Череп лошади близ кладбища
Эта статья является 4 главой большой работы "Збручский Идол вне тумана", которая скоро будет дописана и опубликована. Тема мне кажется весьма важной, поэтому публикую её отдельно.
*****
Былинный Поток казнил свою неверную жену - подолянку и её любовника в полном соответствии с обычаями средневековой воинской культуры:
«И оторвал у ей да руку правую,
И оторвал у ей да ногу левую;
У Ковшея отсек фсе ноне головы,
Розметал тут костьё по цисту полю» (А.Д. Григорьев «Архангльские былины и исторические песни, том 2», СП.б, 2003, № 262, С.
287).
Точно таким же способом разделываются богатыри с наезжими врагами, видимо для того, что бы они не смогли возродиться в Ином Мире.
Останки уважаемых людей былинные и сказочные персонажи хоронят. В сказке «Василиса прекрасная» героиня получает от Яги череп который помогает избавиться от злой мачехи, затем девушка «…зарыла череп в землю» (Диво дивное, чудо чудное. М. 1988, с. 56). После победной сечи русские богатыри:
«… раздумались:
-Нам не честь будет богатырьская,
Вот не выслуга да молодецькая,…
Не захоронили силы мёртвою.
Тут ведь зачели они хоронить силу,
Хоронили они неделёчку…» (Былины М.С. Крюковой, том 2, М. 1941, «Про Самсона Колыбаева про племянника», с. 98).
Однако, интенсивность военных действий в Средневековье была такова, что останков, брошенных в «чистом поле» оставалось предостаточно, о чем нам и сообщают былины:
«Во чистом поли да он убит лежит,
Срозь белы груди да трава выросла,
Скрозь ясны оци да цветы росцвели…» (А.Д. Григорьев Архангельские былины и исторические песни, том 1, СПб, 2002, «Купанье Добрыни», № 19, с.113).
То есть в рассматриваемый нами период 9-13 веков, реалии которого частично отражены в былинах, поля и дороги были усеяны костями.

Васнецов, Витязь на распутье
С другой стороны, из былины «Василий Буслаев» и словенской песни мы знаем, что небрежное отношение к человеческим останкам (и их частям), встреченными валяющимися на дороге, чревато наказанием человека Высшими Силами (см. об этом http://www.perunica.ru/etnos/7033-obschaya-tema-v-folklore-slovencev-i-novgorodskih-sloven.html ).
Эти факты позволяют в некоторой степени объяснить пугающую многих картину раскопанных археологами языческих святилищ с костями животных и людей.
Судите сами: по общей, древней славянской традиции, найденные разрозненные останки человека нельзя бросать, к ним следует относиться уважительно. По канонам христианства нельзя отпевать и хоронить одну руку или ногу. По языческим представлениям тело при погребении или сожжении так же должно быть целым для последующей полноценной жизни в мире Предков и Богов. Недаром в сказках рассечённый герой оживает не просто после обрызгивания живой водой, но складывания его останков «косточки к косточке».
То есть, если, например, человек нашел руку или ногу своего родича или товарища, их нельзя упокоить с должными почестями обычными способами в рамках как новой, так и старой религий.
Что остается делать порядочному человеку с найденными отдельными частями человеческих тел, так сказать «некомплектом»? Останки незнакомых людей - хотя бы просто закопать. А останки людей знакомых, родных, чье посмертное существование ему не безразлично – нести на капища, раскладывать их пред ликами Предков и Богов с мольбами и жертвами ценных вещей, пищи, растений и животных, в надежде, что Боги примут и пощадят «нецелокупных» покойных.

Таким же образом, но с иной мотивацией поступали и христиане, например, отрубленная голова св. Пантелеймона хранится в Русском Пантелеймоновском монастыре на горе Афон. Вообще в католичестве и православии весьма развит культ мощей, человеческих останков хранящихся не погребенными в храмах, и это не всегда святые. Например, в Чехии интерьер одного из костелов сделан в конце 19 века резчиком по дереву Франтишеком Ринтом из множества скелетов местных жителей:

Костница костёла Всех Святых, Чехия, Кутна Гора
А ведь уважаемому мастеру была поставлена задача всего лишь навести порядок в костехранилище храма. Так что художественное раскладывание человеческих останков в святом месте присуще не только древним язычникам, но и христианам нового времени, вероятнее всего это архетип человеческого поведения.
Но вернемся к капищам, усеянным костями: когда мы читаем археологические отсчеты типа: «…недалеко от Волина в Польше, открыта яма, в которой находились два человеческих черепа, кости животных, фрагменты сосудов. Рядом с ямой на кострище среди камней лежал также кусок черепа человека. Жертвенная яма с шестью человеческими черепами открыта в Праге…» (Русанова, Тимощук, «Языческие святилища древних славян», М. 1993, с. 16-17), не стоит верить выводам даже самых уважаемых авторов о том, что это следы ритуальных убийств человека, имеются и иные объяснения, разрушающие образ «язычника-дикаря».

Зарисовка находок на жертвенной площадке в урочище Бабина долина на Збруче (черным цветом обозначены человеческие кости). Тимощук, Русанова "Языческие святилища древних славян", М. 1993, рис. 68, №4
Археологи отмечают что городища-святилища на реке Збруч, в водах которой был установлен Идол, более других славянских святилищ изобиловали разрозненными останками людей и частями туш животных, и это говорит не о «кровавых человеческих жертвоприношениях проклятых язычников», а о совестливости, порядочности и набожности местного как языческого, так и христианского населения.
Особенно трогателен череп младенца в обрамлении жертвы - ножек теленка, помещённый в хлебную печь для посмертного «выпекания» в мире Богов, находящуюся в урочище с выразительным названием «Бабина долина» у северного подножия горы Звенигород (там в 19 веке стоял идол, изображающий женщину, который разбили и использовали в фундаменте какой-то постройки – знакомая история) (Русанова, Тимощук «Языческие святилища древних славян», М. 1993, сс.49, 77, 95; об обряде «перепекания» младенцев в печи см. http://www.softmixer.com/2013/07/blog-post_2243.html ).
У читателей, знающих воинскую культуру тех времён, может возникнуть вопрос о том, как «на руках» родных мог оказаться череп младенца, ведь детям, например, татары, головы не секли, с ними вороги расправлялись другими способами, известными нам из летописей.
На этот вопрос находим ответ в песнях Полесья, украинско-белорусского пограничья, «Няньки у забытого в поле ребёнка», в которых свекровь нагружает невестку множеством работ и та забывает младенца в поле, бежит за ним, встречает сокола или волка, которых спрашивает о ребёнке, они отвечают, что видели у дитя трёх нянек:
«Перша нянька у очи заглядайе,
А друга нянька кiшечкi сотайе,
Третья нянька косточкi розноси…» (Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1978, №6, С. 229).
Интересно, что в песне несчастная мать идёт отмаливать растерзанного ребенка не в церковь, а в священный языческий локус - на перекрёсток дорог, а факт гибели ребенка связывается с паханием нивы, то есть воспринимается как «невольная жертва» Матери Сырой Земле:
«- Ох ты, нiва мая, ты паораная,
Ты, дзецiна мая, ты разорванная,
На растонушках да й отмулёвана! (Смирнов Ю.И. «Эпика Полесья (по записям 1975 г.)», в сборнике Славянский и балканский фольклор, М. 1981, №1, с. 230).
Некоторые из этих младенческих «косточек разнесенных» мать могла собрать и закопать под порогом или разложить на капище, а через столетия, археологи, найдя обглоданные останки неполного скелета на капище или под порогом жилища, поспешат объявить находку «человеческим жертвоприношением «духам дома» или «кровавым истуканам» с явными признаками каннибализма».
При этом я не являюсь сторонником мнения о том, что у славян вообще не было человеческих жертвоприношений. Они были, возможно, добровольными и уж точно не в таком количестве, в каком нам преподносят их некоторые историки, археологи и "паганофобы". Я полагаю, что в археологические экспедиции давно пора включать судмедэкспертов и аналитиков-криминалистов для более объективной оценки найденных «следов ритуальных убийств ».
Вся Слава Предкам!
апрель 2014, Т.Блинова
http://www.perunica.ru/vedi/7696-kapischa-useyannye-kostyami...
Свежие комментарии