Русь в древнебулгарских летописях

Взятые сейчас за основу для изучения истории России летописи или как их ещё называют «Повесть временных лет»», составленные нечистоплотным на руку монахом Нестором, во многих местах противоречат здравому смыслу, а в некоторых просто нагло перевирают события в угоду стоящим тогда у власти правителям. Например убийство князей Глеба и Бориса Нестор приписывает Святополку и обзывает его «Окаянным», хотя в других независимых источниках («Сага об Эймунде», булгарские летописи и др.

) прямо сказано, что их убил в борьбе за власть Ярослав Мудрый, но так как он тогда стоял у руля государства и был «мудрым» (а скорее хитрым), то все свалил на своего брата Святополка, а своих невинно убиенных братьев объявил святыми. Поэтому чтобы хоть как то восстановить справедливость давайте посмотрим на историю Руси глазами древнебулгарских летописцев.

«Джагфар Тарихы» («История Джагфара») – единственный свод древнебулгарских летописей (составлен в 1680 году в Башкортостане), дошедший до нас. В свод включены наиболее ценные булгарские летописи: «Гази-Барадж тарихы».(1229 – 1246 гг.) Гази Бараджа, «Праведный путь, или Благочестивые деяния булгарских шейхов» (1483 г.) Мохаммед-Амина, «Казан тарихы» (1551 г.) Мохаммедьяра Бу-Юргана, «Шейх-Гали китабы» (1605 г.) Иш-Мохаммеда и некоторые другие…» (из предисловия Ф.Г.-Х. Нурутдинова).

Свод летописей составлялся когда волжские булгары были уже полностью исламизированы арабами и многое утратили из своей самобытной культуры и языка, поэтому упоминаемые в них имена исторических деятелей и географические названия носят исковерканную тюрско- арабскую транскрипцию (Владимир- Булымер, Андрей- Тюряй и др.), но не смотря на это мы все равно легко узнаем упоминаемых в них героев. Для удобства читателей в нашем обзоре исторического наследия волжских Булгар мы постараемся использовать славянские наименования, приводя для сравнения и исковерканные чуждой культурой.

Булгарские летописи начинают рассматривать родословную славянских князей с Аттилы, но мы для полной картины вернемся немного назад. В конце четвертого начале пятого века нашей эры князь Русколани (держава Русов которая находилась на территории Дона, Кубани, Крыма и Ставрополя) по имени  Вандал из рода русов-саков (предки казаков), а потом продолживший его дело сын Балобер (в «Велесовой книге» его называют Голорев) разбивает готов Германореха и объединяет в единое государство русов и волжских болгар. Голорев умирает в 412 году, и его сыновья делят державу между собой. Князь Рус остается править в Русколани, а другой его сын князь Мунзук становится правителем Волжской Булгарии. Далее один из сыновей  Руса, князь Кий уводит своих людей на Днепр и основывает г.Киев, а сыновья Мунзука – Аттила и Болел предпринимают военный поход на запад.

Но вернемся к булгарским летописям в которых утверждается, что Аттила Айбата («бата» означает старейший, старый, старший,  отсюда произошло и слово «батя»,  еще одно из значений этого слова "вещий"), по прозвищу «Богдан Дуло» имел и другое имя – Мстислав. С наличием у наших князей нескольких имен мы будем сталкиваться на протяжении всего исследования летописей (например князь Святослав Игоревич тоже имел второе имя – Борыс). Так вот после смерти Аттилы в 454 году сыновья его разделили империю между собой. Бел-Кермеку (мы его знаем как Ирнака «Ир» на древнеславянском языке, также означает светлый, белый отсюда и Ирий- светлый мир) досталась северная половина, а Денчичу южная. Князь Мунд (Жигмунд, или Зигмунд) был внук Аттилы. Его праправнуком был Тубджак. Далее уже сыновья князя Албури (имя означает "Вселенская Буря") делят единую Русколань между собой. Младший сын Албури, Куврат (Коловрат), в 629 г. объявил себя каном Великой Булгарии и отделился от своего старшего брата, единого князя Русколани Светояра. Светояр назвал свою часть Русколани Дулоба (дословно означает "Ду" это много, "Лоба" места-земли) . Великая Булгарии просуществовала не долго (629-660 гг.), так как после смерти Куврата (Коловрата) в 660 г. начались междоусобные войны его сыновей, в ходе которых его старший сын Бат Боян, остался «на земле предков», а младший Аспарух (Атилькэсэ) ушел со своими людьми на Балканы и образовал Дунайскую Болгарию. Аспарух, как утверждают летописи, дружил со своим дядей Светояром. В 7-ом веке произошла битва между Бат-Бояном и вождем хазар Калгой. С обеих сторон пало около 90 тысяч воинов, из которых 50 тысяч были хазарами, а предводитель хазар Калга был зарублен. Название речки, где произошла битва - Калка.

Около 701 года умер Аспарух, и ему наследовал из той же династии Дуло Тервель (Тербеди). Правнук Бат-Бояна (Старого Бояна)- Авар правит с 727 г. по 759 г. Его сыновья: старший - Тат-Утяк, имеющий другое имя Сарачин, младший - Тат-Угек также имел другое имя Берендей (или Веремей). Сын Тат-Угека – Тамьян поступает на службу к хазарам и становится военачальником. От брака с хазаркой у него рождается сын Ильяс который тоже становится хазарским воеводой, посадившим на Хазарский трон Исхака Аксак-Тимера. После смерти Авара с 759г. по 787г правит его сын Сарачин. Его дочь от жены из рода русов-словен (новгородцы) выдана за хазарского хакана Аскала и родила сына – Уруса, сменившего на Хазарском троне Аксак-Тимера. С 787 во главе государства стоит зять Сарачина - князь Черный (сын Русколанского князя Бравлина). Далее Согласно «Гази – Барадж» в Причерноморье в первой половине и середине IX в. правил сын князя Черного - Угыр Айдар (Святогор), что дословно с тюрско-арабского на наш язык означает «Связаный с Горами Свет Дающими» или попросту Светогор (прообраз былинного богатыря Святогора). Мать Светогора Дарья, была родной сестрой матери хазарского кагана Уруса. Светогор известен нам по русским былинам, хотя никаких особых подвигов он и не совершил. летописи рассматривают его как совершенно конкретного человека, царя объединившего разрозненные славянские земли в единое целое (Русколань, Киевскую Русь и другие княжества). Светогор правил всем Сакланом («Сак» означает род саков- казаков, а «Лан» на древне славянском означает земля) с 815 или 816 по 855 год. При вступлении Святогора на трон к нему явился царь Дунайской Болгарии Борис I с изъявлением покорности. Под 839 годом “Гази – Барадж” свидетельствует о том, что в это время в степях Тавриды бесчинствовали Печенеги пособники хазар. А Светогор упоминается в “Гази-Барадж” прежде всего в связи с его войнами с хазарскими каганами Караком и Урусом (начало IX в. — 840 г.) и столкновениями с всесильным хазарским беком Буртасом (840—855 гг.) Между Светогором и хазарами началась война, в которой 70-тысячное войско хазар возглавлял бек Буртас. Но после долгой и упорной битвы 20-тысячное войско Светогора обратило хазар в паническое бегство. Войско Буртаса было разбито, и Карак собирался казнить своего военачальника. Однако его намерение не было исполнено, а самого Карака за поражение в войне со Светогором свергли с престола. С приближенными и сыновьями Карак бежал в Семендар. Но место укрытия было выбрано неудачно. И каган, и его сыновья, и приближенные были изрублены на куски мусульманами. Спастись удалось только военачальнику язычнику Буртасу и младшему сыну кагана Манасу, которого Буртас выдал за своего сына. После свержения Карака на престоле воцарился хазарский каган язычник Урус (имя означает «имеющий связь с руссами», мать у него была русская), о котором упоминает Константин Багрянородный в связи с постройкой на берегу Дона при содействии Византии, в царствование императора Феофила крепости Саркел (829—842 гг.).

Отцом Уруса был хазарин – Аскал. А вот матери Светогора и Уруса, как говорилось выше, были родными сестрами из русского рода словен (жили в Новгородской области). Мать Уруса выдана за внука Кук-Куяна, сына Шадчина или Саксина – Аскала и поэтому он считал себя больше русским чем хазарином. Поэтому и сын Уруса –Гостомысл (Чинавыз) стал легендарным предводителем новгородских словен, первым посадником в Новгороде. Урус тоже воевал со Светогором, и тоже неудачно. Князь Светогор и Урус, как мы видели выше, были двоюродными братьями, так как их матери из русского рода словен, были родными сестрами (дочерьми Сарачина). И это родство не позволяло им полномасштабно воевать друг с другом. На стороне Светогора воевали Угры (венгры, переселились в наши края с уральских гор, и поэтому получили такое название, то есть «связанные с горами»), а на стороне Уруса - печенеги.

В ходе этой войны владения Светогора расширились до пределов существовавшего Булгарского Княжества на верхней Волге, и его правитель не замедлил объявить себя слугой Светогора. Сам же Светогор объявил себя одновременно и эмиром Булгара и князем всего Саклана (это земли Саков-казаков ещё известные из «Велесовой книги» как Русколань: Дон, Кубань, Ставрополь), заявив при этом что небольшой кусок хазарской территории мог бы и без войны признать его власть. Однако Урусу все же удалось спасти свое государство, и в этом не последнюю роль сыграла построенная им в 834 г. на средства Византии крепость Саркел (не путать с Белой Вежей). Причина возведения этой крепости Урусом была в том, что он был все таки (как и его мать) по вероисповедыванию древней русской веры, и хазарский Итиль — оплот враждебных ему каганов иудаистов — не мог быть его резиденцией. Поэтому Саркел видится также и как ставка кагана язычника в борьбе за власть с каганами-иудаистами из враждебного ему рода Калги. Гарнизон крепости Саркел составляли Печенеги.

Только в 840 г. старшему сыну Светогора — Габдулле Джилки — удалось нанести удар по Печенегам. В том же 840 г. в связи с долгими неудачными войнами хазарский каган Урус был сброшен с престола и убит. Каганом стал иудаист Манас, при нем вся власть в государстве сосредоточилась в руках бека Буртаса (840— 855 гг.), которому Манас был обязан и жизнью, и престолом. Смерть этого бека так же была связана с князем Светогором. Манас намеревался заключить мир со Светогором. Но по приказу бека хазары намеренно разгромили караван, следовавший из Булгара в Киев, спровоцировав этим поход Светогора на Терек. Услышав об этом, два аксакала из селений, между которыми был вырезан караван булгар, вышли к нему навстречу с заявлением о своей невиновности и готовностью внести выкуп за принесенный ущерб. Выкупом назначалась голова Буртаса, которую и преподнесли пострадавшим. Между двумя державами снова воцарился мир. Во времена Светогора в его войске служили булгары, анты, русы, а также белорусы воеводы Вадима, среди которых были и тысячи русских ульчийцев (славян северо-восточной Руси и готы и борусы и Польские уличи). Вадим родившийся в сакланском городе Вадиме (Видин) был прозван его именем. Он поступил на службу к князю Черному (к отцу Светогора). В 816 г. Вадим был назначен старшим воеводой земли белорусов и великороссов. Вадим восстановил Новгород и Ладогу. Его наместничество называлось Белая Русь. Сыном Вадима был известный нам Дир ( то есть Киевкий правитель Дир был сыном Вадима). Внук Вадима – Джун тоже имел прозвище «БАТА». Правнук Вадима - Борис был женат на дочери царя Дунайской Болгарии Симеона. Вадим Храбрый также был руководителем восстания в Новгороде Великом против Рюрика. Убит в 866 г. Эриком (Рюриком). Но вернемся к Светогору, умер он в 855 г. и по завещанию был погребен в городе имени его отца — Чернигове.

      В конце 50-х гг. IX в. Хазарским каганатом правил всесильный бек Ильяс. Три года Ильяс втягивал в войну кагана Манаса, но это ему не удавалось. Тогда возглавляемые им иудеи в 858 г. зарезали Манаса и посадили на трон его сына Исхака, который дал возможность беку продолжить войны. Во главе Русколани и входивших в неё территорий Булгарских княжеств и Киевской Руси, стал в это время старший сын Светогора он принял мусульманство и получил исламское имя Габдулла Джилки (855 - 882). Из-за его новой веры он вошел в конфликт со своим окружением и младшим братом родновером Лачыном (имя в переводе с древнебулгарского означает "Сокол", на древнерусском "Рарог"), который сам хотел возглавить Русколань.

858 г. Ильяс поставил хаканом Хазарии сына Манаса - Исхака Аксак-Тимера. Хакан Хазарии Исхак был хромым от рождения, поэтому булгары прозвали разбойного хакана «Аксак Тимер», а после называли так всех особо ненавистных правителей. В 860 г. Джилки вынужден был из-за своей мусульманской веры уйти в Волжскую Булгарию, где его подняли на царский трон. У него были сыновья Игорь-бат (Игорь Старый), Алмыш и Мардан (Мардан - сын Габдуллы Джилки и мордвинки). После ухода Джилки, Лачын (Рарог) занимает престол Русколани, и чтобы заручится поддержкой хазар женится на сестре хазарского кагана Исхака Аксак-Тимера, но она оказалась бесплодной и он от неё не имел детей. 

Хазары воспользовавшись междоусобицей между братьями и напали на Габдуллу Джилки который вынужден был отступить, и тогда хазары осадили Киев. Обороной крепости руководил в это время воевода антского ополчения Дир (сын Вадима Храброго). Ильяс заявил осажденным, что в случае сдачи города Киевской и русской областям будет предоставлен статус свободного от Саклани-Русколани княжества, но подвластного хазарам, а Дир останется у власти. При поддержке младшего брата Габдуллы Джилки, родновера Рарога-Лачына, преследовавшего свои цели, и наемника хазаров варяга Аскольда, был заключен устраивающий всех договор. Дир получил титул русского князя, который должен был править под наблюдением хазарского наместника Аскольда (так вот почему было в Киеве в то время два правителя Дир и Аскольд). Город Киев — центр нового княжества — обязался выплачивать дань хазарам и помогать им войсками. Аскольд со своим отрядом въехал в Киев. У ворот, получивших название Яхудских, учредили хазарскую таможню, часть города была отдана под хазарский квартал. За три дня жители собрали дань, и бек Ильяс увел из города свое войско. А на троне Саклана (Русколани) остался язычник Рарог (Лачын). Так перестало существовать единство Киевской Руси, Русколани и Булгара – единой державы созданной Светогором.

Ильяс фактический правитель Хазарии в 860 году приказал Диру и Аскольду произвести внезапное и беспощадное нападение на Византию. Однако их войско потерпело поражение, и это поколебало ряды варягов. «Дир, тяготившийся хазарской властью и рассчитывающий на помощь в борьбе с ней, первым принял лжеверу христианскую» (это подтверждает и "Велесова книга"). Так христианство начинало проникать к славянам. Черноморские Болгары которых хан Аспарух расселил на Балканах крестились уже в 861-862г. Подтверждение булгарских летописей мы встречаем в «Велесовой книге» и в Никоновской летописи, где в частности находим сообщение о нападении на Константинополь русов Аскольда и Дира в 860 г., и о последующем крещении одного из русов. Также там сообщается об убийстве сына Аскольда в 864 г. “от болгар”. «Гази-Барадж» повествует и о некоторых других событиях, совершившихся после крещения Дира и неизвестных «Повести временных лет».

863 г. в Киеве началось восстание, сопровождавшееся погромом яхудской таможни и хазарского квартала. В наведении порядка в Киеве участвовал хазарский бек Ильяс с 75-тысячным войском, а киевлянам против хазар помогали волжские булгары Габдуллы Джилки. В ходе этой войны был убит сын Аскольда — Тур. Он прибыл в Киев с Аскольдом для соединения с хазарским беком Ильясом и противодействия Габдулле Джилки. Тур попал в окружение, был опрокинут ударом копья антского головы Нанкая и погиб под копытами коней. О каких-либо связях Аскольда и Дира с Рюриком (в «Велесовой книге», скандинавских сагах и булгарских летописях он упоминается под именем Эрик) “Гази – Барадж” нигде не упоминает. Согласно “Гази – Барадж”, (что подтверждает и «Велесова книга») первоначально титул киевского князя получил Дир. А Аскольд становится единоличным правителем Киева уже после того, как в 870 г. убивает Дира. В этом же 870 году Рарог(Лачын) не имея детей от хазарки вторично женится на венгерке.

880 г. Исхак женился на дочери Алмыша, от моджарки. Летописи также называют и сыновей Алмыша: Газан, Мал, Арбат, Яков, Михаил, Арслан. Причем Яков и Мал от другой жены - дочери Салара - Нушаби. От Нушаби у Алмыша и дочь Зухра. 882 г. скончался правитель волжской булгарии мусульманин Габдулла Джилки. Княжеский престол Булгара занял его сын Игорь-Бат (в наших летописях упоминается как Игорь Старый), который правил Волжской Булгарией с 882г. по 895г. Он внук Святогора, двоюродный брат Игоря сына Рарога-Лачына. Он сам и его потомки унаследовали необыкновенную физическую силу своего предка Святогора (потомок Игоря Старого богатырь Куликовской битвы - Челубей).

Далее «Гази – Барадж» сообщает о походе на Киев Рарога-Лачына. Однако этот поход имел свою предысторию. Как уже говорилось, Урусская и Киевская области с центром в Киеве отделились от Русколани, образовав самостоятельное, но зависимое от хазар княжество. В Киеве еще задолго до событий 882-г. правили князь Дир и хазарский наместник варяг Аскольд. Однако около 870 г. Аскольд убил Дира и его старшего сына, выдав их за тайных мусульман. И в ответ на изъявление покорности хазарам сам получил от кагана титул русского князя. Кроме того, Аскольд дал обещание передавать под управление хазар все завоеванные им у соседей области. Это имело свое основание, так как он задумал захватить всю Русколань для своих сыновей. Еще в 870 г. Аскольд послал своего сына Булата в набег на волжских Булгар. Но варяг Эрик (Рюрик), выступил на помощь булгарам.

В ходе этого противостояния князь Эрик и черемис (мариец) Алабуга должны были совместно взять Киев. Однако эта операция не состоялась. Тогда хан Булгара Габдулла Джилки вторично позвал Эрека (Рюрика) в совместный поход на Киев, который стал к этому времени цитаделью хазар. Перед этим походом Эрек утвердился в Новгороде и Русской области и взял в плен сына Аскольда Булата. Но только в 882 г. на Киев из Новгорода двинулся уже сын Эрека, Салабхи-Олег ( Салабхи на тюрско-арабском означает скользящий прозрачный дух, у славян этих существ называли Леги от слова легкие и поэтому отсюда и имя Олег то есть близкий к Легу, а греки этих сущностей называли ангелами), к нему присоединился с войсками и Алабуга. То есть Олег не дальний родственник Рюрика, а его сын. Затем к ним присоединился старший сын Габдуллы Джилки, мусульманин Алмыш. Анты Джуна(Дуная), сына Дира, со страшной резней ворвались в город и взяли его. Алмыш с войсками пошел дальше в Белую Вежу и сместил с Сакланского престола своего дядю Лачына (у Лачына кстати служил старший сын Алмыша– родновер Арбат, который после этих событий ушел в Моджар) пообещав предоставить малолетнему сыну Лачына — Игорю (Угыру) взамен престол Киевского княжества. В результате чего на главном престоле в Саклане вместо Лачына(Рарога) сел Алмыш. А после взятия Киева там был посажен малолетний сын Лачына Игорь, соправителем которого стал Вещий Олег. Об этом было объявлено Киевским боярам, которых предупредили, что в случае сопротивления им будет плохо. Боярам показали привезенного Алмышем Игоря, и они согласились с Олегом в том, что он будет соправителем Игоря, и заключили с ним договор.

Бывший в это время князем в Киеве Аскольд и его сын Булат отказались подчиниться решению бояр, и тогда их привели к Олегу силой. Но Аскольд с криком «Проклятый раб, ты изменил своему господину и должен умереть» обнажил меч и хотел зарубить Олега. Но Джун «Бата» (сын Дира) был начеку и убил Аскольда ударом копья. Поспешивший на помощь отцу сын Аскольда Булат, по-видимому, бывший здесь же то же был убит.

Все сказанное делает поход Олега (сына Рюрика) на Киев более обоснованным, чем описания похода в Повести Временных Лет (ПВЛ). И то, что Олег становится соправителем малолетнего сына  Рарога(Лачына) – Игоря, вполне в духе того времени — Олег выступает как бы в роли всесильного князя при бесправном, но в достаточной степени знатном правителе сыне князя Саклана Лачына.

Легенда о призвании трех братьев и о Рюрике — мнимом родоначальнике русских князей приводится только в ПВЛ, но ни одно литературное произведение XI в. не называет Рюрика-Эрика основателем княжеского рода. А «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона» и «Память и похвала князю русскому Володимиру» возводят начало династии русских князей к Игорю «Старому» (сыну Князя Рарога-Лачына). Итак, главным разногласием ПВЛ и летописи “Гази – Барадж” в описании событий 882 г. является то, что Олег в ПВЛ назван только родичем Эрика, а Олег булгарской летописи — сыном князя Эрика. А бывший, согласно ПВЛ, сыном Эрика Игорь, по данным “Гази – Барадж”, оказывается сыном Рарога-Лачына — знатного князя Русколани (Саклана). И это сообщение особенно важно, так как русский князь Киевского княжества Игорь, сын Рарога-Лачына при ближайшем рассмотрении оказывается принадлежащим к древнему славянскому роду. Так же становится понятным почему у русских князей ведущих свою родословную от Игоря сына Лачына, символом стал сокол Рарог.

В 885 г. хакан уговорил родновера Арбата (сына Алмыша) вернуться из изгнания и свергнуть своего отца мусульманина с Сакланского престола. И в том же 885 г. внук Уруса - Арслан уговорил Исхака начать войну с Печенегами, которая вышла ему боком. Казаки при поддержке Болгар и каубуйцев прикончили Исхака Аксак –Тимера вместе с его яхудскими наставниками.

В 895 г. Игорь Старый (сын Габдулы) сдал престол Волжской Булгарии своему брату Алмышу. После смерти Олега в 912 году Игорь стал господином Киева, женился на попавшейся в плен Ольге.  Игорь прислал в Болгар послов с такими речами к Алмышу «Я слышал, брат (двоюродный брат), что ты мучаешь приверженцев нашей старой веры, к которым отношусь и я. Поберегись же, ибо я уже стал самостоятельным русским князем и в состоянии помочь своим единоверцам!»

В 922 г. Алмыш – царь булгар волжско-камских насильно вводит у себя в княжестве новую религию ислам, на средней Волге возникает мусульманское государство. В 924г. умер брат Алмыша Мардан оставив после себя сына Хаддада. После взятия Игорем Лачыни Ростова в 925 г., Алмыш отправился туда для наведения порядка. На обратном пути на него напал медведь и он умер. Уланы подняли на трон его сына Газана, которого называли и Хасаном и Казаном. Сын Мардана – Хаддад осенью 930 года, когда возмущение народа правлением Газана (сына Алмыша) достигло предела, счел удобным для захвата трона и двинулся с дружиной из Путивля, но неудачно. Из-за наступления Газана он ушел к вятичам и они избрали его своим князем. Хаддад с этих пор стал называть себя Кучко.
Около 940 -942 г. от Ольги у Игоря родился сын Борис (Святослав Игоревич). У него было два имени - славянское и булгарское. Одно по роду матери болгарки, потому что Борис - это Барс, священный тотем булгар. Булгарская летопись говорит булгары сына Игоря называли – Борис, а Анты его звали Святослав (анты –анчийцы). У Бориса-Святослава могло быть еще и тайное имя.

     В 944г. в Итиле Узбек стал хаканом. Поэтому Мал – сын Алмыша живший тогда (у своего дяди бывшего кагана хазарии) в Итиле бежал со своей женой хазаркой Юсуф в Кара-Булгар (так в летописях называется древлянская земля). Там его поднимают на княжеский престол. К 944 году Мал уже был достаточно зрелым мужчиной (и скорее всего по вероисповедованию был иудей ведь не зря он жил в Хазарии и имел жену иудейку). Во всяком случае, у него были уже дети. Кара-Булгаре тогда было немало городов – Путивль, Хурса, Сэбэр, Харька, Салтау, Чаллы и др. По устоявшимся понятиям древлянская земля находилась восточнее Киева, в бассейне реки Припять. У булгар земля князя Мала располагается совсем в другом месте, потому что перечислены города, среди которых без труда опознаются Курск, Харьков, Салтов. Тогда и столицу Путивль мы можем соотнести по созвучию с нынешним Донецким или Хорошевским городищем - Хорошдан. Хорос или Хорс – славянское божество. Возьмем Сэбэр, или Север он соотносится со славянским племенем сиверы-северяне. Но ведь и река Донец - Северский, точнее Сиверский! Это историческое название. Поэтому и Белгород - на Донце, в 40 км от Харькова - в эпоху Киевской Руси, скорее всего, назывался Север. Город заложен на месте, известном как Северское городище. Там же находится и Светогорск - это часть старого Слободского края. В наших летописях столица князя древлянского Мала называется Искоростень. "Ис", или "ас", со славянского означает «изначальный». То есть вначале был один город, а когда Ольга их переселила то построили уже другой с таким же названием. Самого Мала Ольга ведь не казнила, а с частью уцелевших в войне древлян переселила к себе под крыло, на Припять. Их новый город и назвали Путивлем-Коростенем. А старый, сожженный остался в памяти. Старым Коростенем.

Мал был любимец и наследник Алмыша. Правитель Путивля-Искоротеня. Когда Игорь в третий раз потребовал у Мала дань, тот отказал. Началась война, в которой Игорь был взят в плен. Жена Мала, бывшая раньше женой Игоря и бежавшая от него по причине происков Ольги, велела разорвать князя на куски и развесить их на дереве (так казнили на Руси согласно сообщениям арабских путешественников только прелюбодеев). Овдовевшая Ольга двинулась на Путивль с Русским войском из Новгородцев ибо Анты отказались воевать с с древлянами-булгарами. Мал попал в плен. Однако все это не помешало Малу остаться «действующим» военачальником. Мал стал главнокомандующим киевскими войсками после своего поражения от Ольги. Дети Мала: Добрыня, Тагай и дочь Малка – жена Барыса (Святослава). А сын Мала Добрыня настолько упрочил свое положение что стал первым русским бояром, который «огнем и мечом» крестил Русь. Добрыня также командовал войсками и у Булымера (Владимира Святославовича).

Барыс в детстве сильно болел. Отчы-Субаш взялся исцелить смертельно больного Барыса, которого до этого безуспешно лечили Русские и румские врачи. Когда, Ольга спросила его, почему он это сделал, Субаш ответил: «Мой отец сильно разбогател от продажи румских вещей, которые купил у Игоря, и считал себя обязанным ему. Поэтому я хочу помочь его сыну». – «Каковы будут твои условия?» - поинтересовалась женщина. – «Если я исцелю Барыса, пусть он не принимает христианства», - сказал Отчы-Субаш. Он вылечил Барыса и дал ему новое имя Богдан, и тот не принял христианства…».

Святослав-Борис был женат на венгерской княжне Предславе, от брака с которой оставил Ярополка и Олега. Кроме того, от Малуши он имел незаконнорожденного сына Владимира. В 964 году Святослав отнял у бояр Кучко город Муром . Убит Святослав в 972 г. печенегами хана Кури.

После смерти Талиба (сына Газана и внука Алмыша), царя Булгара, в 981 году подняли на трон Тимара Мумина Печенега, поддержанного казаками и печенегами. Чтобы крепче привязать Булымера (Владимира) к Державе, Тимар выдал за него свою дочь Бозок (мать Бориса и Глеба). После смерти Булымера на Руси началась война за главенство между его сыновьями. Мстислав сидевший в Тмутаракани и пользовавшийся поддержкой Рума (Византии), одержал верх. По его приказу побежденный Ярослав вероломно умертвил одного из сыновей Булымера (Владимира) от Бозок – Глеба, а слуги самого Мстислава зарезали другого сына Бозок Бориса, как главного претендента на отцовский престол...» (Об участии Святополка в убийствах ничего не говорится). Булымер (Владимир), в надежде на румскую помощь, отказался от уплаты Ростовской дани, и в 992 году Славослав, потомок великого богатыря Бат-Игоря – с хорошо вооруженной армией из казаков и печенегов обложил только что поставленный Владимиром город Бер. На выручку его прибыл новый воевода Владимира – Слав, из рода таук, но Славослав в поединке раздавил его руками, словно куренка, и вслед за этим обратил Бер в ничто. Перепуганный Владимир возобновил выплату Ростовской дани. А деньги награбил в войне против Дунайской Болгарии. В 995г. при помощи румских мастеров восстановил Бер и в память об Славе стал называть его Переславль то есть перенявший славу (Слав перенявший славу другого Слава), ныне Хмельницкий.

В 1088 у князей Кучко отнимают Рязанскую область. В этом же 1088 году Ахад Мосха поставил с разрешения боярина Ивана Кучко крепость Мосха (Москва). Потом его сын Кучко Степан Иванович (суздальский боярин в княжение Юрия Долгорукого) надумал бежать в Булгар. Он владел многими селами и деревнями, в т.ч. и селением на реке Москве, называвшимся Кучковым, на месте которого была впоследствии основана Москва. У него были сыновья Яхам (Яким или Иоаким Степанович Кучко) и Аслан от сакланской женщины и дочь Байгюлби (Улита Степановна Кучко) от батышки Банат. На Улите женился русский князь Тюряй (Андрей Боголюбский) и имел от нее сына Кинзяслава (Изяслав Андреевич – старший из троих сыновей великого князя владимирского Андрея Боголюбского от брака с дочерью московского боярина Степана Кучко), который умер от ран, полученных в 1164 г. Одного из сыновей Андрея – Джурги (Юрий Андреевич Грузинский) булгары называли Хисам-Лачын, он был князем Булгара и женился на Грузинской царице Тамаре. Тамара была плохой женщиной и он ушел от нее вместе с сыном Аблас-Хином, жизнеописание которого в булгарских летописях позволяет видеть в нем атамана казаков бродников Пласкиню, вдальнейшем он получил титул князя Саклана. А сын Плоскини был Булгарским князем и так далее….

В небольшом обзоре естественно невозможно упомянуть всех наших героев, поэтому мы кратко рассмотрим ещё только одного не заслужено оклеветанного нашего предка.

Князь МАМАЙ, атаман Донской казачьей Орды. В Куликовской битве 1380 г. было сильно потрепано  его войско. В это время Золотая Орда практически распалась. Самостоятельными стали Дон, Кубань, Крым, Астрахань, Литва др.. Но многие  русские княжества оставались зависимы от Тахтомыша. Мамай захотел объединить все русские княжества под своей рукой, к нему присоединился рязанский князь Олег. На престолы других княжеств Мамай рассаживал своих людей. На Московский престол он посадил девятилетнего князя Дмитрия и потом всячески его поддерживал , защишая от наглых соседей. Но Дмитрий подрос и перешел на сторону Тахтомыша и выступил против своего наставника Мамая.  В это время хан Арабшах двинулся войной на Мамая. Мамай убил Арабшаха и вынудил булгарского эмира Азана отправить на Дон для соединения с Мамаем атамана Чабана с 2 тысячами черемшанских казаков. Чабан соединился с 80-тысячной ордой Мамая на развалинах крепости Хэлек.

  Потрепаный в боях с Арабшахом Мамай вынужден был принять бой с Дмитрием князем Московским. Началась Куликовская битва с единоборства Пересвета с богатырем Челубеем, потомком князя Игоря Старого. По летописи, они сошлись с такой силой, что оба пали мертвыми. И «Задонщина» (это текст поэтической повести о Мамаевом побоище, обычно именуемый «Задонщиной) не знает ни о каком поединке Пересвета с «печенежином» или «татарином», а в ее древнейшем списке, несущем на себе отпечаток сокращений монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина, ни Пересвет, ни его брат Ослябя не имеют никаких признаков иночества, и имена у них как мы видим не христианского разлива, а старорусские. А вот в Киприановской редакции, Челубея называют ещё и именем ТаврУл, что говорит о принадлежности его к таврам – древнему славянскому роду проживавшему на Крымском полуострове.

Русская конница была спрятана в лесу за болотом. И деревья в нем были подрублены для быстрого устройства завала в случае вражеского прорыва. И когда московский князь увидел гибель своего левого крыла, то в ужасе бросился скакать прочь со своими ближайшими боярами. А бывшие в засаде приняли его за мамаевца (т.е. москвичи не смогли отличить своего князя от воина Мамая) и свалили на него дерево, но Дмитрий остался жив. У Мамая в войске были: монгыты, черемшанские казаки, степняки, крымцы, анчийские (украинские) казаки, ногайцы, башкорты. У московского князя (Дмитрия Донского): монгыты, ногайцы, артанцы, казаки и москвичи.
Хан Золотой орды Тохтамыш, нанес Мамаю окончательное поражение на реке Калке после чего Мамай уехал в Крым и был убит в 1381 г. После себя Мамай оставил сына Мансура, который считается родоначальником князей Глинских. История появления Глинских в русской истории в «учебнике» выглядит приблизительно так: после одной из битв, великий князь литовский Витовт заблудился в лесу, неожиданно к нему вышел Мансур-князь, сын давно разбитого Мамая и сказал, что, если Витовт отдаст ему Глинск и Полтаву, то он – Мансур-князь, Витовта оставит в живых и из леса выведет. Витовт согласился и обещание сдержал. Так появились князья Глинские. Таким образом Елена Глинская, потомок князя Мамая, стала матерью знаменитого  русского царя Ивана Грозного.

То есть мы видим, что опять наши бились друг с другом на почве различия вер. Как утверждается летописями, атаман Донской казачьей Орды князь Мамай был из рода Кыйан, потомком князя Кия основателя города Киева (Кий сын князя Руса, двоюродный брат Аттилы см. выше). Он, даже когда волжские булгары повсеместно приняли ислам, оставался приверженцем старой русской веры и говорил, как утверждается (смотри Гумилева) на славянском языке отвергая ломаный арабско-тюркский. В наших христианских летописях его называют проклятым идолопоклонником, забывая, что все наши предки почитали кумиры своих богов и героев (да мы и сейчас не отказались от памятников). И не несмотря на то что историки превратили его во врага, в народной памяти он увековечен как герой. Он герой украинского народного эпоса - «Козак Мамай», его именем назван Курган. А в 1997г. Сбербанком Украины выпущена юбилейная монета «Козак Мамай» с его изображением. 

Таким образом познакомившись с событиями минувших лет, пора бы и нам живущим на месте исторической родины большинства славян Русколани (или как говорят Болгары Саклани) перестать быть Иванами родства не помнящими. Ведь только народ имеющий крепкие корни может быть уверен в своем будущем.

Источник ➝

День Бога Велеса

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

24 февраля по народному календарю празднуется день Власия, но традиция данного дня имеет ведические корни. Когда-то он назывался день Бога Велеса. (Волос, Вели (гер), Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Вала (инд.), Беленус или Бели(кельт.), Бербаш (дословно”медвежья голова” –скифск. ) Ас-ирис(егип., то есть бог Ас Ирийский, ирий по древне руски рай)). Его священное дерево тополь.

Образное значение имени бога: "Веле" — Вельми (Великое), "С" — Слово (Мудрость, воплощённая в вибрациях звука). Единый образ: «Великое Слово (Мудрость, воплощённая в вибрациях звука)». Образы буквиц: В — Веды (Ведание), Е — Есмь (Осознание Божественного Присутствия), Л — Люди, С - Слово (Мудрость, воплощённая в вибрациях звука). Объединённый образ: «Ведающее Слово, ниспосланное Свыше людям о важности осознания Божественного Присутствия Всевышнего Прародителя везде, всегда и во всём».

Велес бог покровитель пастушества, богатства, облаков, мудрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, целительства, вестник богов, проводник умерших душ (встречает и сопровождает души умерших и нарождаемых людей). Он главный судья человеческих душ на посмертном Суде(в Бояновом гимне есть такая строка „Велеса нам не избежать”).

Бог Велес олицетворяет так же единое информационное поле из которого каждый Человек может постараться взять то, что пожелает. Однако, следует помнить, что человек получает всегда ровно столько, сколько заслуживает, насколько он развил свои способности. Именно поэтому Бога Велеса и ассоциируют с богатством, так как он океан потенциала и каждый подобравший ключ  может взять для себя всё, что заслуживает.

В Ведические времена основным богатством считалось зерно и крупный рогатый скот, по поголовью которого судили о зажиточности хозяина. Вероятно, по этой причине символизм Бога Велеса и связан с Быком. Его ещё называют «скотий Бог», покровитель крупного рогатого скота, приносящий богатство и достаток в дома наши. А так как информационное поле  - это кладезь опыта многих поколений Предков, то ещё Бога Велеса называют хранителем и вместилищем Мудрости.

По одним источникам он муж богини Макоши, по скандинавской версии муж Даны, а по персидской версии муж Сиды –Изиды (но скорее всего это просто разные имена одной и той же богини у разных народов).

День Бога Велеса

Все традиции празднования этого дня сохранились в народном (и частично в христианском) календаре, даже название дня осталось созвучным. Власий как и Велес почитался покровителем домашних животных: «Власьев день — коровий праздник». Не отмечая этой даты, хозяин имел неосторожность навлечь на своих животных различные беды. Давали домашним животным в этот день лучшие корма, ухаживали за ними. Начинались скотские базары — торги. Наступали Власьевские морозы, и поскольку их считали последними из сильных, то говорили: «Власий, сшиби рог с зимы». В течение 3 дней выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева, говоря, что тронутые морозом семена дают лучший урожай. Выносили на мороз также лен и пряжу, чтобы иметь чистые, ровные и белые нитки и мотки. На Украине давно приметили: зима должна закончиться сильной ночной метелицей, чтобы снег позабивался в каждую щелку. Про такую метель говорят: «Зима дитя ищет».

"Власьевские утренники подошли, держи ухо востро", "Семь крутых утренников: три до Власия да три после Власия, а седьмой на день Власия", "Прольет Власий маслица на дороги — зиме пора убирать ноги".

Картинка 10 из 3225
Так откуда же пошла традиция празднования этого дня? Наши предки считали что в былые времена боги жили на нашей земле и учили людей разным наукам и ремеслам. "Дочь Дыеву (Диву), которая от дочери Наховы (Луны), царя Пресеченьска, сватали за Посейдона (Бога Дона) и Ангенора и Велосу, также приятна (она). Велос же поял женою Сиду („Изида – Дана-Макошь- Яга”; поял- был женат на ней). Ангенор же ушел в Вивинию (Венедию-Европа) и поял жену именем Тоур (Тару?) и сотворил град и нарек Тоур, и родил от Тоур Кадма (Бог любви Кама?)”-- толковая Палея Синод сп.№210 л. 557. Так же согласно словаря "MaterVerborum ", Дива была отдана замуж за Перуна, а Посейдон (Дон) был отвергнут (и женился на Роси).

Велеса славяне соотносят с золотом, а Перуна с оружием. Он Бог-покровитель всех скотоводов и животноводов, а также Родовой Покровитель западных славян - Скоттов (шотландцев это Скифы сколоты потомки боярина Скотеня , см. «Велесову книгу»), поэтому и говорили они всем испокон веков, что : "Велесъ скотiй Богъ" (бог людей, а не домашних животных, которых в древности именовали словом животина). Переселившись на британские острова, древние Роды Славян-Скоттов назвали все обжитые провинции - Землей Скоттов - Scotland (Шотландией), а в честь своего Родового Бога-Покровителя Велеса они назвали земли с лучшими пастбищами его именем - Wales (Уэльс, т.е. Велес). Велес является Богом-Покровителем и Управителем Небесного Чертога Волка во Сварожьем Круге, который расположен рядом с Небесным Рубежом, разделяющим Миры Света и Тьмы, поэтому Вышние Боги доверили Велесу быть верховным Хранителем Небесных Врат Междумирья. Эти Небесные Врата находятся на Золотом Пути Духовного Развития, который ведет в Небесный Асгард, а также в Небесный Вырий и в Светлые Чертоги Волхаллы.

Бог Велес всегда олицетворяет всестороннюю заботливость, кропотливое созидательное трудолюбие, честность и решительность, стойкость, постоянство и хозяйскую мудрость, способность отвечать за все свои деяния, сказанные слова и совершенные поступки. Бог Велес, охраняя Небесные Врата Междумирья, пропускает во Сваргу Пречистую Души только тех усопших, кто не щадил своей жизни во защиту Родов своих, во защиту земель Отцов и Дедов, во защиту древней Веры; которые усердно и созидательно трудились для процветания своих Родов и которые от чистого сердца выполняли два Великих Принципа: Свято чтить Богов и Предков своих и жить по Совести в гармонии с Матерью-Природой.

Боян в «Слове о полку Игореве» назван Велесовым внуком , поэтому Велес является прародителем многих славянских родов. Его имя связано со словами: велеть, воля, владение, власть, великий. Велес есть олицетворение хозяйской мудрости. В древности, Велес считался звериным богом и принимал облик медведя (поэтому скифы и звали его Бербаш- медвежья голова). Он был покровителем охотничьей добычи. Это в его честь волхвы надевали медвежьи маски на головы, а на себя звериные шкуры, чтобы уподобиться принявшему образ медведя Велесу и исполняли ритуальные танцы, служа требы богам. В прежние времена на Святки и на Масленицу отмечали комоедицы - праздник пробуждения медведя, или Велесовы дни славянского ведического календаря. С почитанием Велеса, или Волоса, у славян связано возникновение и самого слова «волхв», однокоренного со словом «волохатый». Обычно оно переводится как волосатый, косматый, кудлатый. А вот в древности «волохатый» означало - почитаемый богом Волосом, не подлежащий убиению. В бронзовом веке, в пору пастушьих переселений, Велес-медведь сделался в народном сознании покровителем домашних животных и богом богатства. В древнем Киеве кумир его стоял на Подоле, в нижней части города, и пользовался величайшим почитанием наших далеких праотцев-славян. А в Москве на склоне Боровицкого холма лежал Камень Велеса, к нему матери больных младенцев приносили «для обретения крепкого здоровья и исцеления от различных недугов» (И.М.Снегирев «Русская старина»). «Приплыл» тот камень в незапамятные времена к холму Боровицкому по Москве реке, после чего и явилось здесь святилище бога Велеса (сей камень убран в 19 веке по приказу императора Николая Павловича).

Чествовали бога в самом начале недели: День Велеса - понедельник. Н.М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет, что о Волосе упоминается еще в договоре вещего Олега с греками. Именем Волоса, так же как и Перуновым именем, «клялися россияне в верности, имея к нему особое уважение, ибо он считался покровителем скота, главного их богатства». В древности в память о Велесе существовал такой обычай: первую борозду по весне проводил медведь, запряженный вместо лошади в соху: это обеспечивало щедрый урожай. Когда же наступала хлебная жатва, жницы отправлялись в поле с песнями. Одна из них, захватив рукою пучок колосьев, закручивала их на корню, а потом заламывала в сторону: «завивала Волосу бородку». Этот закрут оставался в поле несжатым до следующей пахоты. Кое-где завивают Волосу бородку и по сей день, только иногда называют его Житным дедом. Бога Велеса в древности воображали в виде красивого молодого человека, облаченного в шкуру наружу мехом, перехваченную широким кожаным поясом - «чересом». На поясе висел калита - кожаный кошель. В калите Велес хранил земные блага, а в чересе - духовные.

Спускаясь на землю, Велес бродил от дома к дому, жалуя людей своими дарами, особенно вступаясь за бедных и сирых (не отсюда ли пословица: «За сиротою - бог с калитою» - в том значении, что бедняков бог порою наделяет высокими духовными качествами и талантами). На небесах Велес пас свои неисчислимые стада, варил небесный мед, разводил пчел и занимался разными ремеслами. Если небесным кователем-кузнецом был Перун (или Сварог), давший людям навыки в обращении с огнем, то Велес научил их ремеслам. Был Велес не только звездным пастухом, но также покровителем путешественников, музыкантов и певцов. Велес слыл также великим врачевателем, силе которого подчинялись травы. О том, сколь огромное уважение питали наши предки к Велесу, говорит стародавний обычай цедить рождественское пиво через шерсть, а гадая на суженого, девушки не только лили воск, но и сжигали охапку сена или клок шерсти, по игре теней пророча будущее. К числу древнейших относится и гадание по брошенной в огонь бараньей шкуре - непременно с шерстью на ней. Волхвы бросали в пламень кости, вытаскивали их еще не обгорелыми и толковали огненные пятна на них как волю бога. Все это - следы поклонения Велесу-Волосу.

Считается также, что Велес - прародитель великанов: волотов, велетов, ведь слово «ве-лий» означает большой, великий. Вообще этот бог был особенно благосклонен к богатырям и всем людям, наделенным высоким ростом, большой физической силой. Также он владелец нечитанной книги земли, которая иначе зовется Совесть (СОвместная ВЕСТЬ получаемая от богов и предков) или Чистое Поле, а по современному-- «энергоинформационное поле земли». Имя Велеса-Волоса доныне сохранилось в славянских землях в таких названиях, как Велесова гора, Волосова долина. В средние века, с приходом христианства, Велес соединился в народном сознании со святым Власием - покровителем домашнего скота. Его день отмечался до революции 11 февраля по старому календарю, а после принятия нового календаря стал праздноваться 24-го февраля (из-за сдвига дней в календарях).

Мифы.

Еще в незапамятные времена, до того как посетить нашу землю, бог Велес пастушествовал в небесах. Он гонял по синему своду стада облаков, играл на свирели, которую некогда изладили для него сыновья бога ветра Стрибога, и распевал песни о великих деяниях, кои дано свершить богам и людям. А у громовержца Перуна, небесного владыки, была красавица-жена – богиня Дива. Она оставалась вечно юной красавицей. Ее золотоцветные волосы были убраны жемчугами, одежда изукрашена богатым шитьем и драгоценностями. Велес тоже любил красавицу Диву. Чуть, бывало, повеет теплом, чуть вылетят из райского сада Ирия жаворонки, неся на землю весну, начинает хмель любви бродить в теле небесного бога-пастуха! Не в радость ему мирная жизнь, не в радость небесные красоты. Хочется потешить буйную плоть! Не в силах с собой справиться, Велес улучил миг, когда Перун отвернется, и похитил красавицу Диву. Что тут содеялось в небесах! Черные грозовые тучи - передовое воинство Перуна - стремглав понеслись к жилищу Велеса, чтобы испепелить его молниями, убить громами. Но тот заиграл на чародейной свирели братьев-ветров - и на пути Перуна встала неодолимая стена встречного ветра. Стрибог сурово бранил своих легкомысленных сыновей, давших в руки Велеса такое сильное оружие. А Велес наслаждался своей безнаказанностью и смеялся над обманутым громовником. А между тем Дива, задумала украсть эту свирель. Она подольстилась к Велесу, начала петь для него, танцевать. Ах, каким теплом повеяло в это время на земле и в сердце влюбленного бога! Но когда Велес уснул, разнеженный, Дива схватила волшебную свирель и с такой силой отбросила ее прочь, что свирель улетела на землю и рассыпалась на тысячи обломков. Из них, между прочим, выросли тростник и камыш, из которых люди с тех пор и начали делать свирели да простенькие дудочки. В то же мгновение ветры перестали слушать Велеса и склонились перед молниями Перуна. И Громовержец прорвавшись к похитителю потребовал от Велеса чтобы он удалился в изгнание на землю. Велес и сам понял, что совершил непростительную глупость по отношению к своему брату Перуну, и раскаявшись отправился к людям обучать их землю обрабатывать и скот водить. Увидав, как жестоко наказан Велес, добросердечная Дива горько заплакала, и слезы ее теплым дождем пролились на землю. Растаяли остатки снега, зазеленели травы в полях и лугах, оделись листвою леса, а кое-где расцвели синие, точно небеса, цветочки. Это были слезы Дивы по Велесу, которого она жалела, и ни как не могла забыть. С тех пор цветы эти и называются - незабудки. Пожалел суровый Перун красавицу-жену и дал ей слово простить и Велеса. Но не сразу, а пока пусть поживет на земле. А Велес чтобы не искушать Диву которая все это время смотрела вниз, на землю, и любовалась им, принял образ медведя (В скифском варианте легенды у него была только голова медвежья, а тело человеческое, и скифы его прозывали Бер-баш, медвежья башка. Волхвы, которым покровительствовал Велес, в знак этого надевали на свою голову маску медведя). С тех пор так оно и повелось, лето Велес проводил на земле, в лесу, в образе медведя, украдкой помогая людям пасти их стада и оберегая коровушек от диких зверей: недаром зовется он «скотьим богом», покровителем пастухов. Все это время стада облаков в беспорядке бродят по синим небесным пастбищам - именно поэтому летом куда больше облаков, чем зимой. Осенью, когда птицы улетают в теплый Ирий-сад, они уносят с собою Велеса, вновь принявшего свой обычный облик. В это время подлинные медведи залегают в берлоги на зимнюю спячку….

Существуют и другие мифы объясняющие отправку Велеса на землю. Например древние сибирские предания так гласят об этом: -- Велес, в молодости был очень озорным юношей, любителем всяческих шуток и проделок. Когда его кормилица Матушка Зимун отпускала небесных коров пастись на просторах Сварги Пречистой и возвращалась в свои хоромы, Велес, обернувшись волком, гонялся за ними и загонял их в Тёмную Пустошь. Вечером, когда Зимун выходила встречать небесных коров, то их нигде не было, и тогда все в Небесном Чертоге отправлялись на их поиски. Велес вместе со всеми шел искать небесных коров и первым находил их в Тёмной Пустоши. За что получал похвалу от своей кормилицы Матушки Зимун. Так продолжалось очень долго, пока Перун, летавший орлом по Сварге Пречистой, случайно не увидел Велеса в образе волка загоняющего небесных коров в Тёмную Пустошь. Кормилица Зимун в наказание за озорство, попросила Перуна отправить его младшего брата Велеса на Землю, чтобы тот помогал людям в течении трех лет. И если после этого срока люди будут благодарить и славить Велеса за его благие деяния, то ему будет разрешено вернуться в Сваргу Пречистую. Перун выполнил просьбу Зимун, отправив Велеса на Землю, где он помогал людям и делился с ними Небесной Мудростью. А когда по прошествии трех лет Слава о Велесе достигла Сварги Пречистой, Перун вернул его обратно к Матушке Зимун.
По другой версии, то же из озорства, Велес угонял в Мрачную Пустошь летающие корабли богов (Звездолеты), и Сварог с Ладой матушкой отправили его на землю к людям, чтоб он остепенился.

На 24 февраля по современному календарю (11 по старому, не путать!!!!) ещё во второй половине 19 века в селах у болгар-помаков праздновали Велесов день. Стефан Веркович в своей книге «Веда Словена» (1871 года издания) пишет: «Когда то веровали, что это был Бог покровитель скотоводов, и прославляли его сотворяя Коло (круг). Рано утром в этот Велесов день в каждом селе, староста посылал трех девушек ходить по селу и извещать о празднике сельчан специальной песней. Когда девушки допевали эту горную песню и обходили все село, то старый староста собирал девять молодых пар и этих трех дев и все шли они на то место, где были собраны вместе коровы с этого села. Когда шли, то девы также пели песни. Достигнув того места, где были волы и коровы, староста доставал «Ясную книгу» (Свод древних вед), и начинал читать святые гимны богам, чтобы усмирить коров.

«Ой, Боже ли мой, Велес бог,

Жива Юда (богиня) ведь нас учила,

Да как петь эту ясную книгу говорила,

Да как петь её, да всё потом записать,

Как кошарами нашими заправлять…

Усмирив коров, потом ждали, когда солнце взошедшее на небесах, обогреет всех по воле Велеса бога, и тогда юные девы заклинания закликают и свои ясные главы, (а также и старосту) белыми венками позлаченными увивают. После этогосотворяли коло (круг) и требу в круге воздавали и Велесу Богу гимны пропевали:

«Боже мой все сущий,

Свет во тьму несущий,

Сияньем озаряющий.

Миры нам сотворяющий

Древними звездами ты сияешь,

Кривду к нам не допускаешь…

Боже мой, Велес Бог, просим тебя, Боже,

Ты с небес на эту землю снизойди,

И нас от темных чар освободи

Да будем мы со тобою во едине

и ныне и присно и от круга до круга

тако было, тако еси, тако будет».

К угощенью тебя приглашаем,

гимнами славы к себе призываем:

«К нам на трапезу Боже приди.

И венки чудесные ты принеси,

И кто свидится с тобою до зари

Тому ты белый венок и подари,

Да чтоб нарядил он им свою кошару,

Чтобы плодились волы, да коровы на славу,

От одного же тысяча, а от тысячи три тысячи

А кто кошару не украсит свою,

у того приплода не будет в этом году!»

Когда все угощались, к трапезе присаживался и староста украшенный венками, а после еды, кто-нибудь один снимал все венки говоря при этом следующий гимн:

«Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе!!

Да будь ты славен на Мидгард земле,

По весям нашим твой личень-день идет,

Этот Велесов – день нам счастье несет!

Тебя боже угощают, и почитают,

Златую трапезу тебе накрывают.

Давай, же Боже нам белые венки,

чтоб дома и кошары украсили мы.

И богатство и счастье к нам всем придет

Приплод от одного да тысячу нам принесет,

Да чтобы нам в полях было что собирать,

А в садах плоды чтоб могли мы сорвать.

И пресное молоко коровье доить,

и тебя при этом Боже хвалить»

Каждый из присутствующих брал по венку, и потом шли туда, где находился скот, и украшали коров и пели следующий гимн:

«Боже ты наш, живой и сущий

Свет и счастье в дома нам несущий

твой личень- день, в нашем селе.

Мольбою молимся мы тебе,

Чтоб десную (правую) руку ты на коров поднял,

И благословление плодится им на три года дал,

И да будет у них от ста да тысяча телят,

А от тысячи да три тысячи пусть они наплодят.

Ой, ты Боже наш, да ты живой и сущий,

Услышь нашу мольбу, ведь ты всемогущий!

Пусть будет тебе личень день да весь год,

А нам во всех наших делах будет приплод

И тебе жертву мы в коле воздаем,

требные дары через огонь подаем.

Гой, гой о Боже наш всесущный,

Живой, великий и всемогущий!

Наряженный староста оставался на месте проведения ритуала, а юноши и девушки отгоняли коров в село и праздник продолжался уже там. В этот день обязательно украшали венками так же и свои жилища, пекли печенье, пироги и пышки в виде фигурок животных и жертвовали их Богу Велесу, часть пышек ели сами и кормили своих детей, а другую часть раздавали нищим. Одну пресную пышку сушили и оставляли на целый год и если какая животина заболевала, то ей в еду добавляли крошки от этой Велесовой пышки в качестве лекарства.

Поздравляем всех с Праздником! Ведь как говорили наши предки если "Велеса нам не избежать", так давайте его прославлять!

Популярное в

))}
Loading...
наверх