На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 822 подписчика

Свежие комментарии

  • Валерий Холодок
    Здравствуйте, Малик. И всё же эмоции, видимо, мешают Вам, а может быть и недостаток информации, логически подойти к о...10 мифов о язычестве
  • Андрей Тимохин
    Год без брюк: год...
  • Малик Гумеров
    « На основании какой информации Вы делаете этот вывод и выводите аксиому» - из своих наблюдений ! 1000 лет назад , 5...10 мифов о язычестве

Святогор - богатырь предков славян

Святогор - богатырь предков славян?

      Большинство читателей наверняка в детстве читали былины. В них описаны могучие и находчивые богатыри, встающие в час беды на защиту своей земли и народа. Их отвага и бескорыстность восхищала и подавала пример беззаветного патриотизма. На самом деле термин "былины" был введен в обращение в XIX веке Иваном Петровичем Сахаровым - русским этнографом-фольклористом, археологом и палеографом. На самом деле в древности былины называли по другом - "старинами", "старинками" или "старинушками". Их как правило древние сказители исполняли под гусли.

В русском народном творчестве былины составляют одно из самых замечательных явлений.

Среди описанных в былинах богатырей угадываются реальные исторические персонажи, ставшие прообразами для их героев. Но один из богатырей как бы стоит особняком. Зовут этого богатыря - Святогор.

Святогор - богатырь предков славян?

Русские эпические былины стали складываться, как считается с 10 века. Однако ещё в XIX веке русский историк и этнограф Леонид Николаевич Майков предполагал, что ряд сюжетов былин могут быть отнесены к общему индоевропейскому единству. Например эпическое сказание о древнерусском богатыре Святогоре. Хотя былины с образом Святогора переплетены и с историческими временами, но по ряду признаков имеют гораздо более древние корни. Возможно уходящие аж в историю Русколани (нынешнии Дон, Кубань, Крым,  Ставрополь).

Рассмотрим былинный образ Святогора. Он является богатырем исполинских размеров, как сказано о нем в былинах:

"выше леса стоячего, ниже облака ходячего"

вес его сама мать-земля с трудом держит на поверхности. А в былинном сюжете где Святогор встречается с Микулой Селяниновичем поднимая суму, в которой заключена "тяга земная" он уходит ногами в землю. В другой былине измождённый и уставший Святогор перед смертью передаёт часть своей силы Илье Муромцу. (Русколань отдала часть своей силы Киевской Руси).

Такое предположение выглядит на первый взгляд немного нелепым. Но если посмотреть внимательнее, то о том, что Святогор имеет корни сюжета до возникновения Киевской Руси говорит его местожительство – он живет на высоких Святых горах и не появляется на Руси. Так что место его обитания - скорее всего нынешний Северный Кавказ. Согласно В. Топорову, Киевская Русь находится в антагонизме со Святыми горами (Киевская Русь и Русколань всегда боролись за главенство). А в предгорьях Кавказа обитали как казаки так и анты – праславянские племена, известные по письменным источникам. Есть вероятность, что первые сказания о Святогоре возникли еще тогда.

Есть еще и третья былина, связанная со Святогором, в которой он женится. По сюжету Святогор по совету Микулы Селяниновича отправляется узнать свою судьбу к Сиверским горам, где кузнец предсказывает ему женитьбу. По предсказанию невеста жила в Приморском царстве на гноище. Гноище это старое название болот (или лиманов на Кубани). По сюжету, приехав в Приморье, Святогор нашел больную Пленку Поморскую. И к этой больной Пленке, которая вся была покрыта корой, Святогор положил 500 рублей, ударил в грудь мечом и уехал. Позже Святогор вернулся в эти края, узнав о появившейся красавице, на которой и женился. Каково же было его удивление, когда он увидел шрам на ее груди от своего меча.

Также в образе самого Святогора содержится намек, на легенду о Волотах. Это очень древнее поверье и все топонимы связанные с Волотами очень старые (а в булгарских летописях вообще утверждается, что оба богатыря-поединщика на Куликовском поле Пересвет и Челобей являются  потомками Святогора, то есть по сути братьями).

Таким образом, Святогор, возможно один из древнейших образов богатыря в былинах славян Могущественный Князь державы Русколань.

Источник

Картина дня

наверх