На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 821 подписчик

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    «Парадокс Эйнштейна — Подольского « - Наука ее природы не знает !!! А Эйнштейн тоже , придерживался понятия – что ра...10 мифов о язычестве
  • Надежда Яблокова
    Не уподобляйтесь украинцам и "не копайте море ложками", как они. Всё о выходцах Атлантиды описано у Эдгара Кейси и та...Сотворение нашими...
  • Валерий Холодок
    Доброго утра, Малик. Понятно. Только что ж Вы так нервничаете, так эмоционально выражаете свои мысли, что не видите о...10 мифов о язычестве

ЮРЬЕВ ДЕНЬ — ЯРОБОГА ДЕНЬ

Ве́шний Юрьев день — день народного календаря славян, отмечаемый  6 мая (23 апреля  по старому стилю). В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в егорьевской росе, собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершались аграрные обряды и жглись костры. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их одаряют и кормят в поле мирскою яичницей. На Юрия (Егория) пастуха окачивают, чтобы во всё лето не дремал».   У русских в Юрьев день  молодёжные группы обходили дома тех, кто поженился менее года назад, и «окликали» их по имени-отчеству, исполняя величальные песни в их честь; за такое «окликание» они получали подарки и угощение . На русско-белорусском пограничье, на востоке Белоруссии и на западно-русских территориях в Юрьев день жгут большие общесельские костры.

Сведения из Википедии:

У восточных славян.

Юрьев день у восточных славян — основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах — день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: её украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котёл, в который её доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов.

На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов.  Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросёнка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды.

В Чёрной Руси в этот день происходили конские ристалища, сопровождаемые песнями и пиршествами.

У южных славян

Весенний Юрьев день считался началом полугодия, называемого у сербов «джурджевско» (юрьевское) и продолжающегося до Дмитриева дня 26 октября (8 ноября), который открывал второе, «митровско» (дмитриевское), полугодие.

В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зелёный Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали её сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причём некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зелёный Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

В Юрьев день отменялись многочисленные пищевые табу.  Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьём» и иным производством шума: не били бельё вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты.

Юрьев день — первый в ряду нескольких праздников, когда практиковался сбор лекарственных трав и прочих полезных и наделяемых магическими свойствами растений; эти травы хранили для лечения, ими закармливали в Юрьев день скот, украшали дома и все хозяйственные постройки в апотропеических целях (для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей).

В обрядности южных и восточных славян Юрьев день посвящён магии, связанной с обеспечением здоровья. В этот день собирали росу, которую использовали для лечения, взвешивались на весах, прикреплённых на молодом дереве, чтобы весь год быть здоровыми; опоясывались по голому телу зелёными ветками, катались и кувыркались по росе и др. С этим днём связаны у южных славян многочисленные гадания по сорванной зелени: увядшие к утру стебли предвещали домочадцам болезни и смерть, а сохранившие свежесть — здоровье и долголетие.

У сербов в некоторых районах до недавнего времени в этот день ритуальная процессия девушек («кралица») обходила дома с пожеланиями здоровья и счастья всем домочадцам.

В Болгарии  в этот день  отмечается День храбрости.  Особенное значение Юрьев день имеет также для балканских цыган. Празднование этого дня по-цыгански называется «Эдерлези». В этот день балканские цыгане закалывают и зажаривают ягнят. Также, у них считается, что на Юрьев день можно вымолить здоровье больному ребёнку.

     Славянский праздник Юрьев день  своими истоками уходит далеко в   ведическую веру предков. Рассмотрим как он праздновался в былые времена болгарами-помаками на примере ведических песен записанных С.Верковичем и изданных в 1871 году под названием «Веда словена».

Празднование дня Ярабога болгарами -помаками.

    Одно время в селе песнопевца весной, на  6 мая (23 апреля, по старому стилю) на день Ярабога воздавали жертву Богам. (Слова "Юра" и "Яра" имеют   близкие образы: буйный активный, весенний, не надо только путать этого бога с Ярилой ибо Яробог согласно Велесовой книге  отвечал за  весеннее  яровое цветение природы, а также правил русалками, лешими и домовыми. Хотя в песнях помаков употребляется именно имя Ярила. У слова "ЯРА"  есть ещё  синонимы с близкими образами Яра-Жара-Жора. Поэтому когда христиане прихватизировали праздник Юрьева-Ярого дня, то они на него наложили почитание своего святого Георгия, а в народе это имя переделали на близкий славянам образ "Жора". Вот теперь по домашнему всех Георгиев и зовут Жорами). 

   Жители села собирались в поле  у подножия горы, там  девушки готовили еду,  поддерживали огонь и играли около казана, и пели следующую песню:

Песня 1.

Боже  Огнебог! Ведь Дед Мороз разгневался,  со Снегуром,  рассердился и тяжелая  зима случилась, снежная, белым бело всё  поле, девчата на посиделки не  ходили. Но нынче зима минула, приходит молодой май, Асвет (Божественный свет).  И вышли все из города в поле, и идём,  на гору,  да девять нас девчат,  и все мы от одной матери, и несём  каждая черную птицу,  а в десной (правой) руке ясна книга. Черная птица золоченая,  а ясная книга посеребрёная,  вызолотил их наш царь, молодой Има. Как воспорхнул он на небеса к  Богам,  а потом слетел  на землю, и старосте нашему говорил,  чтобы он жертву  в коло (в круге) воздавал  и старый завет чтоб  соблюдал.  И  послал он   стара кмета, на дол,   да на поле. И тебе Боже теперь  мы песню поём, а  старый кмет жертву воздает,  черную птицу  отдает. Готовились мы малое время, всего три недели,  и ещё, Боже, мы вдоволь не ели, и  не пили, только  диву дивились (до праздника существовали ограничения в еде).  Ведь огня у нас тут пока нет, так как  поручил нам старый кмет, чтоб огонь не разводить. Боже Огнебог, тебе  молимся. Сидишь,  ты на высоте, на небесах  во дворце, там у тебя ясный огонь. Кресни, Боже, ясень огонь, чтоб опалить ясно Солнце,  чтоб оно  посветило на землю, да высеки сильный огонь, чтоб огонь  появился и у нас, что бы сготовить нам черную птицу, золоченную, и тогда  сядем мы на трапезу и выпьем зелена вина,  трёхлетнего. Как пригреет ясно Солнце, и прогонит лютую зиму, снежную, а то на посиделки  девы не смогут идти. Поём мы,  ясную песню и тебя славим. А как пригреет ясное Солнышко, то пойдём ораять на поле, и  там мы жертву  воздаем, молодого ягня, пепельного отдаем, и  тебе ясную книгу поем  да славою славим, чтоб огонь ты засветил,   и ясное Солнце запалил.  Поём тебе ясную песню, ясну книгу, а написал её наш царь, младой Има  государь. Сидел он на небесах три года, у Богов службу служил и те  ему  подарок дали, ясную  книгу отдали  и ещё  ему зарекали, что когда слетит он на землю, для Богов жертву пусть воздаст, и кручина  тогда  к нему не придет.  А царь в ответ говорил: «Ой, Боже одарили меня ясной книгай, а  я «Вед»  ещё не знаю, и  как их петь не знаю, когда кручина на сердце случится.» И тогда его всему научили  и ещё зарок  поручили, чтоб когда сойдет он на землю, нашел чтобы девять девушек  от  одной Матери и вёл их во дворец,  и чтоб воли  им не давал, а   ясной песне обучал».  И вот   царь уже на земле и ясна книга  у него в десной (правой) руке и сияет она  ясной зарёй, открывай её и гимны Богам пой. Шатался царь по городу,  и зашел он к старцу старасте, и требует девять девушек,  от одной Матери. Намерение  то Има выполнял,  и он дев во дворец к себе брал,  да  ясному пению их обучал.....

От другого певца

         ......Всем селом покупали трёх овнов и воздавали их в жертву, при этом пели песни.  Когда готовилась еда  девушка  уходила в сад, набирала душистой травы и раздавала её по дворам, при этом пела следующую песню:

                                                                      Песня 4.

     Чирикнула черная птица ласточка, да упорхнула на высоту, да далеко во Край – землю. Спускалась птаха во дворец,  к матери порхала, да чирикала. Услышала её старая мать,  и спрашивала: «Ой, ласточка, ведь ты, ласточка, летаешь, порхаешь.  Добрая весть ты, ласточка! Ведь ты же не невольница, несчастная?» Тут птаха прочирикала, и в ответ ей  говорит: «Ой, мати стара мати,  на поле ещё  лето и  весна; не настала ещё зима лютущая да снежная. А меня к тебе  юнак послал твой сынок, как  в жертву твой сын в коло воздал молодого ягня, когда  справлял он личень - день,  Яра - день,  Суров - день,  Лелев - день! А  потом юнак сидел у огнища мать и кручинился  печалился, потому что ему вспомянулся отец его во дворце, во Край - земле (утонувший материк Даария, Гиперборея), когда  он   тоже  жертву воздавал Лелю Богу и девчоночка же во дворце ясну вечерю готовила, а отец во саду  веточки, укропа собирал,  и  деве  той отдвал, чтоб она вечерю кумарила, тушила.  И потому  сидит юнак и плачет,  причитает. Слышала я, мать,  как он просил и  умалял; чтоб  я  в твой  дворец прилетела,  да тебя молила  чтобы  ты мать, сходила, на дол во садок собрать укропа, чтоб  принесла я ему  во дворец. И как дева станет готовить вечерю  чтоб кумарила  она да тушила,  чтоб на него Бог не гневался, и солнце грело  по-летнему»  Чирикала птаха во дворце и мать  к ней на подворье вышла да ей в ответ и говорит: «Ой, ласточка,  ты только дождись  и обожди,  я схожу во садок,  соберу  укроп травушку, ему, ласточка, отнесёшь».  Пошла  мать со двора во садик, а войти,  не вошла! Сура Ламия же у ворот,  вперила очи , уставилась,  и так говорит: «Ой, мати , старая  мати, урон душе твоей  -- Чур, Ярила,  Дый, Ярила и Перун.» Услышала мать  то  и пошла ни слово не промолвила, лишь ронит горькие слёзы. Да к Богам  жалится. Послали  те Юду во дворец, а та ей слово говорит: «Ой, мати зачем  плачешься, да горькие слёзы рониш! Ясная книга у тебя во дворце, да дастань её и сними  ту книгу и запой у ворот, чтоб Ламища улетела. Тогда же в садик войдёшь и  укропа травки наберёшь, да юнаку отошлёшь.»  Речь Юда не промолвила, а старая  мать уж во дворце  ясную книгу сняла,  и с нею у ворот села.  Запела мать припела:  « Ярила ли, Дый ли, Ярила ли, Перун  ли! Зря ты яришся, двор мне лучше усыпь, укропом укропи!: Пуще, Ярила, пуще, Дый, Пуще, Ярила, пуще, Перун!»  Речь мать ещё не изрекла, как взлетела   Ламище, воспорхнула а мать входила во садок и  набирала укроп травушки.   Чирикает птаха во дворце, укроп траву в когти, берет да  юнаку во дворец несет. Сидел же он  у огнища, а  птаха летит, чирикаит,   и  укроп траву он подобрал,  и девченочке отдал. Готовит дева вечерю и  созывает  юнак девченочек,  и млад удальцов,  да угощает их. Ведь уже личень - день,  Яра - день, да Суров - день, да Лелев - день! И Богам жертву  он в коло воздает,  и  мальбою молит,  чтоб быть лету во поле да  Ясно  Солнце  чтоб пригрело.

  ........

 

              По оканчанию трапезы играли и пели следующую песню:

                                                                             Песня 6.

      Отче  наш  Дый и Ярило Солнце! Славою славим  вас на небесах и на земле, и  на поле, и  во горах, на морях  и на реках! Слава тебе во граде в Котлове, там  где сидит  молодой  юнак. Там пусто поле, запущенно и Юда ещё не летала, и  молодец не ступал,  и птица не порхала,  не летала! Сойди Боже, с небес, на поле, и пусть блеснёт ясно Солнце ласкавое! Юда на поле прилетела, прокричала: «Ой, девушки, подружечки, довольно вам маятся,  нынче нет уже зимы, лютой  и снежной; а нынче лето, да весна, как было там, во Край - земле (Даария, Гиперборея). Уже выходите на поле да сейте белу пшеницу!  Витязь молодец на небе, и месяц ещё не минул, и сойдет он на поле, и  даст вам золотые серпы, чтоб жали белу пшеницу.» Девченочки  то услышали,  и запрягали двух волов  во дворце,  юнак золотом их позолотил,  в  злотое орало впрягал, и на поле  выезжал, три борозды проторил ,  озолотило их ясно Солнце.  Девченочки на поле, три недели ораяли, все поля засеяли,  да сеяли белу пшеницу. Молодцы  из города выходили на  поля да выгоны, и  кошары поставили,  овечьи. Выходил  юнак на поле и входил во кашару, хватал молодого овна, и  его во дворце злотил, и тебе Отче Дый  его в жертву в коло воздал.

Да тебя мольбою молил чтоб сошел ты Боже на поле, а с тобою  ясно Солнце пригрело  на полях,  чтобы не быть лютой зиме снежной. Тебе, Боже, жертву воздавать  девушка приоделася,  нарядилась и садилася у огнища, и разводила  ясный огонь, да готовила бадницу кумарницу. Лишь прилетит черная птица ласточка от Край - земли, которая для юнака, несла укропа веточку; бросала ветку к огнищу и улетела во Край - землю. Дева вечерю кумарит, а юнак тоже принарядился,  и угощением угащал, молодцов удальцов  да девушек.  Потом вставал юнак от трапезы  и хоровод тут играли и  песни пели, да тебя Отче, Славили: «Отче Дый и  Ярила,  и Перун! Да сидишь ты всё на небе, ясён твой лик сияющый. Солнцем ты всё поливаешь,  и ясным ликом сияешь. И греешь ты по всей земле, и потому  на полях, девчонки орают ,  а как пригреешь в горах стадо пасется и ненека надоит свежего  молока, свежего творога ссырит. Так пригрей же ты приласкай,  поблистай же  и на море, там Колчак в корабле,  учит Калчак млад удальцов чтобы плавать по морю, да пригрей  и на Дунай, там рыбаки гарпун метнут и  рыбу им же выловят,  и Калчака славой славят,  потому что учил он молодцов как им плавать по морю, как управлятся с кораблем. Ой Боже, Отче наш на небесах, Отче, присветлый, а на земле ты  Ярила Бог. Пуще  Ярила свети пуще,  дай  нам лета, дай жита! Для тебя жертву в коло воздаем.  Тебе справляем личень - день,  Яра - день,  да Суров – день, да Лелев – день.  На трапезе млад удальцы да девушки,  угощением Отче гостят, ясной бадницей, всё кумарницей.  Девчоночка песню  поёт,  да на трапезе, а я хоровод же играю и хороводом тебя славлю,  да хороводом спеснею,  как Славили  тебя  и  наши отцы да во Край - земле, Имели они ясную книгу. Да воспорхнули на небеса к тебе, чтоб тебя славою славить.»

........

От другого певца

Песня 11.

.....Но вот  пришла мгла и вылез  лютый змей,  и  Боги разгневались, да  послали на землю светлого Ярабога (Жара, но христиане его имя переделали в Георгия-Жору)  с тяшкой булавой в руке и   лютой саблей.   И вот Яр на реке, на бел кладенце,  с белым конём.  Всем молодцам он молодец,  и   девушек спрашивает:   «Девчата, мои сестрицы,  слышал я, что вылез лютый змеише,  и  что люто заклялся он, чтоб не  поздравить Вам малых детей.»  Как услышали то девицы,  заплакали, закликали,  едва слово выговорят: «Молодец, неведомый витязь,  внизу тот лютый змей.  Прямо на реке,  днесь он прилез в наш город,  тайком взял девять девиц,  и  по утру рано отошел;  и  ведь ещё требует»

 Светлый Ярабог    им говорит: «Идёмте, девы, покажите,  где тут лютый  этот змей — меня  Боги сюда послали,  чтоб его рассеч на куски,  чтоб защитить ваши города.»  Девушки ему говорят:  «Ай, молодец, ай,  витязь!»  И   отъехал  он на реку.  Лютой змей на солнышке греется,  повытянул десную ногу,  дрёма его обуяла, трёхглавого. Яробог  прикрикнул тут:  «Эй, ты , змей, скоро утонеш ты в реке,  за то что выполз на поле.   Какой враг тебя принёс,  чтоб вошел ты в крепкий город,  где летала Жива Юда, да прыскала жаркой водой.  Лишь тот, кто пьёт жарку воду,  жить будет за тысячу лет. Боги на тебя разгневались,  а мне такой приказ давали  рассечь тебя на куски.  Лютый змей тут ответ держит:  «Влетел я  в крепкий город,  где ходила Жива Юда,  и прыскала  жаркай водой, но не везде я  хожу,  а лиш  там, где Юда не проходила,  где ей даров не дарили,  и венком главу не одели.»   Светлый  Яр его не слушает,  он поднял тяшку булаву,  и три главы ему сносил,  и оттуда вышли три реки: Первая река зелена вина, втарая река бел пшеницы,  а третья свежа молока.  Как увидели это девушки,  хватали белого коня,   под уздцы,  и  Яру молятся,  чтоб к ним зашел он в крепкий город, к царю,  и тот ему дар подарит.  Светлый Яр им  ответ держит: «Не зайду, девы, в крепкий город  ваш. Пусть царь мне дарами  одарит,  когда придет мой личень день  Яробога -день,  и воздаст светлого ягня, позлаченого.»  Ещё слов не договорил,  тронул коня,  и изчез,  воспорхнув на небеса.  Девченочки же  побежали во дворец,  к царю, и ему слово говорят:  «Ой,  царь, боярин, слышал ли, ты видел ли, что сошел молодец на землю  с небес.  И ехал  он на белом коне,  с собою  у него тяшка булава,  и  посек он  люта змея ,  защитил твой город.  Хватали мы бела коня,   под уздцы, чтоб пришел к тебе во дворец, тот молодец,   но он нам отвечал:  «Не пойду я к царю, лиш пойду  в небеса, а ваш царь меня  пусть оддарит, когда придет мой личень день,  Ярабога –день»  Речь молодец не успел  сказать,  как воспорхнул же на небеса.  Скоро явится  Жива Юда самовила, и прикрикнет она, закричит:  «Эй, слушай, Сила-царь,  отыщи свята ягня, и отведи его во  дворец,  золотом его позолоти и в жертву воздай,  ведь скоро  наступает личень день, Ярабога день.   Светлый Яр твой  град защитил, а не появись светлый Яр,  так  я бы  не вошла во град, тебя поить жаркай водой, и лют змей тебя бы затравил., опустошил.  И для меня  ты жертву  воздай,  а то  к тебе не приду,  не напою жаркой водой.»  Речь  Юда лишь  промолвила,  пошел царь в  быстрое  стадо, нашел он там девять овнов рогатых,  и отвёл к себе во дворец.  Богу Яру  в жертву  отдать девять овнов ему послать.  И  к Юде он молится:  «Ой Юда Жива самовила,  сойди ко мне  в мой город, в мой дворец,  чтоб прыснуть жаркою водой,  тогда жить буду  я  за тысячу лет». Так  жертву царь  воздавал на личень день, Ярабога день. Светлому Яру и  Живе Юде овнов отдавал. И пошла Жива  на золотой кладенец, наточить жаркой воды,   над которой огонь и сильное пламя.  Никто  на гору не идёт,  а кто пойдёт, так тот сгорит. В том огне  только Жива Юда, Богу службу служит,   и даёт ему золотую чашу,  а в чаше жаркая вода.

Картина дня

наверх