На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 825 подписчиков

Свежие комментарии

  • Antanas
    😆😀👍👍👍👍👍👍👍👍.33 ЖИЗНЕННЫХ УРОК...
  • Валерий Холодок
    Здравствуйте, Малик. Чессс слово, вот «Никогда такого не было, и вот опять»: вроде говорил уже, что слова, которые мы...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    «математика- это центральный стержень всех наук» - СУТЬ = НАУК , а НЕ ПРИРОДЫ. Природа цельная – целостная , и е...10 мифов о язычестве

24 (11 по старому стилю) февраля Власий (Велесов день)

Власий

Власий согласно житию, во время Ликиниева гонения скрывался в пустынных местах и жил на горе Аргеос в пещере, к которой кротко подходили дикие звери, во всем подчинявшиеся Власию и получавшие от него благословение и исцеление от болезней. 

Мотив покровительства скоту отражен в иконографии св. Власия. Его иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или только рогатого скота. В русской традиции Власия звали «коровьим богом», а день его памяти — «коровьим праздником». В Новгороде ко дню св. Власия к его образу приносили коровье масло. У белорусов в день св. Власия («конское свято») объезжали молодых лошадей и устраивали особую трапезу. По северноукраинским представлениям, Власий «завидуе рогатою скотыною». В Сибири праздновали день св. Власия как покровителя домашнего скота. В вост. Сербии (Буджак) Власьев день считался праздником волов и рогатого скота («говела слава»), в этот день не запрягали волов.

Этот день отмечают как большой праздник. Устраивают многолюдное молебствие, во время которого освящают караваи ржаного хлеба. Хозяйки затем скармливают этот хлеб скоту. «Власьев день — праздник по всем приходам на три дня и больше». Пива варят, пироги пекут, блины, пышки — за столом-то вся родня и гости со всех волостей! В Болгарии на Власов день парни обходили дома, собирали подарки и исполняли традиционные песни с пожеланием благополучия хозяевам.

С этого дня начинаются скотские торги — базары. Продавцы и покупатели считали, что под защитой умилостивленного молебствиями покровителя стад — всего выгоднее совершать куплю-продажу скота. «Власий — не обманет, от всякой прорухи упасет!» — говаривали торгаши, умасливая покупателя, прижимистого на деньгу. При сделках клялись-божились на Власьевом торгу непременно именем этого святого, и такая клятва почиталась за самую крепкую, немного выискивалось людей, которые решились бы покривить душою, поклявшись так в этот день. Разгневанный клятвопреступником покровитель отступается от него навсегда, предоставляя всяким лихим силам опутывать того всевозможными наваждениями.

Как следы почитания Велеса можно рассматривать названия деревень, городов, урочищ по всему славянскому миру, а также фамилии, образованные от имен Велес или Волос.

Источник

На 24 февраля по современному календарю (11 по старому, не путать!!!!) ещё во второй половине  19 века в селах у болгар-помаков праздновали Велесов  день. Стефан Веркович в своей книге «Веда Словена» (1871 года издания) пишет: «Когда то веровали, что это  был Бог покровитель скотоводов,  и прославляли его сотворяя Коло (круг). Рано утром в этот Велесов день в каждом селе,  староста посылал  трех  девушек  ходить по селу и извещать о празднике  сельчан специальной песней.  Когда девушки допевали  эту горную  песню  и обходили все село, то старый староста собирал  девять молодых пар и  этих трех дев и  все шли они на то место,  где  были собраны вместе коровы с этого села. Когда шли, то девы также пели песни. Достигнув того  места,  где были  волы  и  коровы, староста доставал «Ясную книгу» (Свод древних вед), и начинал  читать святые  гимны богам, чтобы усмирить коров.

«Ой, Боже ли   мой, Велес бог,

Жива  Юда (богиня)  ведь нас учила,

Да как петь эту ясную книгу говорила,

Да как петь её, да всё потом записать,

как кошарами нашими заправлять…

Усмирив  коров,  потом  ждали, когда солнце  взошедшее на небесах,  обогреет всех по воле Велеса бога,  и тогда юные девы заклинания закликают и свои  ясные главы, (а также и старосту) белыми венками позлаченными увивают. После этого сотворяли  коло (круг)  и  требу  в круге  воздавали и Велесу  Богу  гимны  пропевали:

«Боже  мой все сущий,

Свет во тьму несущий,

Сияньем озаряющий.

Миры нам сотворяющий5

Древними звездами ты сияешь,

Кривду к нам  не допускаешь…

Боже мой, Велес Бог,  просим тебя, Боже,

Ты  с небес  на эту землю снизойди,

И нас от темных чар освободи

Да  будем мы со тобою во едине

и ныне и присно  и от круга до круга

тако было, тако еси, тако будет».

К угощенью тебя  приглашаем,

гимнами славы к себе призываем:

«К нам на трапезу Боже приди.

И венки чудесные ты принеси,

И кто свидится с тобою до зари

Тому ты  белый венок и подари,

Да чтоб  нарядил  он им свою кошару,

Чтобы плодились волы, да коровы на славу,

От одного же тысяча, а от  тысячи три тысячи

А кто кошару не украсит свою,

у того приплода не будет в этом году!»

Когда все угощались, к трапезе присаживался  и  староста украшенный венками, а после еды, кто-нибудь один снимал  все венки говоря при этом следующий гимн:

«Ой, Боже мой, Велес Бог, хвала тебе!!

Да будь ты славен на Мидгард земле,

По весям нашим твой личень-день идет,

Этот Велесов – день нам  счастье несет!

Тебя боже угощают, и почитают,

Златую трапезу тебе накрывают.

Давай, же Боже нам белые венки,

чтоб  дома и кошары украсили мы.

И богатство и счастье к нам всем придет

Приплод от одного да тысячу  нам принесет,

Да  чтобы нам в  полях было что собирать,

А в садах плоды  чтоб могли мы сорвать.

И  пресное  молоко коровье доить,

и тебя при этом Боже  хвалить»

Каждый из присутствующих брал по венку,  и  потом  шли туда, где находился скот, и  украшали коров и пели следующий гимн:

«Боже ты наш, живой и сущий

Свет и счастье в дома нам несущий

твой личень- день, в нашем селе.

Мольбою  молимся мы тебе,

Чтоб  десную (правую) руку ты на коров поднял,

И благословление плодится им на  три года дал,

И да  будет  у них от ста да тысяча телят,

А от тысячи да три тысячи пусть они наплодят.

Ой, ты Боже наш, да ты живой и сущий,

Услышь нашу мольбу, ведь ты всемогущий!

Пусть будет тебе  личень день да весь год,

А нам во всех наших делах будет приплод

И тебе жертву мы в коле воздаем,

требные  дары через огонь подаем.

Гой, гой о  Боже наш  всесущный,

Живой, великий и всемогущий!

Наряженный староста оставался  на месте  проведения ритуала, а юноши и девушки  отгоняли  коров в село и праздник продолжался уже там.  В этот день обязательно украшали венками так же и  свои жилища,  пекли печенье, пироги и пышки в виде  фигурок животных и жертвовали их  Богу Велесу, часть пышек ели сами и кормили своих детей, а другую часть раздавали нищим. Одну пресную пышку сушили и оставляли на целый год и если какая животина заболевала, то ей в еду  добавляли крошки от этой Велесовой пышки в качестве лекарства.

Картина дня

наверх