На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 890 подписчиков

Свежие комментарии

Выученная беспомощность или почему мы пассивны

Не так давно мне на глаза попалась статья, показывающая статистику изъятий детей в Америке, больше всего из этой статьи мне запомнилась фраза «американские ювеналы работают давно и с таким обществом, в котором уже просто некому возмущаться антисемейной несправедливостью».

Здесь хочется продолжить и сказать, так и в Европе многие уже не сопротивляются и воспринимают ювенальную юстицию как что-то нормальное и вполне приемлемое.

Даже, несмотря на то, что в той же Финляндии, отбирают детей-инвалидов из вполне благополучных семей. А весной 2016 года в Шотландии стартовал социальный эксперимент: у родителей отобрали права в семье и передали их государству, а за каждым ребёнком закрепили государственного представителя, требования которого превыше требований родителей.

При этом есть вероятность, что изъятые дети могут быть ресурсом для удовлетворения нужд извращенцев и элит (обогащение, секс-развлечения, база для пересадки органов и т.д.). Так, в 2016 году полиция норвежского города Берген объявила о раскрытии в стране широкой подпольной сети педофилов (статья, статья).

Эта информация вызвала сильный резонанс в обществе, так как в Норвегии уже много лет работает отлаженная система изъятия детей из родных семей и передачи их в приемные, часто однополые семьи (Barnevern). По даннымЦентрального статистического бюро Норвегии, в стране с каждым годом увеличивается количество детей, «в отношении которых принято решение о попечительстве». В 2014 году было изъято 53008 детей, в 2015 году – 53439, в 2016 году – 54620.

Сегодня ювенальная юстиция шагает по России, но россияне предпочитают не знать об этом.

Почему ювенальной юстиции не сопротивляются американцы и европейцы, мы рассматривать не будем, а вот что же такое с русскими, попробуем разобраться.

Хочется сразу оговориться: ответить на вопрос, почему российское общество пассивно и не проявляет гражданскую активность, сложно, а сам вопрос достаточно серьезен. Попробую обозначить лишь некоторые факты.

Как известно, равнодушными, безразличными люди не рождаются, а становятся. Думаю, каждый хоть раз слышал: «это все равно ничего не изменит», «зачем идти на выборы, без нас выберут», «все равно сделают как им надо», «а что мы можем сделать», «от нас ничего не зависит» и т.д. Знакомо, не правда ли?

В 2017 году «Левада-центр» провел соцопрос, который показал: 68% россиян считают, что они не в состоянии повлиять на происходящее в стране, 21% полагают, что могут, но в незначительной мере, и только 5% верят в свои силы.

Синдром выученной беспомощности был описан американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году. Выученную беспомощность Селигман определяет как состояние, когда человеку кажется, что внешние события от него не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их изменить или предотвратить. Человек не предпринимает попыток к улучшению своего положения, хотя имеет такую возможность.

Проявляется выученная беспомощность в трех сферах: мотивационной, когнитивной и эмоциональной. В мотивационной сфере это проявляется как отсутствие действий и желания вмешиваться в ситуацию. В когнитивной – не способность обучаться тому, как выйти из ситуации. В похожей ситуации человек заранее отказывается действовать, думая, что это будет бесполезно. В эмоциональной сфере – как подавленные состояния, порой доходящие до депрессии.

По мнению психологов и социологов, 90 % россиян страдают синдромом выученной беспомощности. Но откуда у населения целой страны появился этот синдром?

После распада СССР началась массовая и целенаправленная работа по замене культурно-смыслового кода нации, для многих произошла «ценностная ломка». Смена ценностей - глубокий и болезненный процесс, так как ведет к трансформации базисных установок и жизненных ориентиров. Новые либеральные ценности были основаны на эгоизме, потребительстве, накоплении материальных благ и т.д. Это не соответствовало традиционному для русского человека образу жизни и мировоззрению, в котором такие понятия как труд, уважение к труду, совесть, честность, общность являются основополагающими. К тому же русский народ глубоко духовен, а либеральные ценности предполагают снятие всех морально-нравственных табу. Можно предположить, что для части населения трансформация ценностей продолжается до сих пор.

Центральной ценностью для советского человека было государство: оно защищало, оберегало, заботилось. Государство обеспечивало социальную справедливость, равенство, порядок. Сегодня же государство ряд своих функций передает НКО и бизнесу, а населению оказывает услуги (социальные услуги, образовательные услуги). В сознании же человека возникает противоречие: с одной стороны, люди уже многого не ожидают от государства, но с другой стороны, вера в государство как гаранта справедливости сохраняется.

Существующая в России экономическая, политическая, социальная, морально-нравственная обстановка также препятствует проявлению гражданской активности.

Англо-американским антропологом Грегори Бейтсоном была разработана концепция «двойных посланий», объясняющая механизм возникновения шизофрении. Концепция хороша тем, что может применяться не только в психиатрии, но и в описании многих социальных и культурных явлений. Например, СМИ активно передают нам «двойные послания» наших политиков – обществу посылаются противоречивые утверждения. Например, президент говорит, что нужно бороться с коррупцией, но пойманного за взятки и воровство чиновника отпускают, возвращая ему все имущество; или правительство обещает, что цены не будут расти, а они за месяц взлетают вдвое; или говорят, что ювенальной юстиции в России нет, а она шагает по стране и т.п.

При этом люди, обремененные потребительскими кредитами и ипотеками, боятся открыто критиковать несоответствия и власть.

Так за свои взгляды можно лишиться и работы. В апреле 2017 года был уволен заведующий кафедрой геометрии и топологии ПетрГУ профессор Александр Иванов. Он в течение нескольких лет выступал с критикой единого государственного экзамена, был автором законопроектов об отделении школы от ЕГЭ.

В 2017 году получили огласку несколько случаев, в которых ювенальные технологии использовались как способ давления на неугодных граждан. Но сколько всего подобных случаев по стране - неизвестно. В третьей части фильма «Последний звонок» также показано, что органы опеки являются силовым инструментом. Жителям деревень и поселков, выступающим против закрытия школ в их населенных пунктах, чиновники грозят изъятием детей.

Простые граждане чувствуют себя незащищенными перед произволом чиновников, страх потерять работу и т.д., все это формирует определенный тип людей, более пассивных. Подобные меры обеспечивают контроль за обществом.

Многие россияне сегодня живут по принципу «меня это не касается». Политолог Константин Калачев объясняет: «Когда жизнь большинства не выходит за рамки терпимого, повышения интереса к политике ожидать не приходится – люди живут частной жизнью и решают бытовые проблемы, политика же существует отдельно».

Пассивность и равнодушие граждан также обусловлены политической неграмотностью населения. И здесь большую роль играют СМИ. Говорить о том что средства массовой информации свободны и на телевидении нет цензуры, не приходится.

На многих каналах идет пропаганда потребительства и гедонизма. Современный россиянин живет в обществе потребления, он может хорошо разбираться в стиральном порошке, зубной пасте, в приложениях для сотового телефона, но не понимать, как связана оптимизация с закрытием школ и больниц.

Новости в СМИ преподносятся в измененном виде, с готовой оценкой, формируя у зрителя нужное видение события, в результате чего отпадает необходимость критично мыслить, принимать самостоятельное решение. Кто-то скажет, что в интернете есть альтернативные источники, и из них можно почерпнуть более достоверную информацию.

Однако данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2016 год показывают, что федеральным каналам как источнику информации доверяют 75% населения, в то время как интернету всего 22 % россиян.

Американскими социологами К.Кинник, Д.Кругман и Г.Камерон было установлено, что безжалостное сообщение плохих новостей отчуждает аудиторию, заставляя ее отворачиваться от социальных проблем, другими словами возникает эмоциональное выгорание. Но именно большой поток негативной информации (в новостях, в сводках ЧП, в фильмах сцены ограблений, убийств, терактов) можно наблюдать сегодня на экране.

Благодаря «цензуре» на ТВ часть населения России и не предполагает, насколько опасные законы и инициативы продвигаются в нашей стране: «Закон о профилактике семейно-бытового насилия», фактически запрещающий воспитание детей; «Закон о биометрической идентификации граждан» № 482-ФЗ, продолжает активно внедряться ювенальная система, продвигается гендерная идеология и т.д.

Лоббисты же подобных законов неспроста начали свое наступление. По их мнению, российское общество готово: оно пассивно, равнодушно, и сопротивляться не будет.

Источник

наверх