На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 890 подписчиков

Свежие комментарии

  • Воробей
    Слышал, что самый главный грех - гордыня. Читая  посты некоторых, становится более понятно, почему это так, а не как-...Прошлая жизнь. За...
  • ММ
    Лама? Вы знаете, что такое медитация? Ответ в этом. Только Вы не ответили на самый главный вопрос:"Механизм взаимодей...Прошлая жизнь. За...
  • Воробей
    Любопытно, что так много людей, упускающих возможность интерпретации таких случаев, как примеров манипулирования Твор...Прошлая жизнь. За...

Выходцы из Тибета

Выходцы из Тибета

Что помогает сохранить историю народа? Летописи. Им вторят археологические находки и еще куча письменных источников, по которым потомки могут узнать образ жизни своих далеких предков. Что будет с народом без письменности? Занятно, но в условиях практически отшельнического образа жизни он не только не потеряет свои корни, но и будет их укреплять.

Позвольте познакомить вас с удивительными людьми — шерпами.

Сами они называют себя шаркхомбо, но европейцам более привычно первое название. Именно благодаря помощи этих людей и стал доступен Эверест, потому что нет лучшего проводника в высокогорье, чем шерп. Шерпы живут в Восточных Гималаях, в Непале, но не являются его коренными жителями. Давным-давно они пришли сюда из Тибета, поэтому (и по другим косвенным признакам) принято считать, что именно там находится их “малая родина”. Если принимать во внимание этимологию слова “шерп”, то в буквальном переводе оно означает “человек с Востока”. С Тибетом шаркхомбо связывает очень многое, начиная от обычаев и заканчивая кулинарными нюансами. Календарь тоже принят тибетский. Интересно, что у шерп нет фамилий — вместо них к имени прилагается название местности, в которой родился человек. А еще можно не найти человека через несколько лет по тому имени, что было известно: если фамилия, как таковая, вообще отсутствует, то имя шерпы могут свободно менять в течение жизни. Конечно, у нас это тоже не возбраняется, хоть Дарт Вейдером обзовись, но для этого нужно собрать могучую кучку бумаг и пройтись по бюрократической сансаре. У шерп проще: нет письменности — нет справок.

Что касается внешности, то здесь преобладают монголоидные черты: смуглая желтоватая кожа, характерный разрез глаз, черные волосы. Шерпы — невысокие, коренастые люди, но с тибетцами или китайцами их не спутать: их внешность более мягкая, сглаженная, и все признаки “желтой расы” выражены не так ярко, как у восточных собратьев. Есть и уникальное отличие, причем не только от ”своих”, но и вообще от всех жителей планеты. Узнать о нем помогли медики, которые долгое время наблюдали за шерпами. Дело в том, что у этих людей, привыкших жить высоко-высоко над уровнем моря, система кровоснабжения работает немного по другому: у европейцев кровь бежит по венам намного медленнее. При этом шерп не жалуется на какие-то ”неполадки” с артериальным давлением или сердечным ритмом, даже совсем наоборот. А еще в крови этих людей концентрация продуктов распада азота гораздо выше, чем у “рядовых” жителей планеты. Видимо, этим и объясняется невероятная выносливость горцев.

Чем может заниматься человек на высоте 4500 метров? Обычно на такую высоту загоняет либо служба, либо любопытство. Я же, например, буду беспомощно лежать на земле и тихо жаловаться на собственное бренное тельце, которое отказывается мне служить в условиях непривычной высоты и разреженного воздуха. А эти картошку сажают! Братья-славяне, славящиеся своей нежной любовью к этим корнеплодам, могут позавидовать: шерпы собирают в своих долинах отличные урожаи. А еще они сажают ячмень и овес, потому что, помимо земледелия, одним из основных занятий является животноводство. В Кхумбу, где обустроились шерпы, достаточно мягкий климат: долина окружена высокими горными хребтами, и здесь нет резких перепадов погоды, как в других местностях, где метеорологи предпочитают не высовывать нос из метеостанции, чтобы не улететь в небытие с порывом ветра.

Самое крупное поселение шерп возвышается над уровнем моря на высоте 3500 метров. Именно там, в Намче-Базар, ведутся практически все их дела. Добраться туда можно только по одной дороге: узкий серпантин метровой ширины тянется между отвесными скалами, и расширяется только по мере приближения к городку. Здесь и живут крестьяне, гиды и носильщики. Постоянно кто-то выходит из Намче, утаскивая вниз соль и шерсть, снабжая этими товарами индийцев и тибетцев, но еще больше возвращаются обратно. Когда-то я читала весьма приглянувшуюся мне книгу о жизни тибетского ламы, и он рассказывал, что с большим трудом адаптировался к жизни в Китае. Дело не в более быстром ритме: ламе постоянно казалось, что он скоро задохнется и ослепнет, потому что воздух сильно отличался от привычного. После разреженного воздуха высокогорья внизу очень тяжело дышать, к тому же вверху можно рассмотреть предметы на гораздо большем расстоянии — опять же из-за разреженности. Видимо, по той же причине шерпы стремятся поскорее уйти обратно в горы. Да и жарко внизу, что людям, что якам, привыкшим к более суровому климату.

Жизни шерп

По их собственному утверждению, шаркхомбо живут не одну, а целых три жизни. По количеству еще не кошка, но уже не человек. Первая отводится религии, вторая — дому, а третья — работе. И каждую невозможно отделить от двух других — по отдельности они все неполноценны. Несмотря на то, что в этом списке религия стоит на первом месте, шерпы вовсе не являются ее ярыми приверженцами. Конечно, у них есть и монастыри, но монахи, живущие в них, отрекаются от мирской жизни, а сами храмы, располагающиеся там же, открыты для посетителей всего несколько раз в год, во время больших религиозных праздников. Может, с этим и связано отношение горцев к религии? Подавляющее большинство — буддисты, которые уверены, что “этот милый человек был раньше добрым псом”, однако никто из них не будет выпячивать свою веру напоказ. Она больше в их сердце, чем на обозрении окружающих. Поэтому и к обрядам относятся, мягко говоря, поверхностно. Но в каждом доме есть молитвенный угол: в нем отведено место для хранения свечей, ладана и молитвенных принадлежностей. Там же стоят фигурки Будды. Во дворах некоторых домов, где религии уделяется чуть больше внимания, хозяева устанавливают особые шесты с флажками, опять же — для молитвенных целей. Из той же книги ламы я узнала, что усопших там хоронят не так, как принято у нас. Точнее, не только так. Там существует несколько видов захоронений, в числе привычных европейцам — погребение в землю и кремация. Но в горах это, как бы сказать… нецелесообразно. Хоронить в земле не позволяет тонкий почвенный покров на скалах. Сжигать — очень дорого. Далее идет “сплав" покойников в Индию по рекам, замуровывание выдающихся личностей от религии в стены храмов, и, пожалуй, самый популярный и привычный тибетцам способ — так называемое небесное погребение. В этом случае тело покойного выносят на кладбище, представляющее собой плоскую каменную плиту, дробят и режут на мелкие части, и оставляют в таком виде. Долго не пролежит — птицы и бродячие собаки не упускают своего шанса, и за несколько часов покойный “похоронен”. Рационально, и, с точки зрения тибетцев, логично: в подобном способе они не усматривают ничего дурного, и, тем паче, не считают его хуже или циничнее европейского. У шерп же, в силу их обитания на равнине, окруженной горами, есть возможность сжигать умерших. Исключение — маленькие дети и те, кто умер высоко в горах. И тех, и других стараются предать земле.

Что касается дома и быта, то тут царит полный матриархат — именно женщина планирует и ведет хозяйство. Но домохозяйкой ее назвать очень сложно — она практически наравне с мужчинами способна участвовать в жизни любой экспедиции в качестве гида и носильщика. Невысокое, на первый взгляд довольно хрупкое создание способно тащить на себе поклажу, равную собственному весу, поэтому не стоит удивляться присутствию барышень-шерп в среде альпинистов.

Многоженство у шерп не приветствуется, а вот многомужеством народ не гнушается. Очень часто в семье, где несколько сыновей “на выданье”, прибавляется всего одна жена. На всех. И тоже — железная логика, ибо шерпы уверены, что при одной хозяйке дома будет и спокойнее, и уютнее, и сытнее. Разводы — редкость, а если случаются, то инициатору приходится выкладывать кругленькую сумму бывшей семье — такова цена свободы.

Терпение и труд

Сколько раз пыталась вставать на рассвете, чтобы пораньше разделаться с домашними делами — да куда там. Видимо, ритм городской жизни и комфорт слишком меня расслабили — если и встаю с рассветом, то буду просыпаться еще несколько часов, и пытаться привести голову в рабочее состояние. Словом, типичная “сова", и среди шерп я бы не прижилась. Они начинают трудиться уже с первыми лучами солнца. Основное занятие — переноска грузов, и в этом с шерпами мало кто может сравниться. Судите сами: в течение минимум десяти часов любой из шерп может спокойно носить свой груз вверх и вниз по скалистым тропам. А помогает им в этом, помимо нечеловеческой выносливости, особая система переноски: любая ноша крепится при помощи широкого ремня, который носильщик надевает на лоб. Шерпы считают, что, перекладывая таким образом основную тяжесть на этот ремень, они увеличивают эффективность своей работы. В качестве доказательства можно привести факт, что взрослый мужчина может спокойно перенести по равнинной местности до 50 кг, а по горам — до 35 кг. Этому способствует и долгое оттачивание навыков: профессия носильщика осваивается у шерп с 12 лет.

Детям тоже не приходится скучать. Летом они превращаются в пастушат — на детские плечи ложится забота о стадах яков и коз, которых они выгоняют на высокогорные пастбища близ ледниковых ручьев, а это примерно 5000 метров над уровнем моря. Но, по мере взросления, дети принимают все больше участия в занятиях родителей. Поэтому очень скоро вся семья ходит через перевалы, дети учатся прорубать ледяные ступени для животных, да и вообще привыкают к нюансам высокогорной жизни. Будучи с младых ногтей подготовленными ко всем тяготам, во взрослом возрасте они превращаются в людей, великолепно знающих и любящих горы.

Судьба от рождения

Когда европейцы только-только добрались до Гималаев, и только приступили к их изучению, им, конечно, был необходим проводник, иначе даже коротенькое путешествие могло закончиться очень печально. Лучшие проводники почти всегда берутся из местных жителей, и для европейцев шерпы стали настоящей находкой, ибо для них вершина Эвереста уже давно не являлась чем-то недоступным. Но когда Европу интересовали чужие рекорды? Поэтому официально Джомолунгма была покорена в 1953 году, и взошел на нее исследователь из Новой Зеландии — Эдмунд Хиллари. Дальше — как по нотам, и всемирная слава, и имя в истории. Только вот не везде указывается, что бок о бок с Хиллари стоял шерпа — Тенцинг Норгей. Когда мужчины стояли на вершине, один из них установил флаг своей страны, а второй разложил на снегу нехитрую снедь, чтобы поблагодарить высшие силы за то, что маленькая экспедиция добралась до места в целости и сохранности. Угадайте, кому какое занятие принадлежало?

По сути, с 1953 года и началась известная миру история шерп. На сегодняшний день в ней значится довольно много всемирно известных имен, в том числе и имен рекордсменов. Аппа Тенцинг — с 1990 года поднимался на вершину Эвереста 21 раз, пока что рекорд не побит. Пемба Дордже — рекордное время восхождения, 8 часов 10 минут. Бабу Чири — 21 час на вершине Эвереста. И все это обычные горцы, которым гораздо привычнее носить тяжести и выращивать картофель, люди с самым простым снаряжением, по многим параметрам уступающим современному альпинистскому.

В таком положении вещей играет роль не только наследственность, но и полнейшая неприхотливость шерп. Абсолютно всеядные: картошка с овощами или мясом, консервы, свежие или сушеные продукты, традиционные блюда и не очень. Среди напитков несомненным лидером является чай, но не тибетский, а европейский, с сахаром и молоком. Есть и пиво: варят сами, и пьют из общей чаши через трубочку. Если гостями выпито меньше трех порций, то это расценивается хозяином, как сильнейшее оскорбление. В целом шерпы не отказывают себе ни в чем, но перед отправкой в горы резко пресекают поток сомнительных удовольствий. Горы не любят, когда с ними пытаются шутить, не любят и тех, кто не воспринимает древние вершины всерьез. Шерпы это понимают, и поэтому стараются держать себя в руках. Может, этим и объясняется рост их численности? В 1950-х шерп насчитывалось около 25 тысяч, сейчас это число перевалило за 150 тысяч, и продолжает расти.

Более 2000 шерп официально стали покорителями Эвереста. Работа проводника — самая доходная для них, и приносит от 7 до 15 долларов в день. Пока что их все устраивает, но уже многие задумались о получении образования и хорошей “равнинной” профессии.

Но в проводники идут не все, а потому жизнь большей части шерп достаточно тяжелая и суровая. Однако оптимизма они терять не собираются, и с удовольствием цитируют своего земляка:

Я счастливый человек. Большие высоты — моя стихия, там я чувствую себя лучше всего. Горы для меня — все.

Тенцинг Норгей.

Источник

наверх