На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 825 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Холодок
    3. ==="Человек приходит на свет частичкой бога , и начинает воспринимать мир целостно и как он есть !"=== Слушайте, М...10 мифов о язычестве
  • Валерий Холодок
    2. ==="НО только для изучаемого – рассматриваемого отдельного сектора пространства !" и дальше "...по мере освоения н...10 мифов о язычестве
  • Валерий Холодок
    Здравствуйте, Малик. Уже говорил Вам, что Вас подводит отсутствие информации, НО! это не страшно, хуже, когда Человек...10 мифов о язычестве

Веда Словена. Вешние Деды. Говит День

30 апреля - Весенние (Вешние) Деды, важный день для Родноверов (староверов , язычников). 40 дней прошло от Весеннего равноденствия. Теперь мы должны помянуть предков и всех родственников, ушедших в Навь. Ведь они не оставили нас на совсем и наблюдают оттуда за нами, живыми и неугомонными.

Названий у дня поминовения усопших много: ГоВит День ("Го" это Горний- высший, "Вит"- это Дух отсюда и витать -летать), Радуница, Родоница, Могилки, Гробки, Навий день, Родительская, Усопшая Радованица, Радованские поминки, Деды радостные. А также это ещё и Ночь костров (Вальпургиева) или Ночь ведьм (ведающих матерей), которые в этот день собирались на горе. День весеннего поминовения усопших существовал и существует не только на Руси, но также в Малороссии, в Белоруссии, Польше, Молдове, Осетии, Болгарии и др.

Итак, 30 апреля - помин предков (Мёртвый день). Все умершие ждут своих родственников и незримо присутствуют рядом, независимо от того, знаете вы это или нет. Зеркальная дата этого праздника осенью - 31 октября - Осенние Деды. В это время Граница между миром мёртвых и миром живых становится очень тонкой. Вместе с духами наших родных, в явный мир проникают враждебные навьи силы. Зная это, люди жгут костры, собираются вместе, водят хороводы. Наблюдая за обрядами, ничего не понимая в сути вещей, священники причисляли действия людей к бесовским танцам и придумали, что последняя ночь апреля - это ночь злых колдуний.

В Песнях Болгар Помаков изданных С. Верковичем в 1874 году под названием «Веда Славена» рассказывается о том как наши предки в старину отмечали этот праздник. И так смотрим:

Весной 30 апреля болгары отмечали ГоВит День ("ГО" это Горний- высший. "ВИТ" это Дух, отсюда и витать-летать- виться). Этот праздник был посвящен ушедшим в другой мир духам предков и праздновался перед Яробога днем (сейчас мы его знаем как Народный праздник "Егорий Вешний", он же Юрьев день и отмечается 6 мая 2024 года, а по старому стилю – 23 апреля). В этот день воздавали жертву богам и предкам. Девять девушек уходили на гору к стаду, готовили Требу и пели следующую песню:

Песня 1.

Пасётся стадо на горе, и не сходит на поле, и вспорхнула тут Сура (огненная) Лама (змея, дракон), и побила погасила всё поле, до самой реки она его высушила! И к стаду подбирается: «Уж ты жди, стадо, как заберусь я на гору, и турну тебя на поле, а потом потонешь в белом Дунае!» Стадо переполошилось, и не выходит на поле. Хвали стадо, небесного Грозу воеводу (ЯраБога, Юру-Жору-Георгия), он сходил с небес с огненной саблею в руке, и пожег Суру Ламию. Ведь Будный (праздничный) уж теперь вечер и царь сидит у огнища, и Богу Велесу разводит он огонь, сам его запаливает для Велеса Бога, и ему жертву воздает, дары ему отдает, да Бога славой славит! Что послал он Грозу воеводу на поле, да на нивы, и всё стадо сходилось, сгрудилось да спаслось. И потому он теперь требу Богам покрыл золотым плотом (покрывалом, платком), что бы в небеса её потом послать, а девы запели песню. Выходила тогда верная любовь царя, и им подарки всем дарила, из сада белые цветы, и золотые ветки носила, и девушки нарядились, убрались. Тут и царь приготовился, чтоб огонь развести да жертву в коло воздать.

 

Когда отгоняли стадо в кошару, то шли во двор к старику селянину, который их ждал, одевшись в лучшие одежды, и пели следующую песню:

Песня 2.

Ой, ты царь, боярин, опояши золотой покров, и к Богу Велесу молись, да на огнище огонь запали, сильный аж до небес! Золотое древо лежит на огнище и ещё огонь не запалили, как сам Бог Велес сходит на огнище и ему царь ты жертву воздай, требу отдай. На огнище трапезу сготовим, да на сильном огне, и будет у нас соленая еда, и кто с нами ест, и кто с нами пьёт тому будет приплод, и пшеница и зелено вино в бочки, и свежее молоко в вёдра, да свежий творог в цедила.

 

Старик селянин, называемый Полич, перепоясывался одним нарядным полотном, и укладывал дерево на огнище. После выходили девушки, и тогда он тайком разводил огонь, как займутся дрова, тогда звал девушек и говорил им, что сам Бог Велес повелел Солнцу греть так, чтобы зажегся огонь, он же на огнище воздавал жертву, а девушки пели следующую песню:

Песня 3.

Боже, родной Боже Велес, Царь тебе, молится, чтоб сошел ты к нам с нашими предками на огнище, где золотое дерево, там разведем сильный огонь! Но сам Бог, не сходил, а лишь послал ясное Солнце, и пригреет оно на огнище, чтоб разожгли мы сильный огонь( т. е. костер желательно зажечь от солнечных лучей). Палит его молодой царь. И садился он к огнищу, и Богу и предкам жертву воздавал, требу отдавал. Сготовим и мы соленую еду, и к тебе Боже с мольбой обратимся, кто с нами ест, кто с нами пьёт, пусть тому будет приплод, да пшеницы ему в амбары, да зелена вина в бочки, свежего молока в вёдра свежего творога в цедила. А кто с нами не ест и не пьёт, того заклятьем закляни и все у него забери. Так пели девы, припевали, и готовили соленую еду, да садились к трапезе.

 

НА ГАВИТ -день.

(от другого певца).

Одно время, в селе песнопевца, одна старая бабка, когда уже была весна, уходила на гору с девушками и пела следующую песню:

Песня 1.

Галя, Галя Бывоница (Бывшая Ведунья, Ведьма ушедшая уже в мир иной)! Сойди, Галя да в наш город. Цветы ты всё рвёшь, да венки вьёшь, и теперь тебе Галя, во садике уже не бывать, а быть на горе с девчатами и их там ублажать, они тебя ждут малое время, уж три недели. Ты сойди, Галя, и их наряди, чтоб беды к нам не пришли. Ведь три недели они сидели, и будут ещё три сидеть, пока Галя, ты их не нарядишь да белые цветы, из садочка им не вручишь. Не уйдут они домой, ведь из за той зимы чтоб она провалилась, на посиделках они не сидели и полотна ведь не белили, да тонкое бельё не ткали. Потому то и послала их старица на гору, хворосту для огня собрать, чтоб Богов прославлять.

 

На горе бабка наряжала девушек цветами, а те пели следующую песню:

Песня 2.

Сошла Галя Бывоница (Небесная Покровительница Ведающих матерей - Ведьм) и на голове у неё золотое блюдо, а на блюде белые цветы, руками венки она вьёт, хвалебные песни поет. Нарядила девчонок в холсты и в низу горы сеет цветы, да как крикнула:«Иди, зима же, уходи, лето ждет нас впереди. Девам зима надоела, уж больна она люта, да снежна! На посиделках они не сидели, хвалебные песни не пели, полотна не белили, тонкого белья не шили.» Услышишь эту песню, зима, Ведь я с небес сама сошла, в низу горы цветы я сею, за лето красное радею. Скройся, зима во дворце и пусть будет заперт он на замке, Сосулечки и снежиночки а также все льдиночки.

Слава Богам и Предкам нашим!

Картина дня

наверх