На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Велемудр. Мир тесен.

22 815 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Николаевич
    Язычники – это люди, одухотворяющие все, что есть на земле, от вещей до явлений. "Я зычу" это дословно "Я звучу". Вс...Язычник
  • Рауф Растов
    Замечательная статья! Спасибо автору!Иван Чай пробужда...
  • Валерий Василенко
    Кипрей растет повсеместно-  собирайте и делайте чай сами.  Технологию посмотрите в интернете, там ничего сложного, но...Иван Чай пробужда...

Ярило Вешний- Яровитов день (Юрий Вешний)

День Бога Яровита

6 мая по современному календарю (23 апреля по старому стилю) староверы Сибири празднуют Яровитов день. У этого праздника немало других сохранившихся народных названий — Ярила Вешний, Юрьев день (так его стали называть после принятия христианства), конский праздник, день Отмыкания Земли. Иногда использовалось еще одно — Юрий Голодный, поскольку к началу мая все припасы обычно подходили к концу. Это был один из основных календарных рубежей в жизни крестьян. На Ярилу Вешнего начинаются сельскохозяйственные работы.

егорьев день какого числа

Яровит-Ярило Вешний (Юрий Вешний) — суть и традиции

На весенний Юрьев день «Юрий открывает землю», «приводит весну» — так по сей день говорят в народе. 6 мая в старину праздновалось открытие нового сельскохозяйственного сезона. Во времена ведических времен (язычества) в это время отмечали праздник, посвященный Яровиту (Яриле Вешнему).

егорьев день

Яровитовой росе с древности уделялось много внимания. Искупаться в ней — обрести здоровье, долголетие и красоту. Взятыми ключами Яровит открывал землю, выпуская из нее целительную жидкость. Правда, волшебные свойства она сохраняла только до рассвета. Такой росой обтирали и скот, во избежание болезней и сглаза. Считалось, что такая роса усиливает целебные свойства трав. Поэтому не обходилось без сбора лекарственных растений. В это время собирают чагу, ирландский мох, пихтовую и сосновую хвою, кору дуба, корни дягиля, цветы боярышника, березовые почки и листья, а также одуванчики и ландыши.

Освящение колодцев и родников — еще один обычай начала мая. После славлений Богам и предкам, каждый считал своим долгом набрать воды про запас, приписывая ей свойства Яровитовой росы.

Практически забытая традиция Ярилы Вешнего — ходить по домам поженившихся в этом году пар и петь величальные песни в их честь. Как и на Святки, за это было принято угощать. Эта традиция называется Вьюнишник (от слова Вить-соединять, потому и Яровит), или окликание молодых. Она практиковалась не только в Юрьев день, но и на некоторые другие праздники.

Яровит считался покровителем невест, и в его праздник девушки читали замолвления о замужестве. Было принято надевать самые красивые и яркие наряды, большое количество украшений — чтобы женихи заприметили.

В остальном же, как и большинство славянских праздников, Юрьев (Яровитов) день сопровождался песнями и хороводами возле больших костров. Важной частью народных гуляний 6 мая в большинстве регионов Руси были конные состязания. Ругань и ссоры находились под строгим запретом. В старину верили, что нарушителей убьет молнией на Перунов день, 2 августа.

Не обходилось без застолий и ритуальных трапез в полях и огородах. Особое место на столе занимал кисель. Его отсутствие считалось большим грехом. Остатки пищи закапывались там же для повышения урожайности земли.

Обычаи и обряды

егорьев день какого числа

В день Отмыкания Земли первый раз в году скот выгоняли на пастбище с определенным ритуалом. Животных украшали. Овец, например, было принято украшать венками из свежих цветов. Отдельный венок вешали на емкость для первого доения. Коней кормили выпечкой.

6 мая чествуют и пастухов. В старину их навещали в поле и угощали яичницей, дарили ткани и деньги. Одна из традиций, пожалуй, пастухов не слишком радовала — их окатывали холодной водой, чтобы не засыпали во время работы.

Кроме этого, пастух был обязан поднести молока лешему, если поле находилось возле его владений. С хозяином леса он должен был также заключить или обновить договор о защите скота от диких животных. Для этого пастух произносил особый заговор, а затем бросал в лес открытый замок. Леший закрывал его на ключ, и замок хранился в особом месте, о котором знал только пастух.

В Украине и Белоруссии на Открытие Земли было принято осматривать посевы, освящать пол. Существовала примета — если на Юрия осмотреть огород и сад, год будет плодородным. В этих же целях хозяева кувыркались по грядкам и полям. На Юрия втыкали в землю освященные на Вербное Воскресенье ветки для защиты и урожая. Иногда выгон скота сочетали с осмотром полей — проводили животных по посевам. В старину верили, что такая прогулка повысит удой и увеличит урожай.

Обряды и заговоры на Юрия Вешнего по больше части были направлены на благополучие скота, его плодовитость, защиту от нечистой силы. В этот день существовал запрет на прядение и вязание из шерсти. Даже брать в руки нитки — плохая примета, к гибели домашнего скота от волчьих зубов. Впрочем, если вы не занимаетесь скотоводством, на вас этот запрет не распространяется.

Погодные и садоводческие приметы для 6 мая

Если в майский Юрьев день тепло, значит, и лето холодным не будет. Много комаров — к скорому потеплению. Сильный дождь 6 мая предвещает большое количество травы летом. Дождь говорит о том, что хлеба будет много, а гречка не уродится. Об этом же предупреждает теплая ночь с 6 на 7 мая. Много росы можно воспринимать как совет посеять просо — в этом году его вырастет много. Снег, град и иней — к хорошему урожаю гречки.

егорьев день праздник

Ясное утро говорит о том, что самыми удачными будут ранние посевы. Если утром было пасмурно, но к вечеру погода наладилась — урожайными будут поздние. Южный ветер — к хорошему урожаю, северный предвещает не слишком удачный год для садоводов. О хорошем урожае говорит и большой размер листьев на березах.

Для того, чтобы узнать, как уродят огурцы, на Юрия Вешнего нужно повесить на улице влажное полотенце. Если оно высохнет к вечеру — ждите большого количества этих овощей на грядках. Если же нет — рассчитывать на их урожай не стоит.

Источник

Сведения из старины глубокой о Яровите

У Яровита был большой щит, покрытый золотом, почитаемый за святыню; были у него и свои знамена. От лица Яровита - небесного воителя, жрец произносил следующие слова при священном обряде: «Я бог твой, я тот, который одевает поля муравою и леса листами; в моей власти плоды нив и деревьев, приплод стад и все, что служит на пользу человека. Все это я дарую чтущим меня и отнимаю у тех, которые отвращаются от меня».

Раньше на день Бога Яровита славяне обязательно собирали в полях и лесах лечебные травы. Считалось, что именно в этот день они приобретали активную (ярую) лечебную силу.
А вот такие песни пели болгары –помаки , когда собирали растения по горам:
Песня
Старая Древница (друидеса- жрица леса) пришла на село, ко дворам да прокричала: «Эй ты, старая Ведьма (т. е. она звала ведающих матерей. Ведающая Мать-Ведьма, так называли в старину мудрых женщин познавших лечение травами)! По утру рано, перед зарёй Ясное Солнце уже на небе, но ещё не греет и не ласкает. А у нас сегодня день, Яровита.

Как приходила в этот день Жива Юда самовила, на гору с Яровитом и садились они под деревом, где ясный родник-кладенец. Жива Юда воду брала, живую воду чудесную, лечебную и так Богу службу служила водой его поила в Яровитов день. А потом из золотой чаши травы и деревья этой водой поливала и живой силой с Яровитом Богом их наделяла. А младые девчата травы эти собирали, древные ветки отсекали, и в города и села их посылали. А там цари и волхвы ими людей исцеляли. Но нынче Юда рассердилась не спускала златую чашу и чудо-водой лечебной травы не поливала, так как солнце их не согревало.

И тогда Мать Солнца ему промолвила: «Ой, Солнце родной сынок, что ты не пригреваешь, а на небе всё играешь». Солнце в ответ ей говорит: «Ой, мати, как же мне пригревать. По утру будет день, Яровита. Вот тогда как взовью тонкую саблю, как пущу лютую стрелу, чтоб спустилась золотая чаша, да прыснула чудо-водой, лечебной, на гору».
Услышала это старая мать, да крикнула: « Ой, Юда Жива где же ты? Солнце уже встает жизненную силу свою земле отдает». И тогда Юда златую чашу наполняла да Яровиту Богу чашу подавала, да слово ему сказала: «Ой, Боже родной братку, пей студену воду, но чуточку воды оставь, три капельки на дне чаши, я отнесу их на небеса, во дворец ведь пришел твой день, Ясное Солнце играет, но пока не согревает». Так ему Юда говорит, и Бог воды напился, и ей же чашу подаёт, а в чаше, чудо - вода.. Вспорхнула Юда на небо тогда, к Солнцу, а там матерь его сидит, и ей говорит: «Ой, Юда Жива. Знаешь ли Юда, не знаешь, ведь нынче уже Яровитов день.

Девчоночки уже на горе, ветки не секут, тебя ждут, ты им чудесной водой прысни, лечебной». Входила Юда во дворец, к Солнцу, златую чашу подала да Солнце всё играет, в десной руке злата чаша и с неё прыскает на гору, чудесной водой, лечебной. Так старя Древница Ведьме пропела и выслушав её, та на гору быстро взлетела, и видит, девчоночки заснули, задремали, ветки не секут божьего сигнала ждут. Будит Ведьма их, будит, а они не пробуждаются!

Ведьма тогда догадалась, и в село опять спускалась, да млад удальца Друду с собой брала. Заиграл Друид на кувикле, и на гору они взошли, тут девы и пробудились, от дрёмы поднялись, да на дерево забирались и ветки его секут, а Друид на кувикле свистит, а Ведьма нитки всё сучит. Девушки же умаялись, да попадали на ветки, а в устах у них златая пеночка, и они пеночкой ветки золотили и Ведьме их дарили она их собрала и в чувал покидала, и отправилась в Стольный город, к царю и говорит: «Ой, царь млад боярин, Ясно Солнце рассердилась, что жертву в коло (в круге) Богам не воздали. Ведь пришел день Яровита Бога, а ты всё спишь без просыпу! Я же тебе, царь, древны ветки не отдам, чтоб ты лечил млад удальцов да девушек, болезненных! Что, царь, на эта скажешь?»

Царь ей в ответ так говорит: «Ведьма, старая Древница, я сам не знал, не ведал, что сегодня Яровитов день! Днесь ему жертву воздам. Тебя я мольбою молю, отдай мне древны ветки, ветки лечебные, чтоб вылечить девченочку которая слегла, мало время уже три месяца. Как жертву стану я воздавать, она песню запоет, чтобы Солнце восславить и Живу Юду Самовилу с Яровитом Богом прославить, которая прыснула чудесной водой лечебной, той же, что сам Бог пил, под деревом, под кизиловым». Ведьма веток ему не дала, а сама во дворец пошла, где лежит девчоночка. Да ей же слово говорит: «Девчоночка, ты вставай! Душа уже твоя намаялась, Душу свою с Богами соединяй».

Ведьма тут догадалась и златою слюной плюнула, и в неё попала, прямо в уста. Уста озолотились, да осеребрились, и с постели дева вставала, и такое слово отцу в сердцах сказала: «Ой тятя, ты же, царь-отец! Днесь настал, день Яраовита - духов - день. Ясное Солнце играет, тонкую саблю взвевает, лютую стрелку пускает, а ты всё сидишь, и Ясное Солнце не славишь да не чтишь! Да ты скорей, тятя, пошли, древны ветки, лечебные, и будешь сам лечить, и тебя похвалой все будут хвалить, что ты лекарь молодец».

Женщин, когда они возвращались с горы в село с травами в руках, ожидали поселяне, которым они лечебные травы и раздавали.
Слава Яровиту Богу!

Празднование Ярилы Вешнего в северных традициях

ярилин день, ярила вешний, праздник ярила вешний
6 Мая (23 апреля по старому стилю) – праздник Ярила Вешний


Ярилин день: праздник земледельцев

Помните историю о том, как Ярило принес людям хлеб, научил работать на земле, а позже собирать жито да молоть его? История эта рассказана в книге сказок «Приключения Ярого Бога». С той поры зовут Ярило Богом плодородия, а в Ярилин день обходит он сам леса да поля, проверяет, всё ли готово к посеву зерна. Сказывают, Ярило Матерь-Землю отмыкает, траву из-под спуда выпускает:

Приехал к нам Зелен Ярило —
Ярый Бог на зелёном коне,
Зелёный, как травушка,
Росистый, как роса.
Привёз жита колос
И от Солнца добрую весть!

В праздник Ярила Вешний часто предстает в образе одного из деревенских парней. Ярила Вешний приезжает к полю на «коне», роль которого играют переодетые парни. В руке он держит колосья пшеницы, лицо Ярило расписывают яркими красками, на теле его рисуют солнечные узоры.

Девушки да жонки приносят на праздник Ярило Вешний угощения, щедро одаривают ими участников обряда, поливают землю водой и квасом, оставляют в поле хлеба и крашеные яйца в дар Земле Матушке. Мужики начинают работы на полях: на Ярило Вешнего запахивает и ленивая соха.

В Ярилин день молодой парень помогает Богу – объезжает поле, защищая будущий урожай от непогоды и лесных зверей. Сказывают, что Ярило водит дружбу со зверями, ведь отец его Бог Велес, знающий язык зверей и птиц. Потому в Ярилин день Бог плодородия договаривается с лесными жителями, просит их не трогать урожай на полях.

ярило.jpg
На Ярилин день обходили поле с песнями:
Ярила, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу
На теплое лето,
На буйное жито,
На ядренистое,
На колосистое!

Ярила Весшний: праздник пастухов

В Ярилин день проводили и другой обряд: впервые выпускали на выпас домашний скот. В этот праздник выбирали пастуха, который будет в нынешнем году пасти деревенское стадо. Пастух один или вместе со Знаткой совершал обход стада. Сказывают, помогал ему в этот день Ярило Вешний, волчий пастырь: хоть все глаза прогляди, а без Ярилы не углядишь за стадом.

Перед выгоном скота в Ярилин день коров и лошадей кормили на дворе, давали им кусочек хлеба с черной четверговой солью, поливали скотину водой, обвязывали корову нитками, чтобы она всегда возвращалась домой. Хозяин, старшой в семье, выгонял скотину со двора, подгоняя веточками вербы. Хозяйка несла угощения для пастуха, одаривала его хлебом и яйцами.

ярилин день, ярила вешний, праздник ярила вешний
Праздник Ярила Вешний – день первого вывода скотины на пастбище


В поле пастух один или вместе со Знаткой обходил стадо, читал слова «отпуска» для скотины. Заговор для обхода стада в Ярилин день ведали свой в каждой деревне. После пастух договаривался с Ярило Вешним о том, какие правила обязан он блюсти. Сказывают, в одном селе пастух никогда не даст в руки другому человеку свою дудочку, а в другом пастух всё лето не подает руки чужим людям – таков уговор с Ярило.

Ярилин день: праздник молодоженов

Ещё одну традицию праздника Ярило Вешний ведаем. Собирались в деревне жонки да шли обходом по домам молодоженов, тех, кто женился менее года назад. Приходили под окна да «окликали» молодых, называли их по имени, желали счастья и здоровья, Ярило Вешнего просили о плодородии, скором рождении деток в семье. Молодожены за то одаривали «окликающих» заранее приготовленным угощением.

Как встретить праздник Ярила Вешний нынче?

Трудно нынче в городах соблюсти традиции праздника, столь сильно связанного с природой. Ярила Вешний был любим нашими предками, жившими на земле, а нынче вовсе почти забыт. А всё же волшебный дух, настроение этого дня можно ощутить и нынче!

ярилин день, ярила вешний, праздник ярила вешний
Ярилин день – время молодости, радости, любви к жизни


Ярилин день – это и озорство молодых парней, переодетых для традиционного обряда, и радость от того, что Мать — Земля пробуждается и дарит нам свои плоды, и ощущение биения жизни, ярой, молодой силы…

Вспомните об этом 6 мая (23 апреля по старому стилю), чтобы ощутить, силу Яровита- Ярилы Вешнего, Бога Весеннего Солнца, Плодородия и молодой Страсти!

Источник

Картина дня

наверх