На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 815 подписчиков

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    ✩✩✩✩✩   История - оружие мощнее термоядерной бомбы .... !           И сегодня тоже , в рамках навязанной лживой  исто...МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ...
  • Алексей
    Некорректно писать об Язычниках и ссылаться на Ветхий завет тем паче, что в начале было не слово, а мысль.Язычник
  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник

Девы-воительницы: новый взгляд на эмансипацию

Девы-воительницы: новый взгляд на эмансипацию


Женская эмансипация, поголовно выкосившая инфантильных барышень и перевоплотившая прекрасный пол в сильных женщин с деловой хваткой — историческое событие, на мой взгляд, являющееся шикарной театральной постановкой, предыстория которой растянута в веках. Посудите сами: эмансипацию нам позиционируют как наделение женской части человечества определенными правами и свободами. Так ли это? Неужели женщины никогда не имели права голоса? Не думаю. Для сомневающихся: с феминизмом эта статья и рядом не была; я просто хочу сделать обоснованное предположение, что права, а тем более свобода, у женщин были. Правда, не у всех.

Об этой категории представительниц «слабого пола» слышали все, и к ним как нельзя кстати подходит фраза о том, что слабый пол — это гнилые доски. Амазонки, сильные и бесстрашные, смертельным вихрем промчались по полям истории и затерялись за горизонтом. Удивительные девы-воительницы ни в чем не уступали мужчинам, а в некоторых областях и превосходили их. Греки, чаще всего упоминавшие об амазонках, даже толком не знали местоположение воинствующего племени: мол, обитали они на теплом побережье Черного моря, а где точно — никто не знал. Ходили слухи, что амазонки не просто жили отдельно от мужчин, но и не терпели рождавшихся у них мальчиков: младенцев растили, как рабов, а то и покалечить могли. Чаще всего все сразу. Зато девочки — нет, они не жили в шелках и золоте. Сызмальства из них делали юных воительниц, обучая ратному делу и умению ездить верхом.

Вездесущий Геродот отмечал, что амазонок удалось взять в плен всего один раз. Случилось это в Малой Азии, по пути откуда пленницы улучили момент и благополучно перебили всю охрану, захватив три корабля. На беду амазонок, матери учили их обращаться с луками, копьями и лошадьми… а вот править кораблем женщины обучены не были. В итоге три судна прибило к берегам Азовского моря, откуда амазонки двинулись к берегам Танаиса и обосновались на свободных левобережных землях. И словно сама Судьба посмеялась над амазонками: на правом берегу обитали не менее свободолюбивые и гордые скифские племена, с которыми воительницам вскоре пришлось столкнуться. Всадники были поражены, когда в павших противниках распознали женщин. А дальше Судьба снова решает пошутить, и молодые скифы все чаще стали заглядывать в гости к девушкам-амазонкам, а позднее и вовсе оставались с ними жить. Считается, что именно от этой связи произошли первые сарматы. Конечно, Геродоту можно и не верить, но возразить современным археологам нечего: в местах, указанных древнегреческим историком, были произведены раскопки. Среди прочих обнаружились захоронения женщин, в которых, наравне с мужскими, находилось оружие. Подобные могилы были найдены и у скифов.

С амазонками немного разобрались. Средневековье тоже может похвастать женщинами, не выпускавшими из рук оружия, но я хочу рассказать о русских «амазонках» — поляницах.

Кто они такие?


Само определение «поляница» образовалось от давно забытого слова «полякование». Если перевести со старинного на человеческий, то обозначает оно своеобразный вызов на поединок. Ищущий славы выезжал в чисто поле и там искал себе противника; победивший воин привозил трофей в виде головы побежденного.

Свои, родимые богатыри, Добрыня Никитич и Алеша Попович — и те не рисковали связываться с поляницами, ибо чревато последствиями. Впрочем, это не помешало Добрыне жениться на одной из них. Знакомство было весьма своеобразным: Добрыня выехал в поле, на пресловутое полякование, и на свою беду (счастье?) наткнулся на Настасью Микулишну. Богатырша была дочерью знаменитого пахаря Микулы Селяниновича. А Добрыня решил познакомиться по-своему: подъехал к Настасье сзади и что есть мочи ударил ее несколько раз по голове. Поляница некоторое время игнорировала нападки, после чего заявила, мол, думала — комар, а оказался русский богатырь. Знакомство закончилось плачевно: доблестный воин Добрыня был посажен в мешок и приторочен к седлу. Так бы и пропала история, если б не конь Настасьи — мудрое животное отказалось везти сразу двоих, далеко не маленьких, седоков. Тогда поляница вытащила богатыря, попутно размышляя вслух: если старый, то казнить, молодого взять в плен, а коли в «брачном» возрасте и хорош собою, то взять в мужья. Собственно, это и было предложено Добрыне. Отказываться невежливо, особенно с такой невестой.

Еще одна Настасья стала женой богатыря Дуная. Эта поляница была повержена будущим супругом. Казалось, что жизнь молодых будет долгой и счастливой, да только самолюбие Дуная все погубило. На брачном пиру устроили соревнования: Дунай хвалился храбростью, а Настасья метким глазом: девушка несколько раз выстрелила в серебряное колечко, которое лежало на голове ее нареченного. Дунай не захотел уступать жене, и потребовал повтора соревнования, но стрелял уже сам. То ли мед был чересчур хмельным, то ли ветер дул не с той стороны, но только убил богатырь свою красавицу-жену, а когда осознал содеянное, то бросился рядом с ней на меч. По легенде, его кровь дала начало реке Дунай.

Сестра Добрыниной жены, Василиса Микулишна, ничем не уступала Настасье, хоть и не считалась поляницей. Она стала супругой Ставра Годиновича, и не раз выручала мужа своей храбростью и смекалкой; в соревновании с воинами князя Владимира Василиса сумела одолеть их во все предложенных видах соревнований.

В более поздние времена, свидетельства которых опираются не на мифы, но на факты, женщины-воительницы не были отдельным племенем: они наравне с мужчинами защищали свои селения и семьи. Женщины участвовали в походах князя Святослава, обороняли города и деревни от нашествий Орды, поляков и литовцев. На возражение о том, что исстари обязанностью женщин, стариков и детей была своевременная доставка боеприпасов защитникам и поливание нападающих кипятком и смолой, история отвечает: не только. А как же казачки, которые наравне с мужчинами бились с турками в 1641 году? Девочек-казачек даже воспитывали соответственно, обучая не только женскому ремеслу, но и умению обращаться с лошадьми, владеть арканом и стрелять из лука или самострела. А 1774 год, оборона станицы Наурской? Отчаянная оборона вала полутора сотнями женщин заслужила почетное место на страницах истории. По преданию, кроме смолы и кипятка на нападающих был вылит даже кипящий свиной суп. Женская отвага и храбрость были отмечены Екатериной II, наградившей воительниц медалями и учредившей праздник в их честь. А вы говорите — эмансипация…

P.S. Я сознательно не затрагивала в статье подвиги наших женщин в Первой и Второй мировых войнах, и в Отечественной войне 1812 года, так как эта тема заслуживает отдельной статьи.

Источник

Картина дня

наверх