На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 821 подписчик

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    «Парадокс Эйнштейна — Подольского « - Наука ее природы не знает !!! А Эйнштейн тоже , придерживался понятия – что ра...10 мифов о язычестве
  • Надежда Яблокова
    Не уподобляйтесь украинцам и "не копайте море ложками", как они. Всё о выходцах Атлантиды описано у Эдгара Кейси и та...Сотворение нашими...
  • Валерий Холодок
    Доброго утра, Малик. Понятно. Только что ж Вы так нервничаете, так эмоционально выражаете свои мысли, что не видите о...10 мифов о язычестве

Отношение к деревьям в славянской культуре

Любаслава

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

"Свято чтить богов и предков своих и жить по совести в ладу с природой".

(с) Заповедь славян

 

Издревле известно, что деревья от недугов лечат, от непогоды укрывают, от проделок лешего спасают, оберегают дом и скотину от напастей. 

Не мудрено, что раньше перед деревьями испытывали благоговейный трепет и уважение, старались лишний раз не беспокоить, не рвать ветки и не обдирать кору, а также не взбираться по стволу, чтобы обозреть окрестности или собрать урожай.

И сейчас хочу рассказать какие виды древ знали и чтили наши Предки:

 

  • Священное древо

Дерево у славян ассоциировалось с своеобразной лестницей, где корни являлись олицетворением подземного царства, ствол — символом реального мира, а крона - обиталищем духов. И независимо от того, злые или добрые духи поселились в кроне, русские верили, что вряд ли божества обрадуются неожиданному вторжению залезшего по стволу человека. Относиться к священному дереву непочтительно — трясти, залезать на него, обрывать листья, рубить щепу — означало навлечь невзгоды не только на себя, но и на всех живущих вблизи.

фото с pixabay

фото с pixabay

Во многих источниках сохранилось упоминание о священных деревьях. В сочинениях К. Багрянородного середины X века встречается описание «огромного дуба», к которому росы приносили требы. Да и в более позднее время дубы сохранили значение святынь, мест совершения обрядов. У этнографа и филолога-слависта Н. Гальковского есть упоминание об интересном свадебном обряде, бытовавшем в Воронежской губернии до начала прошлого века. Молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды обходили вокруг него, чтобы получить от Древа жизни благословение счастливого супружества. 

В монографии «Символика деревьев в традиционной культуре славян» этнолингвист и фольклорист Т. Агапкина пишет, что в центральных областях и на Русском Севере священным деревом была сосна. В Заонежье использовали ее как оберег на счастливую дорогу. Забираться на нее для определения верного направления пути не разрешалось. Что бы не заблудиться и не сбиться с пути надо было почтить дарами (требами) священное дерево, а на обратном пути поблагодарить его за удачное путешествие.

 

  • Вековое древо

Были у славян в почете и вековые деревья. Считалось большим грехом сокращать их век, а потому ни рубить, ни залезать на дубы-гиганты или старые сосны не разрешалось.

фото с pixabay

фото с pixabay

 

  • Древо памяти

Согласно народным поверьям, в посаженное на могиле дерево переселяется душа умершего, поэтому в русском фольклоре так часто встречаются мотивы памятного дерева, которое при повреждении начинает кровоточить. Само по себе лазанье по «душе покойника» было порицаемо. Да и любое причинение вреда такому дереву считалось недопустимо, ведь сломанные ветки при взбирании совсем не редкость.

фото с pixabay

фото с pixabay

 

  • Родовое дерево

Деревья выступали не только как олицетворение души умершего, но и как символ новой жизни. Неслучайно при рождении ребенка перед домом сажали деревце: для мальчика — мужское (дуб, ясень или клен), а для девочки — женское (чаще березу или липу).

Отношение к деревьям в славянской культуре

Именные деревья становились своеобразными оберегами, за их ростом пристально следили, чтобы спрогнозировать судьбу того, в честь кого они высажены. А чтобы защитить дитя от невзгод и бед, оберегали не только его самого, но и именное дерево. Верили, что любое повреждение негативно отразится на благополучии сына или дочери.

 

  • Плодовые деревья 

Издавна народная медицина использовала силу целебных деревьев. Например, от зубной боли отлично помогала рябина. Как пишет Т. Агапкина, на Брянщине считали, что для исцеления от недуга достаточно было обнять, поцеловать ствол и пообещать не приносить рябине вреда: не взбираться по стволу, не рвать и не есть ягоды, не ломать и не рубить веток. К тем же, кто нарушал обещание, зубная боль возвращалась с удвоенной силой. Запрет не причинять вреда рябине действовал для всех без исключения. Зная об этом, наши Предки не вредили дереву, в противном случае даже у здоровых начинались проблемы с зубами.

фото с pixabay

фото с pixabay

Обходительности требовало и другое дерево — яблоня. Она вместе с яблоками олицетворяла в славянской мифологии мать и дитя, а потому взбираться по дереву для сбора урожая, трясти ствол или рубить яблоню строжайше запрещалось. Более того, в Полесье и ряде других регионов Руси действовал запрет на поедание яблок до Преображения. 

 

  • «Танцующее» древо.

Старались близко не подходить к необычным деревьям. Сросшиеся, с изогнутыми и скрученными стволами, однобокие, стелющиеся по земле деревья были не только малопригодны для лазанья, но и вызывали суеверный страх. В Карелии и на Смоленщине, например, особенно сторонились корявых вечнозеленых деревьев. Их уродливость становилась своеобразной меткой того, что дерево облюбовал леший.

"танцующий" лес на территории Куршской косы в Калининградской области (фото автора)

Было боязно даже помыслить о том, чтобы залезть на «танцующее» дерево, ведь на ветках «качались люльки с детишками лешего». Тех, кто потревожил Лесрвика и его потомство, разозлившийся Дух леса будет водить по чащобе до тех пор, пока провинившийся не сгинет в болоте или не будет растерзан зверем. Чтобы задобрить лешего, надо было сесть на пенек и трижды аукнуть, принести вкусные дары — авось и сжалиться.

 

  • Одинокое древо

О том, что нельзя прятаться во время грозы под одиночным деревом, каждый знает с детства. Сегодня все объясняется физикой. Наши же предки верили, что в одинокое дерево Бог Перун мечет огненные стрелы. А потому не исключалось, что огненная стрела поразит неразумного человечишку, взобравшегося на ветки или удобно расположившегося у корней.

фото с pixabay

фото с pixabay

Любослава

Фото и иллюстрации и для статьи взяты из архива автора и из открытых источников (принадлежат их авторам)!

Источник

Картина дня

наверх