Поморяне – это полабские славяне, Брежане, Поморяне, Кашубы, Кабатки, Лебские Словинцы, Руяне (Руги) – жители острова Руян-Рюген (былинный Буян) и южного побережья Балтики. Остров Руян известен нам из русских сказок как былинный остров Буян – “…мимо острова Буяна в царство славного Салтана…”. Поморяне, как славянский этнос, сформировались на территории Поморянии (немцы искажая славянское имя земли Поморяния говорят “Померания”), простирающейся от устья реки Висла на востоке и далее на запад за устье реки Водра (Одра), включая земли к югу от острова Руян-Рюген и сам остров, до прежних земель славян-Бодричей.
Сегодня поморянами-кашубами себя в Польше называет 500 тысяч человек (по данным газеты “Славяне”, Виктор Юнак, 1993 г.), сохранивших славянский язык поморян и католическую веру в условиях тотальной германизации.
Этноним “Кашубы” имеет древнее происхождение, в средневековье местопребывание кашубов простиралось на более западные районы Поморянии включая бассейн реки Парсенты у города Колобжег. В 13 веке Кашубией называли и западную Поморянию, а поморянские князья титуловали себя князьями Кашубии.
Возможно сами поморяне издревле себя именовали кашубами, весьма вероятно также, что кашубы – древнее название одного из племён поморян, имя которого распространилось и на другие племена поморян, как общий этноним, на раннем этапе их консолидации.
В 6-10 веках в Поморянии среди славян существовали многочисленные мелкие племена пыжичане, волиняне, выжичане, и др. Сохранение мелких племен было обусловлено свойством славян селиться и жить по берегам рек. А реки в основном в Поморянии мелкие и впадают в Балтийское море, что и определило сохранение мелких племен, не объединившиеся в большие племенные союзы в результате отсутствия надёжной взаимосвязи. Поселения поморян сосредотачивались главным образом в низменной прибрежной зоне, на урожайных почвах, местами чернозёмных.
Во второй половине 11 – начале 12 веков поморяне дошли до заболоченной широкой долины Нотеци. Но постепенно поморяне стали объединяться в более крупные племенные союзы, одно – это бассейны рек Реги и Парсенты – союз семи племён. Поселенческой единицей в нем были большие городища. Второй союз племён – между рек Вепжей и нижней Вислой, состоявшей из 8 племён, основной формой оборонительного поселения которых были небольшие городища. Поморяне не отличались от славянских жителей внутренних районов Польши по основным способам добывания пищи.
Как и у всех славян, основой хозяйства поморян являлось земледелие и скотоводство, пополняемое лесным, охотничьим и рыбным промыслом. Поморяне высевали прежде всего просо, рожь, пшеницу, ячмень, а в начале средневековья – и овёс. В 7-8 веках преобладала в питании говядина, но в последующие столетия её почти полностью заменила свинина.
В просторных пущах были хорошо развиты лесной и охотничий промыслы. В 11-12 веках дичь стала занимать кое-где значительное место в питании. Наличие многих рек и озёр, близость моря, способствовали развитию рыбного промысла. В Колобжеге уже с 6-7 веков поморяне занимались варением соли; около 1000-го года поморянские солеварни получили известность далеко за пределами Поморянии.
Начиная с рубежа 8-9 веков специфика Поморянии благоприятствовала широкому развитию товарообмена, который способствовал динамичному развитию местного производства. Отсюда в неплодородную Скандинавию экспортировалось зерно, во внутренние районы Польши – солёная селёдка. О развитии локального рынка свидетельствует относительно густая в 12 веке сеть торгов, которые устраивались, например в Щецине два раза в неделю.
В течение 9 века некоторые славянские поселения у устья Одры, такие, как Щецин и Волин, а также Колобжег, преобразовывались в регулярно, плотно застроенные поселения, окружённые укреплениями, заселенные ремесленниками, рыбаками и купцами. Население это было в своей основной массе свободное, отягощённое только данями и повинностями в пользу публичной власти. Кое-где поселялись пришельцы, которые пользовались значительной свободой.
Некоторые территориальные союзы со временем приобрели более “городской”, чем “племенной”, характер (Волин, Щецин и др.). Это позволяет назвать политические союзы поморян в устье Одры (Водра) “городскими республиками”. Сопротивление поморян польскому государству Пястов можно объяснить наличием сильной власти их знати, занимавшейся торговлей и морским разбоем.
Польское государство образовалось на берегах реки Водра-Одра (от сл. “вода”) и её притоках, и поэтому польские князья были обеспокоены овладением устьем реки Водра. В силу географического положения молодого польского государства это имело существенное хозяйственное и политическое значение для получения надежного выхода к морю. Поэтому князь Мешко I в 972 году начал борьбу за овладение устьем Одры.
В 990-992 г. рубежи Польского государства через Водру вышли к берегам Балтийского (Вендского) моря. Но уже в 30-е годы 11 века, в период кризиса пястовской монархии, поморяне получили независимость. Болеслав Смелый утратил владычество над поморянами. Из-за сопротивления со стороны жителей поморянских городов, польские князья стали искать выход к морю в другом месте, для этого был увеличена территория Гданьска в районе устья Вислы в конце 10 века.
Присоединение Поморянии к Польше во второй половине 10 века имело далеко идущие общественно-политический последствия для этих земель. Многие грады были уничтожены, а некоторые из них, выполнявшие в 12 веке функции кастелянских центров, были расширены. В Колобжеге Болеслав Храбрый расположил свой главный церковный центр. В 12 веке Болеслав Кривоустый сумел подчинить своей власти восточную Поморянию с городом Гданьск, и поставить в политическую зависимость князей западной Поморянии. Возникшее поморянское княжество Вартислава во многом подражало устройству польской монархии Пястов, заимствовало многие элементы ее строя, что проявлялось в функционировании системы даней и повинностей, организации двора, администрации, судов и др.
Заселение земель Северной (Новгородской) Руси славянами шло, не как историки полагали раньше – из нижнего Поднепровья, а из западных славянских земель, с южного берега Балтийского моря: из земель поморян – Поморянии, и из земель ободритов – Вендланда (земли Венедов).
С южных берегов Балтийского моря на восток двинулись две волны славян: кривичи, основавшие Смоленск, Полоцк, Витебск, Псков, и словене, основавшие Новгород (как продолжение Старгорода-Ольденбурга) и расселившиеся в Верхнем Поволжье. Словинцы-словене, расселившиеся на Руси Северной, известны как словене ильменские. Они и принесли с собой из Поморянии систему народовластия – народное вече (Вече Новгородское) и систему городской республики. В то время Новгородские Земли викинги-скандинавы называли страной городов – Градарика. Радимичи и вятичи, по археологическим и иным данным, “пришли от ляхов”. Как ныне установлено, многие племена славян не были аборигенами Восточной Европы, а проникли в нее к 8-му веку, заселив бассейн рек озера Ильмень и Поднепровье.
Балтийская Поморяния представляла собой союз аристократических республик славян. Основой языческой народной религии полабских славян была вера в главного небесного бога – Владыку Мира, а также других богов – его детей и внуков. Византийский историк Прокопий писал в 6 веке о славянских верованиях: “Славяне признают одного Бога, создателя молний, единым господом всего и приносят ему в жертву быков и всякие дары… Они покланяются так же рекам и нимфам и некоторым другим божествам…”.
Богам посвящались храмы и рощи. Старший из богов-детей Владыки Мира звался Святовит. Святовит изображался с тремя головами – Триглав. Существовал также бог ада – Чернобог. Почиталась богиня жизни Жива, бог плодородия Радигост и покровитель воинов Яровит. Радигосту поклонялись в Радигоще – городе ротарей. Яровиту был посвящён храм в Велегоще. Все эти божества были общими для большинства славянских племён.
Кроме них существовали и другие идолы, которым поклонялись только отдельные племена, роды и семьи. В сложном ареопаге богов балтийских славян значились Сварог, Даждьбог – сын Сварогов, Стрибог, Жива, Радигост, Яровит, Тряс, Руевит, Морена, Рановит, Прано – Перун, Чернобог, Белбог. Однако верховным божеством всех славянских племён считался Световит (Святовит – “Святой Свет” или “Святой Светлый”).
Великолепный храм Световита находился на острове Руяне (Рюгене) в городе Аркона. Святовит представлял из себя изваяние идола больше человеческого роста с четырьмя головами.
На побережье, в городах Щецин и Волине, стояли Триглавы – идолы о трёх головах, был идол и пятиглавый. В дальнейшем, с усилением германо-скандинавской экспансии, Свеятовит стал главным богом войны, мифологическим символом сопротивления – с кубком и охотничьим луком в руках и более поздним седлом, уздою и боевым мечом подле.
Кроме каменного четырёхликого Збручского идола, были также и многоглавые боги у славян, живших на острове Руян (Рюген) и на балтийском побережье. Световит в граде Аркона – это большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырмя головами. В другом граде Руяна – Коренице – было 3 храма, из которых в одном стоял громадных размеров истукан бога Руневита, о семи лицах, семь мечей в ножнах было привязано у него на боку на одном поясе. В другом храме находился идол Поревита о пяти голов, и в третьем – идол Поренута о четырёх лицах, а пятое лицо было на груди.
Важнейшим в Поморянии был Триглав, истуканы которого находились в Щецине, Волине и других местах. В Браниборе (Бранденбурге) тоже был трёхглавый идол. Это всё показывает насколько древнеславянская религия была близка религии ариев, переселившихся из европейской России в Индию. Этноним арии многие тысячелетия назад означал “ПАХАРИ”, а затем стал именем господствующего народа Индии. Слово АРИИ-пахари имеет схожий смысл и у всех балто-славянских народов: по-литовски пахать – arti, ariu, пахарь – arijas, латышское art, ar’u, сербохорватское – орати, польское – orac, чешское – orati, старорусское – орати, в современном русском языке есть выражение “перекуём мечи на орало”, орудие землепашества, и т. д. В Индии же слово aryia приобрело значение благородный, верный.
В 9 веке в Поморянии существовали крупные укреплённые поселения (Щецин, Волин, Колобжег) с густой регулярной застройкой, как центры политических объединений. Была развита торгово-ремесленная деятельность, а имя острова Узедом говорит о том, что поморяне активно освоили Балтийское – Вендское море в своих мореплаваниях и приплывая говорили УЖЕ ДОМ.
С 10 века существовало политическое объединение с центром в граде Волин, жители которого именуются Волыняне. В 1046 г. к императору Генриху III прибыл вместе с правителями Польши – князем Казимиром и Чехии – князем Бржетиславом, князь Поморянии Земузил. Предполагается, что славян-поморян и их землю – Поморяния – так назвали южные их соседи славяне Польши, это имя восприняли и сами поморяне, при этом сохраняя и другой этноним – кашубы.
В 11-12 веках князья Поморянии совершали походы на Польшу, к 20-м годам 12 века в состав Поморянии вошли обширные славянские земли лютичей за Одрой (Водра). Воля князя была непреклонна для всех поморян, когда князь поморян зимой 1107-1108 при встрече с польским князем Болеславом Кривоустым, приблизясь к Болеславу, склонился перед ним и объявил себя верным ему рыцарем и слугой, то польский князь после этого смог в течение 5 недель присоединить почти всё княжество – Поморянию – без единого сражения.
В 1110 г. польский король Болеслав Кривоустый присоединил поморян, сохранивших славянское язычество, к Польше, князья поморян при этом не лишились своих уделов.
В 40-60-х годах 12 века Поморяния представляла собой федерацию славянских княжеств, возглавлял которую славянский город Щецин, решения которого были значимы для других княжеств и городов. Жители Волина говорили, что примут христианство, если это сделает Щецин. Щецин же представлял и интересы Поморянии перед польским князем, добиваясь снижения дани.
Всякая входящая в Поморянию область имела свой политический центр – град, с окружавшей его территорией, на которой располагались другие, более мелкие грады. Верховный орган – Народное собрание ВЕЧЕ – собиралось в граде, но в нем участвовало и славянское население из сельской округи града. Так, для обсуждения вопроса о принятии христианства в Щецин был созван народ бесчисленный – язычники из деревень и градов.
В 12 веке у поморян сложилась своя знать из людей имеющих свои дружины, владеющих кораблями, на которых они занимались торговлей и пиратством, имевших богатые поместья, где трудились пленные и должники. Знать составляла особый орган – совет, на котором она одни вопросы решала, а другие предварительно обсуждала, прежде чем выносить их на вече.
Жрецы входили в состав совета даже тогда, когда обсуждался вопрос о смене религии. В Щецине языческие храмы были местом, где знать устраивала свои пиры, здесь вельможи пили из кубков, хранившихся в храмовой казне. Жрецы становились членами знатных родов, что обеспечивало единство интересов знати и жречества. Здесь культ главного божества – покровителя земли – занимал центральное место в общественной жизни. В храмах хранилась казна, состоявшая из приношений и военной добычи и являвшаяся общим достоянием.
Общество поморян можно охарактеризовать, как “городская республика”, но всё же ВЕЧЕ оставалось верховным органом у поморян. Вече созывалось стихийно, и его решения выполнялись всеми. И в 1126 году, во время эпидемии, и в 1128 году в Вологощи, где жители постановили сохранить язычество, хотя знать дало согласие на введение христианства. Знать не обладала достаточной военной силой, чтобы подчинить участников вече своей воле, когда участвовать в вече могло всё свободное население города и округи.
Княжество поморян – Поморяния – представляло собой федерацию земель – мелких княжеств, каждое из которых не превышало размеров, необходимых для участия в деятельности вече всего населения. Верховный князь поморян имел в своём распоряжении значительную дружину: в 1124 году князь Вартислав встретил миссионеров в сопровождении нескольких сотен воинов, о чём писали мессионеры.
В граде Камень находился княжеский центр, там постоянно проживала жена князя и его наложницы, принимали крещение дружинники, там же находились княжеские владения и их управляющие. Хотя в Камне существовало вече, руководила им княжеская власть: решение о принятии нового культа было принято здесь по предложению жены князя, ещё до приезда миссионеров.
Подобный центр князя был и в Узнаме (Узедом). Князь выступал, как военный предводитель и верховный глава Поморянии в сношениях с соседними славянскими государствами: его “поцелуй мира” с Болеславом Кривоустым скрепил мирный договор между Польшей и Поморянией. В княжеских дворах поморяне, совершившие проступки, могли найти убежище от своих преследователей. Эти функции князь мог выполнять лишь постольку, поскольку его политика совпадала с интересами знати.
Свежие комментарии