На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 826 подписчиков

Свежие комментарии

  • Геннадий Свешников
    Носите бороду на здоровье,там на передовой мужество проявляется без бороды,а бородатым, только приходится тихо ухмыля...Зачем мужчине бор...
  • Александр Николаевич
    Борода издревле являлась гордостью настоящего мужчины и служила символом социального доминирования и мужественности.Зачем мужчине бор...
  • Валерий Холодок
    Доброго вечера. Слушайте, Малик-Ленар, я Вам там написал в почте, видели? Что касается язычества, дьявола, паразитиро...10 мифов о язычестве

Веда Словена. День Ярабога.

Юрий Вешнийдень в народном календаре славян, приходящийся на 6 мая по ныне действующему календарю ( 23 апреля по старому стилю). Название происходит от имени славянского Ярабога (Юра-Яра-Жара, Георгия).

В Песнях Болгар Помаков изданных С. Верковичем в 1874 году под названием «Веда Славена» рассказывается о том как наши предки в старину отмечали этот праздник.

И так смотрим:

Одно время в селе песнопевца весной, на 6 мая (23 апреля, по старому стилю) на день Ярабога (Яра это буйный активный, созвучно с современным именем Юра и Жора(Георгий), он отвечал за весеннее яровое цветение, а также правил русалками, лешими и домовыми) воздавали жертву Богам. У подножия горы собиралось много девушек, но огонь они не разводили, а три девушки тайком, чтобы их никто не видел, разводили огонь под казаном и скрывались в горах; другие девушки поддерживали огонь и играли около казана, и пели следующую песню:

Песня 1.

Боже Огнебог! Нынче зима минула и приходит молодой май - Асвет (Божий Свет). И вышли все из города в поле, и идём, на гору да девять девчат, и все мы от одной матери, и несём каждая черную птицу, а в десной руке ясна книга. Черна птица золоченая, а ясна книга посеребрённая, позолотил их наш царь, молодой Има. Как вспорхнул он на небеса к Богу, а потом слетел на землю, и старосте говорил, чтобы он жертву в коло воздавал и старый завет чтоб соблюдал. И послал он стара кмета, на дол да на поле. И тебе Боже теперь мы песню поём, а старый кмет жертву воздает, черную птицу отдает. Готовим мало времечка, всего три недели, и ещё, Боже, мы не ели, и не пили, только диву мы дивимся. Ведь огня у нас тут нет, так как поручил нам старый кмет, чтоб огонь не разводить. Боже Огнебог, тебе молимся . Сидишь, ты на высоте, на небесах во дворце, там у тебя ясный огонь. Кресни, Боже, ясень огонь, чтоб опалить ясно Солнце, чтоб оно посветило на землю, да высеки сильный огонь, чтоб сготовить нам черную птицу и тогда сядем мы на трапезу и выпьем зелена вина, трёхлетнего. А как пригреет ясное Солнышка, то пойдём ораять на поле. Поём тебе ясную песню, ясную книгу, а написал её наш царь, младой Има государь. Сидел он на небесах три года, у Богов службу служил и те ему подарок дали , ясную книгу отдали и ещё ему зарекали , что когда слетит он на землю, для Богов жертву пусть воздаст, и кручина тогда к нему не придет. А царь в ответ говорил: «Ой, Боже одарили меня ясной книгой, а я «Вед» ещё не знаю, и как спеть не знаю когда кручина на сердце случится.» И тогда его всему научили и ещё зарок поручили, чтоб когда сойдет он на землю, нашел чтоб девять девушек от одной Матери и вёл их во дворец, и чтоб воли им не давал, а ясной песне обучал». И вот царь уже на земле и ясна книга у него в десной руке и сияет она ясной зарёй открывай её и гимны Богам пой. Шатался царь по городу, и зашел он к старцу старосте, и требует девять девушек, от одной Матери. Намеренье то Има выполнял, и он дев во дворец к себе брал, да ясному пению обучал.

 

Утром рано, ещё до восхода Солнца, перед зарёю те же три девушки, которые раскладывали огонь тайком, шли в горы и пели следующую песню:

Песня 2.

Девчоночка во дворце, и не выходила она из дворца малое время - шесть месяцев. Потому что все было укрыто белым снегом. Но вот Дурга Юда самовила в низ горы сошла и в руке у неё белые цветы и укроп трава. И траву она швыряет и других Юд, созывает: «Слушайте, девять девушек! Жертву вы Огнебогу воздавали ясную песню ему пропевали, и молились чтоб вышла ясная звезда, да ясна заря, да ясно Солнышко красное. Сидите вы тут на поле, малое время три недели, и ничего не видели не углядели. Явилась Барва Юда, и убралась в белые цветы, белы венки." Речь Юда не промолвила, как простёрла золотую палицу костяную и взошла тут ясная заря. Входила тут Барва Юда, в пещеру, во садок. Собирала белые цветы в корзину и такое слово говорила: «Идите, девять девушек, в садок, я дам вам белые цветы на венок, чтоб голову вы украсили, и чтоб так славу славили.» Это девять девушек услыхали и поднимались на гору, и так отвечали: «На голове у Юды белые цветы, белы венки, в руке золотая корзина, в ней тоже белые цветы.» Сходила Дурга Юда с горы, и бросала белые цветы и девы взмолились, чтоб и им она дала белых цветов, белых венков. И Дурга подарками их одарила и так говорила: «Ой, да вы девять девушек, довольно на горе сидеть. Сойдите вы на дол и на поле, и в бел город, в Галицу, там вас ждёт Има царь, на двор он уже сошел, чтоб для Богов жертву воздать, и ясную песню спевать, и славить ясную зарю, и ясное Солнце.Что взошло над землёй, и от этого вся земля позолотилась, посеребрилась, и все ему славу славят, всегда!» Девять девиц убрались, на голове у них белы цветы, белы венки и сошли девы на дол, да на поле, в Бел город в Галицу, где ведь ждёт их Има царь. Во дворе он жертву не воздает, а так им слово говорил: « Если во дворе жертву воздавать то не пойдёт она да на небеса до Богов.» Тут девушки примолкли, и больше ни словечка, не говорят. ( чтобы требы достигли небес жертвы проводились, только в священных местах где была мощная земная энергетика, т.е. или на горах или в специальных по особому посаженных священных рощах)

 

На другой день собирались те же девять девушек во двор к учителю, и месили белые пышки для жертвы да пели следующую песню:

Песня 3.

Ой, Боже родной Боже, Слався, Боже, ты на земле! Учил наш царь молодой Има, чтобы ораять на поле, да сеять, а потом жать белую пшеницу. Ещё его Бог выучил, месить белую пышку, да белый хлеб. На небесах Има всё сидел, и отпуск тут ему подоспел, чтоб сошел он на землю, и выучил он девочек, как ораять , да как сеять, и жать белую пшеницу, да собирать белы гроздья да давить зелено вино, трёхлетнее, и девушкам он советовал и говорил:«Ой вы, девять девушек, когда Богу жертву вы воздаете, старый завет вы держите, да угощением гостите -но если нет белой пышки, да бела хлеба, чтоб Богу подавали вы, то на вас ведь Бог разгневается, рассердится. Так вас, девушки, я учу, чтоб месили белую пышку, да белый хлеб, как только жертву воздаете, и чтоб её Богу подали. Мольбою только вас молю, да погодите вы ещё, и замуж не идите, чтоб с молодцами любиться. Придет Вратна Юда самовила, и вас даром одарит, даст вам золотые крылья, и вспорхнёте вы в высоту да на гору, в пещеру, а там Бог Агни (Огнебог), вы ему службу служите малое время три года, чтоб потом добро он вам дал, и женихов подыскал. Вот в жертву воздает старый кмет, а огня он не кресал, чтоб готовить угощенья и вас гостить. Богу Агни он тут жалился, печалился, чтоб высек тот огонь на небесах, и чтоб упал огонь на поле, чтоб тут огонь развели, и требу с трапезой готовили.». Речь царь, да не отрек как вспорхнул он в Бел город, в Галицу, а девять дев там ещё оставались. Ведь нынче личень день.

Другая песня 4.

Явилась Вратная Юда, самовила и крикнула: «Эй, девять девушек, да где же вы! Дурга Юда дар дарила, и головы вам убрала, в белые цветы, белые венки. Повыйдите-ка на поле, Богу жертву воздайте, да ему славу славите! Огонь кресил он на небесах, и подпалил ясно Солнышко, и взошло оно над землёй. Известие отнесите-ка в Бел город царю, чтобы царь в коло жертву воздал, требу отдал. Теперь же меня Бог послал да вас подарком одарить. Слеплю вам золотые крылья, и вспорхнёте вы в высоту, на гору, во пещеру, там где сидит Огнебог. Остался он сам на сам и никто ему не услужит, брат на него разгневался, не шлёт ему родной сестры, чтоб студёной наточить воды, да ему службу сослужить. В устах его ясный огонь, вы садитесь к нему в пещеру на малое время три года, студёную воду точить, да ему службою служить. Огонь уймёте вы ему, чтоб не палил он ясно Солнце, чтобы оно не разгневалось, да люто чтоб не припекло и не высушило бел Дунай, чтоб не повяла пшеница. Когда минуются три года только тогда сгодитесь вы с молодцами любиться.» Речь Юда не произнесла, как к мышцам им золотые крылья лепила, и в высоту, да на гору их проводила.

 

В тот же день собирались девять девушек, находили других трёх девочек до 15 лет возрастам, и отправляли в горы пещеру, где по-прежнему таился учитель. Девочки сидели там три дня с учителем, а после возвращались домой, и когда отправлялись то три девочеки, пели следующую песню:

Песня 5.

«Эй, староста, ты старый кмет, слыхал ты или не слыхал? Огнебог там на горе, в пещере, и там сидит он сам на сам. Брат его разгневался и не шлёт ему родной сестры, наточить студёной воды и огонь от уст его полыхает, и попалит он ясно Солнце, а то высушит Белый Дунай. И посылали Вратну Юду Самовилу, тебя мольбою умалить, чтоб послал ты девять девушек, сидеть у него в пещере малое время три года, студёную воду точить, его огонь чтоб усмирить.» Послушался тут старый кмет, да собирал девчоночек, и приодел их, нарядил, да послал он их на гору, во пещеру, и такую речь им говорил: «Пойдите вы, девченочки, на гору, садитесь вы во пещеру на малое время три года, набирать Богу студёную воду, да ему службу служить, а чтобы вы не жалились, не печалились, я вам молодцев в женихи определил.

Вернётесь лишь с горы, то вас обручим и за муж отдадим и все хвальбою вас похвалят, а как придет Вратна Юда, самовила, то вас подарком одарит, вам вылепит золоты крылья, а если не согласитесь, чтобы забраться на гору и посидеть в пещере, то тогда Бог разгневается.»

 

Когда входили три девушки в пещеру, где был старый учитель, пели следующую песню.

Песня 6.

«Эй ты, Боже, родной Боже, что ты разгневался, рассердился. Никто, Боже, ведь этого не знал! А видела только Вратна Юда, самовила, порхнула она в Бел город, и царю всё рассказала. Сказывала, чтоб собрал он девять девушек и чтоб послал их на гору, в пещеру. И Има царь, что правит там, все так и сделал.» Девы этого не побоялись и встретила их Вратна Юда, самовила, лепила им золотые крылья, и они вспорхнули и скоро войдут во пещеру, а ты Боже, уж повыйди, к воротам, и возьми ты девчоночек за руки, не то, они не войдут во пещеру. Тебе молимся, чтоб их, Боже, не обидел, и только отпуск им придет обручатся, они замуж пойдут» Да пусть же, пусть Бог повыйдет к воротам и примет он девчоночек за руки, и послуг у него они пусть несут. Студёную воду всё точат, и ему службою служат.

 

Три девушки сидели в пещере с учителем три дня, и тогда ещё раз уходили девять девушек, забирали тех и пели следующую песню.

Песня 7.

«Ой царь, младой Има, повыйди, царь, повыгляни, чтоб увидать девчоночек сидели они три года на горе, в пещере, у Бога, в послуге были, точили студёную воду, и ему службу служили, чтобы не разгневался, не рассердился, и студёной попил он воды, и так огонь свой усмирил. Вернулись девчоночки и горьким плачем плачутся. Никто из молодцев их не брал, негодные, мол, к женитьбе! А ведь согласие им тогда давали, что им любить богатырей, млад воевод! И если, царь, ты их не найдёшь, то жертву тебе не воздать богам.» Седлает тогда царь борза коня, и едет он через поле, и ожидает девочек. Во дворце у него три воеводы удальца сидят, и на младых девчат глядят, и он их женит и будут они царю службу служить, Богам славу возносить.

Песня, которую пели, когда носили «цветущий» хлеб.

Песня 1.

Малые дети с села идут, в руках Белую книгу несут, и пёрышко сосновое. Куда делась девчонка, и в какой двор она вошла? Выйди дева, в книге ведь написано, что нас подарком ты одаришь. По утру будет личень день, Яробога -день. Пойди же, дева на гору, собери белые цветы, и на калач их положи, и стань ты у реки. Цветущий калач через неё Яробогу поднеси. Это значит что Яробог (Юрий -Георгий) силён молодец. По утру вышел он на реку, вылезла тут и Сура Ломище (Огненная змея), вытащил он тяшкую булаву, и посёк Суру на куски. Повытекли три речушки: Первая река бел пшеница, вторая река зелено вино, третья свежее молоко. Увидели девченочки, хватали борзого коня, главу ему нарядили, белым венком, белым цветком.

Когда месили калачи к Яроьоговому дню, одна девушка бросала цветы, а другая пела такую песню:

Песня 2.

Бросай девушка на белый хлеб белые цветы, белые ветки. Снесла ли ты их на гору, или не снесла Яробог ещё не видел, но по утру его личень день. Сам он на реку намерился выходить и седлал же борзого коня, да заехал в свой дворец и отворял он сундуки, да подарочком одаривал всех. Сияющий платок вынимал, а на платке Ясная Звезда. Как возвратишься ты на реку, цветущий хлеб тебе дадим, и его к стаду отнесёшь, и если стадо не накормишь им, то не будет свежего молока. Потом, девочка к хороводу выходи и сияющий платок на голове повяжи, и кто это увидит тот руку протянет к тебе, и рукой же славу восславит!

Картина дня

наверх