На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 818 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Федотов
    Круто. Круче я читал только сказ якого-то цеэвропэйского прохвессора про то, как древние укры точку сингулярности соз...О происхождении р...
  • Boleslav Buljanowskij
    Просто когда утверждают про иго, я говорю так - Посмотрите на себя и своих соседей. 100 000 армия татаро - монгол это...О происхождении р...
  • Омар Бакер
    Не стоить забывать что Еврасия дом родной Арианам вайджеСвастика – особый...

Мистика горы Собер-Баш

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

Горная местность на северо-западных склонах Кавказа уже долгое время славит Краснодарский край. В Северском районе края, в верховьях речки Убин, есть популярная во все времена у туристов гора – Собер-Баш. Добраться туда сегодня можно на автомобиле.

Объект находится в западной половине Северского района. Он окружен одним из притоков реки Убинки, станицами Убинская и Крепостная, а еще гостиничным комплексом «Крымская поляна».

Гора Собер-Баш,  пользуется популярностью у разных слоев населения. К тому же это – яркий памятник природы, куда любят привозить экскурсии местные краеведы. Главная же «изюминка» небольшого кряжа –  легенда о волхвах, ведунах и ведьмах, которые  на этом Месте Силы проводили  свои ритуалы.

Рождение этой возвышенности произошло в эпоху складчатости Мелового периода. Она охраняется законом как памятник природы с 1983 г. Отличается необычным геологическим сложением (мергель, песчаник, известняк, глинистые осадки), а также растительностью из Красной книги России.

Гора Собер-Баш –  возвышается над уровнем моря почти на 800 метров. Верхняя часть трапециевидного изолированного массива имеет тип «выровненной площадки». Ширина этой вершины около полукилометра. С запада на восток она тянется на километр. Тут можно ставить лагерь.

Ландшафт, окружающий горный пик (склоны и подошва возвышенности), изобилует растительностью (на юге – реликтовой), а также редкой в наши дни фауной. В первую очередь гору Собер-Баш отнесли к памятникам из-за этого очень важного обстоятельства. Есть еще и исторические достопримечательности в данной локации. Наверху стоит обелиск военнослужащим Красной Армии, оборонявшим этот рубеж в годы ВОВ. А еще тут нередки обломки дольменов.

Геологическое образование наиболее доступно для путешественников с северной стороны: сюда ведет широкая тропа из станицы Убинской. Зимой на ближних к тропе склонах устраивают даже лыжные катания. Путь проходит по заросшим хвойным лесом взгорьям. Непосредственно сама гора укрыта зарослями граба, дуба и реже – кавказского клена. На отметке 700 м вам уже встретится бук. С юга Собер-Баш слишком скалист (крутое обнажение мергеля). Образуется структурная терраса. В карбонатных слоях происходят карстовые процессы.

На поверхности есть несколько воронок просасывания. Речь о ручьях Римба и Калина, а также таинственном гроте, вход в который, по словам жителей ст. Убинской, уже давно завалили. Источники, стекающие в реки Афипс и Убинку, довольно короткие и неэффективные в плане водоносности. Они стекают по так называемым «щелям» (Первой, Дулевой и Соленой). На родниках вы встретите красивые водопады, например Утаенный или Мужские слезы. Один из порогов заметен у самой тропы, ведущей из станицы Крепостной.

Этимология названия горы восходит к скифам жившим в древности в этих краях. Образ слова "Баш" означает башка-голова, а "Бер" это медведь. То есть дословно "Медвежья голова" или   «голова собера». Так же Соберами (севирами, сибирами) называли сарматские  племена скифов. Сарматы это были те рода во главе которых стояли женщины ("Сар"  это царь, а "Мат" это мать, то есть "царица мать", одна из них царица ТхаМаха (СироМаха) разбила  войско песидского царя Кира). Дело в том, что одним из главных ведических Богов которым поклонялись скифы-сарматы был Бог Велес, а  Велес согласно их легендам часто принимал образ медведя. Скифы-сарматы считали его одним из прародителей своих родов, а так как он был еще и покровитель волхвов, шаманов и ведунов, то в честь него была названа Гора Собер-Баш, на которой ведающие люди проводили свои ритуалы. 

Вершина горы образует обширную площадку. Сейчас  на ней стоит метеостанция и проводятся различные мероприятия. Вершина Собер-Баша популярна тем, что с южной ее стороны видны живописные горы, а с северной дальняя панорама Краснодара.

Лучший способ попасть к «Голове» — двигаться через Убинскую. Подробная карта района проведет путешественника от этого села к подножию горы – через отель-замок и Сосновую поляну. Всего это около 6,5 км или чуть больше часа пешей ходьбы. В туристической среде востребована так называемая Соберская кругосветка – 10-километровый маршрут, позволяющий обойти всю гору вдоль ее склонов.

Как уже было сказано выше, в древние времена это была территория Великой Скифии, потом буквально до конца 14 века нашей эры это были Владения Русколани (смотри историю Русколани).  После гибели последнего князя Русколани Мамая,  центральная власть не была восстановлена  и эти места стали Диким Полем. Тут гуляли казачьи орды,  а  у подножия загадочного пика поселился адыгский племенной союз шапсугов, а севернее его – ираноязычные синды.

В памяти адыгов (черкесов) гора Собер-Баш известна, как Собай Уашх (Гора Собаевых или Тихая (Сабыр) гора), но заходить на ее вершину решался не каждый из них (так как они знали что там живут духи древних скифских волхвов).

Среди адыгов у Собер-Баша была дурная репутация. Считалось, что в дату, близкую к первому мая на ее вершине собирались ведуны и ведьмы (ведающие матери), которых адыги назвали уды. Считалось, что уды там  общаются с древними великими  духами и могут предсказывать будущее, превращаться в животных и делаться невидимыми.

В начале мая ведающие люди -уды собирались на вершине горы, где решали что делать дальше, какими делами заниматься. Уды  управляли и стихиями – они вызывали дожди, солнце, создавали хорошую погоду.

В день собрания ведьм, местные жители предпочитали держать окна и двери плотно закрытыми, и не выходили на улицу. Особенно к концу дня. Считалось, что после возвращения с шабаша уды, могут наказать за не почитание древних духов, и закинуть в окно болезни или несчастья. Поэтому люди на всякий случай укрывались от  магии.

 Считалось что Удды  собирались в весеннее полнолуние и проводили обряды, связанные с ритуальными плясками, колдовством и принесением жертв старым Богам. А еще старые шабашницы (шабаны) здесь гадали – по лопатке убитого животного. Поэтому местная молодежь не взирая на запреты ходила в это пору на гору.  В отличие от любопытства молодых, во что бы то ни стало желающих знать свою судьбу, старшие суеверные жители соседних поселений обходили «Голову Собера» стороной – боялись сглаза и проклятья.

Может поэтому и в наше время гора Собер-Баш так притягивает к себе людей желающих познать истину. Побывайте там непременно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх