На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 826 подписчиков

Свежие комментарии

  • Валерий Холодок
    Доброго вечера. Слушайте, Малик-Ленар, я Вам там написал в почте, видели? Что касается язычества, дьявола, паразитиро...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    Язычество от Бога !    Все остальное - от дъявола - придумки одних людей  для паразитирования на других !10 мифов о язычестве
  • Дмитрий Гаврилов
    Солнечная активность это неспроста,это понятно. надо изучать и систематизировать наблюдения чтобы лучше понимать прир...Кому полезны, а к...

Кузнец на Руси: колдун или последователь Сварога?

Кузнец на Руси: колдун или последователь Сварога?


На море, на океане, на острове Буяне, стоят три кузнеца, куют кузнецы там на трех станах. Не куйте вы, кузнецы, железа белого, а прикуйте ко мне молодца.
Заговор из обряда на привлечение суженого.

  Сварог, повелитель огня и защитник семьи, был помимо прочего еще и покровителем ремесел на Руси, а особенно выделялось среди всех мастерство кузнеца: ведь чтобы сковать серп или плуг, подковать лошадь или сделать десяток иголок для хозяйки — за всем шли именно к нему. Существовало множество поверий, согласно которым человек, освоивший это мастерство, может «приковать» двух людей друг к другу, связав их жизни вместе до самой Мариной чаши. Возможно, это связано с обручальными кольцами, искусно создаваемыми талантливыми кузнецами. В народе считалось, что воля Сварога передалась и его подопечным, и таким образом кузнецы невольно стали еще и покровителями брачных уз. А как же иначе, ведь если неподатливое железо в руках мастера легко меняет свою форму, значит, и с Судьбой этот человек может потягаться.

Жить бы кузнецам, да радоваться, но не бывает большого количества меда без дегтярной приправы. И уважали их, и выделяли среди сельчан, но ходили слухи, что нет среди мастеров кузнечного дела хоть одного, который не знался бы с нечистой силой. Если не брать в расчет суеверия, то современному человеку такой вывод покажется странным. Кузню старались ставить если не за пределами, то на окраине деревни, а в идеале – у воды. Для нас это элементарная техника безопасности: ведь если не все, то большинство домов были деревянными, а кузница предполагала наличие искр и раскаленных углей. Деревянный сруб мог воспламениться от крошечного уголька, а вслед за ним в одночасье полыхнет вся деревня. Поэтому наличие рядом с кузней водоема было наилучшим решением при выборе места ее постройки. Предки тоже это понимали, но…

По славянским поверьям, воду населяли духи разной степени силы, не отличающиеся дружелюбием по отношению к человеку. И они не просто спокойно жили под водой, чинно перебирая на дне ракушки и заплетая водоросли, а с завидной периодичностью пытались заманить людей в подводное царство, где заправила-водяной превратит их в своих рабов и заставит чистить песок. Это в лучшем случае. Русалки могут защекотать, но с ними как-то ухитрялись договариваться, стараясь по возможности обходить искусительниц по кривой дуге. А вот с мавками (навками) так не получалось: русалками становились утопленницы, сводившие счеты с жизнью из-за несчастной любви, мавки же – мстительные и злобные создания, души, не отжившие земной срок и несущие возмездие всем встречным за свою раннюю смерть. И водяной, и его прислужницы вполне успешно заманивали путников в водоем, откуда не было обратной дороги. В связи с этим у крестьян возникал вполне закономерный вопрос: а что же кузнец? Почему он безбоязненно живет в непосредственной близости с рекой, и не боится пополнить ряды рабов подводного царства?

Скорее всего, покровительство Сварога не бралось в расчет: он хоть и был одной из главных персон славянского пантеона, но единобожие на Руси появилось только после крещения. Чтили всех, однако особо выделялось одно божество, которое, по мнению сельчан, лучше всего помогало их деревне. И это не обязательно был Сварог. С учетом этого напрашивался логичный вывод: кузнец как-то договаривался с подводными обитателями, оттого они и не искушали мастера. Вот и побаивались крестьяне такого соседства. Хотя как знать, может, он обладал какими-то знаниями-оберегами, позволяющими защитить себя, семью и древнее ремесло? Поэтому, несмотря на опасения и толику суеверного страха, к кузнецу всегда шли за помощью, а священная стихия Огня всегда брала верх над Водой и ее обитателями.

Картина дня

наверх