В XXI веке человек может повернуть кран и набрать воды, чтобы напиться, приготовить пищу, умыться или постирать вещи. Но большую часть своей истории людям приходилось ходить к реке, ручью или колодцу, чтобы набрать в ёмкости воды. Причём среди упомянутых источников только колодец был делом рук человеческих.
Кто выкопал первый колодец — узнать вряд ли суждено. Историки полагают, что первый колодец появился около 7 тысяч лет назад. Это была яма, стенки которой выкладывались камнем, а на дне плескалась чистая вода. Её поднимали с помощью верёвки и кожаной ёмкости — аналога современного ведра.
«Журавлиный» водопой
Появление колодцев у далёких предков современные люди оценить, как правило, не могут, просто потому что не задумываются об этом. А ведь на самом деле колодец позволил древним людям основывать поселения не только у реки, где они были уязвимы с точки зрения нападения, но и в других местах Искусственный источник позволял людям как потреблять воду, так и поливать посевы, поить скот и т.д. То есть, не придумай человек рыть колодцы — развитие цивилизации могло бы остаться на уровне древних кочевников-собирателей.
Шли годы, конструкции колодцев и технологии поиска воды стали совершенствоваться. Уже во времена Древнего царства в Египте (2778-2150 годы до нашей эры) люди придумали шадуф. Это древнейшая форма колодца, который мы называем журавлём. Из себя он представлял, оригинальную конструкцию подачи воды из глубины. Это был рычаговый механизм, состоящий из опоры и толстой жерди. На одном её конце была ёмкость для подъёма воды, на другом — противовес из тяжёлого камня.
Египтяне использовали шадуф не только чтобы напиться, а чаще — для орошения полей, где это невозможно было сделать водами Нила. Целыми днями крестьяне опускали ведро вниз и, поднимая его, выливали воду в специальный жёлоб, направлявший её к нужным посевам.
Колодцы-шадуфы использовались не только в Древнем Египте, но и в Месопотамии и Ассирии. Так, сохранились изображения шадуфов, которые получили широкое распространение в эпоху ассирийского царя Синаххериба (VII век до нашей эры).
С Ближнего Востока шадуф перекочевал в Европу. Крестьяне на Пиренейском полуострове уже в VI веке использовали этот вид колодца, называемый ими ciconia
— «журавль». Впрочем, шадуфы использовали для извлечения воды не только из колодцев, но и из открытых водоёмов. В средневековой Европе журавлями поднимали воду из рек для орошения посевов или нужд редких в то время бань.
Огромную популярность колодец-журавль получил у восточных славян. Для полива они применяли криницу или копанку — небольшую яму, где выступали грунтовые воды. Но для питья необходима была чистая вода, которая залегала на глубине от трёх метров и более. Вот здесь и применялся журавлиный механизм. Он позволял поднимать воду с небольшими усилиями. В глубоких колодцах к концу шеста ведро крепилось с помощью длинной цепи. Иногда цепь использовали как утяжелитель, чтобы ведро не плавало, а сразу погружалось в воду.
Архимедов винт
Древние греки тоже внесли свой вклад в эволюцию колодцев. Точнее, один из самых знаменитых эллинов — математик Архимед. В 250 году до нашей эры он придумал архимедов винт, явившийся прообразом шнека. Строго говоря, это устройство больше подходит для подъёма воды из реки или открытого водоёма, но греки отлично использовали его и для колодцев. Устройство, состоящее из наклонённой под углом к горизонту полой трубы, поднимало воду посредством внутреннего винта. Поворачиваясь вокруг оси, нижний конец винта забирал воду, и она по спирали поднималась наверх, пока не изливалась в специальный канал. Работу по вращению винтов возлагали чаще даже не на рабов, а на животных — лошадь или осла.
В Древней Руси колодец, несмотря на менее жаркий климат, по сравнению с югом Европы или Ближним Востоком, был важной частью любого поселения. Для его строительства необходимо было найти водяное место. Его искали специальные люди, умевшие по колебанию лозы определять наличие водоносного слоя. Место, где лоза начинала опускаться, считалось богатым водой. Также воду искали с помощью сковородок или кастрюль. Их раскладывали на ночь в округе в перевёрнутом состоянии. Там, где утром количество росы на сковороде было наибольшим, имелась большая вероятность наличия воды.
Русский колодец имел особенную и уникальную конструкцию. Его шахта чаще всего представляла собой бутыль. Это делалось для того, чтобы вода из недр меньше испарялась. Однако упавшие туда люди практически не имели шанса самостоятельно выбраться. Поэтому надземная часть колодца делалась высокой и представляла собой дубовый (реже — осиновый) сруб. Верхушка сруба закрывалась крышей, дабы в колодец не летели мусор и дождь.
Особенностью русского колодца был подъёмный механизм — ворот. Он представлял из себя вращающийся барабан — отрезок круглого бревна, на котором была закреплена верёвка с бадьей (деревянным ведром). Вращался барабан рукояткой или колесом, закреплённым на одной оси с барабаном. Для глубоких колодцев, чтобы ведро не падало с большой скоростью в воду и не разбивалось, на барабаны надевали ленточный тормоз. Это был кожаный ремень, прилегавший к барабану и тормозивший его вращение. Также для лучшего зачерпывания воды к бадье крепили груз. Он позволял легко топить ёмкость и набирать в неё воду.
Сакральное место
Во времена язычества славяне считали, что колодец — вход в другой, подземный мир. Из него могла выходить нечистая сила, и потому, чтобы избежать этого, славяне рыли в лесу второй колодец — копию того, что был в селении. По замыслу, нечисть не могла определить, из какого колодца ей выходить наружу, и чаще всего выходила из лесного колодца.
С приходом христианства такие поверья подверглись осуждению, но люди по-прежнему наделяли колодцы сверхъестественным свойствами. Считалось, что накануне таких христианских праздников, как Крещение, Пасха, Рождество, вода из колодца — обретала целительные и священные свойства. Например, крещенская колодезная вода при умывании ею уберегала от сглаза. А если он всё-таки случился, ведунья набирала воды из трёх колодцев и пыталась рассмотреть в ней лицо того, кто наслал сглаз. При этом в определённые дни церковного календаря считалось нежелательным брать воду из колодца, потому люди на такие дни запасались ею впрок.
Известная пословица «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться» уже давно обрела иносказательный смысл. Общее её значение в том, что не следует делать людям зла, ибо сам потом можешь обратиться к ним за помощью. Несмотря на наличие этого высказывания, у славян существовал обычай погружать в воду колодца разные предметы. Так, перед битвой русские богатыри освящали колодезной водой свой меч, а новобрачные — кусок свадебного каравая.
Славяне верили, что вода из старинных колодцев имеет память. Считалось, что, придя на рассвете к колодцу, можно было спросить совета или попытаться узнать прошлое или будущее. Девушки приходили к колодцу, чтобы увидеть в нём лицо суженого. Одной из последних конструкций колодцев стал абиссинский, или нортоновский колодец, придуманный в XIX веке англичанами. Собой он представляет длинную (от 12 метров и более) трубу, которую забивают в землю. Пробивая водоносный слой, она служит каналом, по которому поднимается вода. В наше время для удобства на конце трубы монтируется электрический насос. Нортоновский колодец имеет ряд преимуществ: он компактен, может использоваться круглый год, а качество воды не хуже, чем в других колодцах. Правда, такой колодец запрещено устраивать в местах, где пьезометрический уровень воды ниже 8 метров. Тем не менее эта конструкция пользуется популярностью у садоводов и огородников.
Автор: Прохор Ежов
Пригодится воды напиться. Богатыри перед битвой освящали мечи в колодце
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии