На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 824 подписчика

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    «последовательность Фибоначчи необходимо утвердить в мозге как определённую сеть нейронов и аксонов, для быстрого изв...10 мифов о язычестве
  • Valeriy Shershkov
    описывая любую ситуацию (мысль, события, и другое) всегда находимся в условиях нечётких множеств данных, целей отобра...Сила слова. Как т...
  • Александр Николаевич
    Именно те, кто способен познать силу слова и облачить её в речи могут вести людей за собой, владеть их умами, менять ...Сила слова. Как т...

Состязания на Руси или победа духа над плотью

 


Яркой чертой русского народа служат созданные им на протяжении веков игры, которые сопутствуют повседневно и праздничной жизни детей и взрослых. Игра призваны воспитать волевые качества личности, они же и развлечение, и тренировки, и сама уникальная русская культура выявление и поощрение сильных духом и телом. Народное состязание воспитывает не только способность принять брошенный вызов, но и заступиться за слабого, а нередко и преодолеть слабость в себе.

Далекое прошлое наших предков не отличалось разнообразием развлечений, зато, если они и случались, то имели массовый характер. В редкие дни отдыха от тяжелого труда и защиты собственных земель, люди собирались играть, участвовать в состязаниях или просто побыть зрителями захватывающих поединков. Но не только забавами и развлечениями были для наших предков игры, они часто служили и тренировками перед боями, коих в те времена было множество. Само русское слово «забава» в этимологии своей не столько означает «развлечение», сколько «массовое событие». Как сказано выше, славяне вели постоянные войны и воинские упражнения стали неотъемлемой частью игровой культуры. Одной из самых суровых, но и самых популярных, была «кулачная потеха» или «кулачный бой».

Первые летописные упоминания о кулачном бое встречаются в начале XIII века. Великий Князь киевский, Мстислав III, и князь псковский, Владимир, ободряя пред битвой своих воинов, представили им на волю: сразиться на конях или остаться пешими. И получили ответ: «мы не хотим на конях, но сразимся, по примеру наших предков, пешими и на кулаках».

Кулачные бои собирали большое количество зрителей, желающих понаблюдать бескомпромиссную борьбу. Часто такие зрелища начинались с боя один на один, «сам на сам». Одиночный поединок имел такое значение, что нередко был единственным разрешением личного спора, и даже судебного действа. В этом случае состязание называлось «поле» и начиналось возгласом: «Кто сильнее, тот и прав».

Самые выдающиеся одиночные кулачники были известны и горячо любимы народом. Бояре охотно же брали таких бойцов «под свое крыло», кормили с барского стола, осыпая подарками и милостями, а потом бились об заклад, устраивая потешные поединки до первой крови. Такие забавы скоро стали носить элемент театральности и даже представляли собой сложную систему заигрыша (раззадоривания, насмехания над противником).

Наиболее широко устраивались народные гуляния зимой, в период проведения большинства праздников. Такие потехи чаще всего проводились на льду замерзших рек и озер, что накладывало особенности на саму технику боя – бойцы стремились пробить ударами теплую одежду (тулупы, валенки).

Большинство кулачных боев проводились по правилам, за нарушение которых предусматривалось наказание и всеобщее презрение. Вот основные положения «правильного» кулачного боя:

- Биться полюбовно – не иметь на противника личной злобы;
- Не таить в руке тяжелых предметов – бой должен быть лишен любого оружия;
- Не бить лежачего;
- Не бить в спину;
- Не захватывать одежды и не ставить подножек;
- Не бить ногами.

К кулачным боям приучали очень рано. Обычно такая забава собирала все мужское население. Бой затевали подростки, потом сходились взрослые мужчины, а финале к ним подключались наиболее сильные бойцы «надежи». Но каким бы ни был бой, он продолжался до того времени, пока одна из сторон не пускалась в бегство. Победителей же чествовали, прославляли песнями и вкусно кормили. Так бой перетекал во всеобщее гуляние и веселье.

Танец же у славян создавался не как развлечение, а как специфическая система игровой тренировки боевых упражнений воинов, помогающих выработать выносливость, развить ловкость и силу. «Гопак», «яблочко», «казачок», «барыня» носят в себе остаточные мотивы боевых практик.

Например, один из самых известных танцев на Руси «Барыня» не сводится только к тому, чтобы станцевать с девушкой, а особое значение имеет способность не подпустить к ней в танце другого плясуна. За «барыню» двум танцорам предстояло сразиться, но не с помощью кулаков и оружия, а рассчитывая на совершенство своего танцевального мастерства. Поэтому настоящая «барыня» - это крайне сложный танец. В процессе оттеснения одного плясуна другим от партнерши не допускалось, однако не то что задеть девушку, но и напугать ее резким движением. В этом танце важен тщательный контроль над сложными боевыми переходами и четкое следование музыкальным ритмам. Все эти условия превращали боевую тренировку в настоящее искусство.

На Руси ни одна ярмарка и гулянье не проходили без состязания плясунов. Русский пляс часто имел не столько развлекательное, сколько соревновательное значение. Победителю доставался приз, величавая песня, кушанья и самое значимое, конечно, почет народа. Такие состязания предваряла длительная подготовка. В строжайшей секретности разрабатывались новые танцевальные движения – «коленцы». Ведь одной из задач русского народного пляса была способность удивить зрителя новизной и гармонией, при этом не утратив традиционные особенности конкретного танца.

Различались парный и одиночный перепляс. В первом варианте один из плясунов выполнял под музыку танец, который должен быть в точности повторен соперником и далее предложен не повторяющийся ни в одном движении собственный вариант. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».

Одним из самых старинных и уже совсем забытых был танец «Скобарь». В народе его называли «ломание веселого». Название во многом говорит об особенности данного танца. Под нехитрые битвы гармошки перед зрителями разворачивался настоящий бой под музыку. Движения должны были быть ломаными и очень динамичными, мастерство танцоров обеспечивало настоящее зрелище. Это был мужской и очень жесткий танец – он шел до первой крови или до падения. Гармонист или «судейка» волен был прервать такое состязание, в любой момент, закончив играть.

Весьма любопытен символический ритуал, который предварял это лихое действо. Плясун взлохмачивал на голове волосы и заступал к танцевальному месту с звериным рыком. Это отголосок древнейшего славянского обряда инициации воина, когда необходимо было призвать тотемного для мужчины духа, ради помощи в опасном деле. Такое состояние автоматически переносило воина в иную реальность, где господствовали не законы людей, а законы животного мира.

Источник

Картина дня

наверх