Наш взор сегодня обращается во времена до нашей эры. Поговорим об основной идее философии Эпикура.
Эпикур - древнегреческий философ,сын афинянина Неокла, переселившегося на остров Самое в качестве афинского клеруха, родился в 341 г. и рано начал изучать философию.
Основатель философской школы эпикурейства. В 306 вместе с некоторыми учениками переехал в Афины и обосновался недалеко от Дипилонских ворот, где приобрел участок земли с садом. Школа получила название «Сад» (Κῆπος) и просуществовала более восьмисот лет.
Своей главной целью Эпикур и его последователи ставили необходимость научить людей быть счастливыми, не обращая внимания на несущественные вещи.
В философствовании Эпикура физика не может существовать без каноники. Она определяет истину, без которой развитие людей, как разумных существ, невозможно. Восприятие очевидно, истинно и всегда правильно отражает действительность. Оно берет образ предмета и с помощью систем органов чувств опознает его. Способность фантазировать этому не противоречит. Благодаря фантазии, человек может воссоздать реальность, которая ему не доступна. Поэтому для эпикурейца чувственное восприятие — основа познания. Убрать из процесса познания восприятие нельзя — оно помогает отделить истинное суждение от ложного.
Человеку важно стремиться к разумным удовольствиям, получать наслаждение от процесса познания.
Вследствие того, что наслаждения приносят человеку здоровье тела и души, философия должна помочь человеку правильно интерпретировать наслаждение. А потому Эпикур и отличал 3 вида потребностей: 1) природные и необходимые удовольствие 2) природные, но бесполезные удовольствия и 3) неестественные и ненужные удовольствия.
К природным и необходимых удовольствий Эпикур зачисляв те, которые связаны с сохранением жизни человека. Только они одни приносят истинную пользу человеку, освобождая тело от страдания. Как только устранено страдание, желание сразу же угасает (чувство сытости или отдыха в ответ на голод или изнеможение от усталости).
Наслаждение от любви Эпикур исключал из природных и необходимых удовольствий, считая ее источником беспокойства
и тревоги. Природные, но ненужные удовольствие не связанные с телесным страданием, а потому могут спровоцировать значительный вред, доводя человека к нарушению меры: изысканное блюдо или напитки или элегантный модную одежду. Именно поэтому их следует ограничивать. Неестественными и ненужными удовольствиями Эпикур считал все формы гонористости человека, его суетливые желание роскоши, власти и славы. Они никак не связаны с телесными потребностями человека, подвергают ее душу опасным волнением и поэтому их необходимо всячески избегать.
Таким образом, контролируя нашу умственную деятельность, мы можем в некоторой мере выбирать предметы нашего созерцания, помня, что наслаждения зависят не только от нас самих. Именно в этом и заключалась единственное преимущество удовольствий нашего ума. Согласно такой точке зрения, добродетельный человек должен быть осторожным в погоне за удовольствиями.
Преимущественное значение Эпикур уделял этике и воспитанию человека. Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика.
Эпикур создавал собственную картину мира, в чем-то основанную на выводах и умозаключениях Анаксагора, Демокрита, Протагора.
Эпикур предложил людям «тетрафармакон» – четверолекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха и указать путь к счастливой жизни: «Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко достижимо; зло легко претерпеваемо»
Эпикур стремился освободить человека от страха, в котором видел главный источник страдания. Этой задаче было подчинено его учение о природе. В «Главных мыслях» он писал: «Нельзя рассеять страх о самом главном, не постигнув природы Вселенной и подозревая, будто в баснях что-то все-таки есть. Поэтому чистого наслаждения нельзя получить без изучения природы»
Теория познания Эпикура – каноника – изложена им в трудах «О критерии, или Канон», во 2-й книге сочинения «О природе», в «Об образах» и др. Он писал, что существуют отпечатки (εἴδολα), образы, подобные по виду телам, но по тонкости далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию.
Эти копии, или образы, состоящие из тончайших атомов и исходящие от тел, сохраняют порядок, который имеют в телах, и, прямо попадая в органы чувств людей, образуют у них чувственные восприятия. Если же такие истечения носятся в воздухе, переплетаясь друг с другом, а затем проникают в людей через поры кожи, то образуются фантастические представления. Так, напр., смешение истечений от человека и коня вызывает представление о кентавре.
На основе чувственных восприятий возникают единичные представления, а на их основе – общие представления или понятия, названные Эпикуром προλήψεις (пролепсисы) – «предвосхищения». Содержание этого сложного понятия определяется как интуиция или как интеллектуальная интуиция.
Эпикур считал естественным стремление человека к наслаждению, понимаемому как уклонение от страданий, и к достижению спокойного и радостного умиротворенного состояния духа. Он считал добродетельными и приятными только удовольствия, сообразные с природой, и отвергал порочные удовольствия, за которыми следует страдание, как несообразные с природой. Высшая добродетель – благоразумие (φρόνησης) – достигается в результате самостоятельного выбора.
Концепция счастливой жизни
Цель человеческой жизни — стремиться к удовольствию и отдаляться от страданий.
Для достижения этой цели этическая модель жизни Эпикура предполагает наслаждение через отказ от страдания. Человек нуждается в постоянном ощущении удовольствия — свободе от страхов, сомнений, и полной невозмутимости.
Природа требует от человека соблюдения простых условий: есть, пить, находится в тепле. Эти условия просто исполнить, а стремиться к другим удовольствиям необязательно. Чем скромнее желания человека, тем легче ему стать счастливым.
Из всего, что мудрость приготовила для счастливой жизни, самым значительным, приятным и плодотворным является для Эпикура дружба.
Такая философия жизни является актуальной для любого возраста человека.
Она является «необходимым и старому и молодому: первом, чтобы на склоне лет он обновлялся благами, радуясь прошлом; втором, чтобы он был юношей и одновременно пожилым человеком с бесстрашием перед будущим».
Именно поэтому Эпикур и призвал: «Пусть никто не откладывает философию молодости и не устает от нее в старости. Ведь никто не может быть недозрелым или перезрелым для здоровья души. И кто говорит, что время для философии еще не наступил или уже улетел, уподобляется тому, кто говорит, что время для счастья еще не поступила или уже не существует ».
Возможно ли в наше время воспользоваться концепцией счастья предложенной Эпикуром?
Ведь она проста, естественна и результативна. В ней предлагается три условия для счастья человека:
- апония (отсутствие физического страдания);
- атараксия (состояние душевного покоя. прежде всего безмятежность, хладнокровное отсутствие волнений, избавление от страхов);
- дружба.
Людмила Труш-Пащенко
Источник сайт Милаведание
Свежие комментарии