Александр Николаевич предлагает Вам запомнить сайт «Велемудр. Мир тесен.»
Вы хотите запомнить сайт «Велемудр. Мир тесен.»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ТВОРИТЬ С БОГАМИ ВОЕДИНЕ

Праздники славян

Бухгалтерские услуги

Бухгалтерские услуги -

Краснодар 8-909-446-58-90

Поиск по блогу

Последние комментарии

Нитай
людмила тарвид
По-моему, только и можно сказать "какая пошлятина наукообразная".
людмила тарвид Ладан - реальный наркотик
Канон Канонов

Огонь Мироздания

Анимации огонь скачать

astralproection.ucoz.ru

astralproection.ucoz.ru Картами Таро восхищались, им верили, у них спрашивали совета. Самые известные психологи в своей работе обращались к этой загадочной колоде. Этот оракул расскажет тебе о том, что ты можешь ожидать от наступающего дня. Для этого тебе необходимо отпустить свои мысли, расслабиться, щелкнуть по одной из карт и ты получишь ответ. К этому раскладу необходимо обращаться на чаще одного раза в сутки!
astralproection.ucoz.ru

astralproection.ucoz.ru Кольцо рун Одина - самый простой способ гадания на рунах. Все что вам нужно - это всего лишь сформулировать какой-либо вопрос и взять наугад одну руну. Гадать этим способом можно не только в сложной ситуации, но и накануне Нового Года, Рождества или в день своего рождения. Ты можешь обратиться к гаданию даже ежедневно. Это своего рода ежедневный оракул - астрологический прогноз.
astralproection.ucoz.ru astralproection.ucoz.ru Горловая чакра находится в области голосового центра, в горле и отвечает за коммуникацию, осознание слов, вдохновение, правду, ментальную силу (силу мысли), выражение креативности (творчества), музыкальность. Ее цвет - голубой. Аромат: эвкалипт, камфара, мята, ромашка.
astralproection.ucoz.ru astralproection.ucoz.ruЭта великолепная мандала поднимает настроение, расслабляет и просто радует. Сядь удобнее, кликни на картинку и наслаждайся сменой форм и музыкой

Буквица

Святовит - Славянские Боги - Фотоальбомы - Сварожич

Люди

21706 пользователям нравится сайт welemudr.mirtesen.ru

Свеча-Живой огонь

Поиск по блогу

Последние комментарии

Нитай
людмила тарвид
По-моему, только и можно сказать "какая пошлятина наукообразная".
людмила тарвид Ладан - реальный наркотик
Канон Канонов
Канон Канонов
Канон Канонов
Нитай
Лариса Лорик
Дмитрий Гаврилов
ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ТЕМА!
Дмитрий Гаврилов О семье - том, чего у нас нет
Лариса Чистова
интересная история
Лариса Чистова Астральные нападения или как действуют современные технологии тьмы?
Лариса Чистова
как у нас любят проповедовать :)
Лариса Чистова Астральные нападения или как действуют современные технологии тьмы?

Внимание

Материалы публикуемые на сайте это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

В каких случаях на Руси мужиков заставляли жениться

развернуть

В каких случаях на Руси мужиков заставляли жениться

Несмотря на патриархальный уклад жизни, некоторые мужчины на Руси не спешили связывать себя брачными узами и хотели подольше насладиться свободой, однако это получалось не всегда. Часто обстоятельства складывались так, что мужчине приходилось идти под венец, и причем, не всегда с любимой женщиной.



«По залету»

Одной из причин, по которой мужчине на Руси приходилось жениться на немилой невесте – это ее тайное совращение и наступившая беременность. Надо уточнить, что беременность как причина к браку вряд ли была повсеместно распространена в языческие времена, когда женщине часто приходилось оставаться один на одни со своей проблемой и со своей родней. Исключением могли быть княжеские или воеводские дочери, племянницы, сестры, дочери богатых людей – женитьба на таких девицах была желанна для большинства мужчин, даже если б они были чуть красивее кочерги.

После крещения Руси жениться мужчину на совращенной девушке заставляло давление морали, нажим крестьянской общины и родни совращенной девицы, особенно в случае её беременности.

Крепостных за людей не считали

Во времена крепостного права, когда помещик имел право распоряжаться крестьянами, как ему угодно, согласия на женитьбу вообще никто не спрашивал. Часто бывало так, что дворовых крепостных приводили к помещику, выстраивали по росту и записывали парами, а потом передавали список священнику для совершения обряда венчания.

Писатель Александр Николаевич Радищев писал о насильственных браках крепостных и сокрушался о том, что таким образом крепостные, фактически друг друга ненавидя, «властью господина... ...влеклись на казнь».

Путешественница из Германии Фанни Тарнов, посетившая Россию в начале XVII века, писала в дневнике, что русская знать женила дворовых людей, исходя из «эстетических побуждений», не принимая во внимания их чувства, из-за чего среди дворни нередки были супружеские измены.

Лишь бы размножались

В те времена власть российская думала только пользе государства и приумножении народа, а не о том, чтобы ее поданные были счастливы.

Некоторые владельцы крепостных пытались подсластить пилюлю, и давали за крепостными девушками приданого, кто по два, кто по пять рублей – так поступал, например, астраханский губернатор Артемий Петрович Волынский, пользовавшийся сперва сам молодой крепостной, а затем выдававший ее замуж с "приданым", т.е нередко беременной.

В других местах невышедших замуж до 20 лет девушек переводили на тяжелые работы, а родителей — штрафовали. Так поступали известный русский философ и публицист князь Михаил Михайлович Щербатов и граф Николай Петрович Шереметев, а граф Александр Васильевич Суворов снизил брачный возраст девушек до 15 лет (Наталья Львовна Пушкарева «Частная жизнь русской женщины XVII века»).

Так что родители девицы шли на любые ухищрения, чтобы отдать её замуж. Нередки были ситуации, когда девушка завлекала понравившегося ей парня на сеновал или в шалаш, а в самый ответственный момент туда же заявлялась ее родня, чтобы засвидетельствовать таким образом акт разврата и заставить парня жениться.

Из-за бедности

Частенько жениться мужчину заставляла крайняя бедность семьи, либо обстоятельства, в результате которых он становился бедняком – война, эпидемия, голод. В таком случае ему ничего не оставалось, как пойти в примаки – то есть жениться на женщине, девушке или даже на вдове с детьми из более зажиточного семейства, в котором не хватало мужчин (рабочих рук), но в которой было большое хозяйство. Иногда это помогало выжить и родителям «жениха», который мог отсылать им еду или деньги.

В этом случае, участь «жениха» оговаривалась заранее: часто по прошествии нескольких лет работы на семью жены он мог отделиться с женой или после смерти тестя стать полноправным владельцем всего хозяйства; в других случаях ему принадлежала только некая часть хозяйства. Договорные письма были распространены в центре России на в северных регионах они часто защищали примака от покушений на его собственность других членов семьи и тщательным образом оговаривали все подробности, – об этом с своём труде «Обычное право крепостной деревни России» писал в XX веке историк В. А, Александров.

Женитьба как способ избежать армии

Еще одна причина, которая заставляла мужчину жениться на нелюбимой женщине – это нежелание идти в армию. Поскольку служили раньше по 25 лет, мало у кого из крестьян возникало желание отрываться от родного дома и обрекать себя на вечное «солдатство». Жизнь в деревне была привычна, и хотя могла таить в себе опасности в виде барского самодурства, это было все же лучше муштры и войны. К тому же семья лишалась кормильца, рабочих рук, и потому родители частенько договаривались с зажиточным соседом, чтобы женить сына на засидевшейся в девках некрасивой дочери или на вдове с детьми с тем, чтобы сосед заплатил за рекрута откуп, и тот остался бы дома, а в армию за него пошел другой.

Боялись отцовского проклятья

Заставить жениться сына мог ВСЕГДА отец — по соображениям сохранения или преумножения богатства. Такое бывало и среди зажиточных крепостных, которые стали появляться на рубеже XVII – XIX веков, случалось подобное и среди знати. Ослушаться отца было равносильно проклятью и изгнанию из отчего дома, как и лишению наследства.

Например, император Петр I, несмотря на то, что указом запретил венчать несогласных, с собственным сыном обошелся строго – женил царевича Алексея на немецкой принцессе Шарлотте Кристине, несмотря на то, что невеста была протестанткой. Очевидно, Петр намеревался извлечь из брака сына дипломатическую выгоду.

Если сын противился родительской воле и не соглашался идти под венец с «денежным мешком», родитель мог лишить его наследства, а то и вовсе — проклясть, что в те времена было поистине страшным делом. Проклятый сын превращался в изгоя, полностью лишенного поддержки семьи, а часто и всей крестьянской общины, и мог искать лучшей доли только вдали от отчего дома.

Как относились к безбрачию в прошлые времена

Безбрачие в крестьянской среде не приветствовалось. Наличие семьи, как считали в Московском государстве много столетий подряд, — это признак порядочности и зрелости личности. Мнение неженатых мужчин не учитывали ни в семье, ни на сходе. А старым девам нельзя было присутствовать в одном помещении с роженицей и за свадебным столом. Зато незамужних женщин активно задействовали в погребальных обрядах.

Брак на Руси — это институт личный, церковный, общественный и экономический

В крестьянской среде к безбрачию относились крайне отрицательно. Многие молодые люди торопились вступить в брак, парню это давало влиятельность на сходе, уважение в сообществе. А девушке — защищенность, возможность реализовать главную задачу — рождение и воспитание детей. Мешкать с выбором пары было рискованно. Сельские девушки в 20-23 года считались засидевшимися в девках, их шансы выйти замуж были гораздо меньшими в сравнении с подругами 14-17 лет.

В каких случаях на Руси мужиков заставляли жениться

Семейное чаепитие.

Обязательность вступления в брак диктовалась экономическими условиями сельской жизни. Как отмечает историк права Н.С. Нижник, крестьянское хозяйство могло функционировать полноценно, если в нем принимает участие и мужчина, и женщина. В обязанности хозяйки входило обслуживание членов семьи (шить одежду, кормить), уход за скотом, жатва. Мужские задачи — это заготовка дров, возведение и обслуживание построек, полевые работы. Только так могло сформироваться полноценное хозяйство, способное развиваться и приносить доход.

Брак рассматривался не только как личный институт, но и как хозяйственная сделка. При выборе жениха обращали внимание на престижность его семьи и уровень достатка. При выборе невесты важными критериями были физическое здоровье и трудолюбие, так как молодая хозяйка переходила во двор семьи мужа, где и должна была трудиться под руководством большака и большухи (свекра и свекрови).

Нередко девушки со слабым здоровьем, если семья располагала достатком выше среднего, решались отказаться от замужества. Такой трудный выбор в пользу маргинального положения в обществе объяснялся страхом перед долей молодой снохи, которой предстояло быть в полном подчинении от членов новой семьи.

Родительское благословение перед свадьбой.

Для заключения брака взаимная симпатия жениха и невесты была желательной, но не обязательной. Это решение принималось с учетом многих факторов, главенствующим из которых была благосклонность родителей. Церковь не одобряла браки между людьми с большой разницей в возрасте, а также состоящих в родственной связи. Девственность невесты не была обязательным условием для вступления в брак, как пишет историк и правовед Н. Тарусина. Но семье мог быть назначен штраф, если было установлено, что девушка замуж пошла нечиста.

Что могло помешать созданию семьи

Причины, препятствующие вступлению в брак — это значительные физические изъяны (хромота, уродство), болезненность, глухота. Но нередко случалось, что и привлекательным здоровым людям было сложно найти пару. Так происходило из-за переборчивости, когда девушка отказывала женихам, считая их недостойными (при полном попустительстве этому отца невесты! и не иначе). А между тем время играло не в ее пользу, да и потенциальные женихи начинали думать, что попытки посвататься тщетны. И постепенно девушка становилась так называемой перестаркой, жениться на которой было вовсе не престижно, ну если она не была чрезмерно богата. Для таких срока вступления в брак не существовало

Свадебное гулянье.

Также причиной безбрачия крестьяне считали порчу, неправильно проведенный обряд при рождении, слабоумие родителей. Еще одна помеха создать семью — это слухи односельчан о скрытых недостатках (или подозрениях о них).

«Холостой — полчеловека»
Мужчина, который не обзавелся женой, не считался полноправным членом крестьянского сообщества. К нему никто не относился серьезно, он был в глазах односельчан «малым», даже в зрелом возрасте после 30 лет. Ни в семье, ни на сходе к его голосу не прислушивались.

Не было зазорным среди односельчан в шутливой форме предположить, почему невесты его обошли вниманием, бесцеремонно перечисляя догадки о физических изъянах.

«Старая девка — семейная язва»
Многие сельские девушки, не смотря на сложности семейной жизни, предпочитали выйти замуж за парня с недостатками, но без промедлений. Пугала участь заработать репутацию излишне переборчивой невесты, которая тратит драгоценное время впустую. Каждый лишний год, проведенный в девичестве, делал реальнее перспективу стать вековухой (перестаркой, домовухой, браковкой).

Такая репутация снижала вероятность удачного замужества, так как считалось зазорным звать замуж перестарку. На такое решались лишь те парни, которые и сами имели изъяны — плохой род, физические недостатки, бедность. Можно было выйти за вдовца, но зачастую девушки их побаивались, так как считалось, что преждевременная смерть жены наступала не без помощи мужа или все всем виною родовое проклятие.

Старых дев особо не притесняли в отчем доме, иногда они даже занимали роль большухи в доме, если демонстрировали ловкость и предусмотрительность в хозяйственных делах. Но в случае неурядиц или имущественных споров решение принималось вовсе не в интересах вековух. Их жалобы в суде и на сельском сходе всерьез не воспринимались.

Отношение крестьянского сообщества к старым девам было неоднозначное — их боялись, уважали за сексуальное воздержание и осуждали за противодействие привычному укладу жизни.

Строго воспрещалось старым девам принимать роды, участвовать в свадебных обрядах. Но вековухи были важным элементом других ритуальных действ. Например, наряду с вдовами и пожилыми женщинами старые девы принимали активное участие в ритуале опахивания — суть его в том, чтобы не дать проникнуть в селение опасным для скота инфекционным заболеваниям. Женщины впрягались в соху и проводили борозду вокруг села. Считалось, что это надежная защита от падежа скота. Также вековухи нередко становились знахарками, их помощь была востребована на погребальных обрядах.

А смерть самой старой девы оформлялась, как свадьба, пишет историк З. Мухина. Таким образом односельчане помогали выполнить прижизненную женскую задачу в символической форме. Могли даже выбрать суженого для супружеской жизни на том свете.

В каких случаях на Руси мужиков заставляли жениться

Источник


Ключевые слова: Род
Опубликовал Александр Николаевич , 09.06.2018 в 09:22

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Клюев
Александр Клюев 9 июня, в 12:23 Пора многое из этого возвращать в современный российский уклад. Текст скрыт развернуть
7
Евгений
Евгений Александр Клюев 10 июня, в 17:50 Вот уж точно наступать на такие грабли второй раз не следует. Бред творили столетиями. Уже пора задуматься что есть жизнь. Текст скрыт развернуть
0
Александр Клюев
Александр Клюев Евгений 10 июня, в 18:59 Поэтому и предлагаю вернуть то, что было, т.к.  это куда ближе к жизни, чем то, что имеем сейчас.
Что из главного в жизни является базовым?
Это воспроизводство рода, народа. Т.е. многодетная семья и правильное образоваие.
Без реализации этого базового уровня должно быть невозможно реализовывать себя на остальных уровнях.
Только так создается великий народ.
На правильных приоритетах.
Текст скрыт развернуть
-1
Евгений
Евгений Александр Клюев 10 июня, в 23:28 Полагаю, что великий народ должен иметь не цель - воспроизводство, а цель образование и ясное мировоззрение. Ещё с этапа зачатия родители обязаны понимать смысл жизни, гармонию природы, круговорот энергий, многие причинно - следственные связи жизнедеятельности.  Это должно являться базой, фундамент жизни человека. Чёткое ясное сознание, развитие души, ясный и трезвый ум. Тогда не придётся говорить о воспроизводстве рода. Род будет рождаться и никакие вопросы тормозящие процесс продолжения великого рода не устоят перед знаниями, ясным умом, и горячим сердцем человека. Приоритет не просто продолжение рода. Приоритет глубокое осмысление, понимание, осознание смысла жизни каждую секунду. Текст скрыт развернуть
1
Евгений
Евгений Александр Клюев 10 июня, в 23:31 Думаю нельзя в базу, а значит в мировоззрение заложить просто биологическое размножение и только вторым пунктом обратить внимание на смысл всего. Это как не правильный постулат в здоровом теле здоровый дух. Без здорового Духа - никогда не будет здорового тела. Потому с начало знания и глубокое осмысление. Иначе просто биороботы в очередной раз чему - то поклоняющиеся, но так и не понявшие себя и смысл проявления человека. Текст скрыт развернуть
0
Александр Клюев
Александр Клюев Евгений 11 июня, в 05:06 На счёт смысла вы правы, но даже для тех, до кого смысл ещё не дошел, а это молодые души, первые несколько воплощений как человека, только нарабатывающие смыслы человеческого бытия, должны строить семью и рожать детей больше, чем родителей. Минимум троих. 
Только тогда у народа есть будущее.
А если у народа не будущего и он вымииает, т.е.рождаемость ниже уровня естественного воспроизводства, то зачем такому народу ясное мировоззрение? Кому его передавать через несколько поколений?
Текст скрыт развернуть
0
Александр Клюев
Александр Клюев Евгений 11 июня, в 05:08 На счёт смысла вы правы, но даже для тех, до кого смысл ещё не дошел, а это молодые души, первые несколько воплощений как человека, только нарабатывающие смыслы человеческого бытия, должны строить семью и рожать детей больше, чем родителей. Минимум троих. 
Только тогда у народа есть будущее.
А если у народа не будущего и он вымииает, т.е.рождаемость ниже уровня естественного воспроизводства, то зачем такому народу ясное мировоззрение? Кому его передавать через несколько поколений?
Текст скрыт развернуть
0
Евгений
Евгений Александр Клюев 12 июня, в 00:52 Скажу крайне утрированно. Об этом понимании сказано во многих работах. Достаточно одного мужчины и одной женщины. Вы и сами это прекрасно понимаете. Хотя это крайне жёсткая позиция в суждении. Я её не придерживаюсь, но осознаю её возможность. Потому важно не количество, важно качество. Количество нужно лишь капитализму и системе порабощения. Для эволюции интерес является лишь в качестве, под которым важно, полагаю, понимать ясность , трезвость, осознанность, собранность, равновесие, чистый и светлый взгляд, отсутствие рабского мышления, глубокое понимание процессов причинно - следственных связей, полноценное ощущение и осознание души, тела, разума, и ответственности с благодарностью к жизни. Количество - тупиковый вариант. Только качество переходящее в количество. Как бы жёстко это не звучало. Текст скрыт развернуть
0
Александр Клюев
Александр Клюев Евгений 12 июня, в 07:15 На счёт количества переходящего в качество я и писал.
У этого вопроса есть обратная сторона. Когда народ переходит в категорию малых народов он неизбежно теряет свою государственность.
А качество, следствие культуры, которая культивируется этим народом. С потерей государственности теряется автономность и качество культуры. Сильнее давлеет культура большого народа. Идёт отток генетического материала в другие народы. Народ рассасывается, культура размывается, качество меняется.
С этим Вы согласны?
Текст скрыт развернуть
1
Евгений
Евгений Александр Клюев 14 июня, в 00:14 Согласен. Вы правы. Это не поможет. Нужен другой подход. Нечего из перечисленного нами не подойдёт и будет так как вы говорите. И в том числе качество. и так далее. Подход ко всему нужен другой.  Пока не известный. Пока. :) Текст скрыт развернуть
0
Александр Клюев
Александр Клюев Евгений 14 июня, в 07:15 Но некоторые его черты уже просматриваются.
1. Понимание, что живём не один раз. И если пришел в эту жизнь женжиной, то иди женским путём, а не мужским. Мужским пойдёшь в следующей жизни, когда мужиком родишься.
2. Осознание приоритета народа над семьёй, а семьи над индивидуумом.
Без осознания каждым этих двух пунктов возможно только принуждение женщин.
Текст скрыт развернуть
2
Геннадий Светорус
Геннадий Светорус 9 июня, в 12:39 Всё это происходило уже в деградировавшей России под воздействием христианства, что не является характерным для Славяно-арийской традиции. Текст скрыт развернуть
6
Наталья Казанцева
Наталья Казанцева 9 июня, в 15:01 Порядочки, однако.... Текст скрыт развернуть
0
Саныч Сандрович
Саныч Сандрович 9 июня, в 17:22 Указанное выше - это последствия принятия и повсеместного внедрения христианства на Руси...
У староверов и старославянских устоях насильно никого не женили и без согласия на выдавали.
По старославянским устоям у человека всегда было право выбора.
Текст скрыт развернуть
5
Виктор Онегин
Виктор Онегин 9 июня, в 17:58 Почему о России пишут про барских крестьян? а сколько в процентном отношении их в России было?Всю России метят по Московии,где оголделое барство и христианство процветало.Да и уж не знаю как авторы относятся к христианству и попам если поп благословил пары выбранные по аранжиру.Как то не продуманная сказочка или опять из за бугра транши? Текст скрыт развернуть
4
Елена
Елена 9 июня, в 20:45 "Лишь бы размножались

В те времена власть российская думала только пользе государства и приумножении народа, а не о том, чтобы ее поданные были счастливы."
Разве власть когда-либо думала о счастье народа? Сейчас то же самое - лишь бы размножались. Не хотят добровольно - принудят драконовскими методами. Не зря же обсуждают возможное введение налога на бездетность, запрет или ограничение контрацепции и абортов.  Государству нужно и сейчас и в будущем кого-то обирать, для этого все средства хороши. А то, что это делается с подачи и при поддержке попов, так попам самим нужно кого-то обирать, это во-первых, они всегда действовали в поддержку власти против народа, это во-вторых, ну и в-третьих, люди должны страдать в этой жизни, это основа православия.
Текст скрыт развернуть
3
Алина Антонова
Алина Антонова 9 июня, в 22:32 А история нам писалась или правилась немцами и другими инородцами?Потому мы и варвары?+ Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 17