На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 827 подписчиков

Свежие комментарии

  • Евгений Мангуш
    Один к одному наше время. Какие гениальные люди раньше жили.30 лучших цитат и...
  • Александр Зиборов
    Ничтожен ты или велик, тому причина твой язык...Сила слова. Как т...
  • Валерий Холодок
    Что выражается во множестве Мандельброта: https://www.youtube.com/watch?v=L-3J7dtpwNw Внимательно посмотрите, прежде,...10 мифов о язычестве

Капища, усеянные костями

Капища, усеянные костями
Череп лошади близ кладбища
Эта статья является 4 главой большой работы "Збручский Идол вне тумана", которая скоро будет дописана и опубликована. Тема мне кажется весьма важной, поэтому публикую её отдельно.

*****
Былинный Поток казнил свою неверную жену - подолянку и её любовника в полном соответствии с обычаями средневековой воинской культуры:
«И оторвал у ей да руку правую,
И оторвал у ей да ногу левую;
У Ковшея отсек фсе ноне головы,
Розметал тут костьё по цисту полю
» (А.Д. Григорьев «Архангльские былины и исторические песни, том 2», СП.б, 2003, № 262, С. 287).


Точно таким же способом разделываются богатыри с наезжими врагами, видимо для того, что бы они не смогли возродиться в Ином Мире.

Останки уважаемых людей былинные и сказочные персонажи хоронят. В сказке «Василиса прекрасная» героиня получает от Яги череп который помогает избавиться от злой мачехи, затем девушка «…зарыла череп в землю» (Диво дивное, чудо чудное. М. 1988, с. 56). После победной сечи русские богатыри:

«… раздумались:
-Нам не честь будет богатырьская,
Вот не выслуга да молодецькая,…
Не захоронили силы мёртвою.
Тут ведь зачели они хоронить силу,
Хоронили они неделёчку…
» (Былины М.С. Крюковой, том 2, М. 1941, «Про Самсона Колыбаева про племянника», с. 98).


Однако, интенсивность военных действий в Средневековье была такова, что останков, брошенных в «чистом поле» оставалось предостаточно, о чем нам и сообщают былины:
«Во чистом поли да он убит лежит,
Срозь белы груди да трава выросла,
Скрозь ясны оци да цветы росцвели…
» (А.Д. Григорьев Архангельские былины и исторические песни, том 1, СПб, 2002, «Купанье Добрыни», № 19, с.113).


То есть в рассматриваемый нами период 9-13 веков, реалии которого частично отражены в былинах, поля и дороги были усеяны костями.

Капища, усеянные костями
Васнецов, Витязь на распутье


С другой стороны, из былины «Василий Буслаев» и словенской песни мы знаем, что небрежное отношение к человеческим останкам (и их частям), встреченными валяющимися на дороге, чревато наказанием человека Высшими Силами (см. об этом http://www.perunica.ru/etnos/7033-obschaya-tema-v-folklore-slovencev-i-novgorodskih-sloven.html ).

Эти факты позволяют в некоторой степени объяснить пугающую многих картину раскопанных археологами языческих святилищ с костями животных и людей.

Судите сами: по общей, древней славянской традиции, найденные разрозненные останки человека нельзя бросать, к ним следует относиться уважительно. По канонам христианства нельзя отпевать и хоронить одну руку или ногу. По языческим представлениям тело при погребении или сожжении так же должно быть целым для последующей полноценной жизни в мире Предков и Богов. Недаром в сказках рассечённый герой оживает не просто после обрызгивания живой водой, но складывания его останков «косточки к косточке».

То есть, если, например, человек нашел руку или ногу своего родича или товарища, их нельзя упокоить с должными почестями обычными способами в рамках как новой, так и старой религий.

Что остается делать порядочному человеку с найденными отдельными частями человеческих тел, так сказать «некомплектом»? Останки незнакомых людей - хотя бы просто закопать. А останки людей знакомых, родных, чье посмертное существование ему не безразлично – нести на капища, раскладывать их пред ликами Предков и Богов с мольбами и жертвами ценных вещей, пищи, растений и животных, в надежде, что Боги примут и пощадят «нецелокупных» покойных.

Капища, усеянные костями


Таким же образом, но с иной мотивацией поступали и христиане, например, отрубленная голова св. Пантелеймона хранится в Русском Пантелеймоновском монастыре на горе Афон. Вообще в католичестве и православии весьма развит культ мощей, человеческих останков хранящихся не погребенными в храмах, и это не всегда святые. Например, в Чехии интерьер одного из костелов сделан в конце 19 века резчиком по дереву Франтишеком Ринтом из множества скелетов местных жителей:

Капища, усеянные костями

 

Костница костёла Всех Святых, Чехия, Кутна Гора


А ведь уважаемому мастеру была поставлена задача всего лишь навести порядок в костехранилище храма. Так что художественное раскладывание человеческих останков в святом месте присуще не только древним язычникам, но и христианам нового времени, вероятнее всего это архетип человеческого поведения.

Но вернемся к капищам, усеянным костями: когда мы читаем археологические отсчеты типа: «…недалеко от Волина в Польше, открыта яма, в которой находились два человеческих черепа, кости животных, фрагменты сосудов. Рядом с ямой на кострище среди камней лежал также кусок черепа человека. Жертвенная яма с шестью человеческими черепами открыта в Праге…» (Русанова, Тимощук, «Языческие святилища древних славян», М. 1993, с. 16-17), не стоит верить выводам даже самых уважаемых авторов о том, что это следы ритуальных убийств человека, имеются и иные объяснения, разрушающие образ «язычника-дикаря».

Капища, усеянные костями

 

Зарисовка находок на жертвенной площадке в урочище Бабина долина на Збруче (черным цветом обозначены человеческие кости). Тимощук, Русанова "Языческие святилища древних славян", М. 1993, рис. 68, №4


Археологи отмечают что городища-святилища на реке Збруч, в водах которой был установлен Идол, более других славянских святилищ изобиловали разрозненными останками людей и частями туш животных, и это говорит не о «кровавых человеческих жертвоприношениях проклятых язычников», а о совестливости, порядочности и набожности местного как языческого, так и христианского населения.

Особенно трогателен череп младенца в обрамлении жертвы - ножек теленка, помещённый в хлебную печь для посмертного «выпекания» в мире Богов, находящуюся в урочище с выразительным названием «Бабина долина» у северного подножия горы Звенигород (там в 19 веке стоял идол, изображающий женщину, который разбили и использовали в фундаменте какой-то постройки – знакомая история) (Русанова, Тимощук «Языческие святилища древних славян», М. 1993, сс.49, 77, 95; об обряде «перепекания» младенцев в печи см. http://www.softmixer.com/2013/07/blog-post_2243.html ).

У читателей, знающих воинскую культуру тех времён, может возникнуть вопрос о том, как «на руках» родных мог оказаться череп младенца, ведь детям, например, татары, головы не секли, с ними вороги расправлялись другими способами, известными нам из летописей.

На этот вопрос находим ответ в песнях Полесья, украинско-белорусского пограничья, «Няньки у забытого в поле ребёнка», в которых свекровь нагружает невестку множеством работ и та забывает младенца в поле, бежит за ним, встречает сокола или волка, которых спрашивает о ребёнке, они отвечают, что видели у дитя трёх нянек:

«Перша нянька у очи заглядайе,
А друга нянька кiшечкi сотайе,
Третья нянька косточкi розноси…
» (Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1978, №6, С. 229).


Интересно, что в песне несчастная мать идёт отмаливать растерзанного ребенка не в церковь, а в священный языческий локус - на перекрёсток дорог, а факт гибели ребенка связывается с паханием нивы, то есть воспринимается как «невольная жертва» Матери Сырой Земле:
«- Ох ты, нiва мая, ты паораная,
Ты, дзецiна мая, ты разорванная,
На растонушках да й отмулёвана!
(Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья (по записям 1975 г.)», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1981, №1, с. 230).


Некоторые из этих младенческих «косточек разнесенных» мать могла собрать и закопать под порогом или разложить на капище, а через столетия, археологи, найдя обглоданные останки неполного скелета на капище или под порогом жилища, поспешат объявить находку «человеческим жертвоприношением «духам дома» или «кровавым истуканам» с явными признаками каннибализма».

При этом я не являюсь сторонником мнения о том, что у славян вообще не было человеческих жертвоприношений. Они были, возможно, добровольными и уж точно не в таком количестве, в каком нам преподносят их некоторые историки, археологи и "паганофобы". Я полагаю, что в археологические экспедиции давно пора включать судмедэкспертов и аналитиков-криминалистов для более объективной оценки найденных «следов ритуальных убийств ».

Вся Слава Предкам!
апрель 2014, Т.Блинова

http://www.perunica.ru/vedi/7696-kapischa-useyannye-kostyami...

Картина дня

наверх