На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 824 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Холодок
    Доброго дня, Малик. Понятно. Есть такое понятие в Человеческом обществе:" Фанатизм – это состояние ума, которое приво...10 мифов о язычестве
  • ММ
    Увы, религия имеет власть..Солнце — источник...
  • Малик Гумеров
    Вы "математика- не ПРИРОДА." А по Вашему, что получается: математика- это циферки какие-то ! ТОЧНО ! Математика пояс...10 мифов о язычестве

Смоленские Украсы

 Смоленские Украсы

Испокон веков славится Смоленщина льном. Приезжайте в гости — вам покажут целый музей под названием «Смоленский лен». Эти-то льняные ткани с незапамятных времен украшают мои земляки тканым либо вышитым орнаментом. Понятно теперь, что такое наши украсы? Разнообразные узоры на сером, неотбеленном, или белом, как кипень, холсте: нарядные рубахи, фартуки, полотенца, наметки (по В. И. Далю, бабий головной убор, из белой режи в южной и западной России), затыльни (затыльная часть головного убора, покрывающая иногда и зашеек, загривок) и многое другое, сотканное и вышитое руками крестьянок. 

«Между смоленскими бабами есть большие искусницы вышивания. Их узоры на редкость художественны и разнообразны. Они выполняют заказы с трогательным старанием и любовью»,— писал в 1905 году известный художественный критик С. Маковский, знакомясь с Талашкинскими художественными мастерскими. Эти слова вспоминаешь каждый раз, изучая образцы вышивки в собрании Смоленского областного музея-заповедника. Своими корнями смоленские узоры уходят в глубокую старину. Об этом говорит уже то, что основу здешних вышивки и ткачества составляет геометрический орнамент, который, как известно, отражает раннеземледельческие представления об устройстве мира. Почти всегда ведущая его фигура — ромб. Крупнейшие исследователи славянской старины считают, что самая ранняя вещь с ромбическим центром происходит из длинного кривичского кургана VI—VII веков из Ярцева Смоленской области. Самая ранняя! А ведь ромб как символ солнца был известен повсеместно.

К седой старине восходят и другие узоры, вышитые на тканях, найденных археологами в Рославльском, Духовщинском, Дорогобужском районах: крест, квадрат, треугольник, круг. Ныне эти ценнейшие находки тоже хранятся в Смоленском музее и в Государственном Историческом музее в Москве.

Все мотивы археологических вещей встречаются и в более позднее время. Известно, что обстановка жизни Смоленска уже на рубеже XII —XIII веков обусловливала отражение в живописи народных вкусов. В росписях этого времени использованы мажорные цвета — красный, голубой, желтый, позже столь любимые крестьянскими вышивальщицами. И опять ромб. Да и струйчатый орнамент монументальной живописи не навеян ли все тем же плетением народной вышивки?

Смоленские Украсы

Рубаха женская. XIX век. Юхнов уезд, Смоленская губерния. 

Край полотенца. XIX век. Смоленская губерния.

Край полотенца. XIX век. Смоленская губерния.

Рукав женской рубахи. XIX век. д. Лопино, Кардымовский район.

Рукав женской рубахи. XIX век. д. Лопино, Кардымовский район.

Фрагмент фартука. XIX век. д. Наречино, Смоленская губерния.

Фрагмент фартука. XIX век. д. Наречино, Смоленская губерния.

Ромб и ромбический меандр становились символами жизненности и благоденствия, первой в истории человеческой мысли идеограммой Жизни и Блага. Крупный квадрат заполняют обычно квадратики-точки — древний символ засеянного поля. Ученые считают, что такой ромбо-точечный узор имеет самое прямое отношение к свадебному обряду и быту молодой замужней женщины, а все в целом связано с магией плодородия.

Так было в древности. А ныне... Приезжают наши экспедиции в глухие смоленские места и просят женщин показать старину. Достают старушки из сундуков и шкафов поневы, сарафаны, рубашки, фартуки — венчальный наряд их бабушек и мам. И живо можно представить поэтический свадебный обряд русской деревни, который обычно игрался осенью, когда убраны поля, то есть собраны те точки-семена с поля-ромба.

Смысл каждого узора старушки уже не могут объяснить, но ученым он понятен. Здесь и полоска-земля, и крест-огонь, и крючковатый крест — знак плодородия, и ромб городчатый — возможно, символ деревенского сруба, и треугольник-тведь... А ведь некоторые рисунки встречаются на более ранних памятниках! Да, это и узоры родосского сосуда из кургана Темир-Гора (VII век до н. э.), и вазы дипилонского стиля (VIII век до н. э.).

Удивительно: перед нами изделия XIX столетия, а все орнаменты связаны с древними культами земледелия. Вертикальные косые линии в древности символизировали дождь. Вдруг в узоре рубах из Демидовского района встретится миниатюрная фигурка человека, вытканная столь же условно, как рисовались подобные фигурки на вазах трипольской культуры. Конечно, крестьянка, исполнившая этот орнамент, не ведала о далеком Триполье, но для нее были столь же желанны и струи дождя, и хлебные зерна. Или еще совпадение. В древности четыре линии означали, что из тучи льются на землю четыре потока — по числу сосцов у вымени небесной оленихи. И смоленская мастерица из четырех узких полосок соткет единый узор, а по сторонам от него расположит мелкие точки — капли дождя.

Орнаменты браного ткачества из Демидовского района — черные на белом поле — особенно красивы. Это так называемые крюковые узоры. На Смоленщине они часто имеют местные, своеобразные названия. Так, в Духов-щинском районе их называют «козюльками». Рисунок здесь составлен из ряда ломаных линий, входящих одна в другую. Иногда эти козюли получают от-меты — это уже гребенка. Такой узор особенно сложен, так как отметы встречаются и крюковые — свастика. Знак этот, опороченный фашистами, имеет очень древнее происхождение и относится к солярной — солнечной символике. В смоленских украсах он встречается в разнообразных и сложных очертаниях, с двумя, тремя загибами, крюковыми отметами и получил название «завивастый хрест».

Между прочим, сам крестообразный мотив, как и четырехкратное повторение узора в раппорте, выражали представления древнего человека о пространстве, которое его окружало. Недаром говорят: «Солнце светит всем» — на все четыре стороны света.

Но самый распространенный мотив смоленской вышивки и ткачества, конечно, ромб — во всевозможных комбинациях он составляет основу орнамента. Казалось бы, такой простой и не слишком выразительный. Но в том-то и секрет народного искусства, что, применяя разнообразные членения внутреннего узора, мастерицы добивались необыкновенной выразительности, настоящего совершенства!

Разные варианты ромба с крючками не только образуют богатый декоративный узор, но опять же складываются в сложную смысловую картину. Тут и посев, и взращивание, и уборка урожая. Недаром смоленские крестьянки одевали на жатву самые красивые наряды. Представьте на ржаном поле группу женщин с серпами. Медленно передвигаются они по полосам. Труд тяжкий, изнурительный, но какое почтение к земле, которая и кормит, и одевает! Конечно, в XIX веке магическое значение обрядов все больше ослабевало, орнамент постепенно становился фактом именно искусства. Оттого, наверно, он резко усложнился.

Различных вариантов основных узоров не счесть! Плотными полосами затканы концы полотенец, фартуков, полики — нашивки в верхней части рукавов рубах, а иногда и все рукава, как в бывшем Юхновском уезде. И что интересно, смоленский орнамент часто обратим — контуры изображения и фона соответствовали друг другу. Выполнение двухсторонней — «двуличной» вышивки было, конечно, делом более трудным, но крестьянку это не останавливало.

Любовное отношение к каждому кусочку вышивки говорит о стремлении самый простой предмет сделать красивым, нарядным. Как многоголосно смоленское хоровое пение, так многоузорна здешняя народная вышивка. И вот еще о чем надо сказать. Художественный облик каждой вещи индивидуален, в то же время он опирался на веками складывавшиеся традиции. Именно они позволяли создавать разнообразные мозаичные композиции: традиционное служило плодотворной почвой для нового.

Сколь сложны порой орнаменты наших украс, столь разнообразна техника их исполнения. Древнейшим способом шитья, насколько удалось проследить, была продержка, то есть удаление некоторых нитей и обвивка остальных другими какими-либо, преимущественно красного цвета, что и носит название поводка.

Действительно, вышивка перевитью, или, как еще ее называют, строчкой очень характерна для Смоленщины. Узоры из больших и малых ромбов, гребенок, крестов набирались цветными нитками. Получалась как бы мозаика. Основной красный цвет «поваживался» — подчеркивался другими цветами. Выделялся таким образом не только цвет, но и определенный узор. Например, «расковка» — треугольник, поставленный на угол или грань, зубчатый или ступенчатый ромб (то есть испускающий лучи, создающие что-то вроде гребенки). Когда концевые отметы на углах соединялись треугольным перекрытием, образовывался маленький, ромб. Эта фигура называлась городок.

Помимо перевити, распространена была на Смоленщине и настебка. Здесь вышивка тоже двухсторонняя, но без продергивания ниток. И третий способ — набор, или настил, где узор также накладывается поверх ткани.

Многие восторгались смоленскими «украсами». Николай Константинович Рерих, побывав в Талашкине в начале века, писал: «Фигурные, звериного и цветочного рисунка ворота, столбы, фонари. Сказочные теремки. Вышиванья. Чаща узоров: острые «городки», пухлая «настебка», прозрачная «рединка», набор «Москва», «строчка», «кресты»... Сукманина, рядно-дерюги, бранина, нацепина... ткани простые, на глаз бархатистые, мягкие».

Приезжайте и вы в Смоленск посмотреть местные украсы. Не пожалеете.
/ Юный художник. №8, 1988 год / Л. Журавлева

Источник

Картина дня

наверх