Кремли, детинцы, кромы

Кремли, детинцы, кромы

В домонгольской Руси насчитывалось около 400 больших и малых городов. Основой каждого города была крепость, которую первоначально называли детинцем, а в XIV веке появляется термин "кремль" (кром). По мнению некоторых исследователей, новое название происходит от слова "кромьство" - внутренность. Кремль - это целый город с храмами и хозяйственными постройка ми, с жилыми домами и административными учреждениями. 

И даже когда русские города разрослись и широко раскинули свои посады, их кремли оставались крепостями "для осадного сидения".

В 1999 году в Государственном историко-культурном музее-заповеднике "Московский Кремль" проходил Всероссийский симпозиум "Кремли России". Историки, реставраторы, искусствоведы и архитекторы из разных городов страны собрались вместе, чтобы напомнить о придающих особое своеобразие древним русским городам детинцах-кремлях, нуждающихся в реставрации, изучении и охране.

Крепости для защиты своих земель от врагов славяне строили с незапамятных времен. Недаром скандинавы называли славянские земли страной крепостей, что звучало как Гардарики. Да и сами слова город, град в IX-XVII веках были синонимами слова "крепость". На Руси традиционно называли городом любое поселение, обнесенное крепостной стеной.

Так выглядел в XII-XIII веках детинец (город Владимира) в Киеве.

Так выглядел в XII-XIII веках детинец (город Владимира) в Киеве. 

Новгородский детинец - фрагмент стены и башни Кукуй и Княжая (после реставрации). Возникновение Новгородского кремля письменные источники относят к 1044 году. До наших дней в кремле сохранилось девять башен

Новгородский детинец - фрагмент стены и башни Кукуй и Княжая (после реставрации). Возникновение Новгородского кремля письменные источники относят к 1044 году. До наших дней в кремле сохранилось девять башен

Первые крепости славян были достаточно примитивными, что тем не менее вполне соответствовало уровню военного искусства того времени. Арабский географ Аль-Бакри, живший в X веке, видел, как славяне возводят свои укрепления. "И таким образом строят славяне большую часть своих крепостей: они направляются к лугам, обильным водами и камышом, и обозначают там место круглое или четырехугольное, смотря по форме, которую желают придать крепости, и по величине ее выкапывают вокруг ров, и выкопанную землю сваливают в вал, укрепивши ее досками и сваями наподобие битой земли, покуда стена не дойдет до желанной высоты. И отмеряется тогда дверь, с какой стороны им угодно, и к ней подходят по деревянному мосту".

По гребню вала ставили деревянную ограду - частокол или заполот (стена из вертикально врытых на некотором расстоянии друг от друга бревен, соединенных между собой горизонтально уложенными бревнами или плахами). Подобную ограду позднее сменила более надежная крепостная стена из срубов-городен.

Деревянным укреплениям на Руси отдавали предпочтение главным образом благодаря обилию материала, богатым плотницким традициям и скорости возведения. Первую каменную, вернее каменно-деревянную, крепость, датируемую VIII веком, археологи открыли под Старой Ладогой на Любшанском городище. К числу древнейших русских каменных фортификаций относятся также крепости на Труворовом городище под Изборском (IX век) и в Старой Ладоге (конец IX века).

В XI-XIII веках среди множества деревянных крепостей, покрывавших густой сетью русскую землю, начинают появляться каменные фортификационные сооружения. Как правило, это отдельные башни и прясла стен (пространство между башнями). В Киеве, например, были построены Софийские ворота и Золотые ворота с Благовещенской надвратной церковью. В Переяславле следует вспомнить Епископские ворота с церковью святого Федора Стратилата и примыкающие к ним отрезки стен, во Владимире - Золотые и Серебряные ворота.

Князь Андрей Боголюбский в 1158-1165 годах построил под Владимиром в Боголюбове первый на Руси белокаменный укрепленный двор (замок). Во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо вокруг детинца строится каменная ограда с надвратной Иоакимо-Анненской церковью.

В Новгородском детинце в 1195 году возводятся Пречистенская, а 1233 году - Федоровская проезжие башни, увенчанные надвратными церквами.

Каменные башни-вежи стали ядром обороны пограничных крепостей западной и юго-западной Руси.

Мценский кремль. Конец XVII века.

Мценский кремль. Конец XVII века.

Деревянная крепость Сокол построена сборным методом во время Ливонской войны рядом с городом Полоцком. Гравюра XVI века.

Деревянная крепость Сокол построена сборным методом во время Ливонской войны рядом с городом Полоцком. Гравюра XVI века.

Орловский кремль. XVII век.

Орловский кремль. XVII век.

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ

К началу монголо-татарского нашествия каменных крепостных сооружений на Руси оказалось все-таки слишком мало. Феодальная раздробленность Руси и превосходная осадная техника у монголов привели к тому, что русские деревянные крепости после отчаянного и по большей части кратковременного сопротивления были сметены монголами. Столицы княжеств Рязань и Владимир, имевшие первоклассные по тем временам укрепления, пали соответственно на шестой и пятый день осады. А феноменальную семинедельную оборону небольшого Козельска можно объяснить не только мощью укреплений и мужеством защитников (другие города оборонялись не менее яростно), но и его исключительно выгодным положением в речной петле. Вторжение завоевателей прервало естественное развитие отечественного каменного фортификационного зодчества на полтораста лет. Традиции сохранялись и развивались только в Новгородской и Псковской землях, не затронутых монгольским нашествием.

Северо-западные соседи Руси - шведы и ливонские немцы - умели брать крепости, и остановить их нашествие могли только каменные твердыни. Потому и возводятся на западе "грады каменные": Копорье (1297), Изборск (1330), Орехов (1352), Ям (1384), Порхов (1387), Остров (XIV век). В XV веке поновляются стены Старой Ладоги, сооружаются каменно-деревянные и просто деревянные крепости Гдов, Велье, Опочка. Неоднократно усиливались и расширялись укрепления Новгорода. Одной из самых сильных русских крепостей стал Псков, по количеству выдержанных осад ему не было равных в России.

И СНОВА НАЧАЛИ СТРОИТЬ

Возрождение каменного крепостного зодчества в Центральной России связано со временем правления великого князя Дмитрия Ивановича, при котором в 1367 году, в преддверии грядущего противоборства с Ордой, началось строительство белокаменного Московского Кремля. Многие историки русской архитектуры считают, правда, что кремль Дмитрия Донского был не полностью каменным, а каменно-деревянным. Частично каменным был и Нижегородский кремль.

Термины кремль, кремник впервые встречаются в летописях 1317 года, где рассказывается о постройке крепости в Твери. Извечная соперница Москвы Тверь, хоть и не потянула на возведение каменной крепости, но деревянный кремник при строительстве обмазали глиной и побелили.

Псковский кремль со стороны реки Псковы.

Псковский кремль со стороны реки Псковы.

Так выглядела крепость в Смоленске во время осады города поляками в 1609-1611 годах. Гравюра XVII века.

Так выглядела крепость в Смоленске во время осады города поляками в 1609-1611 годах. Гравюра XVII века.

Спасская башня Тульского кремля. Кремль построен в начале XVI века по указу Василия III. Долгое время это был главный оборонительный рубеж на юге Московского государства.

Спасская башня Тульского кремля. Кремль построен в начале XVI века по указу Василия III. Долгое время это был главный оборонительный рубеж на юге Московского государства.

Кремль Нижнего Новгорода. Коромыслова башня. Фото начала XX века.

Кремль Нижнего Новгорода. Коромыслова башня. Фото начала XX века.

В XVI-XVII веках в Русском государстве было построено около З0 каменных крепостей. Это и Московский, и Тульский, и Коломенский кремли. Появились крепости в Зарайске, Серпухове, Казани, Астрахани и Смоленске. Сооружали их отечественные и иноземные мастера. Возводили крепостные стены и вокруг монастырей. Монастырские укрепления либо дублировали, либо заменяли государственные крепости на особо важных направлениях. Подобных монастырей-крепостей было выстроено около 40.

ДЕРЕВЯННЫЕ КРЕПОСТИ БЫЛИ ВЕЛИКОЛЕПНЫ

Каменные твердыни, защищавшие важнейшие города и дороги, стали костяком обороны Московского государства, а его плотью можно считать деревянные крепости, густой сетью покрывавшие Россию от Дальнего Востока до Швеции. Особенно много деревянных крепостей было на юге, где они служили ячейками многочисленных укрепленных линий и засечных черт, преграждавших дорогу крымским татарам в центральные уезды России. В анналах отечественной истории сохранилось немало случаев, когда неприятель, вооруженный самыми современны ми по тем временам стенобитными орудиями, неделями в бессильной ярости топтался у обгорелых стен того или иного деревянного городка и в конце концов с позором удалялся.

В художественно-эстетическом отношении деревянные крепости почти не уступали каменным. О том, какое впечатление производили они на современников, рассказано в дневнике антиохийского архимандрита Павла Аллепского (1654). Вот что пишет он о Севской крепости (недалеко от г. Брянска): "Крепость великолепна, с чрезвычайно прочными башнями и с многочисленными большими пушками, размещенными одна над другой, с широкими и глубокими рвами, скаты которых обложены деревом, с деревянною двойною стеной. Мы дивились на эти укрепления и постройки, ибо эта крепость прочнее каменной: и как могло быть иначе, когда это крепости царские и укрепляются постоянно. Затем нас ввезли во вторую крепость, также со стенами, башнями, рвами, потом в третью, которая еще больше, крепче и неприступнее первых двух; в ней есть потаенная дверь, через которую сходят к ее большой реке черпать воду, ибо крепость стоит на верху высокого холма..."

Деревянные крепости можно очень быстро построить, и в этом одно из главнейших их достоинств. Даже небольшую каменную крепостицу нужно строить несколько лет, в то время как возведение большой деревянной крепости за один сезон, а то и меньше, было делом обычным. Например, в 1638 году во время фортификационных работ в Мценске крепостные стены Большого острога и Плетеного города общей протяженностью около 3 километров с 13 башнями и почти стометровый мост через реку Зушу возвели всего за 20 дней (не считая времени, потраченного на заготовку леса).

На театрах военных действий и в районах, где строительство было небезопасно из-за возможного нападения неприятеля, широко применяли метод сборного строительства. Папский посланник так описал поразивший его военно-технический прием: "После того, как инженеры предварительно осмотрели места, подлежащие укреплению, где-нибудь в довольно далеком лесу рубят большое количество бревен, пригодных для таких сооружений; затем, после пригонки и распределения их по размеру и порядку, со значками, позволяющими разобрать их и распределить в постройке, спускают вниз по реке, а когда они доедут до места, которое намечено укрепить, их тянут на землю, из рук в руки; разбирают знаки на каждом бревне, соединяют их вместе и в один миг строят укрепления, которые тотчас засыпают землей, а в то время являются и их гарнизоны".

Подобным образом во время похода на Казань весной 1551 года построен город Свияжск. Крепостные стены протяженностью около 2,5 километра, множество домов, складов и церквей были возведены всего за месяц. А в годы Ливонской войны сборным методом около Полоцка "с неслыханной быстротой" поставили несколько русских крепостей: Туровлю, Сушу, Красну, Козьян, Сокол, Ситну, Улу, Копие.

СУДЬБА КРЕПОСТЕЙ В XVIII ВЕКЕ

Окутанный пороховым дымом ушел в прошлое XVII век. Границы страны отодвинулись далеко на запад, восток, север и юг. Старые крепости, столетиями служившие России верой и правдой, оказались в такой глубинке, из которой "хоть два года скачи, ни до какого государства не доскачешь". Вдобавок они безнадежно устарели с военной точки зрения: место прадедовских каменных и деревянных стен и башен на новых границах империи заняли более современные крепости бастионного типа, отвечавшие новым методам ведения войны и возведенные по последнему слову европейской фортификации.

Старые кремли и крепости постепенно были выведены из штата крепостей и переданы во владение гражданских властей. В XVIII веке исчезли полностью к тому времени обветшавшие деревянные крепости в европейской части России. Они или сгорели в огне бесчисленных городских пожаров, как это случилось, например, в Мценске, Ливнах, Новосиле и некоторых других городах, или были разобраны при перепланировке городов в последней четверти столетия, либо растащены обывателями на дрова.

Более прочные каменные башни использовали в основном под хозяйственные нужды. В них размещали арсеналы, амбары, склады соли, хранилища старых бумаг и рухляди, тюрьмы. Но и они ветшали, так как денег на ремонт государство не выделяло, а местные власти в их починке не видели нужды, да и тощие городские бюджеты не позволяли этого. Руины превращались в городские свалки и служили прибежищем для лихих людей, поэтому уже в царствование Екатерины II ряд крепостей продали на слом, камень же местные власти и купечество употребляли для своих нужд.

Так была разобрана самая большая каменная крепость в России - стены и башни Белого города в Москве (около 9 километров); полностью снесли Можайский кремль; сломали крепость в Ямбурге; стены и башни укрепленной резиденции царя Бориса Годунова в Борисове Городке, где снесли и Борисоглебскую церковь - самую высокую шатровую церковь в России, не уступавшую по высоте колокольне Ивана Великого. "Иждивением" местного купечества разбили на щебень недостроенные стены и башни крепости в Юрьеве-Поволжском, башни крепости Ярополч в Вязниках, растащили на кирпич большую часть Коломенского кремля и стены Белого города в Астрахани, в 1810 году снесли крепость в Гурьеве...

В лучшем положении оказались монастырские крепости, за ремонтом и починкой которых следили духовные власти, но это делалось уже не для поддержания обороноспособности, а для общего внешнего благолепия той или иной обители.

ПАМЯТНИКИ СТАРИНЫ СЛЕДУЕТ БЕРЕЧЬ

Конец варварскому отношению к крепостным сооружениям, ставшим памятниками старины, положил указ императора Николая I 1826 года, по которому запрещалось разрушать древние постройки и предписывалось начать сбор исторических сведений о них. Для снятия панорам и производства обмеров древних твердынь были командированы опытные инженеры-картографы. Именным повелением государя спасена от сноса последняя башня Вяземской крепости - Спасская. Начались работы по реставрации и благоустройству в Ивангородской крепости, в Псковском, Нижегородском, Новгородском, Казанском и других старинных кремлях. В обновленном виде они должны были стать украшением губернских городов и местом размещения администрации. Большое строительство разворачивается в Московском Кремле, который после долгого перерыва вновь становится одной из царских резиденций.

В советское время не обошлось без обидных утрат. В 1930-е годы, например, полностью разобрали стены Серпуховского кремля, оставив только два небольших прясла. А белый камень, из которого они были сложены, пошел на строительство Московского метрополитена. Несколько башен и прясел, а также Малаховские ворота снесли в Смоленске. Планировался "частичный снос" Тульского кремля, но его, по счастью, удалось отстоять, хотя кремлевская территория и подверглась "чистке": снесли колокольню, самое высокое сооружение в городе, и сбили главы с Богоявленского собора. Еще более капитально вычистили Нижегородский кремль, где разрушили все культовые сооружения. Чудом уцелел только Архангельский собор, да и то, видимо, потому, что там был захоронен Кузьма Минин. Не минула чаша сия и священный Московский Кремль.

И ВНОВЬ НА ЛИНИИ ОГНЯ

В годы Великой Отечественной войны русские крепости, безнадежно устаревшие с военной точки зрения, еще раз со славой послужили Отечеству. Всем известна Брестская крепость в Белоруссии. В башнях Смоленской крепости в 1941 году сражались последние защитники города, укрывались подпольщики и партизаны. Древняя новгородская цитадель Орешек в течение полутора лет находилась на переднем крае обороны советских войск под Ленинградом. Огнем немецких орудий ее стены были сбиты почти до половины высоты, но старую крепость немцы так и не взяли.

К серьезной обороне был подготовлен Троицкий Белопесоцкий монастырь под Каширой, в башнях которого оборудовали мощные бетонные доты. Пулеметные бойницы и амбразуры пробили в стенах Голутвина монастыря в Коломне, но, по счастью, до сражения за них дело не дошло - врага отбросили от Москвы.

После войны были отреставрированы многие русские крепости. А некоторые просто подняты из руин, как, например, Псковский кром (кремль), еще в начале XX века представлявший собой груду развалин. Кремли, отреставрированные по самым современным методикам, превращались в музеи-заповедники. Их обновленные фасады стали украшением центров многих русских городов - живым напоминанием о седой старине.

В России сейчас насчитывается около 50 кремлей и крепостей XV-XVII веков разной степени сохранности.

Детальное описание иллюстрации

Так выглядел в XII-XIII веках детинец (город Владимира) в Киеве: 1 - Десятинная церковь; 2 - кирпичные княжеские дворцы; 3 - ротонда; 4 - Андреевская церковь; 5 - Крестовоздвиженская церковь; 6 - Великий Ярославов двор; 7 - Васильевская церковь на Ярославовом дворе; 8 - Екатерининская церковь; 9 - Федоровская церковь в федоровском монастыре; 10 - двор Гордяты; 11 - двор Воротислава; 12 - двор Никифора; 13 - двор Мстислава; 14 - кирпичные Софийские ворота; 15 - Михайловские ворота; 16 - Подольские ворота. Реконструкция А. И. Крутового, В. А. Розенберга и Г. Н. Логина.

Мценский кремль. Конец XVII века. Мценск впервые упоминается в летописях 1146 года. Мценская крепость была одной из крупнейших на южной степной границе России. Общий периметр стен крепости, увенчанных двадцатью восемью башнями, составлял 3 километра. Мценск сохранял военное значение до конца XVII века. Обветшавшие и развалившиеся стены крепости сгорели во время пожара 23 апреля 1757 года.

Орловский кремль. XVII век. Орел был основан осенью 1566 года по указу царя Ивана Грозного как крепость на степном пограничье. Деревянный кремль называли рубленым городом. В этом 'городе' было все: воеводский двор, храм, приказная изба, казенный погреб, амбары и житницы, на специальном деревянном помосте размещались пушки. Крепость успешно выдержала несколько татарских набегов. В начале XVIII века кремль утратил оборонительное значение, обветшавшие стены вскоре сгнили и развалились.
Кремль Нижнего Новгорода. Коромыслова башня. Фото начала XX века. Строительство кремля в Нижнем Новгороде было начато в 1500 году по приказу Ивана III. Враги ни разу не смогли захватить каменную крепость. Оборона Нижегородского кремля осуществлялась из боевых печур, располагавшихся в башнях кремля в три яруса (три боя). Окна верхнего боя располагались между зубцами башен, ниже находились бойницы среднего боя, нижний, 'подошвенный', бой находился на уровне дна сухого рва.

В. НЕДЕЛИН, преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Источник

День Бога Велеса

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

24 февраля по народному календарю празднуется день Власия, но традиция данного дня имеет ведические корни. Когда-то он назывался день Бога Велеса. (Волос, Вели (гер), Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Вала (инд.), Беленус или Бели(кельт.), Бербаш (дословно”медвежья голова” –скифск. ) Ас-ирис(егип., то есть бог Ас Ирийский, ирий по древне руски рай)). Его священное дерево тополь.

Образное значение имени бога: "Веле" — Вельми (Великое), "С" — Слово (Мудрость, воплощённая в вибрациях звука). Единый образ: «Великое Слово (Мудрость, воплощённая в вибрациях звука)». Образы буквиц: В — Веды (Ведание), Е — Есмь (Осознание Божественного Присутствия), Л — Люди, С - Слово (Мудрость, воплощённая в вибрациях звука). Объединённый образ: «Ведающее Слово, ниспосланное Свыше людям о важности осознания Божественного Присутствия Всевышнего Прародителя везде, всегда и во всём».

Велес бог покровитель пастушества, богатства, облаков, мудрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, целительства, вестник богов, проводник умерших душ (встречает и сопровождает души умерших и нарождаемых людей). Он главный судья человеческих душ на посмертном Суде(в Бояновом гимне есть такая строка „Велеса нам не избежать”).

Бог Велес олицетворяет так же единое информационное поле из которого каждый Человек может постараться взять то, что пожелает. Однако, следует помнить, что человек получает всегда ровно столько, сколько заслуживает, насколько он развил свои способности. Именно поэтому Бога Велеса и ассоциируют с богатством, так как он океан потенциала и каждый подобравший ключ  может взять для себя всё, что заслуживает.

В Ведические времена основным богатством считалось зерно и крупный рогатый скот, по поголовью которого судили о зажиточности хозяина. Вероятно, по этой причине символизм Бога Велеса и связан с Быком. Его ещё называют «скотий Бог», покровитель крупного рогатого скота, приносящий богатство и достаток в дома наши. А так как информационное поле  - это кладезь опыта многих поколений Предков, то ещё Бога Велеса называют хранителем и вместилищем Мудрости.

По одним источникам он муж богини Макоши, по скандинавской версии муж Даны, а по персидской версии муж Сиды –Изиды (но скорее всего это просто разные имена одной и той же богини у разных народов).

День Бога Велеса

Все традиции празднования этого дня сохранились в народном (и частично в христианском) календаре, даже название дня осталось созвучным. Власий как и Велес почитался покровителем домашних животных: «Власьев день — коровий праздник». Не отмечая этой даты, хозяин имел неосторожность навлечь на своих животных различные беды. Давали домашним животным в этот день лучшие корма, ухаживали за ними. Начинались скотские базары — торги. Наступали Власьевские морозы, и поскольку их считали последними из сильных, то говорили: «Власий, сшиби рог с зимы». В течение 3 дней выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева, говоря, что тронутые морозом семена дают лучший урожай. Выносили на мороз также лен и пряжу, чтобы иметь чистые, ровные и белые нитки и мотки. На Украине давно приметили: зима должна закончиться сильной ночной метелицей, чтобы снег позабивался в каждую щелку. Про такую метель говорят: «Зима дитя ищет».

"Власьевские утренники подошли, держи ухо востро", "Семь крутых утренников: три до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия", "Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги".

Картинка 10 из 3225
Так откуда же пошла традиция празднования этого дня? Наши предки считали что в былые времена боги жили на нашей земле и учили людей разным наукам и ремеслам. "Дочь Дыеву (Диву), которая от дочери Наховы (Луны), царя Пресеченьска, сватали за Посейдона (Бога Дона) и Ангенора и Велосу, также приятна (она). Велос же поял женою Сиду („Изида – Дана-Макошь- Яга”; поял- был женат на ней). Ангенор же ушел в Вивинию (Венедию-Европа) и поял жену именем Тоур (Тару?) и сотворил град и нарек Тоур, и родил от Тоур Кадма (Бог любви Кама?)”-- толковая Палея Синод сп.№210 л. 557. Так же согласно словаря "MaterVerborum ", Дива была отдана замуж за Перуна, а Посейдон (Дон) был отвергнут (и женился на Роси).

Велеса славяне соотносят с золотом, а Перуна с оружием. Он Бог-покровитель всех скотоводов и животноводов, а также Родовой Покровитель западных славян - Скоттов (шотландцев это Скифы сколоты потомки боярина Скотеня , см. «Велесову книгу»), поэтому и говорили они всем испокон веков, что : "Велесъ скотiй Богъ" (бог людей, а не домашних животных, которых в древности именовали словом животина). Переселившись на британские острова, древние Роды Славян-Скоттов назвали все обжитые провинции - Землей Скоттов - Scotland (Шотландией), а в честь своего Родового Бога-Покровителя Велеса они назвали земли с лучшими пастбищами его именем - Wales (Уэльс, т.е. Велес). Велес является Богом-Покровителем и Управителем Небесного Чертога Волка во Сварожьем Круге, который расположен рядом с Небесным Рубежом, разделяющим Миры Света и Тьмы, поэтому Вышние Боги доверили Велесу быть верховным Хранителем Небесных Врат Междумирья. Эти Небесные Врата находятся на Золотом Пути Духовного Развития, который ведет в Небесный Асгард, а также в Небесный Вырий и в Светлые Чертоги Волхаллы.

Бог Велес всегда олицетворяет всестороннюю заботливость, кропотливое созидательное трудолюбие, честность и решительность, стойкость, постоянство и хозяйскую мудрость, способность отвечать за все свои деяния, сказанные слова и совершенные поступки. Бог Велес, охраняя Небесные Врата Междумирья, пропускает во Сваргу Пречистую Души только тех усопших, кто не щадил своей жизни во защиту Родов своих, во защиту земель Отцов и Дедов, во защиту древней Веры; которые усердно и созидательно трудились для процветания своих Родов и которые от чистого сердца выполняли два Великих Принципа: Свято чтить Богов и Предков своих и жить по Совести в гармонии с Матерью-Природой.

Боян в «Слове о полку Игореве» назван Велесовым внуком , поэтому Велес является прародителем многих славянских родов. Его имя связано со словами: велеть, воля, владение, власть, великий. Велес есть олицетворение хозяйской мудрости. В древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя (поэтому скифы и звали его Бербаш- медвежья голова). Он был покровителем охотничьей добычи. Это в его честь волхвы надевали медвежьи маски на головы, а на себя звериные шкуры, чтобы уподобиться принявшему образ медведя Велесу и исполняли ритуальные танцы, служа требы богам. В прежние времена на Святки и на Масленицу отмечали комоедицы - праздник пробуждения медведя, или Велесовы дни славянского ведического календаря. С почитанием Велеса, или Волоса, у славян связано возникновение и самого слова «волхв», однокоренного со словом «волохатый». Обычно оно переводится как волосатый, косматый, кудлатый. А вот в древности «волохатый» означало - почитаемый богом Волосом, не подлежащий убиению. В бронзовом веке, в пору пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем домашних животных и богом богатства. В древнем Киеве кумир его стоял на Подоле, в нижней части города, и пользовался величайшим почитанием наших далеких праотцев-славян. А в Москве на склоне Боровицкого холма лежал Камень Велеса, к нему матери больных младенцев приносили «для обретения крепкого здоровья и исцеления от различных недугов» (И.М.Снегирев «Русская старина»). «Приплыл» тот камень в незапамятные времена к холму Боровицкому по Москве реке, после чего и явилось здесь святилище бога Велеса (сей камень убран в 19 веке по приказу императора Николая Павловича).

Чествовали бога в самом начале недели: День Велеса - понедельник. Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что о Волосе упоминается еще в договоре вещего Олега с греками. Именем Волоса, так же как и Перуновым именем, «клялися россияне в верности, имея к нему особое уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства». В древности в память о Велесе существовал такой обычай: первую борозду по весне проводил медведь, запряженный вместо лошади в соху: это обеспечивало щедрый урожай. Когда же наступала хлебная жатва, жницы отправлялись в поле с песнями. Одна из них, захватив рукою пучок колосьев, закручивала их на корню, а потом заламывала в сторону: «завивала Волосу бородку». Этот закрут оставался в поле несжатым до следующей пахоты. Кое-где завивают Волосу бородку и по сей день, только иногда называют его Житным дедом. Бога Велеса в древности воображали в виде красивого молодого человека, облаченного в шкуру наружу мехом, перехваченную широким кожаным поясом - «чересом». На поясе висел калита - кожаный кошель. В калите Велес хранил земные блага, а в чересе - духовные.

Спускаясь на землю, Велес бродил от дома к дому, жалуя людей своими дарами, особенно вступаясь за бедных и сирых (не отсюда ли пословица: «За сиротою - бог с калитою» - в том значении, что бедняков бог порою наделяет высокими духовными качествами и талантами). На небесах Велес пас свои неисчислимые стада, варил небесный мед, разводил пчел и занимался разными ремеслами. Если небесным кователем-кузнецом был Перун (или Сварог), давший людям навыки в обращении с огнем, то Велес научил их ремеслам. Был Велес не только звездным пастухом, но также покровителем путешественников, музыкантов и певцов. Велес слыл также великим врачевателем, силе которого подчинялись травы. О том, сколь огромное уважение питали наши предки к Велесу, говорит стародавний обычай цедить рождественское пиво через шерсть, а гадая на суженого, девушки не только лили воск, но и сжигали охапку сена или клок шерсти, по игре теней пророча будущее. К числу древнейших относится и гадание по брошенной в огонь бараньей шкуре - непременно с шерстью на ней. Волхвы бросали в пламень кости, вытаскивали их еще не обгорелыми и толковали огненные пятна на них как волю бога. Все это - следы поклонения Велесу-Волосу.

Считается также, что Велес - прародитель великанов: волотов, велетов, ведь слово «ве-лий» означает большой, великий. Вообще этот бог был особенно благосклонен к богатырям и всем людям, наделенным высоким ростом, большой физической силой. Также он владелец нечитанной книги земли, которая иначе зовется Совесть (СОвместная ВЕСТЬ получаемая от богов и предков) или Чистое Поле, а по современному-- «энергоинформационное поле земли». Имя Велеса-Волоса доныне сохранилось в славянских землях в таких названиях, как Велесова гора, Волосова долина. В средние века, с приходом христианства, Велес соединился в народном сознании со святым Власием - покровителем домашнего скота. Его день отмечался до революции 11 февраля по старому календарю, а после принятия нового календаря стал праздноваться 24-го февраля (из-за сдвига дней в календарях).

Мифы.

Еще в незапамятные времена, до того как посетить нашу землю, бог Велес пастушествовал в небесах. Он гонял по синему своду стада облаков, играл на свирели, которую некогда изладили для него сыновья бога ветра Стрибога, и распевал песни о великих деяниях, кои дано свершить богам и людям. А у громовержца Перуна, небесного владыки, была красавица-жена – богиня Дива. Она оставалась вечно юной красавицей. Ее золотоцветные волосы были убраны жемчугами, одежда изукрашена богатым шитьем и драгоценностями. Велес тоже любил красавицу Диву. Чуть, бывало, повеет теплом, чуть вылетят из райского сада Ирия жаворонки, неся на землю весну, начинает хмель любви бродить в теле небесного бога-пастуха! Не в радость ему мирная жизнь, не в радость небесные красоты. Хочется потешить буйную плоть! Не в силах с собой справиться, Велес улучил миг, когда Перун отвернется, и похитил красавицу Диву. Что тут содеялось в небесах! Черные грозовые тучи - передовое воинство Перуна - стремглав понеслись к жилищу Велеса, чтобы испепелить его молниями, убить громами. Но тот заиграл на чародейной свирели братьев-ветров - и на пути Перуна встала неодолимая стена встречного ветра. Стрибог сурово бранил своих легкомысленных сыновей, давших в руки Велеса такое сильное оружие. А Велес наслаждался своей безнаказанностью и смеялся над обманутым громовником. А между тем Дива, задумала украсть эту свирель. Она подольстилась к Велесу, начала петь для него, танцевать. Ах, каким теплом повеяло в это время на земле и в сердце влюбленного бога! Но когда Велес уснул, разнеженный, Дива схватила волшебную свирель и с такой силой отбросила ее прочь, что свирель улетела на землю и рассыпалась на тысячи обломков. Из них, между прочим, выросли тростник и камыш, из которых люди с тех пор и начали делать свирели да простенькие дудочки. В то же мгновение ветры перестали слушать Велеса и склонились перед молниями Перуна. И Громовержец прорвавшись к похитителю потребовал от Велеса чтобы он удалился в изгнание на землю. Велес и сам понял, что совершил непростительную глупость по отношению к своему брату Перуну, и раскаявшись отправился к людям обучать их землю обрабатывать и скот водить. Увидав, как жестоко наказан Велес, добросердечная Дива горько заплакала, и слезы ее теплым дождем пролились на землю. Растаяли остатки снега, зазеленели травы в полях и лугах, оделись листвою леса, а кое-где расцвели синие, точно небеса, цветочки. Это были слезы Дивы по Велесу, которого она жалела, и ни как не могла забыть. С тех пор цветы эти и называются - незабудки. Пожалел суровый Перун красавицу-жену и дал ей слово простить и Велеса. Но не сразу, а пока пусть поживет на земле. А Велес чтобы не искушать Диву которая все это время смотрела вниз, на землю, и любовалась им, принял образ медведя (В скифском варианте легенды у него была только голова медвежья, а тело человеческое, и скифы его прозывали Бер-баш, медвежья башка. Волхвы, которым покровительствовал Велес, в знак этого надевали на свою голову маску медведя). С тех пор так оно и повелось, лето Велес проводил на земле, в лесу, в образе медведя, украдкой помогая людям пасти их стада и оберегая коровушек от диких зверей: недаром зовется он «скотьим богом», покровителем пастухов. Все это время стада облаков в беспорядке бродят по синим небесным пастбищам - именно поэтому летом куда больше облаков, чем зимой. Осенью, когда птицы улетают в теплый Ирий-сад, они уносят с собою Велеса, вновь принявшего свой обычный облик. В это время подлинные медведи залегают в берлоги на зимнюю спячку….

Существуют и другие мифы объясняющие отправку Велеса на землю. Например древние сибирские предания так гласят об этом: -- Велес, в молодости был очень озорным юношей, любителем всяческих шуток и проделок. Когда его кормилица Матушка Зимун отпускала небесных коров пастись на просторах Сварги Пречистой и возвращалась в свои хоромы, Велес, обернувшись волком, гонялся за ними и загонял их в Тёмную Пустошь. Вечером, когда Зимун выходила встречать небесных коров, то их нигде не было, и тогда все в Небесном Чертоге отправлялись на их поиски. Велес вместе со всеми шел искать небесных коров и первым находил их в Тёмной Пустоши. За что получал похвалу от своей кормилицы Матушки Зимун. Так продолжалось очень долго, пока Перун, летавший орлом по Сварге Пречистой, случайно не увидел Велеса в образе волка загоняющего небесных коров в Тёмную Пустошь. Кормилица Зимун в наказание за озорство, попросила Перуна отправить его младшего брата Велеса на Землю, чтобы тот помогал людям в течении трех лет. И если после этого срока люди будут благодарить и славить Велеса за его благие деяния, то ему будет разрешено вернуться в Сваргу Пречистую. Перун выполнил просьбу Зимун, отправив Велеса на Землю, где он помогал людям и делился с ними Небесной Мудростью. А когда по прошествии трех лет Слава о Велесе достигла Сварги Пречистой, Перун вернул его обратно к Матушке Зимун.
По другой версии, то же из озорства, Велес угонял в Мрачную Пустошь летающие корабли богов (Звездолеты), и Сварог с Ладой матушкой отправили его на землю к людям, чтоб он остепенился.

На 24 февраля по современному календарю (11 по старому, не путать!!!!) ещё во второй половине 19 века в селах у болгар-помаков праздновали Велесов день. Стефан Веркович в своей книге «Веда Словена» (1871 года издания) пишет: «Когда то веровали, что это был Бог покровитель скотоводов, и прославляли его сотворяя Коло (круг). Рано утром в этот Велесов день в каждом селе, староста посылал трех девушек ходить по селу и извещать о празднике сельчан специальной песней. Когда девушки допевали эту горную песню и обходили все село, то старый староста собирал девять молодых пар и этих трех дев и все шли они на то место, где были собраны вместе коровы с этого села. Когда шли, то девы также пели песни. Достигнув того места, где были волы и коровы, староста доставал «Ясную книгу» (Свод древних вед), и начинал читать святые гимны богам, чтобы усмирить коров.

«Ой, Боже ли мой, Велес бог,

Жива Юда (богиня) ведь нас учила,

Да как петь эту ясную книгу говорила,

Да как петь её, да всё потом записать,

Как кошарами нашими заправлять…

Усмирив коров, потом ждали, когда солнце взошедшее на небесах, обогреет всех по воле Велеса бога, и тогда юные девы заклинания закликают и свои ясные главы, (а также и старосту) белыми венками позлаченными увивают. После этогосотворяли коло (круг) и требу в круге воздавали и Велесу Богу гимны пропевали:

«Боже мой все сущий,

Свет во тьму несущий,

Сияньем озаряющий.

Миры нам сотворяющий

Древними звездами ты сияешь,

Кривду к нам не допускаешь…

Боже мой, Велес Бог, просим тебя, Боже,

Ты с небес на эту землю снизойди,

И нас от темных чар освободи

Да будем мы со тобою во едине

и ныне и присно и от круга до круга

тако было, тако еси, тако будет».

К угощенью тебя приглашаем,

гимнами славы к себе призываем:

«К нам на трапезу Боже приди.

И венки чудесные ты принеси,

И кто свидится с тобою до зари

Тому ты белый венок и подари,

Да чтоб нарядил он им свою кошару,

Чтобы плодились волы, да коровы на славу,

От одного же тысяча, а от тысячи три тысячи

А кто кошару не украсит свою,

у того приплода не будет в этом году!»

Когда все угощались, к трапезе присаживался и староста украшенный венками, а после еды, кто-нибудь один снимал все венки говоря при этом следующий гимн:

«Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе!!

Да будь ты славен на Мидгард земле,

По весям нашим твой личень-день идет,

Этот Велесов – день нам счастье несет!

Тебя боже угощают, и почитают,

Златую трапезу тебе накрывают.

Давай, же Боже нам белые венки,

чтоб дома и кошары украсили мы.

И богатство и счастье к нам всем придет

Приплод от одного да тысячу нам принесет,

Да чтобы нам в полях было что собирать,

А в садах плоды чтоб могли мы сорвать.

И пресное молоко коровье доить,

и тебя при этом Боже хвалить»

Каждый из присутствующих брал по венку, и потом шли туда, где находился скот, и украшали коров и пели следующий гимн:

«Боже ты наш, живой и сущий

Свет и счастье в дома нам несущий

твой личень- день, в нашем селе.

Мольбою молимся мы тебе,

Чтоб десную (правую) руку ты на коров поднял,

И благословление плодится им на три года дал,

И да будет у них от ста да тысяча телят,

А от тысячи да три тысячи пусть они наплодят.

Ой, ты Боже наш, да ты живой и сущий,

Услышь нашу мольбу, ведь ты всемогущий!

Пусть будет тебе личень день да весь год,

А нам во всех наших делах будет приплод

И тебе жертву мы в коле воздаем,

требные дары через огонь подаем.

Гой, гой о Боже наш всесущный,

Живой, великий и всемогущий!

Наряженный староста оставался на месте проведения ритуала, а юноши и девушки отгоняли коров в село и праздник продолжался уже там. В этот день обязательно украшали венками так же и свои жилища, пекли печенье, пироги и пышки в виде фигурок животных и жертвовали их Богу Велесу, часть пышек ели сами и кормили своих детей, а другую часть раздавали нищим. Одну пресную пышку сушили и оставляли на целый год и если какая животина заболевала, то ей в еду добавляли крошки от этой Велесовой пышки в качестве лекарства.

Поздравляем всех с Праздником! Ведь как говорили наши предки если "Велеса нам не избежать", так давайте его прославлять!

Популярное в

))}
Loading...
наверх