Александр Николаевич предлагает Вам запомнить сайт «Велемудр. Мир тесен.»
Вы хотите запомнить сайт «Велемудр. Мир тесен.»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

ТВОРИТЬ С БОГАМИ ВОЕДИНЕ

Праздники славян

Бухгалтерские услуги

Бухгалтерские услуги -

Краснодар 8-909-446-58-90

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ирина мураткалиева
Евгений Пантелеев

Огонь Мироздания

Анимации огонь скачать

astralproection.ucoz.ru

astralproection.ucoz.ru Картами Таро восхищались, им верили, у них спрашивали совета. Самые известные психологи в своей работе обращались к этой загадочной колоде. Этот оракул расскажет тебе о том, что ты можешь ожидать от наступающего дня. Для этого тебе необходимо отпустить свои мысли, расслабиться, щелкнуть по одной из карт и ты получишь ответ. К этому раскладу необходимо обращаться на чаще одного раза в сутки!
astralproection.ucoz.ru

astralproection.ucoz.ru Кольцо рун Одина - самый простой способ гадания на рунах. Все что вам нужно - это всего лишь сформулировать какой-либо вопрос и взять наугад одну руну. Гадать этим способом можно не только в сложной ситуации, но и накануне Нового Года, Рождества или в день своего рождения. Ты можешь обратиться к гаданию даже ежедневно. Это своего рода ежедневный оракул - астрологический прогноз.
astralproection.ucoz.ru astralproection.ucoz.ru Горловая чакра находится в области голосового центра, в горле и отвечает за коммуникацию, осознание слов, вдохновение, правду, ментальную силу (силу мысли), выражение креативности (творчества), музыкальность. Ее цвет - голубой. Аромат: эвкалипт, камфара, мята, ромашка.
astralproection.ucoz.ru astralproection.ucoz.ruЭта великолепная мандала поднимает настроение, расслабляет и просто радует. Сядь удобнее, кликни на картинку и наслаждайся сменой форм и музыкой

Буквица

Святовит - Славянские Боги - Фотоальбомы - Сварожич

Люди

21715 пользователям нравится сайт welemudr.mirtesen.ru

Свеча-Живой огонь

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ирина мураткалиева
Евгений Пантелеев
Канон Канонов
юлия
Канон Канонов
Канон Канонов

Внимание

Материалы публикуемые на сайте это интернет обзор российских и зарубежных средств массовой информации. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение, может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.

Казаки и Казачья Орда

развернуть

Если историки всячески стараются умалчивать и даже отрицать наличие Казачьего народа древних времён, в пределах Кавказа и Приазовья, то тем более о Казаках Средней Азии что-либо сказать, считалось запретом. Так, например, профессор Вернадский в своей книге: «Опыт истории Евразии» глухо упоминает, что пограничной стражей Туркестана были группы «вроде наших русских казаков».



«Историк Фердуси, живший около 1020 года, то есть за два столетия до появления Монголо-Татар на Запад, в истории Рустема, упоминает о народе Казаках. Из сочинений его и древнейших летописей Персидских, которыми он пользовался, известно, что казаки древние, подобно позднейшим, прославили своё имя набегами. И так, Татарские Казаки, почитаемые нами за первоначальных казаков, были только подражателями и название их не татарское, а занятое у другого народа. Известие сие делает толкование и перевод слова «Казак» излишним».

Профессор Кляпрот, разделяя киргизов на восточных и западных, говорит: «в Европе дают имя «киргиз», но это — две нации, которые хотя и говорят на одном языке, но по внешности существенно отличаются один от другого, и при том казаки не принимают имя «киргиз». Западные «киргизы», которые называют сами себя казаками и отрицают имя «киргиз», занимают в настоящее время (1806 г.) местность от левого берега верхнего Иртыша до Яика; к Северу жилища их доходят до 53 градуса широты; к Югу они кончаются у гор Таргабатай — озеро Балкаш; на Западе — по линии Селестинских гор (Тян-Шано)».

Иеромонах Иакинф говорит: «Казак есть имя народа, кочующего по степям, сопредельным с губерниями: Томской, Тобольской и Оренбургской. Китайцы называют их «Хасак»; Россияне — Киргиз-Кайсаками. Ныне (книга издана в 1829 г.) сейчас народ разделяется на две орды: восточную и западную.

Западная Казачья орда простирается до Российской границы. Обе эти орды состоят под покровительством Китайской державы.

Если ли между ними что-то общее или казаки отдельно, а Казачья Орда – отдельно?

На карте Семена Ремезова 1701 года есть название «Земля Казачьей Орды»:

карта Ремезова

Фрагмент карты из Чертежной книги Ремезова, лист 44, 1701 год

Карта перевернута севером вниз, югом вверх. С запада граница Казачьей Орды проходит по реке Яик, ныне Урал, который впадает в Каспийское море. С севера с Калмыкией. С востока – с Алтаем. Озеро Тенгиз, наверное, еще в ходит в ее территорию. Границы то не обозначены. С юга захватывает еще район Амударьи, впадающей в Аральское море.

Вот так выглядит привычней для нас:

карта Ремезова

тоже самое вверх ногами.

Интересно, что озеро Тенгиз на карте Ремезова показано таким большим, с кучей впадающих в него рек. Ошибка? Сейчас в него впадают только две реки: Нура, Куланотпес. Причем на карте показана только р. Нура:

Карта Казахстана

Карта современного Казахстана

озеро Тенгиз

Современный вид озера Тенгиз

Схоже с картой Ремезова. В настоящее время озеро является горько соленым и пересыхающим.

У Ремезова есть еще одна карта, где разные районы Тартарии выделены цветом:

карта Ремезова

Фрагмент карты из Чертежной книги Ремезова, лист 50, 1701 год

Здесь Казачья Орда уже занимает меньшую территорию, чем на предыдущей карте. Но находится она на территории современного Казахстана.

На Карте Николааса Витсена тоже есть Казачья Орда, только названа она Kasakkia Horda (и Калмыкия совсем не там, где сейчас, так же как и на карте Ремезова):

карта Тартарии

карта Тартарии 1705 год

Все таки Витсен был иностранцем и все названия писал на свой, голландский лад.

В своей книге «Северная и Восточная Тартария» Николаас Витсен пишет много о казаках, но совсем не упоминает казахов. Оказывается слово «казах» появилось уже в 20м веке. До декабря 1936 года Казахстан назывался КазаКстаном - Казачьим Станом?

А нынешних казахов в царской России и в советское время до 1925 года называли киргиз-кайсаками или киргизами. Якобы для того, чтобы не путать казахов с казаками. (Википедия) Интересно, как их тогда могли с кем-то путать, если их еще не было?

Да и слово СТАН вполне русское. По словарю Даля:

«СТАН - м. место, где путники, дорожные стали, остановились для отдыху, временного пребыванья, и все устройство на месте, с повозками, скотом, шатрами или иными угодьями; место стоянки и все устройство»

На Кубани до сих пор небольшие населенные пункты называются станицами.

Большой энциклопедический словарь: СТАНИЦА - 1) в 16-17 вв. в Русском государстве казачий отряд для защиты засечной черты, находившийся перед ней. 2) В России крупное казачье сельское поселение или административно-территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селений.

Вот, что пишет Н. Витсен о казаках:

«Казак иначе значит, по силе этого слова, любитель войны и свободы.

Казаки распространялись по нескольким областям, они все русские христиане, такие как:

  1. Украинские, которые граничат с Польшей и изменили ее (корону) под короля Казимира.
  1. Днепровские, у реки Днепр, которые вместе с вышеупомянутыми составляют одно целое.
  1. Донайские, или донские, расположенные недалеко от Днепра, или Бористенеса.
  1. Те, которых называют черные шляпы и черные леса, из которых некоторые находятся на одном месте, с северо–запада от Каспийского моря; их мало, они там живут без женщин и известны как ядро или лучшие из всех казаков. Есть еще и запорожские казаки, расположившиеся у Днепра, и еще большие группы казаков, живущие в южных городах Украины, у которых гетман, или атаман, или подкороль: теперь уже два года назад им был Иван Самойлович – и он находится в немилости, на всю жизнь изгнан в Сибирь, и его сын, из-за преступления во время русского военного похода 1687 г., был обезглавлен.
  1. Гребенские – около 700 семей между Тереком и Айдаровой, недалеко от Каспийского моря, около истока рек Терека и Койсы, деревня которых называется Гребень.
  1. Яйки, у реки Яик, которая лежит восточнее Волги и впадает в Каспийское море; у них там несколько мелких городов. Они, в общем, высокие и сильные люди.»

Упоминает от также и сибирских казаков:

« Обо всем этом мне еще сообщают из Москвы по опросам пекинских путешественников и по письмам от воевод и калмакских послов следующее:

«Уважаемый господин,

князь Галдан, а не Калдан, – это тот известный князь, который впоследствии назывался Бушухту хан, ибо эти народы при большой удаче, подвиге изменяют свои имена. (вот как князья становятся ханами –прим. мое)

.....да, он писал, что если бы он мог получить две или три тысячи хороших казаков (русские солдаты) из Сибири, вооруженных хорошими ружьями, то уничтожил бы все, чем владели синцы вне Стены.»

Которые помогали Их Царским Величествам собирать дань, а так же исследовали побережье Северного Ледовитого океана:

«Некий знатный московитский торговец сообщил мне, что он в Архангеле беседовал с казаками, которые ему говорили, что они шли до конца Ледяного мыса три дня, что в некоторых местах он [мыс] так узок, что видно море с обеих сторон. Эти казаки или московитские ратники посланы из Якутского гарнизона, чтобы собрать дань в глубине страны. У них есть обычай идти в поход по стране по 10–20 человек. Они говорили, что морской берег от Лены до Енисея ровный, а именно, к северо–востоку. Они частично шли вдоль берегов, от устья Лены, но не дошли до Оби, поэтому я до сих пор не имею точных сведений о том, что из Оби часто выходят в море, в особенности неизвестно плавание к востоку, так что берега [моря] от Оби или Енисея до Лены не полностью изучены. Далее они рассказывают, что у них были 8 небольших судов, что 4 из них направились, чтобы обогнуть Ледяной мыс, но там на мысе встретили такой большой водоворот, или скорее, прибой, так как северное течение там будто бы столкнулось с южным, 4 судна были разбиты и люди утонули.

А так же дальневосточных казаков:

«От Нерчинского до Албазина, вниз по Амуру, пять дней, а сухим путем – две недели, а от Албазина, тоже вниз по Амуру, до реки Зия, – восемь дней. На последней реке, говорят, албазинские казаки, подчиненные Их Царским Величествам, намерены построить замок.»

«Войска Их Царских Величеств в этих тартарских областях укрепляются все больше и больше. Их называют казаками, по имени тех, которые первыми начали завоевание Сибири 100 с лишком лет назад. Они происходят или набраны из тех казаков, которые живут на Дону, и называются свободными казаками. Они, наконец, дошли до того, что поселились в области Даурия, и на месте, где раньше находился древний город, подчиненный одному тартарскому князю. Там они построили крепость Албазин.»

О яицких казаках:

«Выше реки Яик есть, кроме городка Яик, еще местечко, название которого мне не известно, заселенное казаками, которые пришли от Самары и других мест, чтобы грабить калмаков и окрестные орды. Это место огорожено забором из деревьев и кустов. Каждый дом, или постройка, стоит отдельно, окруженный изгородью из глины, палок, бревен и кустов.

Эти люди живут очень просто, но в полной свободе, а питаются очень скудно. Многие приходят туда с реки Дон, сперва по суше, до Камышинской, и вдоль реки Актопскаустга, что значит устье города Актопска, или Ахтуха (этот город раньше был по размеру как Амстердам); дальше на своих кораблях по Волге, к Яику или вниз по Волге, по какому-нибудь притоку, обходя Астракань, в Каспийское море.

Украинские казаки живут под своим гетманом, но донские, самарские, днепровские и запорожские казаки – вольные люди, и большинство из них имеет греческую веру.»

«Сообщают, что недавно яицкие казаки с помощью солдат Их Царских Величеств, в количестве 1 000 человек, вторглись в бухарскую страну, разрушили пять городков, освободили много русских рабов и повсюду грабили эту страну.»

Присутствовали казаки и в Бухаре:

«Государство Бухара, он сказал, было довольно большое, в него включено и некое количество казаков и город Сиарсия и другие города, а главный город величиной почти с Москву. Денег в обращении мало, а все обменивается. Основная торговля состоит из обмена с синцами скота на шелковые ткани.»

Вот описание Казачьей Орды:

«Описание пути от Тобольска до областей так называемых тартарских казаков. Годные дороги с их названиями через Адбашкой и Капкани, до реки Ишим, и про бухарские и хевинские места и т. д.

Вторая дорога, вдоль реки Сарысу, через Саускан, – каменистая; по калмакской дороге, в стороне от казакских областей, находится караул. Через реку Зхуи – город Савран, до города Тургустан – 13 дней езды. Там много рек, земля плоская, есть горы, но невысокие, ездят там на телегах.

Выйдя из Саускана, у каменистой реки Сирдарья, справа от вышеупомянутого города Саврана в казакских областях, находится начальник, которого зовут Кас Султан. Слева от Саврана, в казакской области, каменисто. (Тургустан, видимо, современный Туркестан –прим. мое)

От Тургустана до Ихана 15 верст, или три немецких мили, там растет виноград; к югу от города Ихан находится город Отрофф 1690 г. В половине дня езды оттуда живет начальник по имени Турсон Хан; от Отроффа к югу, в городе Сосиран, или Сайран (Википедия пишет, что в первой половине XIV века Сауран являлся столицей джучидской Белой Орды –прим. мое), в полутора днях езды, живет начальник Карабас Султан, и затем имеется еще много других городишек, подобно тому, как в казакских краях имеется всего 32 малых городка, из которых главный – Тургустан. Он лежит, окруженный водой, валы построены из песка, несколько больше 2–х саженей высоты, с низкими ротондами; одна ротонда около дома Теффки Хана построена из кирпича, другие – всего их шесть служат городскими воротами и построены из необожженного кирпича; стены толщиной в сажень, в некоторых местах меньше.»

А город Отрофф, может быть Отрар?

древний Отрар

Археологические раскопки, Древний Отрар, XIV-XV век.

Отра́р -один из крупнейших городов Средней Азии, ныне городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области. Расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью, в 10 км западнее железнодорожной станции Тимур, рядом с современным селом Талапты, в 57 км южнее города Туркестан, 120 км северо-западнее Шымкента. Численность воинов Отрара достигала 200000 воинов. (Википедия)

«Упомянутый дом астану построил Темир Асак Тамерлан; он для этого привозил мастеров из Китайского государства Сина, и он, Темир Асак, похоронен в Самарканде или около него и, как другие говорят, в Тургустане. Их питье – вода из выкопанных колодцев, их вера басурманская, они ходят с непокрытой головой, без тюрбана.

(ха-ха, по официальной версии басурманин, это как раз и есть мусульманин, а не наоборот. А своих мастеров то, кончено, не нашлось, чтобы дом построить, из Китая пришлось привозить – прим. мое)

Товар, которым бухарцы в казакских краях торгуют, – это хлопок, красный и белый, самого низкого сорта. В казакских краях нет значительной торговли, у них нет (или мало) пушек, мало мелкого оружия, а также нет хороших рабочих-мастеров. Они воюют с луком и стрелами, оружие получают из бухарского государства, их военная одежда – это панцири (эти панцири состоят из железных колечек или чешуек, прикрепленных к железному шлему, на голове, и доходит до груди, закрывая и лицо, однако, так, чтобы можно было смотреть), называемые тегиляй.

(Наверное, это выглядело как-то так):

Казаки и Казачья Орда i_mar_a

и + шлем с бармицей)

Там изобилие скота – овец и лошадей. Коров у них нет. У Теффки Хана, который сейчас правит в Тургустане, нет ног, так как ему их отстрелил его собственный народ; они его носят на руках. Там имеется ярмарка. Теффки Хан ездит верхом, чтобы вести торговлю, вооружен луком и стрелами. Какова причина, что он так выезжает, мне не известно. Народ казакских краев – свободные люди; они могут идти куда хотят, не признавая начальства. Каракалпаки расположены от них недалеко, внизу у Сирдара. Люди, заслуживающие доверия, говорят, что этого народа 8 000 человек, у них нет пушек, а панцири тигилайоф и метательное оружие у них в казакских и каракалпакских краях в изобилии. Там растут рис, просо, ячмень, жито, пшеница, горох, но рожь и овес там не растут. К югу и к востоку от Тургустана находится река Талас, ее длина – шесть дней езды и больше, заселена казакскими народами, говорят, численностью 40 000 человек. Еще южнее Тургустана есть укрепленные города, как город Ташент, или Таскейт, в шести днях езды отсюда; вокруг него живут люди, которых они называют катама курума. Князя там зовут Урас Султан; у него бусурманская вера, он ежегодно воюет с казаками.

В Хивинском государстве много военных людей, там также много огнестрельного оружия, но нет пушек; огнестрельное оружие там делают русские по имени Данила Етской, казак, и Петрушка Усинской, казак, со своими людьми, которые там и живут.

Панцири, кольчуги и другие, также как и метательное оружие Например, стрелы и пращи, имеются у них в изобилии. Войска живут в рощах. В городах живут бухарские жители; в Хиве есть здание, в котором похоронен некий Медрека, святой, по их обычаю.»

«Со слов некоторых козаков, которые были в Туркестане и в Бухаре, мне из Москвы в 1694 г. писали следующее:

……Казаков послали к Тефтихану с послом, чтобы обжаловать вторжение вышеупомянутой козакской орды, но так как тот там умер, то они убежали из Бухары, и оттуда некоторые вернулись в Тобольск, другие в Астракань. В это лето казакская орда с тремя или четырьмя сотнями человек пошли грабить местечки около Тобольска, но довольно далеко расположенных; русские их разбили, и пятеро пленных были привезены сюда.

В прошлом году у меня были тартары, которые не знали о магометанской религии, но, когда они хотят поблагодарить или молиться, они складывают вместе руки, поднимают руки и глаза к небу и говорят: «Великий Бог, который создал мир, наградит или сохранит вас, – и говорят, что они поклоняются тому же единственному Богу и верят в воскресение плоти, но с некоторыми выдумками про переселение душ, и они самые искренние и простые люди, которых я видел из этой нации».

Здесь кончается письмо.»

Тут я не смогла уловить смысл: Казаки рассказывают, что казаки пришли грабить Тобольск, ранее захваченный казаками для Их Царских Величеств (см. Покорение Сибири Ермаком ), и что русские, которыми являются казаки, их разбили…. Три этом тартары –это те, кто не являются мусульманами, но веруют в Единого Бога и знают о реинкарнаци.

Оказывается, были еще и польские казаки:

«Он мне рассказал и другие вещи, о которых я раньше слышал, а именно, что казаки Польшиприплывали на кораблях по рекам Георгии (современная Грузия –прим. мое), что король Польши недавно посылал два или три корабля с подарками к королю Теймуразу около Гуриела. Я сомневаюсь, не Когне ли это или какое-либо другое место, принадлежащее туркам, что без сомнения является той страной, которую они отдали ему во владение.»

И гребенские казаки:

«Между городом Терки около берега Каспийского моря и у реки Терек, на речных островах, живут несколько казаков, которых называют гребенскими казаками по названию небольшой области Гребень, расположенной там же. Они давно приехали туда жить из России: живут они грабежом и разбоем, мало занимаясь земледелием. Теперь они смешались браками с тартарами, так что русский язык сейчас ломаный и смешан с тартарским. Они еще сохраняют христианскую веру. У реки Яик около Краснояра живут такие же свободные люди: это переселенцы как из Московии, так и из земли казаков, которые главным образом живут браконьерством и носят название казаков.

Позади города Терки, напротив Дербента, к северо-западу, внутри страны находится область Кумания, или страна кумыков, отделенная от чиркасов и Дагестана высокими горами; с юга она граничит с Георгией.

Мне написали 11 марта 1692 г., как тогда Семкал напал на город Терки, принадлежащий Их Царским Величествам; он грабил, устраивал пожары, многих людей угнал в плен; он был поддержан толпой мятежных казаков, которые раньше грабили турка на Черном море; однако впоследствии посланные туда русские военные силы обуздали и успокоили его, при условии, что он обещает никогда не беспокоить Каспийское море или его берега и даст свободный проход подданным Их Царских Величеств. Один или два года он боролся с Персией и разбил у них 3 000 человек, что, однако, приписывали скорее халатности наместника в Дербенте и зависти, которую он питал к персидскому полковнику, чем храбрости шемхала. Перс тогда имел под ружьем 12 000 человек.»

Терский город

Терский город

Терки - русское поселение-крепость на Северном Кавказе в XVI—XVIII веках.

Крепость -Звездочка. И там еще много таких, в том район. Крепость Кизляр на реке Терек:

крепость Кизляр

План Кизлярской крепости из Атласа Российской империи 1745 года.

Крепость на реке Аграхань (недалеко от крепости Кизляр):

Крепость Аграхань

Крепость Святого Креста

крепость Грозная

План крепости Грозная

И Фанагорийская крепость:

крепость Тамань

Фанагорийская крепость, Тамань

Но вроде как построена Суворовым в 1794 году, т.е. уже в 18 веке. Интересно, что казаки не только жили на Тамани, но и грабили ее:

«Отсюда на 100 миль к западу находится река Черная Прoтока или Абаза Ирмахи.

Отсюда до Темрюка 40 миль; он лежит у устья реки Кубань, и это место несколько лет назад, несмотря на укрепления, очень часто подвергалось грабежам казаков. С этой добычей казаки часто останавливаются на реке Абасе, когда захваченных людей и скот выгружают прежде, чем их увезут.»

В Крыму тоже проживали казаки:

«Крымская Тартария – это полуостров, окруженный Черным морем. Он включает в себя четыре больших города: Перекоп, Козлов, Балаклава и Кафа. Этот полуостров как бы засеян деревнями, ибо говорят, что там насчитывается 160 тысяч деревень, которые в большинстве своем заселены греками, поляками, русскими и казаками, время от времени перевозимыми туда рабами и пленными, впоследствии соединенными браком с уроженками этой страны.»

Витсен упоминает как русских, так и тартарских казаков, и разницу между ними я, честно говоря, не поняла. Например, отрывок из одного письма:

«Высокоуважаемый господин,

Их Царские Величества не только Азов захватили, но и окружающие места себе подчинили, как область Лютик, в двух милях от Азова; также город Кубань и другие рядом лежащие города. Кубанские и нагайские тартары, которые возле Кубани располагались, используют шамхала Аюку, чтобы они умоляли Их Царское Величество благосклонно к ним [тартарам] относиться и дали разрешение поселяться на той или иной реке в безопасности; за это они предлагают свои многотысячные войска, всегда готовые к походу, на службу Их Царским Величествам, так как эти люди уже терпели большой урон от Крыма и от запорожских чиркасов под Козловом и Очаковом. По этой дороге казаки идут на грабеж в Черное море. Неверно думают, что этот город расположен в устье Малого Дона.

В 1637 г. прославленный город заняли донские казаки, уничтожив всех турецких захватчиков.»

Чиркасами или черкасами раньше так же называли казаков:

Черка́сы (итал. Circassi) — экзоэтноним XVI—XVII веков, использовавшийся среди русскоязычного населения и в документах Русского царства к жителям Северного Кавказа и Причерноморья, в частности, предкам современных черкес, осетинов, адыгов, русских, украинцев, а так же как экзоним славяноязычных казаков-христиан востока Европы и юго-запада Тартарии (России) (преимущественно, украинских) в Российском государстве (в частности, в официальных документах) до конца XVIII в. (Википедия)

Отрывок из Решения Земского собора о воссоединении Украины с Россией:

«1 октября 1653 г.

А в прошлом во 161-м году присылал ко государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии запорожской гетман Богдан Хмельнитцкой посланников своих двожды, что с королевские стороны по договором, на чом с ними, запорожскими черкасы, мирились, не исполнено, и церкви божии, которые в договоре написаны были отдать из унеи, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унею.»

Краснодарский край, где ныне проживают кубанские казаки, назывался ранее Черкессией, столицей которой был город Черкесск, расположенный на реке Кубань.

Карта Черкессии

Карта Черкессии 1830 год

Но была еще и Чиркассия (Черкассия), расположенная в районе Дона. Отрывок из письма морского чиновника русского посольства в Константинополе, приведенного Витсеном в его книге:

«В Чиркассии говорят на трех языках: на казацком, русским и турецком.

…….В понедельник 22–го числа мы бросили якорь перед Чиркасском, где нас приветствовали тремя выстрелами из 80 пушек. Чиркасск – главный город 39 казацких городов; начиная от Рыбного до Паншина – 16 городов. От Паншина до Чиркасска видно 23 города, лежащих в большинстве своем на островах Дона, с двойными деревянными оградами и палисадами. Многие из названных городов разделены на две части: один город с печами, где они живут зимой, а другой, чтобы хозяйничать летом. Стены и полы изнутри белые и чисто вытерты, и обычно много опрятнее, чем у русских. Их одежда больше похожа на турецкую.

Так, наверное?

Андрей Лях

Кубанский казачий художник Андрей Лях

Каждый город выбирает своего начальника на один год, и если им нравится, как он правит, то его оставляют, если же нет, то на его место назначают другого. Муж не обязан держать свою жену дольше, чем он того хочет; он через глашатая города созывает мужчин на рынок, где ходит по кругу со своей женой, держа ее за руки, а муж кричит: Мужчины, братья и женатые казаки, я жил с этой женщиной так долго, она была всегда добра и мне верна, а теперь, кто желает, тот может ее взять. При этом он отнимает свою руку у нее, а ее оставляет. Случается, что муж по нечтожной причине убивает жену или топит ее в воде, или продает, как это в мое время открыто происходило в Азове. Один итальянский начальник купил одну за четыре дуката, голландский начальник купил такую же женщину 21–го года за семь дукатов. Из-за власти мужчин женщины питают к ним большое уважение.

Если казака уличат в воровстве и кража двумя свидетелями может быть доказана, то ему наполняют песком верхнюю рубаху, зашивают и живым бросают в Дон. Все другие главные дела на Дону, такие как совещание о войне, приготовление к походу, здесь принимаются в Чиркасске, и гетман, как главный, тоже здесь держит свой престол.

(наверное, это выглядело так):

казаки репин

Илья Репин Письмо запорожцев турецкому султану

В этом городе есть семь или восемь тысяч хороших солдат как верховых, так и на воде; город стоит на острове, посередине Дона, вокруг хорошо укреплен больверками и башнями по старому образцу. От Паншина и досюда во всех городах солдаты, и они считают позором заниматься земледелием или крестьянской работой. По очереди они совершают походы по 100–400 человек на калмаков или кубанских тартар и обычно делят награбленное: людей и лошадей.»

Чиркасск сейчас называется станицей Старочеркасской:

Старочерка́сская (Старочерка́сск, до 1805 года — Черка́сск) — станица в Аксайском районе Ростовской области. Расположена на правом берегу реки Дон, в 30 км от областного центра. Административный центр Старочеркасского сельского поселения.

Известна как столица Донского казачества и место рождения генерала Матвея Платова и многих иных донских героев. (Википедия )

Есть рядом со станицей Старочеркасской вот такая звездочка:

крепость звезда

План-схема кр. Святой Анны XVIII века.

Так она выглядит сейчас:

Аннинская крепость

Аннинская крепость

И рядом еще одна, в Ростове-на-Дону:

Крепость звезда

Крепость Святого Дмитрия Ростовского

Так эта местность выглядит на современной карте:

карта

Ростов-на-Дону

И более мелким планом:

Карта России

Карта России с расположением казаков в 17 веке

Здесь поместились земли запорожских казаков, донских, астраханских, яицких, кубанских и казаков Казачьей Орды.

Сейчас почему-то в сердце этого казачьего поселения находится республика Калмыкия, хотя раньше она размещалась совсем в другом месте (см. карты Ремезова и Витсена):

Калмыкия

Современное расположение Калмыкии на карте России

Вот, что пишет о калмыках Витсен:

«Между Каспийским морем и королевством Сибири, на границе Калмакии, в пустынных местах, называемых там «степи», находилось в 1694 г. много калмакских тартар. Это выходцы из Золотой Орды, которая обосновалась около Каспийского моря, на том месте, где я указал на своей карте. Из самой Калмыкии к ним присоединились еще разные другие люди из окрестных народов, численностью около 25 тысяч человек. Они управляются главой из своего собственного народа. Они кочевали ради грабежа, и еще полтора г. назад ограбили русский поселок Красный, недалеко от Тюмени в Сибири, зарубили много людей и увели в плен 200 человек и много скота. Их называют казаки или казачья орда, но Золотая Орда (Орда или хорда – это много людей вместе, под одним главой, живущие в степях) поднялась против них и изгнала их из своих владений и разбила. Оттуда происходит название «казаси», что оно обозначает, мне неизвестно, но я полагаю, что им дали это название потому, что они, как и казаки – храбрые ратники. Эти орды часто смешиваются.»

Кстати монголов Витсен в своей книге практически не упоминает. Всего пару раз, например, вот в этом сообщении:

«Глубокоуважаемый господин!

Чтобы Вы были хорошо осведомлены о положении этих диких стран и народов, использую то, что я узнал от самых умных тартар и смог понять сам, побывав там. Сначала я должен рассказать немного об их происхождении и о том, как они разделены на орды под властью выборных начальников (они живут оседло, отдельно от других народов, в построенных для себя жилищах). Вначале хочу отметить, что эти тартары хвастают своим происхождением от древнейшего рода знаменитых скифов и еще тем, что никогда не были порабощены, хотя их много раз пытались захватить войска, в том числе Александра Великого, Дария, Кира и Ксеркса. Тяготы войны заставили их сплотиться в орды (Орда – группа людей, живущих в юртах или в палатках под властью одного начальника) с различными названиями: 1) йекамогал, что значит большие монголы; 2) сумангалы, то есть водные монголы; 3) меркат; 4) метрит. Свои владения они назвали: Козан, Казаки, Бухар, Самарканд, – пока они не объединились настолько, чтобы образовать единое государство. Своим императором, или ханом, они выбрали опытного и известного человека по имени Чингис. Это произошло примерно в 1187 г. после Pождества Христова.»

И еще в одном месте:

«Под названием моголов, или монголов, а также под именем турoк арабские писатели иногда подразумевают и разного рода тартар или скифов, также как и заокские, или маврaнарские, и даже грузинские христиане иногда называются тартарами.»

Итак тартары – это потомки скифов, а монголы – это одно из названий их групп, объединенных в Единое Государство. Слово «татарин» Витсен упоминает в своей книге вообще всего один раз, говоря: «татарин, что значит тартарин». Видимо о татаро-монгольском иге в 17 веке еще ничего не было известно. Зато много известно было о казаках, объединенных в орды….

Все иллюстрации, карты, схемы, фотографии взяты мной в интернете в свободном доступе.

Источник


Ключевые слова: Казаки, Книги
Опубликовал Александр Николаевич , 21.01.2018 в 09:00

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Николай Смирнов
Николай Смирнов 21 января, в 09:56 Чушь собачья. 
Казакию и отдельный народ - казаков выдумали в 20 веке в ЦРУ США, чтобы создать повод для агрессии против России под видом помощи "отугнетяченным" народам.
Уж про казаков точно известно, кто они и откуда появились и нечего херню сочинять.
Текст скрыт развернуть
0
Wlad Wlad
Wlad Wlad 21 января, в 10:18 Здесь главное то, что христианство вообще и РПЦ в частности создавалось как оружие против Святой Руси.
Эту мерзость на Русь притащили Романовы - РПЦ и родилось в процессе Никонианской реформы, во время которой было уничтожено столько русских людей, что появилась необходимость придумывать фейки про "кровавое крещение" и "татаро-монгольское иго".
Всю историю своего существования РПЦ занималось тем, что уничтожала все Русское и Православное.
Присваивали себе храмы Солнцепоклонников, не потрудившись даже снять ихнюю символику.
Новые храмы возводились на месте капищ, уничтожались волхвы и скоморохи.
Русских людей превратили в рабов-крепостных, а РПЦ стало крупнейшим помещиком-крепостником.
Богородица в Фатимском послании прямо говорила о том, что русские священники пойдут под нож ЗА НЕВЕРИЕ - и они пошли во время Революции.
А при Ельцине РПЦ вместо того, чтобы защищать Россию от разграбления, встала в первые ряды грабителей и стала крупнейшим ОЛИГАРХОМ - предупреждения Богородицы забыты, но остаются в силе.
Текст скрыт развернуть
5
sibirskij_kazak
sibirskij_kazak 21 января, в 12:54 Афтор все смешал в кучу и не в ТЕМЕ. С ворами казаки поступали просто его вместе с тем что украл в мешок и в воду. За убийство другого казака даже по пьяне его ложили в могилу а сверху гроб с убитым им казаком и засыпали землей. А про киргиз-Кайсацкие Орды афтор вообще не в курсе. Казаки Сибирского Казачьего Войска защищали киргиз-кайсаков ( предков нонеших казахов от джунгар- подданных Китая) и таких ляпов у афтора много. Он свалил все в кучу в общем в огороде бузина в Киеве дядька. А художник Лях давно стал Кубанцом? Ведь в Сибирских недавно ходил. Текст скрыт развернуть
1
Галымхан Махамбетов
Галымхан Махамбетов sibirskij_kazak 21 января, в 14:55 Для казаков-ордынцев слово казак было этнонимом, для русских и прочих казаков слово казак стало обозначением их образа жизни, вольницы. Изначально получившие свое название от ведущих вольный образ жизни казаков-ордынцев, русские казаки позднее были приручены и стали передовым отрядом колонизаторской политики Русского государства. Сначала появлялись русские люди-рабы, бежавшие от своих хозяев и хотевшие стать казаками. Поскольку они были земледельцами и на много земли не претендовали, им не мешали. Но потом их становилось все больше и больше, начинались конфликты между казаками и теми кто принял их название.
Абулхаир, хан Младшего жуза, первым принял российское подданство, надеясь с помощью русских стать ханом над всеми тремя жузами. Да, в своем письме Анне Иоанновне он жаловался на то, что джунгары захватили якобы принадлежащие города. Но своих целей Абулхаир не добился. Русские приняли его в подданство, объявив Младший жуз протекторатом России, но никакой помощи в получении власти над всеми казахами, в возврате указанных им городов он не получил. Да и вообще Россия не вела никаких военных действий против джунгар в пользу казахов.
Текст скрыт развернуть
0
Галымхан Махамбетов
Галымхан Махамбетов sibirskij_kazak 21 января, в 15:04 А.И. Левшин в своем  ОПИСАНИИ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ в 1831 году:
"Слово кайсак , или "касак" есть испорченное имя "казак", которого древность, как уверяют некоторые восточные писатели, восходит далее Рождества Христова. Не будем входить в разыскание, справедливо или несправедливо сие мнение, но скажем, что название казак, перешедшее в средних веках и ко многим отраслям русского племени, принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, и что они себя доныне иначе не называют, как казаками (казак). Под сим же именем известны они персиянам, бухарцам, хивинцам и прочим Народам Азии. Китайцы, смягчая начальную букву к говорят хасаки. До XVIII столетия и в России не знали киргиз-кайсаков, но именовали их казаками, Казачьею ордою (В Истории государства Российского" (Т. IX. Прим. 646) сказано Орда киргиз-кайсаков называется в делах ногайских обыкновенно каза-чею . То же видно и из летописей.)"
Текст скрыт развернуть
0
Любовь Андреева
Любовь Андреева Галымхан Махамбетов 22 января, в 17:17 Вы когда " сочиняете", учитывая Ваш возраст, все же вспоминайте историю хоть чуточку...  раз имеете высшее образование 
" какие это " русские люди рабы"? Когда это на Руси рабы были? 
Может спутали русских с древними римлянами? 
Ну, нельзя же так бездоказательно врать !!! 🤷‍♀️Фу!!! 
И приписывать и переписывать все в угоду " кыргыз кайсакам  или кара - китайцам " ... которым в 1936 году большевички " подарили" название казаХи отобрав его у казаКов ! 
Текст скрыт развернуть
-1
Галымхан Махамбетов
Галымхан Махамбетов 21 января, в 17:32 А.И. Левшин в своем ОПИСАНИИ КИРГИЗ-КАЗАЧЬИХ ИЛИ КИРГИЗ-КАЙСАЦКИХ ОРД И СТЕПЕЙ в 1831 году:
Основываясь на сем, мы полагаем справедливым вместо искаженного слова "кайсак", употреблять "казак", а потому говорить и писать киргиз-казаки, или киргиз-казачьи орды, вместо киргиз-кайсаков и киргиз-кайсацких орд. Таким образом можно сохранить сему народу название, которого, по крайней мере, вторая часть будет подлинное его имя, а первая останется при второй как прилагательное, или прозвание, данное россиянами 38. Новое имя, о котором говорили, вообще употребляется с начала XVIII столетия. Несмотря на то, однако ж, в бумагах 1740 и даже 1760 годов, хранящихся в архивах Коллегии иностранных дел и бывшей Оренбургской губернской канцелярии, еще встречаются слова казачьи орды и киргиз-казакское войско. В книге Витсена 39, Noord [145] en Oost Tartarye, печатанной в 1705 году в Амстердаме в сочиненной по известиям, которых большая часть была доставлена из России по воле Петра Великого, нынешние киргизские орды не называются иначе, как казачьими ордами, или татарскими казаками.
Текст скрыт развернуть
0
Наталья Сазонова
Наталья Сазонова 22 января, в 00:04 Некоторые учёные считают кайсаков (казаков) более поздним названием печенегов. Их орды давно присутствовали в степях нынешней Украины, степях Прикаспия. Другие придерживаются версии, что основной этнической компонентой являются половцы (учёные из кубанских и донских казаков). И те и другие при нашествии монголо-татар влились в ордынское войско и стали его составляющей. Доподлинно известно, что запорожские черкасы, позднее именованные казаками, являются соплеменниками адыгов (они же черкесы) и потомками хеттских племен, мигрировавших из Малой Азии в степи Причерноморья. От того национальная одежда и прическа современных украинцев, оружие (шаровары, оселедец, кривой восточный клинок) имеет яркую тюркскую доминанту. Во времена Бориса Годунова их всех называли касоги. Для русских все эти племенные этносы, имеющие тюркскую кровь, назывались общим термином - татары. Текст скрыт развернуть
-1
Галымхан Махамбетов
Галымхан Махамбетов Наталья Сазонова 22 января, в 07:01 В.В. Вельяминов-Зернов. Исследование о касимовских царях и царевичах
"Упоминается же царевич (Данияр) под 1472 г., по поводу похода на Новгород, предпринятого великим князем (Иваном III Васильевичем). Данияр "земли Мещерской" участвовал в походе со всеми своими царевичами, князьями и казаками".  
Тут же В.-З, дает пояснение по поводу казаков Данияра: "Т.е. простыми Татарами. Простые Татары, приходившие служит в Россию вместе со своими царевичами, а равным образом и простые Татары Казанские, Крымские и пр. обыкновенно звались у Русских казаками; да и сами они называли себя казаками".
Тут царевичи и князья это чингизиды, а простые татары - нечингизиды.
Текст скрыт развернуть
0
Галымхан Махамбетов
Галымхан Махамбетов 22 января, в 18:35 С большим удивлением узнал от Любови Андреевой (Лакшми) о том, что А.И.Левшин и В.В. Вельяминов-Зернов, писавшие свои труды в 19 веке, большевички. Видимо, она так же полагает, что все русские летописи и другие письменные источники, упоминавшие и писавшие о КАЗАКАХ из КАЗАЧЬИХ ОРД написаны также большевичками. Текст скрыт развернуть
1
Галымхан Махамбетов
Галымхан Махамбетов 22 января, в 18:47 Видимо, Любовь Андреева не училась в школе и не учила ни историю России, ни русскую литературу, где Чацкий из "Горе от ума" рассказывает о помещике, обменивавшем крестьян на борзых собак и распродававших "зефиров" и "амуров", где Пушкин пишет «Увижу-ль я, друзья, народ освобожденный
И рабство, павшее по манию царя…», где о рабстве русских крестьян пишут и Лермонтов, и Гоголь, и Тургенев и мн. др.
Текст скрыт развернуть
0
Галымхан Махамбетов
Галымхан Махамбетов 22 января, в 19:41 О рабстве на Руси в более ранние времена можно узнать из "Русской Правды".
           А об отношениях казахов со своими ханами, об их действительном "казачестве" (как о вольных людях) свидетельствуют дневники Тевкелева, принимавшего присягу от хана Младшего жуза Абулхаира. В дневниках Тевкелев рассказывает как ему приходилось тайком подданных хана встречаться с Абулхаиром, поскольку прошение о принятии российского подданства Абулхаир сделал без согласования со "своими" подданными. 
           "И тово же октября 6-го числа в полночь прислал Абулхаир-хан к переводчику Маметю Тевкелеву, чтоб он, Тевкелев, пришол к нему, Абулхаир-хану, тайно, или он, Абулхаир-хан, к нему, Тевкелеву, будет. А как Тевкелев стал быть во оной кибитке, в то время, особливо от старшины кайсацкой, к Абулхаир-хану и к нему, Тевкелеву, определен тайной караул, чтоб прежде объявления Е. и. в. грамоты не допускать с ним, Тевкелевым, видиться и прежде желая слышать, что во оной написано".
Текст скрыт развернуть
0
Ертыс Жиеншинов
Ертыс Жиеншинов 23 января, в 10:28 Полагаю, что казак, это к-азак, к-усиление, а азы, ясы, ясак, -это степные законы, введённые Чингис-ханом. Т.е. законник, соблюдающий и следящий за Ясой. Ясный, вообщем. И все символы власти изначально относятся к Ясе, указ, приказ, наказ, казнь, казна, и т.д. И все какбы "казачьи бунты", это восстановление законниками законной Ясы. Разумеется, законник вольный человек, и с оружием. Текст скрыт развернуть
1
Галымхан Махамбетов
Галымхан Махамбетов Ертыс Жиеншинов 23 января, в 10:59 Ага, еще можно предположить, что слово "казак" происходит от слова "казы", поскольку казахи любят конину. Зачем нужны все эти предположения? Есть упоминания о казаках, как о народе, проживающем в местах обитания современных казахов или рядом с этими местами. И эти упоминания датируются еще задолго до 15 века. Есть мнение русского историка С.М. Соловьева о том, что якобы в "Повести о царевиче Мустафе" содержится первое упоминание о русских (рязанских) казаках (первая половина 15 века). Хотя эта повесть, упоминается в нескольких летописях и в первоначальном варианте она очень короткая и там нет никаких рязанских казаков. "Рязанские казаки" Соловьева добавления более поздних летописей (не ранее 17 века).
И все.
Текст скрыт развернуть
0
Ертыс Жиеншинов
Ертыс Жиеншинов Галымхан Махамбетов 23 января, в 11:16 Казы подаётся дорогому гостю. Это не просто мясо, а символ уважения и почитания, лучшая часть коня, и всё согласно Ясам. "Накорми гостя". Наверное поэтому и казы, мясо для гостей.
И есаул, явно, Яс-аул, отвечает за яс в ауле, как и кошевой, то смотрящий за кошем(кочевьем). Да и князь, то кан-Азь, хан выбранный согласно Яса.
Текст скрыт развернуть
0
Галымхан Махамбетов
Галымхан Махамбетов Ертыс Жиеншинов 23 января, в 11:22 Всякое слово должно быть обоснованно. Жұртқа күлкі болмайық, інім. Текст скрыт развернуть
1
Ертыс Жиеншинов
Ертыс Жиеншинов Галымхан Махамбетов 23 января, в 12:06 Жарайт, я так, мысли вслух. Не доверяю агангажированным историкам. Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 17