На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 891 подписчик

Свежие комментарии

  • Воробей
    Некоторых послушать, то проблемы с собственными отдельными квартирами у молодёжи никогда в мире не существовали. И то...Прошлая жизнь. За...
  • ММ
    Да, пожалуйста. Формулы приведите? Обосновывающие Ваши утверждения.Прошлая жизнь. За...
  • ММ
    Ну, подобной глупости я от Вас не ожидал! Как молодая пара может в 20 лет раздобыть себе квартиру?Прошлая жизнь. За...

Венчание у деревьев

Венчание у деревьев

  Созданию новой семьи славяне всегда придавали огромное значение, ибо это действие важно для продолжение Жизни, а самые важные дела всегда совершались с Благословления Богов (наших предков). Потому-то это деяние и носит название Сва-Дь-Ба. Корень «Сва» на древнеславянском означает «небеса» («птица сва»- небесная птица, «матерь сва» – небесная мать, «Сварга» – небесный сияющий горний путь и т.

д.), «Д» это деяние, а «Ба» -богов (т.е. свадьба есть небесное деяние Богов).

  В XVII веке атаман Степан Разин, взяв в свои руки власть на Дону, повелел вернуться к обычаям и Вере предков и запретил христианские храмы и богослужения,  а желающих вступить в семейный союз  приказал венчать возле верб: «запретилъ на Дону быть и строить Церкви православныя и стихи духовные пѣть, выгналъ поповъ и велѣлъ вѣнчать людей къ браку около вербовныхъ деревъ» [1]. 

Венчание у деревьев

    Степан Разин был по описанию современников высокого роста, дородный, крепкого телосложения, гигантской воли, бороды не носил, длинные усы спускались в стороны. Взгляд его приводил в трепет даже сподвижников. Каждое движение его бровей заставляло дрожать даже самых храбрых. Всякий видел в нем присутствие недюженной  силы. Закон, общество, церковь, все, что сложилось в московском государстве под влиянием византийского культа им отвергалось и попиралось. Вольное казачество он любил до самозабвения и в речах казаков называл не иначе как братцы, а они его величали батюшкой. Так характеризуют Разина русские историки, в том числе и Костомаров.

  Разин обладал недюжинным умом. Он знал историю Дона и хорошо понимал задачи казачества, был знаком с древне- славянскими былинами и укладом ведической жизни не только донских казаков но и  новгородского гетского казачества.

В древних писцовых книгах новгородских погостов мы находим записи о готских казаках. Эти готские казаки – прибалтийские Готы переселившиеся с берегов Азовского моря (Саги о Фритьофе смелом)… Они также как и Донские не приняли греческих церковных уставов, а продолжали сохранять свой народно вечевой дух…  Эти же ведические традиции сохраннялись и в свадебных ритуалах казаков Степана Разина.

 При проведении свадебного ритуала невеста помимо отца и матери должна была говорить публично на круге люб ей жених или не люб, дух свободы выборасоблюдалсянеукоснительно. Венчались как поется в былине о Дунае Ивановиче : «Там они обручались вкруг ракитового куста венчались»… Развод производился стой же легкостью и также на майдане, при публичном объявлении, что жена ему не люба .. ..   Степан Разин сам лично венчал пары и проводил другие обряды ведической веры,  хранимой в рядах казачества ..

Известно, что народ считал Разина за чародея и волхва, а потому все верили, что его не могут держать ни стены, ни железо. По этой причине,  после предательства и ареста Разина в Черкасске его сковали освященной цепью и содержали в церковном притворе, вполне надеясь, что только сила христианкой магии сможет продиводействовать  его волшебству. Цепи эти, тяжелые наручники с заклепками, которыми руки были скованы назади, и толстая цепь для туловища и до сих пор находятся вделанными в правую сторону притвора Старочеркасского собора [2].

Но выше описанные народные свадебные традиции были присущи не только казачеству. В былинах и сказках многих славянских народов  можно встретить отражение архаичной традиции, когда центром обряда венчания становится ведический (языческий) символ, чаще всего какое-то определенное дерево:

"... А и хошь ли, Добрыня, женитися?
Возьмешь ли, Никитич, меня за себя?» —
«А право возьму, ей-богу, возьму!
и дам те, Марина, поученьице,
Как мужья жен своих учат».
Тому она, Марина, поверила,
Обернула его добрым молодцом,
По-старому, по-прежнему,
Как бы сильным могучим богатырем,
Сама она обернулася девицею:
Они в чистом поле женилися,
Круг ракитова куста венчалися ..."
(Былина "Добрыня и Маринка")

" ... А и тута Дунай сын Иванович
Тому ее слову обрадовался,
Думает себе разумом своим: «Служил я, Дунай, во семи ордах,
В семи ордах семи королям,
А не мог себе выжить красныя девицы,
Ноне я нашел во чистом поле
Обручницу-сопротивницу».
Тут они обручалися.
Круг ракитова куста венчалися ..."
(Былина "Дунай Иванович")

У юж. славян  при удаленности церкви или от сутствия священника то же бытовало нецерковное венчание. Жених с невестой (в случае умыкания или после церковного В. ) венчались под дубом (серб.), трижды обходили вокруг дуба (Витеб., Воронеж.). В вост. Словакии после венчания жених хватает невесту под мышку, и они три раза «венчаются» (ta se triraz zvinсеlі) — оборачиваются кругом. У македонцев молодых, при домашнем венчании, ставили перед очагом лицом на восток (Пиринский кр) [3].
У старообрядцев, если родители не давали согласия на брак, парень с девушкой садились на лошадь, отправлялись к заветному дубу, объезжали его кругом три раза, и брак считался заключенным [4].

Возможно, дохристианский обряд венчания происходил возле дерева и включал в себя троекратный обход или оборачивание по солнцу: ср. мотив мирового древа в свадебных песнях, относящихся к венчанию [3], например:

"По-край моря синего, ..
Тут стояла верба золота.

По корень вербы золоты
Обегали черны соболи,

Посередь вербы золоты
Облетали ясны соколы,

Как поверх вербы золоты
Тут стоял да и белый храм".

Часто проявления язычества давали о себе знать в годы смут, когда сопротивление церковным правилам рассматривалось как форма борьбы против власти. Вот и Степан Разин, захватив власть на Дону, велел желающим вступать в в семейные союзы  венчаться не в церкви, а около верб [4].

Борьба с официальной церковью, как элемент борьбы против власти отражена и в отрывке песни «Нас пугали Пугачём», посвященной крестьянской войне 1773—1775 годов, под предводительством другого донского казака- Емельяна Пугачева:

"Нас пугали Пугачом, да,
Он кормил нас калачом, да, 2раза

Государь нас бил с плеча, да,
Пугач дал нам калача, да, 2раза

Пугача мы испугались
И ко церкви собирались,
И ко церкви собиралися, да.
Мы иконам поклонялись
И кресты мы целовали,
И кресты мы целовали, да.

Но пришёл Емелюшка,
Пришла его неделюшка,
Пришла его неделюшка, да.

Голытьба тут догадалась,
К Емельяну собиралась,
К Емельяну собиралася, да.

Позабыли про иконы,
Про кресты и про поклоны, да.
Про кресты и про поклоны, да.

Всё пельмени да блины.
Веселились туто мы,
Веселились туто мы, да.

А попов всех на костры
И пузатых под бастрык*, да. (*большая жердь)
И пузатых под бастрык*, да ..."

Песня была записана этнографом и искусствоведом Львом Христиансеном в 1956 г. в Курганской области. По данным фольклориста, историка, ураловеда В.П. Бирюкова, записано 11 января 1949 года в гор. Челябинске от сотрудницы гостиницы (уроженки села Казённая Статья, Альменевского района, Курганской области) Натальи Степановны Гладких (1897 г.); песню эту она заучила в детстве в селе Кусай, Альменевского же района. Эта песня, по всей видимости, современница пугачевского восстания [5]. Но, может быть, была сложена позже [5]. Однако смысл и интонации о пугачевском восстании, бунтарском духе народа того времени хорошо иллюстрирован в ней.

Интересно, что старообрядцы составляли харизматическое ядро в воинстве Разина, Булавина, Пугачева. К ним как к революционной силе апеллировали лидеры российской оппозиции [6]. С. Разин в 1652 путешествовал в Соловецкий монастырь на Белом море [7]. Предписание С. Разина своим казакам,- церквей не строить, на церковные службы не ходить, церковное таинство брака заменить венчанием около вербы, аналогично стереотипу поведения некоторых толков беспоповского направления старообрядчества. В старообрядчестве пребывало фактически все казачество. Даже приближенный ко двору атаман Донского войска М.И. Платов являлся активным старообрядческим адептом. По-видимому, через парадигму старой веры следует объяснять дихотомию бунтарского духа и воинского служения отечеству казаков [6].

Отголоски обычая венчаться у деревьев неожиданно напомнили о себе после революции, когда молодые, желая обойтись без церковного венчания, боялись сказать об этом родителям. Они уезжали из деревни как будто бы в соседнее село — в церковь, но, не доезжая туда, останавливались в лесу, слезали с повозки и обходили с зажженными свечами вокруг ели. В народе о тех, кто обходится без церковного брака, до сих пор говорят: «Их венчали вокруг ели, а черти пели» [4] (ср. также пословицы: рус. «Венчать вкруг ели, куста» (шутливо о невенчанных; Даль 2 1:331), бел. «Абвёу вакруг елі, i чэрці ім пелі, абвёу вакруг дуба, ды й няхай будзе люба» (могилев., Прык.2:33)) [3].

1. Ригельман 1840: 61; [с. 312]Афанасьев 1868: 325.
2. Е. П. Савельев. Степан Разин и народные песни о нем.
“Донской Литературный сборник”, выпуск II, 1910 г.
3. Толстой Н.И. (ред.) Славянские древности. Этнолингвистический словарь в 5 томах.
4. Левкиевская Е.Е.- Мифы русского народа.
5. В.П. Бирюков. Урал в его живом слове.
6. Сулакшин С.С. История России. Учебник для учителя.
7. Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники.

Источник

наверх