Велемудр. Мир тесен.

22 822 подписчика

Свежие комментарии

• Малик Гумеров
    «для этого есть ПОСРЕДНИКИ» - пипец , и наверное у них есть КСИВЫ – документ с печатью и подписью бога ??? Посредники...10 мифов о язычестве
  • Малик Гумеров
    «если он эти заблуждения выложил на бумагу, то это уже мысли материализованные» - Нет ! Это просто удобоваримая форм...10 мифов о язычестве
  • Валерий Холодок
    как раз является просто другой трактовкой СВЕТА, как и СЛОВА. СВЕТ здесь обозначает ЗНАНИЯ, т.е. осВещение Тёмных сто...10 мифов о язычестве

Метеоритный кратер в Аризоне

"Шум ничего не доказывает. Часто курица, которая только снесла яйцо, кудахчет, как если бы она снесла астероид". Марк Твен

Метеоритный кратер (Meteor Crater) находится примерно посередине между Национальным парком Окаменелый лес (Petrified Forest National Park) и Большим Каньоном (Grand Canyon), в 10 милях от города Винслоу (Winslow) на севере штата Аризона (Arizona).

Метеоритный кратер в Аризоне

Место нахождения метеоритного кратера в Аризоне

Когда-то очень-очень давно (ученые предполагают, что это было 27 тысяч лет назад), на землю Аризоны упал метеорит. По космическим меркам астероид был маленький, всего 40 метров в диаметре и всего 300 тысяч тонн веса. Метеорит ударился о землю, разлетелся на обломки в окрестностях 5 км и образовал воронку диаметром 1200 метров и глубиной 175 метров. Было подсчитано, для того, чтобы образовался кратер такой величины, метеорит должен был лететь со скоростью 69 тысяч км/час! Удар был такой силы, что фрагменты метеорита находили на расстоянии до 10 км! Мощность взрыва при ударе оценивается примерно в 500 килотонн, это в 40 раз мощнее взрыва ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму.

Метеоритный кратер в Аризоне. Фотография NASA

Аризонский кратер (он же кратер Барринджера) — один из крупнейших и лучше всего сохранившийся кратер в мире. Ученые обнаружили кратер только в начале XX века, а местным индейским племенам навахо местонахождение кратера было давно известно. Индейцы называли кратер Каньоном Дьявола и связывали с ним множество легенд и преданий.

«Пусть дорога серою лентою вьется...» Дорога от шоссе I-40 к метеоритному кратеру в Аризоне

Виды вдоль шоссе I-40 по пути к метеоритному кратеру в Аризоне

Окрестные виды вдоль шоссе I-40 по пути к метеоритному кратеру в Аризоне

Дорога и стоянка автомобилей у подножия аризонского кратера

Левая часть кратера. Было подсчитано, для того, чтобы образовался кратер такой величины, метеорит должен был лететь со скоростью 69 тысяч км/час!

Правая часть кратера

С кратером связано несколько интересных историй. Так до XX века ученые думали, что кратеры имеют вулканическое происхождение, и только в 1902 инженер Дэниел Барринджер (Daniel Barringer) предположил, что воронка может образоваться в результате падения крупного небесного тела. Барринджер выкупил участок земли, на котором находился кратер и начал вести раскопки, пытаясь найти тело метеорита. Раскопки вяло велись на протяжении 26 лет, и Барринджер, конечно же, ничего не нашел, да и не мог найти, т.к. большая часть метеорита сгорела в атмосфере, а все что осталось — разлетелось по окрестной территории. Из-за отсутствия доказательств, предположение Барринджера о том, что кратеры это следы падения метеоров, не нашло никакой поддержки и было забыто, а раскопки были заброшены. Лишь только несколько десятков лет спустя один известный американский планетолог и астрогеолог смог доказать метеоритную природу аризонского кратера.
Аризонский кратер. Панорама

Правая часть кратера

Аризонский кратер. Панорама.

Части бурильной установки Барринджера до сих пор стоят на дне кратера. Им уже почти 100 лет, они все проржавели, но все равно оставлены на месте в качестве музейного экспоната в назидание будущим поколениям. К сожалению, на дно кратера спуститься нельзя, а я на это сильно рассчитывал.

Центр кратера крупным планом. Остатки оборудования Барринджера до сих пор гниют на его дне

Метеорный кратер — еще один образец американского обустройства исторических достопримечательностей. От шоссе I-40 на юг к кратеру ведет отличная дорога. Сам кратер со стороны выглядит как чаша с приподнятыми краями посреди аризонской пустыни. Вал, окаймляющий кратер, возвышается на 40 метров. У подножия кратера помимо паркинга, находится большой музей, в котором представлены куски метеорита, различные фото- и видеоматериалы, журналы и книги. Естественно, присутствует кондиционированный воздух, что после пекла пустыни очень актуально. Естественно, есть магазин сувениров. Естественно, наличествует фаст-фуд (в здании музея был расположен ресторанчик Subway). На стену кратера, если лень подниматься пешком, можно подняться на комфортабельном лифте. Наверху, по краю кратера находится несколько смотровых площадок со скамейками и телескопами. Видимо предполагается, что типичный американец, набрав в Subway сэндвичей с кока-колой, будет любоваться кратером, медитируя на скамейке и периодически поглядывая в окуляр.

Входной билет на Meteor Crater стоит 15 долларов, что довольно дорого. Но как выяснилось позднее, за эти деньги посетитель получает не только тикет, но и дисконтный купон в Subway, позволяющий получить бесплатный сэндвич при покупке колы. Жара стоит неимоверная, и пить хотят все, так что такой сервис вполне разумен.

Кстати, что примечательно, аризонский кратер был признан очень похожим на лунный пейзаж, и именно здесь NASA проводила тренировки всех космонавтов, которым предстоял полет на Луну. Здесь тренировалась резервная команда астронавтов экипажа «Аполлон-11», а также сами Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин, которые 21 июля 1969 первыми в истории человечества ступили на Луну. По этому поводу в центре кратера установлен американский флаг.

Пока я рассматривал кратер, откуда-то с юга прилетела целая эскадрилья военных вертолетов «Апач» камуфляжного цвета. Следуя за ведущим вертолетом, Апачи медленно и вальяжно облетели кратер три раза и скрылись в южном направлении. Спустя минуту один из Апачей вернулся, завис на несколько секунд над центром воронки, затем развернулся и на форсаже погнал вдогонку остальной группе.

Вертолеты ВВС США над аризонским кратером

Ну а мы сели в машину и направились в Большой Каньон. Мимоходом, Иришка углядела между машин на стоянке странное животное похожее не худосочную белку. Запечатлеть его, правда, не удалось — оно быстро бегало в тени стоящих машин и удачно маскировалось.