В нашем сознании крашенка и писанка давно закрепились как символы христианского праздника Пасха. Тем не менее, за простым цветом крашенки и незамысловатым орнаментом писанки скрывается множество тайн, которые намного древнее христианской традиции. Эти тайны давно были утеряны и забыты, но часть их сохранилась в непонятных для современного человека обрядах и обычаях.
К примеру, вы можете объяснить, для чего в Пасхальное Воскресенье обмениваетесь со своими родными и друзьями писанками? Или зачем разбиваете крашенку о крашенку?
Писанка.
В действительности, мы не задумываемся об этом. Для нас это самые обычные явления, смысл которых укладывается в одну простую фразу: " так надо ". А зачем это надо? И кому это надо? Непонятно. Мы делаем это, как делали наши бабушки и дедушки, мамы и папы. Казалось, что так было во все времена, но не всегда это было обычным делом, то есть обычаем.
Однако простые и ничего не значащие для нас действия являются осколками древних языческих ритуалов, которые наряду с мифами и преданиями складываются в целостную картину с глубоким, колоссальным смыслом. Археологические открытия дают нам возможность представить всю грандиозность и значимость этого священнодействия, в котором писанке и крашенке отводились главные роли. Несмотря на пестрые, праздничные цвета писанки и крашенки, они были насквозь пронизаны трагизмом, несли в себе идеи жизни и смерти, являлись воплощением страшных ритуалов прошлого, где маленькая человеческая жизнь приносилась в жертву на благо общества и давала надежду на спасение не только отдельному человеку, но и Мирозданию в целом.
Вопрос о том, что такое крашенка, кому-то может показаться очень простым. Ведь всем известно, что крашенка - это вареное яйцо, окрашенное в какой - то один цвет: красный, желтый, синий, зеленый и т.д. В то же время эта простота довольно обманчива, так как крашенка, в первую очередь, - это символ. А символы имеют способность наполняться разными, порой противоречивыми смыслами. И крашенка в этом отношении не исключение. Но как нельзя понять смысл книги, прочитав только одно предложение, точно также невозможно понять смысл крашенки, не рассмотрев ее символику.
Поэтому, прежде всего нужно сказать, что символика крашенки состоит, во-первых, из символики самого яйца; во-вторых - из символики цвета; и в-третьих из символики "вареного".
Известный ученый Ю. Лотман утверждал, что "символ - это текст, по которому бежит пространство и время". И если это действительно так, посмотрим, что можно прочесть в этой таинственной книге под названием "Крашенка".
Мировое яйцо.
Яйцо, как символ Миросоздания, известно в космогониях многих народов. Однако те идеи, которые оно несло в своей символике, далеко не однозначны. Так, в представлениях одних народов яйцо являлось символом глубины и тайны Миросоздания, рождения Вселенной. Согласно другим представлениям, яйцо являлось символом конца времен или Апокалипсиса. Но чем объяснить подобную полярность смыслов? Как один и тот же символ, с одной стороны, является воплощением жизни, а с другой, воплощением смерти?
Объяснить это противоречие нам поможет одна славянская загадка о яйце, которая гласит: " Живое родит мертвое, а мертвое родит живое ". Загадка, которая раскрывает нам представление о яйце как символе двух главных принципов Бытия-жизни и смерти. Оба этих принципа лежит в основе мифопоэтических представлений о смене дня и ночи, времен года и годовых циклов. Подобная череда, жизнь-смерть-жизнь, преобразуется в цикличность, замкнутость, неразрывность связей и традиций.
Однако эта бесконечная повторяемость выводит на первый план новую идею, которую несет в себе яйцо, - это идея смерти и воскрешения. И снова возникает вопрос: смерть и воскрешение кого или чего? Вселенной? Мира? Богов? Или, быть может, отдельного человека? Ответы на эти вопросы нам еще предстоит найти и объединить их в единое целое - Мировое Яйцо.
Идеи жизни в символике яйца
Еще на заре человечества, когда первобытные мыслители пытались найти объяснение тем или иным явлениям природы, яйцо привлекло к себе их пристальное внимание. В силу своей необычной формы и уникальных свойств, оно напоминало скорее нечто безжизненное, чем живое. Ведь постепенное развитие зародыша внутри замкнутой скорлупы и его преобразование в конкретное живое существо было скрыто от глаз человека. Но появление этого существа на свет в момент разбивания своей оболочки открывалось человеку как чудо, само себя сотворившее. В столь необычной способности к превращению из якобы мертвой материи в материю живую, растущую первобытные мудрецы находили объяснение, как своего собственного происхождения, так и Мироздания в целом. Позднее эти представления запечатлелись в мифопоэтических традициях многих народов мира.
К примеру, в ведической традиции сохранилось представление о космическом золотом яйце, плавающем в водах Хаоса: " Разум (Махат), включая не проявленные грубые элементы, образовал Яйцо, и Владыка Вселенной сам пребывал в нем в качестве Брамы. В этом яйце заключались материки, моря и горы, планеты и подразделения, планеты, боги, демоны и человеческий род".
Согласно ассиро-вавилонской легенде, Мир был высижен голубем из гигантского яйца, некогда кем-то положенного в Евфрат.
Геродотом было записано предание о том, что мир создан из яйца, положенного Фениксом в святилище Гелиоса.
У некоторых семитских народов, например у финикийцев, космическое яйцо оказывается змеиным. А символом творения мира является изображение змеи, держащей во рту яйцо. С подобными представлениями перекликается и кельтская легенда о создании волшебного яйца группой змей, сплетающихся в клубок.
Персы верили, что "вначале не было ничего, кроме Божества; потом родилось яйцо, и когда оно созрело - из него явилась Вселенная с ясным Солнцем и Луною".
В знаменитом мифе древнефинской "Калевалы": дева неба, она же и мать воды, Илматар - Каве, приютила "бога всевышнего" Унко, слетевшего к ней в облике утки. Утка снесла семь яиц, из которых впоследствии создавалась Вселенная:
"Из яйца, из нижней части,
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца, из верхней части,
Стал высокий свод небесный".
Интересно, что подобные представления были широко распространенным верованием древности. Так, согласно древнекитайским источникам, Вселенная первоначально представляла собой некое подобие куриного яйца. А иранские космогонические мифы представляли мир созданным в форме яйца, где земля подобна желтку, а небо - скорлупе.
Впоследствии эти представления были перенесены в Византию человеком, принадлежащим к христианской арабской знати, Иоанном Дамаскином. Так, в одной из рукописей мы читаем следующее:"Небо и земля по всему подобны яйцу, скорлупа аки небо, плева аки облацы, белок аки вода, желток аки земля".
Действительно, если расколоть сырое яйцо и заглянуть внутрь, можно найти сходство желтка с землей, белка с водой. Неудивительно, что этот фактор породил целый ряд мифов, в которых идет речь не только о рождении Вселенной, но и об отдельных ее составляющих. Вселенная, мир, человек, божества рождаются из яйца. К примеру, в австралийском мифе журавль Бронта бросает яйцо в небо. Оно разбивается и его желток становится ярким солнцем.
На Украине сохранилось предание, в котором также прослеживаются очень древние мотивы: " Старые люди рассказывают, что когда-то в воздухе колыхалось что-то такое, вроде мяча - шара. Кто-то его толкнул, и он разорвался; полетели куски этого шара в разные стороны и образовались Земля, Солнце, месяц, звезды. Из одного куска образовалась Земля, что мы на ней живем. Благодаря киту, который подставил свой хвост, задержалась наша Земля, а то бы полетела в бездну" " Голубиная книга. Славянская космогония ".
Интересно, что народный гений заключает в яйцо не только целые Вселенные или отдельные светила, но и царства - государства. Так, в славянской сказке " О трех царствах", ее герой, младший из трех братьев, вместе с солнцем добывает в нижнем или верхнем мире три яйца, заключающие в себе три царства - Медное, Серебряное и Золотое, а также трех царевен этих царств. Он женится на царевне Золотого царства, а его братья - на двух остальных.
Примечательно, что в символике этой сказки исследователь славянской культуры Д. Дудко усматривает параллели с индийским обрядом "ашвамедха", в котором эти три металла и три царицы символизировали три сословия.
Но связь царских особ с яйцом иногда носит вполне определенный характер. Ведь обожествление власти было неотъемлемой частью большинства древних культур. Многие царские семьи возводили свои родословные к божественным предкам. К примеру, о царице, рожденной из яйца, рассказывают и многие древнегреческие мифы. По наиболее распространенному варианту этого мифа, дочь этолийского царя Леду cоблазнил в образе лебедя Зевс - Громовержец. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин.
Однако есть и другой ряд мифов, в которых идет речь не о царях и сословиях, но о рождении из яйца Первочеловека или Первопредка всего рода человеческого. Так, согласно одному тибетскому мифу, из небытия, т.е. Хаоса, возникает белый свет, породивший совершенное яйцо. "Оно было сияющим, оно было хорошим. У него не было ни рук, ни ног, ни головы, но было движение; не было крыльев, но оно могло летать, не было рта, но голос исходил из него, оно могло разговаривать". После пяти месяцев яйцо раскололось, и появился человек.
Приведем еще один миф, древнекитайского происхождения: " Родившись внутри великого яйца содержавшего природный хаос, Пань-Гу рос и рос, пока наконец ему не стало тяжело дышать. Тогда он заснул, чтобы внезапно пробудиться через 18 тысяч лет. Протер глаза, но ничего не увидел. Вокруг был только непроницаемый мрак. Тогда сердце его наполнилось печалью. Желая выбраться из того огромного яйца, схватил он топор и ударил им в темноту. Раздался оглушительный треск, и яйцо лопнуло. Небо начало отделяться от земли".
Действительно, в подобных мифах, преданиях, сказках, начало творения или рождения того или иного элемента происходит путем раскалывания или разбивания космического яйца. Отметим, что этот момент просматривается во многих обрядах и ритуалах, где оно используется. Возьмем, к примеру, хорошо нам известные обряды с разбиванием крашенок. Смысл этого древнего действия для современного человека остается непонятным, чего не скажешь о традиционных обществах, где до настоящего времени сохранилось его первоначальное значение. В этом отношении характерен ритуал, которых до сих пор распространен в северо-западной Африке. Там во время свадебной церемонии принято разбивать яйцо. Причем момент разбивания воспринимается как символ взрыва, в результате которого родилась Вселенная.
Конечно, каждый из приведенных мифов является произведением своего времени и своего народа. Но в то же время во всем этом разнообразии устных традиций яйцо наделяется одними и теми же смыслами. То есть яйцо осмысливается как символ зарождения и, собственно, рождения жизни во всех ее проявлениях. От бесконечной Вселенной до маленького человека, как Микрокосм и Макрокосм - разные формы одной жизни, которая рождалась путем раскалывания или разбивания яйца.
И. Пискунова
Символика крашенки
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии