На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 815 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник
  • Рауф Растов
    Замечательная статья! Спасибо автору!Иван Чай пробужда...
  • Валерий Василенко
    Кипрей растет повсеместно-  собирайте и делайте чай сами.  Технологию посмотрите в интернете, там ничего сложного, но...Иван Чай пробужда...

“Богдану Хмельницкому, единая неделимая Россия"


В 1888 году в Киеве был установлен памятник Богдану Хмельницкому.

  Если от Майдана Незалежности пройти вниз два квартала по Софийской улице, она приведёт вас на Софийскую площадь, где стоит величественный монумент – памятник выдающемуся полководцу, государственному деятелю, возглавлявшему восстание украинского народа против господства Речи Посполитой, гетману Украины Богдану Хмельницкому. Киевляне считают, что памятник этот является главным символом столицы Украины – Киева.

Идея создания памятника возникла в 1840-х годах по инициативе профессора Киевского университета, историка Николая Костомарова. По другим источникам идея принадлежала члену Временной комиссии по разбору древних актов и попечителю Киевского учебного округа Михаилу Владимировичу Юзефовичу, чтобы почтить патриотическую заслугу  гетмана Хмельницкого, присоединившего Украину к России. В 1868 году он предложил скульптору Михаилу Микешину сделать рисунки будущего монумента.

Первый проект памятника был грандиозен: на гранитном постаменте, напоминающем очертаниями курган, восседал на гарцующем коне гетман. Под копытами коня – тело ксендза-иезуита, покрытое изорванным польским знаменем, рядом – разорванные звенья цепей. Со скалы слетают тела польского пана-шляхтича и еврея-арендатора, сбитые скачущим конём. Под скалой – фигуры слепого кобзаря (в ком узнавался Т.Г. Шевченко) и его слушателей: белоруса, малоросса, великороса и червоноросса. Сюжет барельефа  должен был изображать эпизоды битвы под Збаражем и въезд войска Хмельницкого в Киев.


Проект памятника

Замысел скульптора показался слишком «резким» по этическим и политическим соображениям. Император Александр II «запретил» коню топтать польское знамя. К тому же на памятник не хватало благотворительных пожертвований. В результате композиция утверждённого проекта памятника оказалась значительно скромнее первоначального. Исчезли: попранное польское знамя, «антисемитский» мотив, кобзарь со слушателями… И барельефы исчезли тоже.

В 1877 году была изготовлена гипсовая модель, на которой оставили только центральную фигуру гетмана. В 1879 году на петербургском литейно-механическом заводе Берда была отлита статуя, на которую Морское ведомство пожертвовало 1600 пудов старой корабельной меди. Город выделил 30 кубических саженей гранитных глыб, оставшихся после возведения опор Цепного моста. Ими было обложено кирпичное основание памятника.

Однако памятник фактически вышел несколько непропорциональным из-за того, что постамент оказался ниже, чем было задумано. Высота постамента не соответствовала размерам коня и всадника.

Первоначально монумент предполагали установить на Бессарабке. Но власти возражали по той причине, что булава Хмельницкого тогда должна будет указывать на… популярный в городе трактир  купца Лаврухина. Можно сказать, что «благодаря» защите интересов купца Лаврухина, после долгих споров, определили место для установки памятника на Софийской площади.

В 1888 году памятник был установлен. Но этим история установки памятника не окончилась. Оказалось, что ориентирован он был крайне неудачно. Конь «невежливо» повёрнут хвостом к Михайловскому Златоверхому собору. Духовенство возражало: «Подходя к Софии Киевской богомольцы будут осенять крестным знамением не только Святые Врата, но и… зад коня».Постамент развернули. В результате такой «поправки» гетманская булава, которая должна была по замыслу угрожать Польше, оказалась направлена… по мнению одних историков – в сторону Швеции, а по мнению других – в сторону Москвы (это второе мнение стало политически выгодным, и особенно полюбилось нынешним «летописцам» незалежной Украины).

На постаменте были сделаны две боковые надписи: «Волим под Царя Восточного, Православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». Чтобы скрыть диспропорции постамента, возникшие при изменении первоначального облика памятника, постамент обвили плющом и диким виноградом, и потом регулярно расчищали надписи на постаменте от их разрастающихся ветвей. Памятник обнесли оградой, установили фонари.



Грянула революция. Вскоре после революционных преобразований решётка исчезла, а надписи… заделали камнем. Вместо них на постаменте появилась странная, несуразная надпись: «Богдан Хмельницкий. 1988». В таком виде её можно лицезреть и в настоящее время.

А сравнительно недавно, в сентябре 2000 года, с «Богданом Хмельницким» произошло очередное злоключение. С  головного убора  исчезли бронзовые перья.  Слухи ходили разные. Но самой популярной причиной был состоявшийся в Киеве накануне происшествия отборочный футбольный матч чемпионата мира – 2002, который украинцы  проиграли со счётом1:3. Многие были уверены, что польские болельщики, подогретые энтузиазмом и крепкими напитками, в ночь после победы забрались на памятник и взяли перья в качестве трофея.

Однако официальная версия была такова: металл в месте крепления перьев к шапке со временем прохудился, отчего перья попросту провалилось внутрь полой статуи, и извлечь их оттуда было невозможно. Реставраторы решили проблему просто: изготовили и установили на прежнее место копию пропажи.

***
Богдан Хмельницкий остаётся в народной памяти как человек, больше, чем кто-либо другой, в истории прошлого способствовавший свержению польского ига на Украине и воссоединению её с Россией.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное историческое значение. Украинский народ объединился с братским русским народом, с которым связан общностью происхождения и исторического развития. Воссоединившись с Россией, Украина получила большие возможности для развития сельского хозяйства, ремёсел, торговли. Между русским и украинским народами укреплялись экономические и культурные связи, крепла дружба в совместном противостоянии влиянию запада. В составе Русского государства украинский народ обрёл в лице русского народа верного союзника и надёжного защитника от внешних врагов. Воссоединение Украины с Россией спасало украинский народ от угрозы порабощения и уничтожения со стороны шляхетской Польши, султанской Турции и Крымского ханства и обеспечило последующее воссоединение Правобережной Украины, происшедшее в конце XVIII столетия.

Земский собор в Москве 1 октября 1653 года принял решение о воссоединении Малороссии с Россией и объявлении войны  Польше. 8 января 1654 года решение о воссоединении было одобрено Переяславской радой, после чего русское правительство утвердило с некоторыми поправками так называемые Статьи Хмельницкого, оформившие правовой статус Малороссии в составе Русского государства.


Переяславская рада 8 января 1654года и присяга на подданство.


Так выглядит памятник Богдану Хмельницкому сегодня.

Тамара КАЙЛЬ, газета "Русская речь", №4, 2014.

Источник

Картина дня

наверх