На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 824 подписчика

Свежие комментарии

  • Александр Николаевич
    Народный праздник Егорий Вешний, он же Юрьев день, отмечается 6 мая 2024 года (по старому стилю – 23 апреля). Христиа...Веда Словена. Ден...
  • Валерий Холодок
    Доброго дня, Малик. Понятно. Есть такое понятие в Человеческом обществе:" Фанатизм – это состояние ума, которое приво...10 мифов о язычестве
  • ММ
    Увы, религия имеет власть..Солнце — источник...

Душа ль ты наша, Масленица!

Первые теплые лучи весеннего солнца начали согревать нашу землю. В такое переходное время, когда зима сдает свои права, русский народ справляет, пожалуй, один из самых веселых и разгульных праздников – Масленицу.

   До принятия на Руси
христианства это был праздник провода Зимы и Встречи Весны и приурочен он был к дню Весеннего равноденствия.  В наше время РПЦ не сумев вытравить данное святодействие из душ  славян привязало его празднование к христианской пасхе. И отмечается теперь масленица  за семь недель до Пасхи, в этом году с 11 по 17 марта. Этот праздник в некоторых областях иначе называется  Сырной неделей.

 

Встреча весны

 

 

 

Петр Грузинский. «Масленица». 1898 год
Петр Грузинский. «Масленица». 1898 год

 

Для христиан Масленая неделя служит подготовкой к Великому посту, начинающемуся сразу же после нее. В это время мясо уже под запретом, зато разрешается вкушать без ограничения рыбу, яйца и молочные продукты.
     Как было сказано выше раньше (до принятия христианства) по времени празднования торжество выпадало на дни весеннего равноденствия – рубеж между зимой и весной. На Руси языческой, чтобы помочь весеннему солнцу и теплу поскорее набрать свою силу и заручиться поддержкой природы, было принято совершать ряд обрядовых действий. Повсеместно в течение двух недель разжигали костры, затевались игры, победы в которых отождествлялись с приходом весны после зимнего холода. Также неотъемлемым атрибутом праздника выступало соломенное чучело, символизирующее собой плодородие, весну и одновременно зиму, упадок и смерть. Его женщины изготавливали из собранной по всем деревенским избам соломы и наряжали в старую одежду или обертывали тряпками. Такое чучело тоже в народе получило имя Масленица.

С приходом христианства Церковь не сумев сломать языческие традиции, сократило празднество до одной недели, а обильная трапеза стала трактоваться как подготовка к Великому посту.

 

 

Древнее блюдо

 

Безусловно, главным масленичным блюдом были блины. Крестьяне считали, что чем больше блинов съешь на Масленицу, тем лучше будет урожай и, соответственно, выше достаток. Их в больших количествах ели сами и угощали гостей и нищих. Люди говорили: «Масленица идет, блины несет!» Повсеместно по всем деревенским домам ходила молодежь, исполняя веселые песни-частушки и выпрашивая за это блины. Главное блюдо Масленицы существует уже более тысячи лет. У каждой хозяйки был свой рецепт блинов, который она хранила в секрете. Передавался он только по женской линии из поколения в поколение. Опару для главного масленичного блюда крестьянки выходили тайно замешивать на улицу под свет месяца, прочитывая при этом особый заговор. Первые испеченные на Масленицу блины в крестьянских семьях выставлялись на улицу – «для почивших предков». Верили, что в это время умершие родственники приходили навестить живущую на белом свете родню.

 

Чтобы поститься, надо повеселиться

 

«Чтобы поститься, надо повеселиться!» – так говаривали на Руси. К тому же на период Масленицы часто приходилось начало Нового года, которое в старину совпадало с приходом весны и отмечалось 1 марта (по старому стилю). В давние времена верили, что Новолетие непременно следует встречать в веселье, чтобы предстоящий год складывался благополучно. Также крестьяне старались всячески задобрить приходящую весну, полагая, что ее радушная встреча станет залогом хорошего урожая. Все это легло в основу масленичных обычаев.

 


Масленая неделя начиналась со встречи Масленицы. Соломенное чучело под пение девушек и детей торжественно ввозилось в деревню и устанавливалось в центре места гуляний. Далее праздничные дни сменяли друг друга по установленному народом расписанию. Так, понедельник в соответствии со своими обычаями назывался «Встреча», вторник – «Заигрыш», среда – «Лакомки», четверг – «Разгул», пятница – «Тещины вечерки», суббота – «Золовкины посиделки», воскресенье – «Проводы». Названия дней отражали их главные действия и события.

 


Целую неделю молодежь и дети катались с горок, как со снежных, так и с ледяных. Взрослые же присоединялись к ним в четверг – самый разгар масленичных гуляний. С горы старались съехать как можно дальше. Крестьяне полагали, что от этого лен уродится «длиннее». Так и говорили: «Идем кататься на долгий лен». Катаясь с гор, деревенские парни и девушки присматривались друг другу. Зачастую после Масленой недели формировались новые пары. В городах же со вторника братья и отцы устраивали для незамужних девушек горки, приглашая молодежь покататься. Пришедшие парни под присмотром семьи приглядывались к невесте.

 

Пир горой

 

 

 

Блины – символ все ярче разгорающегося солнышка
Блины – символ все ярче разгорающегося солнышка

 

Многие масленичные обычаи были посвящены молодежи и молодоженам-первогодкам как олицетворению плодородия. Одетые в самые лучшие наряды в красивых санях молодые муж и жена объезжали всю деревню, непременно навещая всех гостей на их свадьбе. Затем для молодых супругов устраивались шуточные испытания. Муж и жена должны были выкупить свою вторую половину долгими горячими поцелуями и теплыми объятиями или же освобождать от похитителей, откапывая из-под снега. Верили, что плодородие, окружающее молодую семью, должно передаться земле-матушке.
В среду на Масленицу новоиспеченного зятя старалась уважить теща, угощая его блинами. В ответ она получала приглашение от молодой семьи отведать их выпечку в пятницу. Причем все необходимое для выпекания блинов теща передавала зятю вечером в четверг. В субботу с новой родней сближалась молодая жена, приглашая на посиделки с блинами золовку.

Холостая молодежь на Масленицу имела обычай рядиться. По деревенским улицам толпами ходили парни в женской одежде и девушки, одетые как мужчины. Говорили при этом: «Чем больше на Масленицу посмеешься, тем легче год пройдет». Победу весны над зимой, добра над злом в народных гуляньях символизировали игры в снежки, а также народная забава – взятие снежной крепости или городка. Своеобразной жертвой весне служили затеваемые кулачные бои, бои «стенка на стенку».

Тянулись как можно выше к солнцу установленные на Масленицу качели и карусели. Ближе к светилу залезали по скользкому столбу парни и мужики, пытаясь снять с него подарок в виде шапки или расписного платка. К небу подкидывали валенки и сапоги, стараясь сбить высоко подвешенный гостинец. Повсеместно устраивались соревнования по поеданию блинов.
На масленичных гуляньях-ярмарках крестьян развлекали скоморохи, кукольные представления, непременным участником которых был любимый русским народом Петрушка. Под открытым небом пыхтели самовары, разливали горячий сбитень или чай.

 

Но разгульная Масленица подходила к концу. Последний ее день являлся кульминацией праздника, победой весны над холодами. В ознаменование этого крестьяне вместе сжигали соломенное чучело как олицетворение зимы, развевая пепел над полями для богатого урожая. Верили, что вместе с чучелом сгорают все беды и неприятности. Горящую Масленицу детвора забрасывала снежками, дабы зима не возвращалась.

 

 


Масленичный разгул подходил к своему завершению. Народ прощался с зимними холодами, с чистой душой встречал весну.

Празднество встречи весны проводилось в последний день  масленницы на возвышенных местах (холмы горы). Начиналось празднество последнего дня масленицы -- с закликания весны ( особенностью  этого обряда  является то что весну звали только девушки или молодые женщины), а потом играли в горилки и водили хороводы вокруг костров.

 

Последовательность и описание обряда.

 

     Во время  Закликания весны  раскладывались два   огня. Первый  для прославления богов и предков и принесения им  треб через огонь .  А во втором сжигались старые вещи, а  также кукла  из соломы и тряпок  которая символизировала  Зиму( в  данном действии принимали участие все  гуляющие на масленице) и это означало прощание с прошлым. При  сжигании  Куклы Зимы говорится следующий  заговор:

Прочь иди от нас Зима

Едет на  коне Весна.

На седле златом  сидит

Сыру землю боронит

Рукой правой посевает

Частым дождем поливает

Ясным днем растит цветочки

Красным девам на веночки.

 

  Далее молодые девушки  выбирали возвышенное место, причем старались выбрать повыше. В начале  следующего обряда  одна из девушек, подняв руки к солнцу, торжественно и громко  говорила:

Слава Светлым богам нашим

Что Зиму  мы прожили

Да сильно не тужили

 Весны-Весты Красной  дождались

И в добрый час здесь собрались!

 Да поможите нам  Бози  Весну-Весту Закликать

Да тепло  в наш край зазывать.

      Затем все  девушки  пели  песню обращение к  Богам и Богиням, в которой  была просьба  о удачном проведении обряда. Например :

 Помоги  нам  Божья Мати  Весну-Весту в наш край  родимый  загукати,

Да чтоб жита густые  колосились,  и плоды богатые родились….

и т. д.

       Поле этого девушки поют множество  песен –веснянок например:

 Весна , Веста,  Весняночка

Да где ж твоя дочка панночка,

                                                               А паночка сидит у садочке

 Да шьет своему сыну сорочку….

и т. д.

     По исполнению  последней песни-веснянки все одновременно запускают  в небо искусственных и живых птиц (например голубей), чтобы  Лада матушка обратила на девушек  внимание.

Далее  проводится ритуал с зажиганием  огненного колеса символизирующего солнце , которое скатывается с холма, а потом совершается  приношения  жертвы  Матери Сырой земли, чтобы в этот год был богатый урожай. Для  чего одна из девушек берет  Горшочек с ячневой кашей или с другой крупой и закапывает его в землю. При этом говорятся следующие слова:

Дайте боги на земельку травицу

На травицу густую росицу

На лесочек зеленый листочек

А нам веселый денечек.

Животине хороший приплод

И чтоб  не перевелся казачий Род.

А всем людям доброго здравия.

 

       Теперь необходимо «заплясать» Весну-Весту и  для этого девушки  начинают водить  хороводы. При этом  водили два разных хоровода. Один назывался «Кола» -- круг и символизировал солнце. Этот хоровод охранял от злых сил и невзгод. Во время ведения хоровода девушки пели и после исполнения  одной строчки песни старались по выше  подпрыгнуть и изменяли направление движения хоровода. Считалось, чем выше подпрыгивают, тем больше будет урожай.

        Второй  это « Зигзагообразный»  хоровод, или  не симметричный. Он  мог быть овальным, в виде восьмерки, не замкнутым  в виде змейки и т.д.  Этот хоровод способствовал богатому урожаю, миру и любви, поэтому пели песни про богиню Лелю (богиня любви дочь Лады).
       Обязательным  атрибутом праздника, является жарка яиц (глазунья тоже символизирует солнце) и блинов с оладьями. Причем  жарить надо на улице на ритуальном огне. Каждый  участник обряда должен был съесть минимум одно жареное яйцо с блином, иначе обряд считается не завершенным. Также  блинами угощали и всех  наблюдателей,  зрителей, странников. Этими действиями  Обряд заканчивался. Далее шли народные гуляния,  где все жители принимали участие. Качались на качелях, прыгали через костер играли в Игры, устраивали ристалища и т.д.. Потом  все садились за общий стол на братчину (общая трапеза). После трапезы расходились по домам совершить омовения в баньке.     

 

По материалам Елены АРТЕМОВОЙ

Источник

Картина дня

наверх