(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой: "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)
В постсоветское время в обществе усилился интерес к казачеству, его истории и современному положению. Существует множество взглядов, предубеждений о истории зарождения, развития казачества и его статуса в наши дни. Кто-то считает современных казаков не более чем "ряженными", кто-то бьет себя кулаком в грудь, заявляя что он потомственный казак. Не ясен вопрос к какому роду они принадлежат, только русские или же это вообще отдельный этнос. Кто-то считает казаков не более чем беглыми крепостными или просто шайкой разбойников. Кто то считает вообще отдельным родом. Но в основном взгляды делятся на два абстрактных лагеря - положительный, где казаки это опора славянского государства и они всегда стояли, стоят и будут стоять на страже России, и отрицательный, где казаки это разбойники. В этой статье мы кратко затронем тему первых кубанских казаков, считавшихся поборниками старой ведической Веры и совершавших набеги как на османских Татар, так и на русские территории.
Появление кубанских казаков
О первых Кубанских казаках сообщает "Персидская география" составленная в 982 году и обнаруженная в Бухаре в 1892 году капитаном Туманским А.Г. Согласно ей в приазовье помещена земля Касак, выше Хазарские печенеги, между Донцом и Доном Бродники (то же один из казачьих родов) на западе христиане Венеды, на верхней Волге руссы и т. д. В летописях под 965 годом говорится: «Одоле Святослав Хазар, и Ясов с Казаками победил». После этого Дон и Приазовье вместе с крупным портом Таротарханью (Тьмутарокань, сейчас Тамань) на некоторое время попадают в подчинение Киева.
До 1060 года Тьмуторакань объединяла в своих границах все рода казаков, и простиралась от Кубани по всему подонью включая Курск и Рязань. С 1061 года между Киевской Русью и казаками расположились пришедшие Половцы (это бывшие Готы), и земля Казаков (мы знаем ее ещё под названием Русколань) оставалась вместе со столицей Тьмутароканью ещё полтора века независимой. Это была колыбель будущих Азовских (Кубанских) казаков. С приходом в 1223 году на христианскую Киевскую Русь староверов (идолопоклонников) тартар, атаман казаков - Бродников Плоскыня поддержал их войско и с тех пор Казачьи земли были не зависимы от орды и управлялись своими князьями. Последим известным нам по летописям князем казачьих земель был Мамай идолопоклонник почитавший старых славянских богов Перуна и Хорса, об этом можно прочитать в "Сказании о Мамаевом побоище". С гибелью Мамая централизованная власть в княжестве Русколань была утрачена и земли казаков превратились в "Дикое поле".
В 1395г. земли казаков подверглись нападению Тамерлана. Но Кубанские (Азовские), казаки оставались жить на своих местах до самого прихода турок (1475 г.). При турках так же в прикубанских степях располагались юрты кочевых Кубанских (Азовских) казаков, которые время от времени совершали нападения на московские окраины и посольские караваны. Этим они вызывали гнев и султана и московского царя. В 1551 году московский посол доносил о гневных жалобах султана, что казаки «поотымали всю волю в Азове».
В российских документах того периода они упоминались как воровские казаки и подлежали казни или суровым наказаниям в случае поимки. С расколом православия в России после церковной реформы патриарха Никона в 1650-х гг. Противники этой реформы донские казаки-старообрядцы, стали бежать на Кубань к своим собратьям кубанским казакам из-за страха репрессий.
Д.В. Сень отмечал, что когда отряд аграханских казаков атамана Л. Маноцкого осенью 1692 г. прибыл на Кубань, там уже проживали кубанские казаки вперемежку с донскими. Отряд Л. Маноцкого насчитывал около двухсот казаков, данных о численности кубанских казаков на тот период нет, но считается, что к 1708 г. на Кубани проживало несколько тысяч казачьих семей. Они были как староверами (родная ведическая вера) так и старообрядцами (христианская вера) и жили в округе города Копыла. Кубанские казаки регулярно участвовали в набегах в пределы России и территории северокавказских народов.
Во время восстания на Дону (1707-1709) предводитель воставших атаман К.А. Булавин поддерживал связь с кубанскими казаками и вел переписку с их атаманом Савелием Пахомовичем. С. Пахомович, по всей видимости, был войсковым атаманом и обращался в переписке к К.А. Булавину от имени всех кубанских атаманов (киятов, мамаевцев и других). Кубанский войсковой атаман одновременно являлся копыльским атаманом. Исходя из этого можно предположить, что в Копыле располагалась кубанская казачья администрация, а сам город являлся войсковой столицей кубанского казачества. По этой причине город несколько раз подвергался нападениям регулярных российских войск и донских казаков совместно с калмыками.
Положение кубанских казаков изменилось в начале XVIII в. Турецкий анонимный автор того времени отмечал, что после поселения у Копыла ногаев казаки стали терпеть от них бедствия. В результате сложившейся конфликтной ситуации казаки переселились в новое поселение которое располагалось в районе современного хутора Ханькова Славянского района Краснодарского края, рядом с которым и сейчас располагается выдающаяся по размерам в округе возвышенность ( Ханская горка). Само поселение возникло на этом месте, скорей всего, в 1680-х гг. После переселения казачьего населения копыльской округи в самом Копыле осталась только войсковая администрация. В это поселение и прибыл в 1692 г. отряд аграханских казаков атамана Л. Маноцкого.
Копыл располагался на берегу реки Казачий Ерик. Такое наименование река получила ещё до включения правобережной Кубани в состав России, что свидетельствует о казачьем населении на этой территории с глубокой древности. Первые казачьи поселения на Казачьем Ерике появились с незапамятных времен, а потом пополнялись приходом туда других казачьих родов в том числе и Донских казаков-некрасовцев. Так численность казачьего населения в кубанских казачьих поселениях увеличивалась за счёт беглых старообрядцев-некрасовцев с территории Дона. Ещё одним известным поселением кубанских казаков было поселение у крепости Ачу. К этому поселению в 1708 г. К.А. Булавин планировал отступление казаков с Дона вместе с их семьями.
Появление некрасовских казаков на Кубани
В 1708 г. на Кубань пришли беженцы (около 8 тыс. человек) из донского казачества под предводительством сподвижника К.А. Булавина атамана Игната Некрасова. Они поселились у крепости Ачу (современный п. Ачуев), но после перебрались в район Анапы. В 1712 г. некрасовцы стали заселять Таманский полуостров и селиться вдоль р. Кубань. В это же время они стали смешиваться с кубанскими казаками староверами (ведическая вера).
Некрасовцы слились в единую общность с кубанскими казаками киятами и мамаевцами, и за ними в историографии закрепилось наименование «некрасовские казаки». По всей видимости, некрасовцы, которых прибыло на Кубань около восьми тысяч человек, хорошо пополнили ряды кубанских казаков.
Конец старого кубанского казачества произошел в 1778 году, когда на Кубань прибыл российский военный корпус под командованием генерал-майора И.Ф. Бринка. Опасаясь репрессий со стороны России за свои убеждения в вере (ведь они были родноверы-язычники и староверы-христиане), практически все Кубанские казаки уплыли в малую Азию, среди них были и мамаевцы и кияты и некрасовцы и другие группы казаков. Территория Кубани опустела и тогда царское правительство приняло решение вновь заселить казачьи земли, но уже подконтрольными казаками. Это произошло в 1792 году.
Свежие комментарии