Почему все гороскопы неверны?

В январе 2016 года на образовательном сайте NASA Space Place была опубликована статья, посвящённая древневавилонской астрономии. А когда спустя несколько месяцев журналисты попытались рассказать о сообщении космического агентства, в сети начался переполох: гороскоп хотят изменить, поскольку знаков зодиака должно быть 13. Корреспондент RT разобралась, почему астрология — это не наука.

Недопонимание между астрономами и теми, кому ближе бытовая астрология, возникает не первый раз. В январе 2011 года Парк Канкл, член совета директоров одного из астрономических обществ и преподаватель астрономии в одном из местных колледжей, рассказал газете Star Tribune, что за последние три тысячи лет положение Земли относительно Солнца сильно изменилось.

Это значит, что гороскопы, в основе которых лежит зодиак — пояс из 12 созвездий вдоль видимого пути Солнца, впервые осмысленный как некое единство в Вавилоне, неверны.

В частности, газета утверждала: «астроном заявляет, что систему знаков зодиака надо менять и вводить 13-е созвездие Змееносца». Судя по комментариям, читатели восприняли это как разрушение устоев. «Всю жизнь я считала себя Козерогом, — написала 25-летняя жительница Нью-Йорка, — сейчас я Стрелец, но я совсем не чувствую себя Стрельцом».

Как потом объяснил Канкл интернет-журналу о науке и технологиях Gizmodo, на самом деле Star Tribune попросила его дать несколько коротких комментариев на тему астрономии, а об астрологии, в которую он не верит, никакой речи не шло.

Через два года в похожей ситуации оказалось и NASA. Англоязычные глянцевые журналы Marie Claire, Cosmo и Glamour, ссылаясь на агентство, опубликовали новую схему знаков зодиака, включая Змееносца, и заявили, что 86% людей не знают свой настоящий знак.

На следующий день пресс-секретарь NASA Дуэйн Браун объяснял порталу Gizmodo: «Наша статья о том, что астрология — это пережиток древней истории, у которого нет ничего общего с астрономией, и о том, как астрономы производят измерения в ночном небе». Что же помешало правильно понять слова и мысли NASA и Парка Канкла? 

О методах и целях наблюдений за звездами в Месопотамии, где около 4 тысяч лет назад началась эра цивилизации, рассказывал, в частности, голландский ученый Антон Паннекук в своей «Истории астрономии».

Жители Вавилона тщательно наблюдали за небесными явлениями. Невольно возникает вопрос, зачем нужна такая точность, ведь она превосходит потребности земледелия, которое больше зависит от погоды, чем от точных дат. Однако в те времена сельское хозяйство было неотделимо от религиозных церемоний. Например, праздник урожая мог быть закреплён за определённой датой, привязанной к фазам Луны. В богослужениях не допускалась небрежность, требовалось точное соблюдение ритуалов, связанных с календарём.

В Вавилоне делили видимый путь Солнца (эклиптику) на 12 равных участков по 30 градусов — каждому участку соответствовало свое созвездие и свой знак. Во II веке н.э. в Александрии астроном Птолемей обновил вавилонскую систему, создав ту, которую взяли на вооружение и астрономы, и астрологи — тем более, что в те древние времена эти области практически не разделялись.

Со временем, однако, они расходились все дальше. Астрономия занялась развитием научного знания о Вселенной, а астрология создала систему мистических учений и практик, не имеющих под собой прочной фактической основы, — хотя частично отталкивается от реальных знаний.

Астрология сохраняла популярность среди интеллектуалов и простой публики вплоть до начала эпохи Просвещения — то есть до конца XVII века. К примеру, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона есть статистика по количеству астрологических сочинений, опубликованных в разные века. Так, в XV веке было выпущено 51 сочинение, в XVII веке — 399, а в XIX веке (до 1880 года) — всего 47.

Бурное развитие науки в XVII-XVIII веках вытеснило астрологию из области интересов просвещённой публики. Но в XX веке, несмотря на наступление эпохи всеобщей грамотности, астрологическая литература вновь стала востребованной. Сейчас и на Западе, и в России астрология впервые стала столь же популярной, как в XVII века. Причём астрологи продолжают использовать зодиакальную систему Птолемея — систему, не предусматривающую изменений и не учитывающую изменений конфигурации звездного неба.

На деле же оно меняется из-за прецессии — смещению направления земной оси под влиянием притяжения Луны и Солнца. Благодаря этому явлению положение созвездий изменилось с тех пор, как на них смотрели вавилоняне. И дело не только в упомянутом выше Змееносце: за века звезды сместились на целый зодиакальный сектор — и к примеру, ребенка, в момент рождения которого солнце находилось в созвездии Овна, «официально» считают родившимся под знаком Тельца.

С точки зрения астрономии, делить видимый путь Солнца можно на какое угодно количество частей, любой метод при этом окажется одинаково правильным или одинаково неверным. Если же говорить о созвездиях, то любой астроном скажет вам, что созвездий на видимом пути Солнца действительно не 12, а 13. Более того, этот факт зафиксирован официально: в 1931 году Международный астрономический союз (МАС), утверждая границы между 88 созвездиями обоих полушарий, определил, что линия эклиптики пересекает созвездие Змееносца. 

Однако астрологи чаще всего берут за основу для своих расчётов уже не созвездия, а участки неба без привязки к конкретным звездам. И на этом основании настаивают на корректности своих гороскопов. Считать ли их правильными — по-прежнему остается скорее вопросом веры, чем науки.

Юлия Троицкая

Источник

Насаждение Православия в царской России

(Приглашаю на сайт без рекламы, но с такой же тематикой:  "Велемудр" по адресу: http://welemudr.ru)

Ошибочно считается, что только благодаря православию  в нашем народе возникли все те хорошие и благородные качества, которыми русские удивляли весь мир, и что, оказывается, это именно оно много веков являлось «национальной идеей» России, скреплявшей народ нашей страны в единое целое, в связи с чем, в самодержавной России не было якобы никаких непримиримых конфликтов и противоречий, есть не более чем миф, не имеющий к реальной исторической действительности никакого отношения.

Факты наглядно доказывают верность выводов классиков марксизма, что в классовом обществе не бывает неклассовой идеологии и не классовых институтов.

Российская империя была именно таким обществом — государством феодальным, крепостническим, в котором существовали два основных класса: помещиков-крепостников (феодалов) и крепостных крестьян. И Православие и его орган управления — Русская православная церковь (РПЦ) всегда и во всем отражали волю господствующего в самодержавной России класса — помещиков и аристократов.

Причем, русский народ это хорошо понимал и относился к Православию и его служителям соответствующим образом — как к своим угнетателям и эксплуататорам, тем более, что они таковыми и были на деле, не хуже крепостников эксплуатируя, угнетая и обирая крестьян.

Российское же государство, которому сегодня поют осанну российский правящий класс буржуазии и его идеологи — буржуазные пропагандисты, изо всех сил поддерживало Русскую православную церковь, которая фактически являлась его институтом, подразделением, частью разветвленной и достаточно совершенно структуры угнетения. РПЦ и кормилось за счет российского государства, и награждалось им «за верную службу Царю и Отечеству» огромными земельными наделами с тысячами живущих на них крестьян, которые теперь должны были гнуть спину уже не на помещиков или «Самодержца Всея Руси», а на служителей церкви.

Всякое сопротивление гнету, как церковному, так и помещичьему, подавлялось в царской России со страшной жестокостью. Причем тяжелее всего, как и сейчас, был гнет духовный, который связывал трудовой народ по рукам и ногам, запутывая его сознание.

Религия — идеология, выгодная угнетателям, которую должны были исповедывать угнетенные массы, насаждалась и закреплялась в российском обществе всеми возможными способами. Тех, кто не желал уверовать добром, заставляли это делать силой.

Атеистическое мировосприятие в РИ считалось преступлением, за которое неминуемо следовало жестокое наказание.

Очень строго наказывались по законам Российской Империи даже незначительные проступки, касающиеся православной веры или соблюдения ее обрядов. Та самая пресловутая «духовность» прививалась  русскому народу штыками и тюрьмами.

Причем наказаниям подвергались все низшие классы российского общества, кроме правящего, а не только крестьянство.

Вот несколько выдержек из законов[1] «благословенной» Российской империи, которые «помогали» простому люду постоянно «совершенствоваться» духовно.

«За «небытие на исповеди» с разночинцев и посадских людей в первый раз взимать рубль, во второй раз – 2 руб., в третий раз – 3 руб.; с крестьян – соответственно 5, 10 и 15 коп.»

В то время (XIX — начало XX века) это очень большие деньги. Например, пушкарь получал в месяц 16 рублей, прислуга около 3-5 рублей. Российские крестьяне до начала 1900-х гг. денег вообще почти не видели, ибо сельское хозяйство России было по большей части натуральным, нетоварным, продукцию крестьянское хозяйство производило для собственного употребления, а не на продажу, не на рынок.

Отнюдь не случайно Лев Толстой вспоминал случай, когда в целой деревне крестьяне не смогли собрать и 1 рубля денег. Вот и представите себе каково было попасть под такой громадный штраф за одну только неявку на исповедь. Кстати, злостным  нарушителям за подобного рода преступления грозила каторга.

Вот так укреплялась в Российской империи нравственность и духовность.

Что интересно, в ежовых рукавицах держала верховная власть самодержавной России не только трудовой народ, но и самих священнослужителей. Отлично зная, что не все из них круглые подлецы и сволочи, и чисто по человечески могут и пожалеть крестьян или ремесленников, оно жестко наказывало тех из них, кто не донес царским властям о такого рода  преступлениях:

«За сокрытие «небытейщиков» священника наказывать на первый случай 5 руб., затем 10 и 15, а в четвертый раз – лишением сана и отсылкой в каторжные работы»

«Небытийщики» — это те, кого не было на исповеди, прогульщики, так сказать. Как вам нравится наказание каторжными работами священников за то, что пожалел неимущего, зная, что он за свой прогул просто неспособен уплатить положенный по законам РИ штраф?

Вот такая прививалась русскому обществу «нравственность» — донести, т.е. предать и продать своего ближнего. И ввел эту обязанность никто иной, как «царь-прогрессор» Петр 1, понабравшийся подобных мерзостей в европейских странах.

Именно с его указов пошла в самодержавной России позорная практика обязательного доносительства православными священниками информации, полученной на исповеди. Правда, священникам за этот позор  государство российское неплохо платило.

По тем же законам видно, что для дворян и других привилегированных сословий РИ ничего подобного не предусматривалось, и то же исповедывание было совсем не обязательным. Что лишний раз доказывает давно известный и доказанный факт: религия – это инструмент контроля и управления угнетенными массами.

Теперь поговорим о другой форме, которая позволяла народу российскому «сохранять веру в Иисуса Христа» — об уголовных статьях, которые применялись к верующим ненадлежащим образом.

Есть один прелюбопытный документ — Уложение наказаний уголовных и исправительных от 1845 года, вобравшее нормы со времен Петра I и действовавшего до 1905 года включительно.

После 1905 г. значительная часть статей его была отменена, но некоторые сохраняли свою актуальность даже при Временном правительстве, которое тоже считало церковь важным политическим инструментом и не собиралось с ней расставаться, понимая ее полезность новому господствующему классу буржуазии.

И только Советская власть, отделившая церковь от государства, наконец, окончательно избавила русский народ от всех статей данного Уложения.

Смотрим раздел «О преступлениях против веры».

Статья 182.  Богохульство в церкви — ссылка и каторжные работы до 20 лет, телесные наказания, клеймение; в ином публичном месте — ссылка и каторга до 8 лет, телесные наказания, клеймение.

Умели тогда защищать чувства верующих! Куда там Пусси Риот! Радуйтесь, граждане современной России, что вам пока не приходится «хрустеть французской булкой». Но имейте в виду, что такими темпами мы именно к этому и придем. Так что мотайте себе на ус, пока не поздно…

Интересно, а что грозило тем, кто делал подобное «не публично»?

А вот что:

Статья 183. Непубличное богохульство — ссылка в Сибирь и телесные наказания.

Тоже неслабо, прямо скажем. Причем «непубличное богохульство» можно, как вы сами понимаете, расценивать, как душе будет угодно. Например, таким преступлением может быть шепот в клозете. А что? Подходит в полной мере: и непублично, и богохульство.

А вот что грозило рискнувшим критиковать христианство:

Статья 186. Богохульство, поношение, порицание, критика Христианства без умысла — заключение в смирительном доме до 2 лет, заключение в тюрьме до 2 лет.

Статья 187. Печатная и письменная критика Христианства — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 188. Насмешки над Христианством, умышленно — заключение года, неумышленно — до 3 месяцев.

Статья 189. Изготовление, распространение предметов веры в непристойной форме — по умыслу — наказание согласно ст. 183; без умысла — заключение до 6 месяцев или арест до 3 недель.

По большому счету, пропаганда научного знания сама по себе есть критика религии, в том числе и вероучения, а значит, за распространение научных знаний вполне могли сослать в Сибирь.

Интересен также вопрос о свободе вероисповедания. Понятно, что не верить было запрещено. Но может быть  можно было самому выбирать, в кого верить?

Как бы не так! Вот что грозило человеку, который вдруг надумал перейти из Православия в другую веру:

Статья 190. Отвлечение от веры: ненасильственное — ссылка до 10 лет, телесные наказания, клеймение; насильственное — ссылка до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Статья 191. Отступление от веры — лишения прав на время отступления от веры.

Статья 192. Если один из родителей не христианской веры воспитывает детей не в Православной вере — расторжение брака, ссылка в Сибирь.

Статья 195. Совращение из Православия в иное вероисповедание — ссылка, телесные наказания, исправительные работы до 2 лет. При насильственном принуждении — ссылка в Сибирь, телесные наказания.

Статья 196. Вероотступничество — запрет на контакты с детьми, до возвращения в веру.

Вот тебе и «веротерпимость» и «уважение чужих взглядов»! За все — одна Сибирь. А если сильно нарываетесь, то и клеймо на лоб поставят.

Но может быть хоть более-менее терпимо относились к разновидностям Христианства — к католицизму и лютеранству?

Как выясняется, не слишком. Правда, иностранцам разрешалось отправлять их культ, однако  пропаганда его в России была запрещена.

Статья 197. Не Православная проповедь — заключение в смирительном доме до 2 лет. За повторное нарушение — заключение до 6 лет. В третий раз — ссылка, заключение до 2 лет, телесные наказания, исправительные работы до 4 лет. Соблазнённые проповедями — заключаются в смирительном доме до года.

Заметьте, где именно впервые применяются психлечебницы в качестве наказания. Совсем не в СССР, как утверждают буржуазные пропагандисты, а как раз в царской России — «заключение в смирительном доме». А вот в советских законах ничего подобного не было, и быть не могло.

Не менее «весело» обстояло в царской России дело и с воспитанием детей. РПЦ строго бдила за тем, чтобы каждый рожденный в России человек попадал именно к ней:

Статья 198. Уклонение от крещения и воспитания детей в Православной вере — заключение до 2 лет.

Статья 220. Не привод детей в церковь — духовное и гражданское внушение.

Ну, «внушение», не так страшно. При условии, что вы не сектанты. Вот этим доставалось по полной, за всех сразу:

Статья 206. Раскольничество — ссылка.

Статья 207. Сектантство — ссылка.

Статья 210. Насильственное распространение ереси и раскола — каторжные работы до 15 лет, телесные наказания, клеймение.

Только чуть засомневался в истинности того варианта православия, что вешает поп в местной церкви, — дуй на каторгу.

Не менее строго и по отношению к святыням – их оскорбление приравнивалось по степени тяжести к сектантству:

Статья 223. Оскорбление святынь — каторжные работы до 15 лет или пожизненные, телесные наказания, клеймение.

Но была и другая формулировка, с не в пример более легким наказанием:

Статья 226. Неуважение к святыне — заключение в смирительном доме до 3 лет или тюремное заключение до года.

Разобраться же где «оскорбление», а где «неуважение», могли, понятное дело, только сами священнослужители РПЦ (в зависимости от того, насколько им «позолотят ручку»).

Кстати, наказывалось ли как-то грубость или неуважение паствы к самим священнослужителям?

А как же!

Статья 227. Оскорбление священнослужителя — заключение в смирительном доме до года или тюремное заключение до 6 месяцев.

Статья 228. Неумышленное неуважение к святыне и оскорбление священнослужителя — арест до 3 месяцев.

Статья 229. Оскорбление Православного священнослужителя иноверцем — заключение в тюрьме до года, повторно — до 2 лет.

Н-да, не слабо. Видимо, распространители духовного опиума в Российской империи ценились на вес золота, раз их так оберегали.

Что мы видим из всего изложенного выше?

Что относились в Российской Империи к трудовому народу как к скоту. Собственно, высшее сословие — все эти помещики, и аристократы, так и воспринимали народ российский — как рабочую скотину, которая только и существует для того, чтобы работать, обеспечивая их безбедное существование.

У трудящихся масс царской России не было никаких прав и никакой возможности изменить свою жизнь — получить образование или повысить свой культурный или материальный уровень.

Их удел — родившись рабом, таковым оставаться на всю жизнь. И в первых рядах их духовных притеснителей шли священники РПЦ, верные хранители престола и привилегий господствующего класса помещиков и аристократов.

Использованные источники:

1. http://civil.consultant.ru/code/

2. http://kritix.ru/religion-and-atheism/221-pravoslavie-i-zakony-rossijskoj-imperii

Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх