(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)
Украинская историография и украинский национальный миф выросли на отождествлении украинцев с запорожскими казаками. Однако такое отождествление очень удивило бы жителя какого-нибудь украинского местечка в столетии этак в 16-м.
Давайте разбираться и для начала вспомним события глубокой древности о которых нам поведают наши летописи и «Велесова книга». Так вот в далекие времена различали три основные Русские державы, которые образовались из-за переселения части пращуров из районов Северного Кавказа и Причерноморья (Крым, Кубань, Дон, Ставрополь) в новые места проживания. В летописях сказано что три родных брата Скиф, Словен и Рус решили расселиться так как им стало тесно. И вот в 3099 году от сотворения мира (это 2409 г. до н. э.) князья Словен и Рус со своими родами и подданными начали уходить в поисках новых земель с черноморского побережья и 14 лет искали землю для поселения, а Скиф остался в причерноморье. Наконец Словен в 2395 году до н. э. вышел к озеру, его первоначально назвали Мойско, а затем Илмером – по имени сестры князей – Илмеры. Старший брат Словен со своим родом и подданными поселился у реки, которую назвали Мутной (Волхов) и поставили град Словенск (будущий Новгород Великий). А младший Рус ушел на запад к Карпатам. Так и появились три Руси. Причерноморская Русь -Русколань — это потомки Скифа (казаки). Новгородская Русь — потомки Словена (словены), и Карпатская Русь -потомки князя Руса (русины).
Это же деление на три Руси подтверждают через тысячелетия и арабские источники. Оказывается примерно в таком же варианте русские державы существовали и в 9 веке нашей эры и о них есть упоминания арабских и персидских географов (Аль—Балхи, Аль—Истахри, Ибн—Хаукаль и др.). "Русы. Их три группы. Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И самая отдаленная из них группа, называемая Славия, и (третья) группа их, называемая Артания,.." То еть арабы тоже выделяют три Руси но называют их по своему. Первая держава Артана — «Тана- Танаис», так иностранцы называли реку Дон, а Артана дословно переводиться как «Задонье» (Дон, Кубань Ставрополье и Крым), то есть по сути это Русколань населяемая преимущественно казаками. Вторая Куявия — это Киевско-Карпатская Русь населяемая русинами, и третья Славия — Новгородская Русь населяемая словенами.
Этнический котёл в низовьях Днепра
Начнём с того, что этнонима украинцы не было до середины 17 века, да и после этого он до начала 20 века не являлся основным для населения Украины и имел расплывчатые границы. Православное население на территории Украины называло себя русскими, русинами. Поэтому, говоря об украинцах, будем иметь в виду тех, кого в Российской империи официально именовали малороссами.
Итак, как же появились там запорожские казаки? Это часть малороссов или отдельный народ?
Невозможно отрицать, конечно, огромного влияния традиций казачества на формирование особенностей украинского народа и особенно на его национальное самосознание. Однако полного тождества между запорожцами и украинцами никогда не существовало. Этническое происхождение этих двух народов сильно различалось.
Казаки (любые) это прежде всего потомки Князя Скифа и их этнический состав многократно разбавлялся и перемешивался на протяжении тысячи лет. Скифы это была основа в которую вливались аланы, готы, гунны, половцы, словены, русины и другие славяне.
Запорожские казаки – выходцы с Северного Кавказа
Так вот Запоржские казаки появились в приднепровье только с тех времен когда их туда привел с территории Русколани (после Куликовской бивы) сын Князя Мамая Мансур. Сам князь Мамай, был происхождением из древнего княжеского рода Киятов (Род князя Кия То). Документальное подтверждение родословной Мамая и его потомков, можно найти в московских родословных книгах XVI – XVII веков: «…Мамай коего на Дону побил Князь Великий Дмитрий Иванович, а у Мамая Царя сын Мансур князь, из рода Киятов, а у Мансур Кията Князя сын Олекса Князь, а крестил его в Киеве Митрополит, а от него пошли Глинские Князи» (а Княжна Глинская является матерью Царя Ивана Грозного). Потому так среди запорожских казаков и развит культ казака Мамая, изображения которого раньше висело в каждой хате.
Сами запорожские казаки хранили в своих легендах сведения об их происхождении от Кубано-Азовских косогов. На это прямо указывала и близость названий: козаки – косоги. В Московской Руси казаков называли еще и черкасами. И это не было простым созвучием с черкесами. Очень многое указывает на родство значительной части запорожцев (и части донских казаков) с северокавказскими черкесами. Главный город Донских казаков так и назывался Черкасск, а потом их столица в связи с пожаром была перенесена в Новочеркасск (город в Ростовской области).
В 17 веке донские казаки были уже христианами, а вот их сородичи Кубанские (Азовские) казаки оставались приверженцами старой Ведической(языческой) веры. Так, в 1623 году московские послы, возвращавшиеся от крымского хана через Кубань, подверглись близ города Темрюка нападению Кубанских (Азовских) казаков. Нападение, как передаёт историк Сергей Соловьёв, было совершено в отместку за нападение донских казаков на кубанцев. Захваченные послы были переданы местным черкесам и освобождены только после вмешательства турецкого паши из Азова. Очевидно, что в этом эпизоде черкесы и черкасы выступают как один народ, мстящий за обиды своих единоплеменников где бы то ни было.
Так кто такие косоги? (козаки – касоги -касохи- косоги). Так звались черкесы-черкасы в древнерусских летописях. Множество касогов состояли на службе у князя Тьмутарокани Мстислава и в летописях они упоминаются именно под этим названием, но уже в Слове о полку Игореве мы встречаем название не "касог" , а "газак", что потом трансформировалось в привычное нам слово казак.
Различия в образе жизни
Простых украинцев – мещан и крестьян – привлекало в запорожских казаках то, что они не подчинялись панам, жили вольной жизнью, не платили податей, грабили и обогащались. Конечно, такая жизнь была сопряжена со многими опасностями, но казалась отдушиной на фоне вечного мрачного труда. Поэтому казачество это не состояние самого украинского народа, а его мечта о свободной и сытой жизни в те времена.
Основатель украинского национального мифа, историк Михаил Грушевский так писал об этом:
«Из киевского Полесья и из более удалённых краёв – из Волыни, из Белоруссии – каждую весну множество людей двигалось на Киев и расходилось на здешних «уходах», занимаясь ловлей рыбы, зверя, пасечничеством. Они собирались в артели – «ватаги», выбирали атамана, заготовляли оружие и нужные припасы и ранней весной отправлялись в степные «уходы», чтобы хозяйничать там до поздней осени, затем с запасами мёда, рыбы, шкур, лошадей и скота возвращались «на волость». Но на волости их ожидала старостинская администрация и за право пользоваться уходами отбирала львиную долю добычи «на замок». Поэтому более смелые не возвращались на зиму в замки, а зимовали в степях...
Остерегаясь татар в степях, ежеминутно готовые к защите от их нападений, эти степные промышленники не упускали также случая поживиться за счёт татар, ... разграбить караван турецких или армянских купцов, ... а то и городок турецкий или татарский».
Грушевский не учитывает, что, конечно, до притока славянских охотников в степи, там уже были свои «промышленники» такого рода -казаки. Так из соединения тех и других складывалось современное казачество.
Казачество как новый класс феодалов
Когда казаки восставали против власти, громили панские угодья, захватывали и жгли украинские города, это было настоящим бедствием для мещан и селян Украины. С другой стороны, казачья жизнь представляла для них большие соблазны. В самом деле, зачем было пахать землю на пана или трудиться ради гроша, если рано или поздно придут казаки и всё разорят и отберут, когда можно было бросить всё и вместе с казаками грабить тех, кто побогаче? При этом время от времени правительство признавало официальный статус запорожского казачества, а значит, всегда был шанс остаться в этом привилегированном войске.
Так украинское казачество возникло в результате расслоения украинского народа на две неравные части. Одна – наибольшая – продолжала трудиться и только мечтала о вольной казачьей доле. Но ведь не все же могли стать казаками! Другая мнила себя привилегированными «рыцарями», стоящими над этими трусливыми и терпеливыми тружениками.
После присоединения большей части Украины (это современное название) к России во 2-й половине 17 века казацкая старшина (привилегированное сословие урядников) становится новым помещичьим классом на Украине. Она начинает владеть крепостными из числа своих единоверцев. Уже гетман Мазепа владел десятками тысяч душ.
Прежнее запорожское казачество получило официальный статус господствующего сословия на Украине. Положение рядовой массы украинцев от этого не изменилось – они как были, так и остались панскими холопами. Одновременно Запорожское войско продолжало притягивать отчаянных беглецов, сохраняло свой демократический характер. Но теперь уже московская власть вместе с казацкой старшиной теснила эту вольницу (а в конце 18 века совсем уничтожила), не давая ей опять возвыситься и занять место новых господ.
Свежие комментарии