Велемудр. Мир тесен.

22 706 подписчиков

Свежие комментарии

  • Маргарита Левчук
    Очень похоже на социальное программирование. За сладкими для каждого славянина речами скрывается ухмылка власть приде...ГОД ВЕЩЕГО ВОРОНА...
  • ЛюбоМир
    автор не назвал ещё и появление евреев в это же время. Это пятая народность (Расой не называю, потому что слово РАСА ...ТОЧНЫЙ ДЕНЬ НАЧАЛ...
  • Карпов Илья
    Самоисцеление может наступить при ГАРМОНИЗАЦИИ МОЗОВЫХ РИТМОВ С ВОЛНАМИ ШУМАНА. А ведь существует и наука - ЗВУКОХИМИ...АКТИВНОСТЬ РАБОТЫ...

Берендеи

Берендеи

(Аз есьм на сайте  "Велемудр" и в телеграм-канале  https://t.me/welemudr1)

Редко какой народ, упоминаемый в древнерусских источниках, представляет столько загадок, как берендеи. К слову, школьные учебники вообще его игнорируют. Между тем, это целый и, похоже, практически неизученный пласт нашей древнейшей истории.

Берендеи в литературе и фольклоре

Знакомство большинства из нас с берендеями начинается, очевидно, со сказки Александра Островского «Снегурочка». Или «Сказки о царе Берендее» Василия Жуковского. Но откуда эти писатели почерпнули самое имя Берендей? Из старинных летописей? Нет, скорее всего, из русского фольклора. В старых сказках берендеями звались оборотни, превращавшиеся в медведей.

Берендеи-оборотни

Берендеи-оборотни

Слово берендей дало начало множеству однокоренных русских слов: «берендеить», «берендерить», «берендейка», «берендеечник» и т.п. Берендейка это точёная деревянная кукла, берендеечник – мастер по её изготовлению, а берендеить – делать такие игрушки. Любопытно, что Владимир Даль, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», приводя эти названия, указывает только на одно их происхождение – от села Берендеево (ныне в Ярославской области), но даже не упоминает слова «берендей».

Берендеи в историографии

Историки считают, что именами берендеи, торки и чёрные клобуки русские называли один и тот же народ или ряд очень близких между собой народов. Правда, это никак не доказано, но допустим, что историки в данном случае правы. Получается, что берендеи занимают видное место в русской истории с середины Х по начало XIII века.

У историков имеется консенсус по поводу того, что берендеи – кочевой народ тюркского происхождения. Правда, объяснить этимологию этого названия они не в состоянии. Но так как берендеев принято отождествлять с торками, а торки, вроде бы, однозначно тюрки, то… Видите, на каких шатких аналогиях основаны порой «бесспорные» исторические сведения!

Торки

Торки

Отличительная черта берендеев, согласно летописям, это служба русским князьям по защите русских пограничных земель от степных кочевников. Получается, это «свои» кочевники. Историки никак не объясняют причин, почему эти племена вдруг стали служить русским против родственных себе племён, а также с чего это вдруг берендеи, перейдя на русскую службу, из кочевого народа сделались оседлым. А берендеи не просто оседлый народ, но и народ, живущий в городах! По летописям, берендеи, торки и чёрные клобуки основали минимум шесть городов (Торческ, Изяславль, Саков, Берендеев и др.), не считая тех ранее существовавших русских городов, в которых они поселились!

Кем же были берендеи?

Таким образом, ничто, кроме предвзятого мнения, не говорит о том, что берендеи были кочевниками. Также ничто не свидетельствует об их тюркском происхождении. Точно с таким же основанием их можно считать славянами, скифами или кем-то ещё – всё это в равной степени неопровержимо.

Именно на этом и основывается Александр Смирнов, излагая свою гипотезу о том, что берендеи это подлинное название славянского народа, создавшего здесь великое государство до того, как оно было переименовано варяжскими завоевателями в Русь. Гипотеза эта не имеет доказательств, но точно так же, как и «консенсусная» гипотеза большинства статусных историков.

Царь Берендей в м/ф "Снегурочка", 1952

Царь Берендей в м/ф "Снегурочка", 1952

Несомненно, что берендеи не просто так селились на Руси, и не просто так русские князья взяли их к себе на службу. А ведь берендеи жили не только на границах Руси, но и в глубине страны – как о том свидетельствует Берендеево в Залесье. Несомненно, что языковая и культурная среда Руси была берендеям значительно ближе среды Великой Степи. Кем были берендеи изначально – славянами, либо потомками готов или скифов – о том мы, возможно, уже никогда в точности и не узнаем.

Источник

Картина дня

наверх