На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 814 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Березин
    История умирает в месте с языком. А русский язык исковеркан до не узнаваемости. А началось при Петре. Не нужна была г...МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ...
  • Малик Гумеров
    ✩✩✩✩✩   История - оружие мощнее термоядерной бомбы .... !           И сегодня тоже , в рамках навязанной лживой  исто...МИХАЙЛО ЛОМОНОСОВ...
  • Алексей
    Некорректно писать об Язычниках и ссылаться на Ветхий завет тем паче, что в начале было не слово, а мысль.Язычник

ДНК - генеалогия о происхождении казаков

кавалерийская атака

Практически во все времена казаки заявляли о своей уникальности и отделялись от основной массы как великороссов с малороссами, так и других народов, проживающих рядом с казачьими территориями. Так это или нет и что находится в основе такого разделения?

Народ или сословие?

Лично я не вижу ничего удивительного в большом количестве версий, которые сопровождают происхождение казачества и их устойчивые попытки отделиться от окружающих этносов в свой уникальный субэтнос. Учитывая существующий разнобой в идентификации и самоопределении большинства народов России, странно, если бы формирование сложных, смешанных групп населения, имело более четкую структурированность.

Попытаюсь кратко изложить основное. Все версии происхождения можно условно разделить на две большие группы: 1) формирование только из беглых и переселенцев; 2) особый (древний) социокультурный этнос.

Ответ на этот вопрос  дают  наши древние сохранившиеся документы (кстати арабские источники это тоже подтверждают).  Согласно славянских летописей и «Велесовой книги» в древности различали три Руси. Там сказано что три брата Скиф, Словен и Рус со своими родами проживали в Северном Причерноморье (Крым, Кубань, Дон, Ставрополь) и им стало тесно. И вот в 3099 году от сотворения мира (это 2409 г. до н. э.) князья Словен и Рус со своими родами и подданными начали уходить в поисках новых земель с черноморского побережья и 14 лет искали землю для поселения, а Скиф остался в причерноморье. Наконец Словен в 2395 году до н. э. вышел к озеру, его первоначально назвали Мойско, а затем Илмером – по имени сестры князей – Илмеры. Старший брат Словен со своим родом и подданными поселился у реки, которую назвали Мутной (Волхов) и поставили град Словенск (будущий Новгород Великий). А младший Рус ушел на запад к Карпатам. Так и появились три Руси. Причерноморская Русь -Русколань — это потомки Скифа (скифы-казаки). Новгородская Русь — потомки Словена (Словены, будущие великоросы), и Карпатская Русь -потомки князя Руса (Русины, будущие малоросы, Киевская Русь).

То есть все эти разделившиеся народы являются братскими. Кроме этого они проживали в окружении других народов что то же повлияло на формирование современных этносов. Можно уверенно констатировать, что несмотря на попытки официальной истории упростить отношения земледельческих и кочевых народов лесостепной полосы Евразии до банальных взаимных набегов и грабежей, в действительности все обстояло совершенно иначе. Захоронения поднимаемые на пограничных территориях леса и степи, позволяют утверждать о взаимопроникновении культур и народов.

бродники - ушкуйники - казаки...

Основной принцип: вместе мы сильнее и проще выживать, стал известен не сегодня и не вчера, не стоит считать наших предков дурнее нас самих. Я все это излагаю к тому, что земледельческие и степные ареалы обитания накладывались друг на друга не только географически, но и генетически, социально, культурно, торгово-ремесленно и так далее, и тому подобное. Поэтому четкой границы "здесь мы, а там они" провести нельзя!

История казачества - самый яркий тому пример. Славяно-скифские и кавказские народы тысячелетиями жили бок о бок и в местах примыкания их жизненных пространств, естественным образом образовались смешанные группы населения, несущие на себе отпечаток специфических условий проживания - пограничных территорий, узловых точек торговых путей, мест постоянного смешения обычаев и нравов.

Вся логика существования человеческого общества говорит за то, что некое особое сообщество вольных людей, свободных от всякой власти и обязанностей, кроме взятых на себя добровольно - просто обязано было образоваться в этих уникальных условиях.

широки просторы степные - как душа у казака!
 

Служилые люди

Однако свобода, понятие весьма условное, а в сложных ситуациях, так и вовсе аморфное. Историкам хорошо известно о наличии сословия служилых вольных людей, которые предоставляли свою помощь и услуги князю Владимиру еще в 10 веке. К этой группе людей можно (условно) отнести предков нынешних казаков: бродников, черных клобуков и так далее, то есть всё славяно-скифское население державы Русколань (в последствии Тмутараканского княжества).

Как ни крути, как не обособляйся, а главной характерной особенностью казачества от Австрии до Дальнего Востока, была именно пограничная и военная служба. Казачьи формирования известны не только в русских армиях, но и литовских, польских, шведских, германских, османских и даже государств Манчжоу-го, Японии, Парагвая и «вольного города» Гамбурга. Везде нужны мобильные, умелые воины.

Надо полагать, что такая активная военная служба, была сопряжена с потерями в личном составе и для пополнения, даже более того - роста численности казачества, откуда-то должен был быть постоянный приток переселенцев. И конечно, он всегда был. Тут мы и вспомним о советской версии, которая настойчиво вещала о переселении свободных боевых холопов, беглых крестьян и беглых крепостных на окраинные земли.

Донские казаки в войне 1812 года
Донские казаки в войне 1812 года

ДНК-генеалогия о казаках

По признанию профессора А. А. Клёсова, вопрос о происхождении основных казачьих регионов, постоянно ему задают при встречах, но дальше вопросов дело пока не движется. Есть некоторые данные по генетическим исследованиям Донского казачества, Терской и Амурской казачьих областей. Результаты вполне ожидаемые.

Кубанские и Донские казаки в целом повторяют общую для южно-русских  (скифских) регионов генетическую картину: около 50% - R1а, 15% - I2a (представители дунайских славян и их чуть больше, чем в центральных областях России), есть также R1b, G2а и другие. Это прекрасно укладывается в общую логику распространения гаплогрупп, в зависимости от удалении места исследования от основного региона проживания.

Ровно такую же оценку дали антропологические исследования донских казаков. «Антропологическая история донских казаков подразумевает процессы миграции из юго-восточных зон Центральной России и незначительное включение южных и восточных элементов в возрастающей к югу пропорции» - сообщили историки Вера Кашибадзе и Ольга Насонова в 2009 году.

Терские казаки
Терские казаки

Безусловно, есть некоторые особенности присущие каждому региону, скажем у Терских казаков, совершенно закономерно наблюдается повышенный процент кавказской G2а (11%) и немного ниже R1а (42%), что в общем и понятно. Скудные сведения по Амурским казакам позволяют утверждать, что в их числе довольно мало представителей коренных народов тех регионов.

Высокий процент дунайской I2a и европейских гаплотипов уральской N1a1-L1025, наряду с высоким (как и везде) уровнем R1а, лишний раз подтверждает отправку казачьих отрядов из южной части России на освоение, охрану и заселение Сибирских и Дальневосточных регионов. Эти данные могли бы быть гораздо более полными, при организации системной работы под эгидой РАН, но их это не интересует.

Кубанские казаки
Кубанские казаки

Общие выводы

Учитывая исторические данные, а также некоторые антропологические и генетические исследования в регионах проживания казаков, можно тем не менее однозначно утверждать, что это скорее субэтнос, образованный в рамках славяно-скифского суперэтноса, но имеющий особые языковые и этно-социальные признаки. Их генетическое разнообразие полностью укладывается в статистику  регионов проживания.

Поэтому говорить что казаки не имеют отношения ни к великоросам ни к малоросам абсолютно не научно. Кроме всего прочего, подобные заявления, это прямое потворство идеям нацистского преступника атамана Краснова, который предал Отчизну и запятнал казачий мундир сотрудничеством с Гитлером. Этот тезис он всегда особо выделял и выпячивал, также как и нынешние "укрусы" - укрАинские националисты, известные всему миру своими бреднями.

Совсем другое дело, утверждать, что казачество - уникальное социо-культурное явление, вполне заслужено и обоснованно претендующее на особую роль в жизни государства и общества. Их тысячелетние заслуги известны и на мой взгляд, еще в недостаточной степени оценены.

Но конечно, тема на этом не исчерпана и продолжение следует....

Источник

Картина дня

наверх