На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 815 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник
  • Рауф Растов
    Замечательная статья! Спасибо автору!Иван Чай пробужда...
  • Валерий Василенко
    Кипрей растет повсеместно-  собирайте и делайте чай сами.  Технологию посмотрите в интернете, там ничего сложного, но...Иван Чай пробужда...

Информационная война против России: чёрный миф о «кровавом тиране» Иване Грозном

 

470 лет назад, 25 января 1547 года, на Руси состоялось первое венчание на царство. В этот день состоялось венчание на царство Ивана IV Васильевича. Торжество прошло в Успенском соборе Московского Кремля. Позднее, в 1561 году, константинопольский патриарх утвердил царский титул грамотой.

Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха.

Данное венчание на царство стало для Русского царства актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. К тому же царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических отношениях с странами Западной Европы. Великокняжеский титул переводили как «принц» или «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский царь тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

В 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Васильевичу, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Греческих Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия». «Яви нам, — писал Иоаким, патриарх Александрийский, — в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями».

Венчание на царство

Иван IV родился 25 августа 1530 года в селе Коломенском под Москвой. Сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской. После смерти отца 3-летний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538 году, когда ему было 8 лет. Видимо, мать стала жертвой заговора, её отравили. В результате юный государь рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой аристократических кланов Шуйских, Бельских, Глинских и др.

Такая ситуация разлагала страну. Правление боярского правительства избаловало знать. Приказы выполнялись плохо, управленцы своевольничали, воровали. «Вертикаль власти» разрушалась. Вокруг великого князя шла постоянная борьба и интриги за влияние на него. На местах многократно выросли злоупотребления, кормления превращались в «кормушки».

Навести порядок в стране можно было только тогда, когда великий князь возьмёт бремя власти на себя, лично займется государственными делами. Митрополит Макарий готовил к этому Ивана Васильевича. Когда ему исполнилось 16 лет, Макарий решил, что пора. Начало самостоятельного правления должно было стать глубоко символичным. По наставлениям митрополита великий князь принял два решения — жениться и венчаться на царство. Брак придавал юноше статус взрослого человека. По русским традициям взрослым считался женатый человек, глава семьи. А венчание на царство было делом новым.

Титул царя был особым. Московские правители иногда употребляли его, но только в переписке с иностранцами, а на Руси довольствовались званием великого князя. Царями на Руси именовали византийских императоров-басилевсов и правителей Орды. Таким образом, официальное принятие такого титула означало очень серьёзные заявки мирового значения. С одной стороны, Иван Васильевич объявлял себя духовным преемником византийских императоров и главой всего православного мира. С другой стороны, он претендовал на наследие Ордынской империи.

Макарий разработал и обряд. Составляя чин венчания на царство, он принял за основу византийские образцы, но переработал их под русские условия. Так, он дополнил чин получениями св. Иосифа Волоцкого о самодержавной власти. Макарий стал и главным организатором торжества.

16 (25) января 1547 года в Москве зазвонили колокола «сорока сороков» церквей и монастырей. Кремль был переполнен народом. Церемония состоялась в Успенском соборе. После молебна митрополит совершил помазание, великому князю давалась благодать Божья на его служение. На него возложили знаки власти: Честной Животворящий Крест, бармы и шапку Мономаха. Макарий благословлял его укреплять «суд и правду» в родной земле, оборонять её от врагов, быть милостивым к подданным и строго карать зло, а церковь объявлялась для царя матерью.

Церковь поддерживала молодого царя. Для этого в начале февраля митрополит созвал Освящённый Собор. В процессе работы по составлению Великих Четьих Миней (книги житий святых православной церкви) Макарий собирал сведения о жизни и подвигах святых, которые почитались в различных областях страны, и теперь было решено канонизировать их для общерусского почитания. Царь Иван принял в работе Собора самое активное участие, было канонизировано 23 святых, включая великого воина и устроителя Руси Александра Невского. Духовное единство укрепляло единство всего Русского государства.

13 февраля состоялось ещё одно торжество, свадьба царя. Невесту выбирали из благородных девушек всей державы. Выбор пал на Анастасию Романовну из рода Захарьиных-Юрьевых. Невеста отличалась красотой и умом. Также, видимо, приняли во внимание тот факт, что Захарьины являлись одним из самых знатных боярских родов, их предки с XIV века служили великим князьям. Этот брак укреплял опору царя в старомосковской знати. Кроме того, Захарьины-Юрьевы ни разу не участвовали ни в каких заговорах, не принадлежали к оппозиции. Это был один из самых верных престолу аристократических родов. Венчал молодых сам митрополит. Он говорил: «Днесь таинством Церкви соединены вы навеки, да вместе поклоняетесь Всевышнему и живете в добродетели, а добродетель ваша есть правда и милость…» Анастасию обряд венчания сделал не только женой, но и «христолюбивой царицей».

«Чёрный миф» об Иване Грозном

Стоит отметить, что Иван Васильевич стал одним из самых эффективных управленцев русской цивилизации. Иван Васильевич фактически восстановил Русскую империю, которая была создана первыми Рюриковичами, но затем была развалена усилиями «элиты» — князей и боярства, которые растащили Русь по уделам и вотчинам, стали продаваться тогдашнему Западу. Иван Грозный завершил процесс создания централизованного Русского государства, могучей державы-империи, способной противостоять как Западу, так Югу и Востоку. Русь снова стала самостоятельным мировым центром силы.

При Иване Грозном Русь присоединила Казань и Астрахань, получила весь Волжский путь, начала освоение Сибири. Таким образом, Москва возглавила процесс восстановление древней северной империи, простирающейся от Чёрного (Русского) моря, Карпат и Варяжского (Балтийского) моря на западе, до Тихого океана — на востоке, Северного Ледовитого океана — на севере, и до границ Китая, Индии и Персии — на юге. Традиции этой империи уходят в седую древность вплоть до времен ариев и легендарной Гипербореи. Также Москва стала преемником не только павшей Византийской империи, но распавшейся Ордынской империи. Ордынцы-татары естественным путем стали частью русской цивилизации. Союз русского и татарского этносов стал ядром новой империи. Не зря царь Иван Васильевич в 1575 году посадил на царство татарского царевича, прямого потомка ханов Золотой Орды Симеона Бекбулатовича (Великий князь всея Руси из рода Чингизидов). Он стал возможным преемником великого царя.

При Иване Васильевиче Россия попыталась вернуть свои земли на Балтике, и решить военно-стратегические и экономические задачи на северо-западе. Однако Ливонская война стала очередным конфликтом русской и западной цивилизаций. Против Руси выступила целая коалиция — Ливония, Литва, Польша (они затем объединились в Речь Посполитую), Швеция. Противников России поддерживал германский император, католический Рим. Одновременно на Юге Русскому царству приходилось держать оборону от крымско-турецких войск. Держава Грозного выдержала эту тяжелейшую войну с Западом и Югом, не развалилась, показав огромный потенциал единого Русского государства. Более того, Иван Грозный показал магистральные направления будущей внешней политики России: Балтика, противостояние с Польшей с целью возвращения западнорусских земель, Северное Причерноморье, Кавказ и Сибирь (Восток).

Против России тогда развернули мощную информационную кампанию. Именно тогда были сформированы основные методы и образы («чёрные мифы»), которые противники русского народа использовали столетиями, вплоть до настоящего времени. Иван Грозный усилиями западной пропаганды, а затем и местных российских подпевал, превращён в одну из самых «страшных и кровавых» фигур мировой и русской истории («Чёрный миф» о первом русском царе Иване Грозном; Информационная война Запада против Ивана Грозного). И не удивительно. Трудно найти в русской истории человека, который бы так много сделал для нашего народа. Так, территория Русского государства увеличилась почти вдвое. Для хозяев Запада Иван Васильевич — это страшный и мудрый враг. Отсюда и ненависть к нему, очернительство. Хотя по сравнению с западными правителями той же эпохи, которые буквально топили свои и соседние страны, города в крови, и которые в западных странах считаются великими и мудрыми, «столпами нации», Иван Грозный великий гуманист. Ведь он репрессировал всего несколько тысяч человек. И страдал от этого, его совесть мучила. А западные правители, на счету которых десятки и сотни тысяч погибших, от этого не мучились. В частности, католический Рим, инициировавший суды инквизиции, казни «еретиков», геноцид мавров, евреев, начавший крестовые походы и «охоту на ведьм», сомнений своих действиях не испытывал.

Ивана Грозного на Западе назвали «тираном», который купается в крови своих подданных и истребляет «столпы» Русского государства. Эту мысль распространяли среди шляхты, по европейским дворам, т. е. лицам и группам, заинтересованным в ослаблении Русского государства. Засылали и русским дворянам, чтобы сманить их на сторону Запада, выбрать «свободу» вместо «рабства» и «диктатуры». Этот метод сохранился до настоящего времени: теперь он обозначается термином «европейский выбор». Мол, в России извечная «диктатура», «тоталитаризм», «имперские замашки», «тюрьма народов», «великорусский шовинизм». А в Европе — «свобода», «права человека» и «толерантность». Также на Западе активно формировали образ «жестоких, агрессивных русских варваров, рабски покорных своему царю-тирану» (основа сохранена до наших дней).

К примеру, когда в 1561 году появился листок со следующим заголовком: «Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чем заключается бoльшая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано. Нюрнберг 1561». Таким образом, миф об «изнасилованной русскими Германии» в 1945 году лишь повтор более раннего образа.

Ивана Грозного сравнивали с фараоном, который преследовал евреев, Навуходоносором и Иродом. Его определяли как тирана. Именно тогда словом «тиран» стали назвать всех правителей России в принципе, которые не нравились западникам (то есть защищали интересы России и русского народа). На Западе же запустили миф об убийстве Иваном Грозным собственного сына. Саксонский курфюрст Август I стал автором знаменитой сентенции, смысл которой сводился к тому, что русская опасность сравнима лишь с турецкой. Иван Грозный изображался в платье турецкого султана. Писали о его гареме из десятков жен, причем надоевших он якобы убивал.

Таким образом, основы информационной войны, которая велась в годы Ливонской войны против России, русских и Ивана Грозного пережили века. Как только Россия начинает защищать свои интересы, на Западе сразу поднимают новую волну о «русской угрозе» и русском царе-«тиране». При этом в самой России этот миф укоренился в прозападной «элите» и интеллигенции.

Начиная с Н. М. Карамзина и последующих либеральных российских историков и публицистов в России сформировали миф о «кровавом царе-убийце». Он был настолько сильным, что Ивану Грозному — одной из самых ярких и великих фигур в истории России, не нашлось места в эпохальном памятнике «Тысячелетие Руси» (1862 г.). В дальнейшем эта негативная оценка Грозного по-прежнему доминировала. При этом русская аристократия и либеральная интеллигенция были полными единомышленниками Маркса, Энгельса и Ленина. Только при царе Александре III, когда был взят курс на укрепление патриотических ценностей и борьбу с русофобией, образ великого правителя Ивана Грозного попытались обелить. Исключением также была эпоха Иосифа Сталина — русский государственник, защитник национальных, имперских интересов хорошо понимал Ивана Васильевича. При нём Иван Грозный был в чести. В последние годы в России также стали появляться работы, которые опровергают «общепринятые» исторические мифы, обвиняющие великого русского царя в «тирании», патологической жестокости, в том числе и убийстве собственного сына.

Во внутренней политике Иван Грозный также не угодил внешним и внутренним врагам русского суперэтноса. Грозный царь, создав опричнину, показал, как нужно бороться с внутренними врагами, которые ориентируются на Запад или тянут цивилизацию в прошлое, не дают ей развиваться. Он показал, что для Руси, чтобы сохранить себя, выжить перед натиском Запада и начать движение в «светлое будущее», необходимо подавить внутреннюю измену, вывести космополитов и просто воров. Стоит также отметить, что опричнина Грозного была смелой попыткой (опередившей своё время) создать параллельный контур управления, чтобы противостоять узкогрупповым, клановым интересам князей и боярства, сепаратизму регионов. Одновременно во время Грозном была сформирована довольно эффективная система местного самоуправления. Не зря именно бывшие опричные земли поморского Севера и Поволжья потом станут районами формирования Второго ополчения Минина и Пожарского в 1612 году, а это говорит о многом.

Успехи первого царя были грандиозными. Территория Русского государства увеличилась почти вдвое, с 2,8 млн. до 5,4 млн. кв. км. По площади Русь стала крупнейшим государством Европы. Были присоединены Среднее и Нижнее Поволжье, Волжский путь целиком отошел к России, Урал, Западная Сибирь, освоены лесостепные и степные области Черноземья. Россия стала закрепляться на Северном Кавказе. Началось присоединение Сибири, которое завершится выходом русских к Тихому океану и появлением Русской Америки. В этот период были крупные войны, набеги, эпидемии, но, тем не менее, и население увеличивалось: его прирост, по разным оценкам, составил от 30 до 50%. Таким образом, по двум важнейшим показателям (прирост территории и демография) правление Грозного было успешным.

Русская держава при Иване Грозном выстояла в войне против почти всей «просвещенной Европы». Против русской армии воевали сильнейшие сухопутные армии Западной Европы — польская и шведская. Их поддерживали самые профессиональные бойцы — наемники — немцы, венгры. Против России развернули «информационную войну» германский император, папский Рим. Ватикан активно вёл не только информационную войну, но организационную работу, именно его агенты смогли провести блестящую операцию по слиянию Литвы и Польши во враждебную русским Речь Посполитую (Люблинская уния 1569 года). Русь выдержала и войну на третьем фронте — против Турции и Крымского ханства. Москва отразила два мощных удара Османской империи и Крымского ханства. В 1569 году провалился поход крымско-турецкой армии на Астрахань. Вражеская армия почти полностью погибла. В 1572 году в решительной Битве при Молодях была разбита, обращена в бегство и уничтожена, несмотря на большое численное превосходство, ещё одна крымско-турецкая армия. Стратегические последствия этих событий были колоссальными. Москва открыла путь через Волгу на Восток и Юг (Каспий). В условиях противостояния с Западом (Ливонская война) Москва отстояла присоединение Казани и Астрахань (Крым и Порта претендовали на наследство Орды) и сохранила достижения предшествующего столетия. Крым взять пока не смогли, но за ним стояла могущественная Османская империя. Для решения этой задачи потребуется ещё не одна тяжелая война.

Также при Иване IV начали создавать регулярную армию. Важнейшей военной реформой первого царя было учреждение в 1550 году стрелецкого войска, вооруженного ручным огнестрельным оружием. Со второй половины XVI в. поместное землевладение складывается в стройную систему. Судебник 1550 года запретил князьям и боярам принимать в холопы «детей боярских и их детей», указ 1558 года распространил это правило на всех сыновей мелких дворян. То есть теперь служба всех дворян была только государевой и наследственной. Феодальная знать уже не могла формировать свою челядь и боевые отряды из дворян. Основополагающим документом стало Уложение о службе 1556 года. С каждых 150 десятин выставлялся один ратник «на коне и в доспехе полном». Землевладельцы, имеющие более 150 десятин в поместьях и вотчинах, выставляли соразмерное пашне количество бойцов. Иван Грозный сделал дворянскую службу наследственной повинностью. От этой повинности мог освободить только сам царь. Чтобы не потерять поместья, помещики должны были служить Родине, проливать за неё кровь, держать при себе и готовить к службе сыновей. Поместные войска составили ядро армии Ивана Грозного. Россия имела сильное военное производство. В частности, артиллерия Русского царства была на уровне передовых западноевропейских стран.

В России не было массового террора, как в западных странах. За полвека правления великого царя было казнено 4-5 тыс. человек (включая изменников и уголовников). К примеру, только во время Варфоломеевской ночи в Париже 24 августа 1572 года было вырезано гугенотов (протестантов) столько же или даже больше чем за всё правление Ивана Васильевича. В последующие дни в Париже и по всей Франции убили ещё около 25-30 тыс. человек. И это только одно событие. А за время гражданских войн во Франции, резни между французами-католиками и французами-гугенотами погибло намного больше людей.

При Иване Васильевиче было основано 155 новых городов и крепостей. Чтобы люди могли спокойно жить и трудиться, границу прикрыли системы засек, валов, рвов, частоколов, острожков-крепостиц, сторожевых постов и караулов. Строительство «Большой засечной черты» Русского государства было закончено в 1566 году. За пределами границ, на дальних подступах к ним, был образован мощный и мобильный пояс Казачьих Войск. Передовой пояс обороны и возможный плацдарм для наступления располагался в Запорожье, на Дону, Тереке, Волге, Яике (Урале), Оренбуржье и Сибири. Грозный передал сыну сильную державу и богатую казну. На деньги, накопленные отцом, Фёдор Иванович в начале своего правления будет строить новую стену вокруг столицы — Белый город. В Волжском бассейне возведут Царевококшайск, Самару, Царицын, построят ещё одну линию крепостей на юге: Курск, Белгород, Валуйки, Оскол, Воронеж.

Таким образом, не стоит удивляться такой ненависти к первому русскому царю со стороны внешних и внутренних врагов русского народа. Иван Васильевич — один из самых умелых и рачительных правителей Руси за всю её историю. При этом он был «грозным» царем для врагов Руси, которые мечтали её уничтожить, расчленить, растащить по «уделам».

Автор: Самсонов Александр

Источник

Картина дня

наверх