У Падчерицы кроме этого колечка не было ничего, а утрата его означала бы потерю смысла жизни, что, и происходит по сюжету произведения.

Злые люди отбирают хитростью колечко у Падчерицы. На эту подлость пошли самые близкие этой девушки – Мачеха и её Дочка. Она чувствует беспомощность, отчаяние.

Теперь спроектируем эту ситуацию на нынешнее положение вещей в мире. История русского народа была отобрана и переписывалась несколько раз в угоду недоброжелателей. Сам народ одурачили и обманывают по сей день. Русского человека по чужой воле лишают смысла жизни, его самоидентичности и исторической памяти.

Несмотря на проделки злых людей, жизненные обстоятельства складываются таким образом, что Падчерица снова встречается с Братьями – месяцами, которые спасают её от верной гибели и возвращают ей колечко.

Девушку спасает сила данного ею обещания, сила слова. Такое качество, как умение держать данное слово, напрочь отсутствует у отрицательных персонажей, им могут быть наделены только положительные. Главная героиня даже под предлогом смерти не соглашается открыть заповедную тайну Братьев-месяцев.

Чудесным образом всё переворачивается с ног на голову. Вся природа приходит на помощь девушке. Этот переломный момент расставляет всё по своим местам. Положительные герои вознаграждаются за свои добрые души, а отрицательные получают по заслугам.

Падчерица преображается, Братья-месяцы одаривают её подарками. Когда восторжествовала справедливость, девушке дарят такое одеяние, которого нет даже у самой Королевы. Она надевает наряд и теперь её уже не узнать. Но в душе она остаётся такой же доброй и отзывчивой.

Русский дух обретёт такую силу и величие, что не сравнится с ним ничто до этого ранее виданное, самоидентифицируется в полной мере, диву даваться будут кругом.

Великодушный народ русский, воспрял духом и теперь уже сам готов одарять подарками других, делиться добром. А когда одаряет – сияет и радуется. Народ не обособляет себя как нечто отдельное, он является частью государства.

В фильме Братья-месяцы расставляют по местам и понимание – зависим ли народ от кого-либо или является самодостаточным.

skazka dvenadcat mesyacev 6 Сказка «Двенадцать месяцев»: Предание о силе русской души

Королева не вызывает к себе сочувствия и уважения, но к финальной сцене, она многое поймет и изменит своё отношение к людям. Этот персонаж несёт в себе заряд большой воспитательной силы!

Так же многие узнают в некоторых поступках Королевы  – свои, а в её стремлении подчинить себе весь мир – своё стремление подчинить своим капризам близких.

Всем отрицательным персонажам в конце сказки даётся право на искупление. Нет ничего необратимого, даже самые злые и бесчеловечные люди должны в корне измениться в лучшую сторону…

События в фильме показаны легко и весело. Мягкий юмор никогда не переходит в насмешку, и  умело сочетается с познавательным и воспитательным материалом.

Особое богатство фильма – язык, речь.  Многообразие и живая игра реплик  органично включаются в сказочные диалоги. Музыкальное сопровождение восхитительное.Музыка помогает зрителю лучше понять эмоциональное состояние героев, понять их характеры, настроение. Удивительно красиво показаны в фильме звуки природы: вьюга, завывание ветра, шум дождя, пение птиц.

После просмотра этого фильма, не хочется расставаться с его героями. Ещё долго остаёшься под впечатлением и вспоминаешь о них. Это та экранизация, которая напоминает о добре, волшебстве и радости новогодних праздников. В сказке возможно всё! Впустите сказку в свою жизнь, и она поделится с вами своими чудесами.

И в конце сказки мы слышим замечательную песню Братьев-месяцев. В неё заложен глубочайший смысл, отображающий главную идею картины. В тяжёлые времена тьма окутывает всё вокруг, только наши сердца горят ярким праведным огнём. Как бы трудно не казалось, обязательно нужно пронести этот свет сквозь тьму навстречу рассвету. С ним придёт ясно-солнышко, озарит многие души и все встанет на свои места!

Елена Харитонова

Источник

Картина дня

наверх