Славянский праздник «Осенние деды» отмечается 1-2 ноября. Это день поминовения своих родных, наших общих пращуров. "Деды" это души предков, улетевших в Вырий. Об умершем говорили, что он «пошел до дедов» или «гуляет с дедами». А вот современный американский праздник Хэллоуин (Halloween) — является такой своеобразной христианской смесью чествования злых духов и поклонения всем святым и поэтому кроме временной составляющей ничего общего с древним праздником почитания предков не имеет.
Рассмотрим подробнее представление наших пращуров по данной теме.Вот как описывается смерть и жизнь в «Велесовой книге»:
«..Смерти мы не боимся, так как сейчас есть жизнь земная, а есть жизнь высшая, вечная. И ту вечную добыть хотим, так как земная против нее ничто. Мы на земле как искры, и те искры исчезнут во тьме, яко и не было нас никогда…
..Так слава наша пойдет к матери Славе и пребудет в ней до конца концов земных и иных жизней. Это у нас с вами по свойски не боятся смерти, потому как мы потомки Славные, и Дажьбог породил нас....
... И та Перуница летит до нас и ту ругу (кружка) дает, полную воды живой для жизни вечной героям нашим, от мечей вражеских главы свои отсеченные утративших. Такие смерть не имеют, и ныне же жизнь у них вечная….
…Как умрешь, ко Сварожьим лугам отойдешь и там Перуница (богиня Дива, жена Перуна) речет: «То никто иной – Руш (рус) гордый и не грек, и не варяг, он славянского славного рода, он пришел сюда воспевая матерь Сва (корень "сва" по древне русски означает -небесная) нашу, до твоих лугов, о великий Сварог!» И Сварог промолвит: «Ты ступай-ка, сын мой, до красоты той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О, как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слезы они, а теперь они могут возрадоваться о твоей вечной жизни до конца концов! ...
..И омытые идем на заре, поднимаемся со славою и там идем, яко то Матерь Сва бьет крылами охватывая всех, и сияет возженным светом до нас всякое перо её – червленое, синее, мореное, желтое, серебренное, златое, белое, и так светит, как только солнце- царь умеет, когда по кругу Суне (солнце) идет. И то сияние до седьмой красы, как завет о богах наших. Так узрим, как мгновенно отсекают жизнь старую нашу от новой, так точно, как рассекают дрова в домах огнищанских….
…..А в ночи Велес (славянский бог мудрости, встречает души умерших у врат в другие миры) идет в Сварге по молоку небесному (Млечный путь), и идет в чертоги свои, и к заре приводит нас (души умерших) до врат Вырия. И там мы ожидаем, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века и хоромы (храм) его , которые блестят огнями многими и становимся агнцами (огнями) чистыми….
И течет та река времени сын мой, растрачиваясь, и нынче вечны предки наши. И увидим Пращуров своих и матерей которые уже в Сварге...
…..И так речем славу Богам, которые суть – отцы наши, а мы – сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, — которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему на поле брани Перуница (богиня Дива) давала выпить Воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел во благие свои чертоги. И там он прибудет то время, пока достанет себе новое тело…»
Вот такие представления наших предков о вечной жизни души и короткой жизни тела.
Но как же в старину отмечался этот праздник. Вот некоторые особенности празднований "Осенних Дедов".
У всех индоевропейских народов существуют праздники в честь мертвых. Сразу после смерти воздавались почести умершему. Делались третины, девятины, сорочины и поминки которые сопровождались пирушками. Во время праздника поминовения усопших (в Саксонии, Лаузице, Богемии, Силезии, Польше, Франции и др.) предки шли на кладбище и приносили лепешки, пироги, крашеные яйца, напитки и поминали с пиршеством покойников. Оставляли на могиле чего ни будь на долю покойника и уходили. Эти обычаи сохранились и до наших дней.
Праздник памяти ушедших душ «Осенние деды» у большинства народов проводится 1-2 ноября. У шотландцев и германцев в это время зажигают поминальные огни (засидки) и считают их огнями мира и спокойствия покойников. В Дании и Персии тоже в это время ублажали тени усопших принося на гробницы вино, мед, масло, яйца, плоды и цветы и совершали тризну. На тризне проводились ристалища(бои), показывались сцены из жизни усопших, как они сражались. В Литве и Беларусии перед наступление поминального или задушного дня для покойников готовится целая пирушка там делают стол с различными блюдами и напитками и вызывают души усопших, зажигая вино и лен и по цвету пламени судят о явлении душ говоря при этом : «Чего потребуешь душечка, чтобы попасть на небо?» Иногда пир устраивают не на кладбище, а дома тогда по окончании его хозяин берет полотенце и укладывает его на открытое окно ставит напитки и кладет по кусочку всех кушаньев и оставляет на ночь.
Празднование «Осенних дедов» в Беларусии
Несоблюдение обычая поминать и оставлять пищу для Дедов, считающихся хранителями рода, может вызвать недовольство и всевозможные беды. "Нельзя не отмечать дедов,— говорили белорусы,— один раз не отметишь — и уже у тебя скотина издохла”.
С христианизацией обряды поминания Предков превратились в родительские субботы отмечаемые во время всего года, но "Осенние деды", как и прежде проходят 1-2 ноября (как и в древности они не привязаны к субботам, то есть христианство не смогло подмять этот праздник под свои каноны, но некоторые и сейчас пытаются сдвинуть праздник на субботу, что в корне неверно).
У белорусов Восеньскiя Дзяды до сих пор проводят "без слёз”- это праздник семейный, домашний, обязательным является присутствие в доме всех членов семьи. Лишь в некоторых западных районах Беларуси известны случаи, когда люди ходили сами навещать предков на кладбище. Это весной, на Радуницу принято навещать умерших на кладбище, а на Дзядов приглашают предков к себе домой, чтобы угостить и отблагодарить за помощь и покровительство.
Перед Дзядами чисто убирались, мылись в бане, где оставляли ведро чистой воды и новый веник для душ предков. Женщины готовили различные блюда, обязательным считалось на столе присутствие мясных блюд, а также горячих, "чтобы пар шёл”. Перед ужином в доме открывались все двери, чтобы души предков могли беспрепятственно заходить и садиться за стол. Хозяин зажигал свечу и приглашал всех предков на ужин. Число блюд на столе могло быть различным, но обязательно нечетным и не меньше пяти. Колюще-режущих предметов на столе быть не должно — кушали ложками, которые время от времени оставляли на столе, чтобы Предки могли ими воспользоваться. Каждое блюдо подавалось парно (если 7 блюд, то на 14 тарелках). Тем самым уравновешивалась ситуация, когда не должны быть в обиде ни живые, ни умершие.
Поминальный стол начинали обычно с обрядовой каши, а перед тем, как приступить к очередному блюду, часть его откладывали на специальную тарелку для духов, которую обычно размещали на подоконнике.
Торжественный поминальный ужин длился довольно долго, все вели себя сдержано. Вспоминали лучшее в своих умерших родственниках, те поступки, которыми может гордиться не одно поколение этого рода.
Во время праздничного ужина позволялось говорить только о дедах — их жизни, отдельных случаях и чертах характера, вспоминались их слова и наставления, мудрые советы и добрые дела. Начинался этот разговор с рассказа о самом старейшем и наиболее известном предке, а заканчивался воспоминанием об умерших совсем недавно.
Так делали каждый год, постепенно передавая всю информацию детям и внукам.
На Дзяды каждая крестьянская семья щедро наделяла нищих, которые ходили по деревне.
В 1990-е гг. осенние Деды официально были приуроченны ко 2 ноябрю и на некоторое время стали нерабочим днем. Сегодня, несмотря на то, что день 2 ноября в Белоруссии снова объявлен рабочим, "Осенние Деды" широко празднуются как сельскими так и городскими жителями.
Название праздника у других славянских народов.
Малоросия: Дiдово Свято; Белоруссия: Восеньскiя Дзяды; Литва: Ilges; Латвия: Velines (обряд в честь богини вечности Веллоны); Дания: Sialuda и другие.
Велесова ночь.
Что бы наши предки пришли к нам в гости, должна быть открыта граница между мирами Яви и Нави. В славянской традиции покровителем границы междумирья является бог Велес (см. "Велесову книгу" выше) и это он регулирует данный вопрос. В конце октября настает время когда рассвет с сумерками среди дня встречается, настает пора волшебства, окутанного особой тайной. Начинается срок чудес перед праздником "Осенние Деды". Это наступает Велесова ночь, 31 октября, обряды да традиции которой и ныне хранят славяне. Знают многие народы Велесову ночь на 31 октября, обряды в эту пору во всех уголках земли посвящают Предкам.
велесова ночь 31 октября обряды, велесова ночь обряды
Велесова ночь открывает границу меж мирам, что бы предки смогли прийти к нам в гости.
Велесова ночь – пора открытых границ
В русском языке сохранились упоминания зыбких, плывущих границ меж мирами в Велесову Ночь, 31 октября, обряды которой посвящены предкам. Ноябрь – ворота зимы, сумерки года, зимы запевка. Так ощущали славяне настроение сумеречной поры, наступающей на границе 31 октября и 1 ноября, осени и зимы.
Не зря в Велесову ночь, 31 октября, обряды славян призывают вспомнить Предков. Первая ночь ноября затянет землю туманом, часто первый снег выпадет – в ноябре в одну ночь зима становится. Очертания мира расплывутся, словно в сумерках – то Велес держит открытой дверь меж тремя мирами. Дверь меж мирами в мире Яви расположена, где именно людям неведомо, сказывают, каждая дверь в пограничную ночь её отражение, на каждом перекрестке встретить можно гостей из других миров – ночью все дороги гладки. Потому в Велесову ночь, 31 октября, обряды творили, чтобы получить защиту предков, отвратить от дома злых духов, темную навь. Много темных дней впереди, с наступлением зимы передаст Белобог Коло Года Чернобогу, бороться со злыми думами, тоской, соблазнами долго придется. Темна ночь не на век – окончится зима. Чтобы пережить её в Велесову ночь надобно правильно просить защиты Предков.
велесова ночь 31 октября обряды, велесова ночь обряды
В Велесову ночь, 31 октября, обряды напоминают о тонких границах меж мирами
Велесова ночь, 31 октября, обряды праздника
На Велесову ночь какие обряды провести можно? Миряне помнили, что в Велесову ночь, 31 октября, обряды должны оградить дом от темных, злых духов. Для того окна защищали рябиновым крестом, двери – черной солью, положенной под порог. Для духов-хранителей Рода оставляли подношение, обычно за дверями жилища – на пороге, на окне снаружи избы. На окне зажигали огонь свечи, который укажет путь душам Предков.
В Велесову ночь, 31 октября, обряды обращались и к Домовому. Во многих селах им считали Предка, чья душа вернулась охранять свой Род. Для Домового хозяйка избы ставила на столе чашу сладкого красного вина и печенье. Подношение дедушке-соседушке стояло на столе всю ночь, утром вино выливали на землю, печенье разламывали и отдавали птицам.
Свеча на окне – знак для духов Предков в Велесову ночь
У Ведающих были иные обряды Велесовой ночи. Кто не страшится встретиться с духами, в Велесову ночь приглашал их в гости, ставил на столе утварь для ужина с Предками, после просил о вещем сне. Часто просили о знаке во сне родственника, последнего ушедшего в Навь. Коли приснится он в Велесову ночь – то знак добрый.
Когда границы меж мирами тонки, многое совершить можно, только помнить надобно, что всякое слово нынче сильнее, чем в другой день. От того в Велесову ночь, 31 октября, обряды на избавление от чего-то в жизни да для иных перемен проводить стоит только людям опытным. Коли будет сказано в таком обряде неосторожное слово – уйдет в Навь то, что ещё могло жить в Яви, придется отказаться от какого-то своего чаяния.
велесова ночь 31 октября обряды, велесова ночь обряды
Велесова ночь – время обрядов, защиты дома и обращения к Предкам. Помните об этом.
Свежие комментарии